• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В хакатоне меня привлекла возможность провести исследование»

«В хакатоне меня привлекла возможность провести исследование»

© Высшая школа экономики

В конце июля «Яндекс» провел финал хакатона по разработке инклюзивных навыков для голосового помощника «Алиса». В конкурсе принимали участие студенты ведущих вузов Москвы, и среди них 14 — из Высшей школы экономики. В числе победителей хакатона была названа команда «Друзья человека», в состав которой вошла магистрантка Школы дизайна НИУ ВШЭ Виктория Андрианова.

В рамках хакатона рассматривались проекты, в которых разрабатывались навыки «Алисы», полезные для нескольких социальных групп:

слабовидящих и незрячих людей — навыки, упрощающие взаимодействие с окружающей средой;

людей с двигательными особенностями здоровья — навыки для людей на инвалидных креслах или с ограничением моторики;

пожилых людей — навыки, которые учитывают сценарии, полезные для людей старшего возраста;

детей и подростков — обучающие навыки для детей с особенностями развития или подростков в трудной жизненной ситуации.

В ходе хакатона каждая команда презентовала свой навык и отвечала на вопросы жюри. В зале находилась колонка с «Алисой» для запуска и демонстрации разработанного навыка.

В состав жюри финала вошли сотрудники «Яндекса» из команд «Образование» и «Инклюзия». Они оценивали степень погружения команды в проблематику, идеи и предложения по продвижению навыка, а также саму презентацию работы на финале. Техническую составляющую навыка оценивала команда «Алисы».

Виктория Андрианова (магистерская программа «Коммуникационный и цифровой дизайн» ВШЭ) рассказала новостной службе «Вышка.Главное» об участии и победе ее команды в хакатоне.

Виктория Андрианова (в центре)
© Высшая школа экономики

— Мне пришло письмо на почту от «Яндекс.Образования» о том, что идет набор на хакатон по инклюзивным технологиям. В прошлом году я обучалась исследованиям в VK в рамках Digital Camp, такую же работу мы делали и в университете. В хакатоне меня привлекла возможность провести исследование.

Перед хакатоном для нас организовали вебинары, где рассказывали, как, например, провести исследование, как вообще разрабатывается навык для «Алисы», что можно использовать, были встречи с менторами. Это учеба, и с этой точки зрения участвовать тоже оказалось крайне интересно, потому что тебя учат и ты сразу же применяешь знания на практике. 

На этапе подачи заявки требовалось написать мотивационное письмо и выбрать приоритетную тематику, с которой мы хотим работать. На выбор было четыре направления, в том числе «Навыки “Алисы” для незрячих и слабовидящих», которое у меня стояло в приоритете и по которому мы в итоге делали проект на хакатоне. Затем нас распределили по командам и выдали задачи. На каждом направлении работало по две команды.

Нам досталась задача по проблематике собак-проводников. Немногие люди в России, которые имеют инвалидность по зрению, знают, что они могут бесплатно получить такую собаку. Они не знают, как подготовиться к приему собаки, правильно оценить свои силы. Мы разрабатывали навык как раз для них: проводили кабинетные исследования, изучали открытые материалы. Также мы разговаривали с целевой аудиторией — незрячими и слабовидящими людьми, у которых уже есть собака, и с теми, у которых ее пока нет.

Наш навык «Собаки-проводники» для «Алисы» состоит из четырех частей. Первая — информационная: кому положена собака, как и где ее получить, что нужно для этого сделать. Следующая — это квиз, определяющий, готов ли человек к получению собаки, который состоит из 11 вопросов. Далее идет блок часто задаваемых вопросов и ответов на них. И последнее — это помощь в различных аспектах жизни с собакой: как ее мыть, к кому обратиться по возникающим вопросам, то есть разные контакты и советы по уходу. 

Мы начали что-то делать через две недели после того, как стартовал хакатон, потому что до этого принимали участие в другом. Мы, несомненно, изучали какие-то источники, набрасывали идеи, но вот прям активная работа началась за две недели до конца хакатона. Поэтому поначалу было очень страшно, что мы вообще ничего не сделаем, что ничего не получится, что нет идей, непонятно, как и что делать, кому писать. Мы срочно начали назначать встречи с менторами, я буквально за три дня провела девять глубинных интервью по полтора-два часа и думала — умру, так было тяжело.

На защите мы видели недостатки проектов других команд: у кого-то какой-то функционал не работал, у кого-то какая-то кнопка не нажималась. Мы прекрасно понимали, что и у нас огромная куча косяков, но мы сильно хотели победить. И понимали: наш навык по наполнению и по различным функционалам лидирует. Когда начали объявлять команды победителей начиная с третьего места, мы уже расстроились, что нас точно не вызовут, потому что ни третье, ни второе место мы не заняли. Но мы стали первыми!

