• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рабочие и крестьянские села различаются медиапотреблением

Хотя советские ценности и схемы потребления долго сохраняются в сельском сознании, новые медиа в некоторых селах могут повышать интерес к политической и социальной жизни. Лаборатория медиаисследований ВШЭ провела вторую исследовательскую экспедицию в российской провинции.

Большинство исследований медиапотребления в России касаются в первую очередь городских жителей, село же обычно остается в стороне. «Но в связи с расширением выбора каналов, переходом на цифровое телевидение в ближайшие годы нас ждет массовая экспансия новых технологий и многоканального ТВ в деревню и село», — считает Илья Кирия, заведующий Лабораторией медиаисследований Центра фундаментальных исследований ВШЭ.

В связи с расширением выбора каналов, переходом на цифровое телевидение в ближайшие годы нас ждет массовая экспансия новых технологий и многоканального ТВ в деревню и село.

Летом 2012 года сотрудники лаборатории провели полевую экспедицию в Мантуровском районе Костромской области. В опросах тогда приняли участие 106 человек из более 30 домохозяйств. В ходе исследования домохозяйства были поделены на три категории в соответствии с их социокультурным статусом. Однако результаты исследования показали, что различий в восприятии телевидения между представителями трех групп практически не было. Новые медиа (спутниковое телевидение, интернет) кардинально не влияли ни на сознание, ни на быт сельчан. Например, интернет они использовали не как альтернативный источник информации, а скорее как справочник и средство общения.

Новое исследование

На сей раз студенты и преподаватели НИУ ВШЭ отправились в Ростовскую область. Совместно с коллегами с факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий Донского государственного технического университета (ДГТУ) с 23 июня по 4 июля они опрашивали жителей поселка Коксовый Белокалитвенского района. Этот поселок достаточно большой, в нем проживает около девяти тысяч жителей, однако по статусу он является сельским поселением, так же как и изученное год назад поселение Угоры в Костромской области, где население примерно в двадцать раз меньше.

Как рассказал руководитель полевого исследования, заместитель декана факультета медиакоммуникаций ВШЭ Сергей Давыдов, в ходе экспедиции было собрано более 60 глубинных интервью с жителями поселка. Половина из этих интервью была посвящена потреблению спутникового телевидения и восприятию ценностей, транслируемых через него, а другая — пользованию интернетом. Помимо этого каждое интервью предполагало небольшой блок вопросов о пользовании мобильным телефоном. Основные количественные характеристики проведенного исследования представлены в   презентации.

В сравнении с исследованием прошлого года эта экспедиция показала, что люди в Коксовом, во-первых, находятся и ощущают себя в ином социальном статусе: они не крестьяне, а все-таки рабочие. ...у них более высокий уровень проникновения новых медиа, особенно интернета.

Интервью выявили несколько особенностей восприятия сельскими жителями окружающей действительности. «Сейчас наблюдается некий социокультурный кризис, начало которого положила перестройка, — отмечает профессор факультета медиакоммуникаций ВШЭ Анна Новикова, куратор этого блока экспедиции. — Некоторые базовые ценности были утеряны, часть сохранилась, а часть заменили совершенно новые. Самым ярким впечатлением стало открытие того, что респонденты из Коксового, относящиеся к рабочему классу (в советское время здесь добывали коксующийся уголь), понимают окружающий мир ничуть не хуже и не менее глубоко, чем горожане и люди интеллектуального труда».

Чем ростовское село отличается от костромского

В сравнении с исследованием прошлого года эта экспедиция показала, что люди в Коксовом, во-первых, находятся и ощущают себя в ином социальном статусе: они не крестьяне, а все-таки рабочие, — поясняет Илья Кирия. — Отсюда — меньшее внимание работам на огороде, большее стремление к эстетизации приусадебного участка и жилища: у них растут цветы, декоративные изгороди, они более системно подходят к отделке и ремонту жилых помещений. Во-вторых, у них более высокий уровень проникновения новых медиа, особенно интернета. При этом, в отличие от Костромской области, здесь интернетом пользуются в том числе люди среднего возраста, а не только молодежь. Также наблюдается другое отношение к категории «приватного» — респонденты часто не пускали интервьюеров в свои дома, хотя при этом предлагали угощения и всячески проявляли симпатию. Мы ожидаем, что это будет иметь определенное отражение в медиапотреблении в части разделения на индивидуальное и коллективное медиапотребление».

Если под Костромой телезрители воспринимали федеральные новости как «новости из другой жизни», оторванной от них, то в ростовском селе «в целом население имеет более четкую инклюзивную политическую и гражданскую позицию».

Наконец, иной социальный статус респондентов сказывается на их отношении к общественно-политической жизни в целом в стране. Если под Костромой телезрители воспринимали федеральные новости как «новости из другой жизни», оторванной от них, то в ростовском селе «в целом население имеет более четкую инклюзивную политическую и гражданскую позицию».

Эксперимент на будущее

Помимо уже проверенного метода глубинных интервью, в этом году исследователи опробовали метод включенного наблюдения, который предполагал заселение студентов к респондентам на два дня. В течение этого времени они должны были «погрузиться» в быт семьи, чтобы более подробно изучить особенности их медиапотребления. Финальной частью заселения был совместный просмотр документального фильма о протестах в крупных городах России «Зима, уходи!» и его последующее обсуждение с респондентами.

«Проникнуть» в местные семьи удалось всего четырем участникам экспедиции. Однако куратор эксперимента Илья Кирия полагает, что этот опыт очень полезен, потому что «дает возможность судить о медиапотреблении в домохозяйствах разных категорий не на основе вербальных реакций респондентов, а на основе их непосредственного поведения, а затем полученные выводы экстраполировать на сходные домохозяйства. А кроме того мы, по сути, опробовали новый метод, теперь мы понимаем, каким образом в будущем такие наблюдения можно проводить». 

Елена Пронкина, Варвара Чумакова, специально для новостной службы портала ВШЭ

 

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»

Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).