Российский работник. Образование. Профессия. Квалификация / Под редакцией В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. М.: НИУ ВШЭ, 2011
Монография продолжает серию публикаций Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ, посвященных российскому рынку труда, и предлагает комплексный анализ процессов накопления и использования человеческого капитала России в 1990–2000-е годы.
Российский работник. Образование. Профессия. Квалификация / Под редакцией В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. М.: НИУ ВШЭ, 2011 — ISBN 978-5-7598-0901-2
Авторский коллектив:
Биляк Т.А. (гл. 5); Вишневская Н.Т. (гл. 9); Гимпельсон В.Е. (введение, гл. 4, 5, 7, заключение); Денисова И.А. (гл. 8); Капелюшников Р.И. (введение, гл. 1, 4, 5, заключение); Карабчук Т.С. (гл. 5); Лазарева О.В. (гл. 8); Лукьянова А.Л. (гл. 2, 4); Ощепков А.Ю. (гл. 3, 6); Рыжикова З.А. (гл. 5); Цухло С.В. (гл. 8)
Рецензент:
кандидат экономических наук, председатель сектора социально-экономического развития Центра сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований ИМЭМО РАН Ф.Э. Бурджалов
Монография продолжает серию публикаций Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ, посвященных российскому рынку труда, и предлагает комплексный анализ процессов накопления и использования человеческого капитала России в 1990–2000-е годы.
В книге прослеживается, как на протяжении переходного периода менялись образовательные, профессиональные и квалификационные характеристики российской рабочей силы. В свете межстрановых сопоставлений оцениваются количество и качество человеческого капитала, которым располагает сейчас отечественная экономика. Центральное место в работе занимает анализ уровня и динамики отдачи от инвестиций в образование, а также ее дифференциации для различных категорий рабочей силы. Подробно обсуждается проблема недоиспользования имеющихся у российских работников знаний и навыков. Специальная глава посвящена человеческому капиталу, производимому непосредственно на рабочих местах в ходе производственной подготовки работников. Во всех главах книги анализ ведется с применением современных эконометрических методов и использованием больших массивов микроданных. Исследование позволяет получить целостное представление об эволюции, текущем состоянии и возможных траекториях дальнейшего развития российского человеческого капитала.
Вам также может быть интересно:
В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России
Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.
Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников
Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства
Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.
Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста
Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.
Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки
Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».
Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего
Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.
Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы
Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.
Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов
HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.
Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации
В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.
Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами
Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.