Вам также может быть интересно:

Команда НИУ ВШЭ стала победителем исследовательского хакатона СберУниверситета

В хакатоне «Организация и люди: текущие вызовы и векторы развития» приняли участие более 30 исследовательских групп и индивидуальных исследователей. Представители Вышки одержали победу с проектом по изучению эффективности студенческих команд, работающих над ИТ-решениями для реального сектора экономики.

НИУ ВШЭ, Яндекс и ИТМО запустили аспирантуру в области ИИ и гранты для молодых ученых

НИУ ВШЭ в партнерстве с Яндекс создает первую аспирантуру по искусственному интеллекту с уклоном в практику (еще одну такую аспирантуру компания откроет в ИТМО). Цель — предложить лучшие условия и инфраструктуру для развития молодых ученых в стране. Каждый год обучения аспиранты будут получать гранты по 800 тысяч рублей, чтобы создавать новые технологии в области ИИ и быстро внедрять свои разработки на практике, в индустрии.

«Сосредоточились на совместном лидерстве, чтобы привести команду к успеху»

Студенты со всей России создали идеальную модель межвузовского ИТ-кампуса на «НЕЙМАРК.Хакатоне». Форум состоялся в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) на площадке Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде. Каждая команда предложила свое техническое задание к образу будущего кампуса, дизайн-коду пространства, организации цифровых сервисов.

ФКН ВШЭ и Яндекс расширят сотрудничество в сфере подготовки специалистов по ИИ

В следующие 10 лет партнерство Яндекса и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ расширится по трем направлениям: создание новых образовательных программ, развитие исследований в области ИИ и применение генеративных нейросетей в учебном процессе. ФКН был основан Вышкой и Яндексом 10 лет назад и стал одним из лидеров в подготовке разработчиков и специалистов по ИИ и машинному обучению. За это время выпускниками факультета стали 3385 человек.

Хакатоны олимпиады DANO по анализу данных пройдут весной в четырех городах России

Площадками проведения станут Университет ИТМО, Российская экономическая школа, Университет Иннополис, а также пермская МАОУ СОШ №77. Зарегистрироваться на хакатоны можно на сайте Национальной олимпиады по анализу данных DANO.

ФКН ВШЭ и «Яндекс» обсудили сотрудничество с китайским университетом

В Пекине (КНР) декан факультета компьютерных наук ВШЭ Иван Аржанцев, руководитель департамента больших данных и информационного поиска ФКН Евгений Соколов и младший научный сотрудник ФКН Глеб Баженов приняли участие в семинаре “China — Russia Seminar on AI Talent Education and Technology Development”. Организованная «Яндексом» встреча была направлена на обсуждение сотрудничества между ведущими российскими вузами и китайским Университетом Цинхуа. Этот вуз входит в число лучших мировых университетов, занимая в международном рейтинге Times Higher Education 1-е место в Азии и 12-е в мире.

«Теперь нам с этим жить»: как прорывные технологии меняют образование

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и другие представители университета приняли участие в четвертой конференции о людях и технологиях в образовании Yet another Conference on Education (YaC/e-2023), организованной «Яндексом» совместно с Томским госуниверситетом. На конференции обсуждались различные аспекты применения в обучении искусственного интеллекта и других прорывных технологий, а также вопросы выбора профессионального пути и взаимодействия университетов с работодателями.

Команда ФКН заняла первое место на хакатоне вузов «Роснефти»

В октябре прошел Хакатон вузов страны от ПАО «НК “Роснефть”», в котором команда факультета компьютерных наук ВШЭ заняла первое место. Организатором хакатона стал научный институт ООО «РН-БашНИПИнефть». Участники соревнования смогли попробовать силы в решении реальных производственных задач.

Питерская Вышка и «Яндекс» расширяют сотрудничество по подготовке IT-специалистов

С нового учебного года «Яндекс» примет участие в подготовке специалистов по машинному обучению и искусственному интеллекту в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Образовательные треки корпорации дополнят бакалаврские программы в вузе и позволят масштабировать подготовку IT-специалистов на базе университета.

Управлять роботом может каждый — на фестивале в НИУ ВШЭ

27 апреля в атриуме корпуса Вышки на Покровском бульваре состоится фестиваль робототехники факультета компьютерных наук. Партнером события выступил Сбер, а соорганизаторами — «Яндекс» и Национальная ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР).