Романова Ольга Анатольевна
- Старший преподаватель, Приглашенный преподаватель: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Полномочия / обязанности
- Организация аналитического и методического сопровождения исследовательских работ
- Проведение аналитической и научно-исследовательской работы с целью сбора, оценки и анализа получаемой информации
- Выработка практических рекомендаций на основе анализа данных
- Мониторинг российских и международных публикаций и их оценка
- Составление необходимой отчетной документации
- Подготовка научных публикаций
Oбразование
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2024 | «Цифровые технологии и Edutainment в образовании», НИУ ВШЭ |
2023 |
«Академический акселератор: Soft Skills для исследователя», НИУ ВШЭ |
2021 |
Летняя методологическая школа «Текст как данные», ИРГУ |
2019 |
Шестимесячная стажировка в университете г. Оснабрюк под руководством проф. Дитмара Фроммбергера. Prof. Dr. rer. pol. habil. Dietmar Frommberger, Institut für Erziehungswissenschaften Abteilung Berufs- und Wirtschaftspädagogik, Universität Osnabrück. |
2016 |
International Summer School on Educational Finance, HSE Institute of Education and the China Institute for Educational Finance Research, Peking University (CIEFR). |
Достижения и поощрения
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2019)
Надбавка Надбавка за академическую работу (2024–2025)
Надбавка за академическую работу (2023–2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021–2022)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Семинар наставника "Образование, навыки и рынок труда" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Образование, навыки и рынок труда" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Системы профессионального образования в России и в мире (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Системы профессионального образования в России и в мире (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Семинар наставника "Образование, навыки и рынок труда" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Семинар наставника "Развитие навыков" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Системы профессионального образования в России и в мире (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Системы профессионального образования в России и в мире (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Проектирование и разработка онлайн курса (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Проектирование и разработка онлайн курса (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Семинар наставника "Развитие навыков" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Системы профессионального образования в России и в мире (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Системы профессионального образования в России и в мире (Маго-лего; 3 модуль)рус
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 6.0021-2021 | База данных | Массив микроданных обследования выпускников программ среднего профессионального образования, завершивших обучение менее 3-х лет назад: 2021 | 2021622776 | Груздев Иван Андреевич, Бондаренко Наталья Владимировна, Рощин Сергей Юрьевич, Травкин Павел Викторович, Шугаль Николай Борисович, Зорина Ольга Анатольевна, Коршунов Илья Алексеевич, Дудырев Федор Феликсович, Романова Ольга Анатольевна, Фрумин Исак Давидович, Шугаль Николай Борисович, Гохберг Леонид Маркович, Рожкова Ксения Викторовна |
2 | 6.0023-2021 | База данных | Массив микроданных обследования преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций: 2021 | 2021622774 | Гохберг Леонид Маркович, Романова Ольга Анатольевна, Рожкова Ксения Викторовна, Рощин Сергей Юрьевич, Дудырев Федор Феликсович, Коршунов Илья Алексеевич, Шугаль Николай Борисович, Груздев Иван Андреевич, Фрумин Исак Давидович, Бондаренко Наталья Владимировна, Зорина Ольга Анатольевна, Травкин Павел Викторович |
3 | 6.0013-2020 | База данных | Массив микроданных обследования преподавателей программ СПО в рамках МЭО за 2006-2017 годы | 2020622611 | Шугаль Николай Борисович, Рощина Яна Михайловна, Рощин Сергей Юрьевич, Гохберг Леонид Маркович, Зорина Ольга Анатольевна, Травкин Павел Викторович, Романова Ольга Анатольевна, Бондаренко Наталья Владимировна, Шабалин Алексей Игоревич, Мигунова Дина Юрьевна, Дудырев Федор Феликсович |
