Университет не должен закрываться от мира, который он исследует
Хотя в название конференции была вынесена тема университетских традиций, спектр обсуждавшихся вопросов намного шире — от академического развития до государственной политики в сфере образования. Вопросы, связанные с политикой, в основном обсуждались 26 сентября, в так называемый предварительный день конференции.
В России принято сетовать, что высшее образование может получить каждый желающий и что выпускники вузов не работают по специальности. Это не только российский, но и международный тренд. Саймон Марджинсон из Университета Мельбурна рассказал, что глобализация делает университеты в развитых странах все более доступными для граждан развивающих стран, а во всем мире растет количество выпускников университетов, никогда не работавших по специальности. Это касается и гуманитарной, и в значительной степени технической сферы.
Исследователи из самых разных стран отмечали, что около 75-80% возрастной когорты поступает в вузы, и российские исследователи оперируют такими же показателями. Несмотря на заметный рост числа студентов, например, в Финляндии и Норвегии, попытки пересмотреть принцип бесплатности высшего образования не встречают понимания у публики, поскольку образование воспринимается как благо, на котором основано общество равных возможностей. Вуз не только занимается образовательной и исследовательской деятельностью, но и выполняет функцию служения обществу.
Тема взаимодействия вуза и общества стала ключевой на круглом столе «Университет в городе». Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов обозначил две возможные модели развития университета: замкнутый кампус, «варящийся в собственном соку», и распределенная структура, открытая для взаимодействия с окружающим городским пространством.
Несмотря на заметный рост числа студентов, например, в Финляндии и Норвегии, попытки пересмотреть принцип бесплатности высшего образования не встречают понимания у публики, поскольку образование воспринимается как благо, на котором основано общество равных возможностей. Вуз не только занимается образовательной и исследовательской деятельностью, но и выполняет функцию служения обществу.
На круглом столе было поставлено три ключевых вопроса: в какой мере университет и город должны быть открыты друг другу; как различаются с этой точки зрения вузы технической, гуманитарной и общественно-экономической направленности; как сделать взаимодействие университета и города более эффективным. Директор по корпоративным проектам ВШЭ Валерия Касамара рассказала об открытых лекциях университета, которые каждый четверг с этой недели начали проходить в музеях Москвы. Публичные лекции Вышки уже проходили летом в Парке имени Горького, и это позитивно сказалось на имидже университета — так, окончательно развеялись мифы о ВШЭ как о «частном платном вузе».
Несмотря на это, вузы мечтают о собственных кампусах — об этом, в частности, говорили представители Томского государственного университета и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Но, как отметил вице-президент Фонда «Сколково» Олег Алексеев, если технический вуз еще может существовать в обособленном кампусе, то гуманитарный или социально-экономический университет не должен закрываться от мира, который он исследует.
На семинаре «Российский мастер-план для высшего образования», в котором принял участие замминистра образования и науки РФ Александр Повалко, выступили зарубежные эксперты — из Калифорнийского университета, Ланкастерского университета и Университета Гонконга, рассказавшие о недавней истории реформ высшей школы в своих странах. Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал о советском опыте дифференциации вузов и возможном сценарии развития российского высшего образования (подробнее эта проблематика рассмотрена в статье Ярослава Кузьминова, Исака Фрумина и Дмитрия Семенова «Незавершенный переход: от госплана — к мастер плану»). США, Великобритания и Китай в определенном смысле прошли тот путь, который предстоит преодолеть России, а значит, зарубежный опыт планирования развития для нас особенно важен.
Екатерина Рылько, Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Военная подготовка необходима всегда»
5 марта
«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ
3 марта
«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества
21 февраля
Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании
10 февраля
«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024
12 февраля
Вам также может быть интересно:
Исследователи ВШЭ выяснили, что реформы системы образования повысили эффективность работы вузов
По данным исследования, проведенного учеными факультета экономических наук и Института образования НИУ ВШЭ, количество научных статей, опубликованных исследовательскими университетами в международных журналах за последние 8 лет, выросло в 3 раза. Кроме того, углубилась специализация вузов. Так, отраслевые университеты (медицинские, педагогические, технические и другие) в 2 раза чаще принимают студентов на целевые места. Исследование опубликовано в журнале Vocation, Technology & Education.
Не просто мессенджер: разработка чат-бота для помощи студентам в обучении
Созданный экспертами Института образования НИУ ВШЭ чат-бот позволяет студентам автоматизировать процесс саморегулируемого обучения и управлять своей вовлеченностью. Новая разработка может быть использована в смешанном и онлайн-обучении и доработана под конкретные дисциплины и курсы.
Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров
Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.