• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые НИУ ВШЭ рассказали о будущем искусственного интеллекта в судопроизводстве

Ученые НИУ ВШЭ рассказали о будущем искусственного интеллекта в судопроизводстве

© iStock / Cemile Bingol

Современные технологии меняют не только нашу повседневную жизнь, но и такие консервативные сферы, как судебная система. Сотрудники кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ирина Михеева и Олег Шерстобоев проанализировали возможности и вызовы, связанные с внедрением ИИ в судебный процесс. Исследование опубликовано в журнале «Вестник Российского университета дружбы народов».

Искусственный интеллект уже активно используется в судебной практике ряда зарубежных стран, таких как США, Великобритания и Китай. Наиболее резонансным судебным делом с использованием ИИ стал случай, когда в 2012 году судья Эндрю Пек в США впервые разрешил использовать ИИ для анализа доказательств. Этот шаг вызвал неоднозначную реакцию, разделив юридическую общественность на две противоборствующие стороны. Одни сомневались в объективности выбранных и сгенерированных ИИ данных, другие указывали на существенную экономию времени и ресурсов. В Великобритании аналогичный подход был поддержан судьей Полом Мэтьюзом в деле 2016 года Pyrrho Investments Ltd против MWB Property Ltd. Он подчеркнул, что использование ИИ оправданно при анализе миллионов документов, так как это минимизирует затраты и ускоряет процесс.

Авторы исследования также проанализировали опыт Китая, где функционируют цифровые суды, использующие ИИ для анализа, сбора и оценки доказательств. Там внедрение технологий ИИ позволило ускорить судебные процессы и повысить их эффективность, особенно в делах, связанных с интернет-правонарушениями. Однако с использованием ИИ в качестве инструмента роль судьи как человека, принимающего окончательное решение, сохраняется.

Пока в мировой практике внедрение ИИ в судебный процесс идет с оглядкой на возможные риски и последствия. 

Ирина Михеева

В России тема ИИ в судебном процессе только набирает обороты, отмечают авторы. Российские судьи проявляют осторожность в отношении технологий ИИ при оценке доказательств. «Суды в России нередко рассматривают электронные документы так же, как и традиционные письменные доказательства, применяя к ним аналогичные правила и стандарты оценки. И искусственный интеллект сможет существенно упростить работу, особенно с электронными файлами и доказательствами», — отмечает Ирина Михеева, заведующая кафедрой конституционного и административного права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде.

Олег Шерстобоев

В 2020 году в России была утверждена Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий ИИ и робототехники до 2024 года, что, безусловно, сказалось и на модернизации судебного процесса. «Мы ожидаем, что с развитием технологий ИИ российские суды будут все чаще сталкиваться с предложениями использовать их для оценки огромных массивов данных», — говорит Олег Шерстобоев, доцент кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде.

Исследователи отмечают, что для полноценной интеграции ИИ в российскую судебную систему потребуется не только время, но и доверие со стороны юридического сообщества.

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.