4 | 6.0012-2020 | База данных | Массив микроданных обследования руководителей образовательных организаций, реализующих программы СПО в рамках МЭО за 2006-2017 годы | 2020622652 | Рудаков Виктор Николаевич, Романова Ольга Анатольевна, Гохберг Леонид Маркович, Травкин Павел Викторович, Бондаренко Наталья Владимировна, Дудырев Федор Феликсович, Мигунова Дина Юрьевна, Рощин Сергей Юрьевич, Зорина Ольга Анатольевна, Рощина Яна Михайловна, Шугаль Николай Борисович, Шабалин Алексей Игоревич |
5 | 6.0018-2021 | База данных | Массив микроданных обследования руководителей профессиональных образовательных организаций: 2021 | 2021622963 | Романова Ольга Анатольевна, Зорина Ольга Анатольевна, Гохберг Леонид Маркович, Фрумин Исак Давидович, Груздев Иван Андреевич, Коршунов Илья Алексеевич, Бондаренко Наталья Владимировна, Шугаль Николай Борисович, Дудырев Федор Феликсович |
6 | 6.0010-2020 | База данных | Массив микроданных обследования студентов программ СПО в рамках МЭО за 2006-2017 годы | 2020622638 | Романова Ольга Анатольевна, Рощина Яна Михайловна, Зорина Ольга Анатольевна, Травкин Павел Викторович, Шабалин Алексей Игоревич, Рудаков Виктор Николаевич, Мигунова Дина Юрьевна, Шугаль Николай Борисович, Гохберг Леонид Маркович, Дудырев Федор Феликсович, Бондаренко Наталья Владимировна, Рощин Сергей Юрьевич |
7 | 6.0020-2021 | База данных | Массив микроданных обследования студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по очной форме: 2021 | 2021622888 | Романова Ольга Анатольевна, Груздев Иван Андреевич, Зорина Ольга Анатольевна, Шугаль Николай Борисович, Рощин Сергей Юрьевич, Бондаренко Наталья Владимировна, Травкин Павел Викторович, Рожкова Ксения Викторовна, Гохберг Леонид Маркович, Коршунов Илья Алексеевич, Дудырев Федор Феликсович, Фрумин Исак Давидович |
8 | 8.0005-2023 | Произведение | Сборник качественных данных по изучению предпринимательства в СПО | Анисимова Ксения Васильевна, Романова Ольга Анатольевна |
Опыт работы
Июнь 2021 – настоящее время |
Институт Образования, НИУ ВШЭ Должность: младший научный сотрудник
|
Январь 2019 г.- июнь 2021 г. |
Институт Образования, НИУ ВШЭ Должность: эксперт
|
январь 2017 г. –декабрь 2018 г. |
Институт Образования, НИУ ВШЭ Должность: аналитик
|
сентябрь 2015 г.-декабрь 2016 г. |
Институт Образования, НИУ ВШЭ Должность: лаборант Произведение выборки данных из литературных источников, реферативных и информационных изданий, нормативно-технической документации в соответствии с определенным заданием.
|
октябрь 2013 г.- август 2015 |
ГБОУ школа №1360 с углубленным изучением математики Должность: учитель английского языка В связи с реорганизацией учебного заведения оформлен внутренний перевод с сохранением должностных обязанностей учителя английского языка. В декабре2014 года в результате Государственной Аттестации педагогических работников была присвоена 1-я квалификационная категория. |
сентябрь 2012 г.- октябрь 2013 г. |
ГБОУ ВСОШ №148 Должность: учитель английского языка
|
Информация*
- Общий стаж: 5 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 5 лет
Экспертный комментарий Ольги Романовой газете "Ведомости"
Заместитель директора Центра Ольга Романова прокомментировала сокращение количества мастеров производственного обучения в российских колледжах для нового материала газеты "Ведомости".
Вера Мальцева и Ольга Романова выступили приглашенными экспертами для портала EdDesign Mag
Коллеги прокомментировали материалы по вопросам эффективности системы СПО в решении проблемы кадрового голода, а также привлечению в колледжи преподавателей-практиков.
Руководители Центра Вера Мальцева и Ольга Романова дали экспертные комментарии газете «Ведомости»
Комментарии коллег были посвящены вопросам формирования критериев для Национального рейтинга колледжей, а также запуску онлайн-колледжа Skillbox.
Стратсеминар по проектированию новой модели работы методических служб и функционала в колледжах Москвы
19 декабря Центр развития навыков и профессионального образования провел стратегический семинар для представителей московских колледжей
Делай бизнес пока молодой: предпринимательству лучше учить вчерашних девятиклассников, пока они еще ничего не боятся
В России нужно увеличить количество предпринимателей — это одна из задач госполитики. В 2030 году малым и средним бизнесом должны заниматься 25 млн человек, пока же не дотягиваем и до 23 млн. Казалось бы, где этому учить, как не в вузах? Однако, судя по результатам исследований, пока университеты слабо справляются с этой задачей. Ольга Романова и Ксения Анисимова из Инобра предлагают развивать комплексную образовательную среду — учить предпринимательству в вузах, опираясь на базу, полученную студентами в колледже.
СПО не хватает «мастерства на кончиках пальцев»: в колледжах чаще не показывают, а рассказывают — как работать руками
Кулинарное училище, урок, посвященный правильной разделке рыбы. Как это выглядит в нашем представлении? Вот мастер, окруженный учениками, в его руках нож, рыба. Как это выглядит на самом деле (чаще всего)? Вот слайды, преподаватель водит указкой: делайте так и так. Пример привела директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская на семинаре, посвященном подготовке кадров для среднего профессионального образования: обсуждали основные барьеры и способы их устранения.
Выпускникам колледжей нужна инициатива: четыре шага для эффективного обучения предпринимательству в системе СПО
Развивать предпринимательские компетенции студентов в колледжах было бы очень полезно. И потому, что такие компетенции помогают проявлять активную самостоятельность во всех сферах, и потому, что как раз выпускникам СПО это бы тем более помогло. Исследования показывают, что именно они особенно уязвимы перед безработицей и бедностью. Ольга Романова из Центра развития навыков и профессионального образования Института образования ВШЭ изучила сильные и слабые стороны обучения предпринимательству в колледжах России. Исследование выполнено на грант стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
От новых градусников до новых эмоций: проекты по укреплению человека получили гранты
Что может привести человека к счастью, здоровью и успеху? Тут нет единых рецептов: в чем-то поможет развитие навыков и умений, а в чем-то – технологии и даже роботы. Примерно такой разброс решений – в проектах ученых Вышки, проекты которых одержали победу в конкурсе молодых ученых (до 39 лет) НИУ ВШЭ на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области изучения возможностей укрепления человека в разных сферах. Конкурс проводился в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», из 19 заявок шесть получили поддержку. Коротко – о каждом.
Как развивать общие компетенции у студентов СПО, чтобы укрепить их веру в свои силы?
Результаты нового исследования Ольги Романовой “Embedding employability skills in vocational education and training: What works best for students’ self-evaluation and aspirations?”опубликованы в австралийском журнале Journal of Teaching and Learning for Graduate Employability. В фокусе внимания работы находится связь разных подходов к включению общих компетенций в учебную программу СПО с самооценкой студентов и их планами предпринимательской деятельности.
Цифровизация системы среднего профессионального образования: кейсы Республики Татарстан, Белгородской и Московской областей
В рамках Мониторинга экономики образования опубликован информационный бюллетень №2 за 2021 год, посвященный анализу процессов цифровизации на примере трех российских регионов. В подготовке бюллетеня приняли участие сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования Федор Дудырев, Ольга Романова, Ксения Анисимова и Евгений Петров.
职业教育国家专业教学标准建设:俄罗斯的经验与启示 или обмениваемся опытом с Китаем
Ольга Романова, младший научный сотрудник ЦРНПО, опубликовала совместную статью с коллегами из Восточно-китайского педагогического университета (East China Normal University, Shanghai) – Yueru Lin и Weiping Shi.
Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании Китая и России – общий курс на сближение образования и рынка труда
Ольга Романова с коллегами представила результаты первого этапа международного сопоставительного исследования реализации компетентностного подхода в России и Китае (Competence Development in VET - CodeVET) в рамках XXII Апрельской международной конференции.
Колледжи не верят надежности «цифры»
В колледжах процветает «двойная работа» – сотрудники создают и электронные документы, и их бумажные копии. Причина – недоверие к надежности цифровых инструментов. И управленцы, и преподаватели боятся потерять данные. «Преодолеть проблему, вероятно, поможет развитие системы сохранения резервных копий», – отмечает Ольга Романова, эксперт Центра развития навыков и профессионального образования. Это один из выводов доклада о том, как идет цифровая трансформация в СПО – он опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.
Равнение на смартфоны
При создании цифровой образовательной среды лучше равняться на мобильные технологии, а не на компьютеры для индивидуального пользования (ноутбуки и планшеты). Такой вывод делают эксперты Инобра Дмитрий Глушко, Ольга Романова и стажер-исследователь Елена Белова, изучившие европейский опыт. В серии бюллетеней Мониторинга экономики образования они выпустили доклады о том, как развиваются цифровые компетенции студентов и педагогов в среднем профессиональном образовании в странах ЕС.
Рабочие на грани вымирания
Когда-то в СССР было начальное и среднее профессиональное образование. К начальному относились, например, трактористы, монтёры, повара. В структуру среднего профобразования входили более сложные специальности – вроде фельдшера или медсестры. Это деление сохраняется в колледжах и сегодня. Одни программы относятся к «квалифицированным рабочим», другие – к «специалистам среднего звена» (в документах это названо жутковатыми аббревиатурами ППКРС и ППССЗ). Что радикально изменилось по сравнению с прошлым? – соотношение между долями обучающихся на квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Численность будущих рабочих стремительно сокращается. Об этой проблеме предупреждают эксперты Центра развития навыков и профессионального образования и Лаборатории исследований рынка труда Вышки. Их доклад опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.
«Синих воротничков» готовят к ЧП
Трудно представить, как учить по zoom токаря или сварщика. Есть масса профессий, которые не освоишь «в теории», и больше всего их в секторе среднего профессионального образования. Как он выживает в «карантинном» 2020 году и как разные страны решали его проблемы – изучили Ольга Романова из Центра развития навыков и профессионального образования и ее соавторы Дмитрий Глушко и Ирина Бойко. «Революционных» решений не нашел никто, пострадали и богатые, и бедные страны. Эксперты выясняли, какие решения могут помочь системе СПО в будущем, если подобные ЧП повторятся.
Развитие среднего профессионального образования в России и мире в условиях пандемии
Одни из последних в этом году выпусков информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования возвращают нас к традиционной теме трудоустройства выпускников системы СПО, а международный обзор подводит итоги изменений в среднем профессиональном образовании в 2020 году
Инвалидов толкают в тень
Значительная часть инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России вынуждена работать в теневом секторе экономики. Одна из причин – то, что они не смогли получить профессиональное образование. Почему это происходит и насколько колледжи готовы учить людей с ограничениями здоровья – изучали эксперты Центра развития навыков и профессионального образования Инобра и Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ. Их доклад опубликован в серии экспресс-бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка.
Проведена программа повышения квалификации «Внедрение модели формирования и оценки общих компетенций студентов СПО»
В сентябре в Институте образования прошла очередная программа повышения квалификации для педагогических работников системы среднего профессионального образования. Слушателями программы в этом году стали педагоги из Московской, Калужской и Белгородской областей.
Учёба мастера боится
России нужны государственные инициативы, которые позволят студентам колледжей совмещать учебу с профильной, а не случайной работой. Это может быть увеличение доли обучения на предприятиях, дуальные профессиональные образовательные программы, стажировки и т.д. Такие меры приведут к росту их зарплат в будущем. Об этом пишут эксперты Центра развития навыков и профессионального образования и научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ. Статья Федора Дудырева, Ольги Романовой и Павла Травкина опубликована в международном журнале «Education + Training»: он входит во «второй квартиль» наиболее цитируемых и авторитетных научных изданий мира.
Среднее профессиональное образование в условиях пандемии: международная практика
Очередной выпуск серии "Современная аналитика образования" посвящен обзору изменений в системах среднего профессионального образования развитых и развивающихся стран, которые вызваны стремительным распространением эпидемии COVID-19.
Рабочая встреча команды проекта CodeVET в университете г. Оснабрюк, Германия
16-18 июля в г. Оснабрюк, Германия состоялась рабочая встреча команды международного исследовательского проекта CodeVET. В мероприятии приняли участие директор центра развития навыков и профессионального образования Федор Дудырев и аналитик Ольга Романова.
Конференция ICEFIL в Утрехтском университете, г. Утрехт, Нидерланды
Аналитик Центра исследования СПО Института образования НИУ ВШЭ Ольга Романова посетила конференцию ICEFIL 2018, посвященную персонализированному обучению и цифровизации образования.
Исследование: как системе профобразования «услышать сигналы» рынка труда?
После краха советской модели подготовки кадров среднему профессиональному образованию России постепенно удалось найти свое место в системе институтов рынка труда. При этом организации СПО и работодатели все еще не могут договориться о том, кто должен восполнить дефицит общих, универсальных навыков и компетенций, которые востребованы современной экономикой. К таким выводам пришла группа исследователей Института образования НИУ ВШЭ, подготовившая доклад «Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда?». Работа Федора Дудырева, Ольги Романовой, Алексея Шабалина опубликована в издательской серии ВШЭ «Современная аналитика образования».
Семинар «Переход учеба-работа для выпускников профессиональных образовательных организаций»
6 марта 2018 г. состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором был представлен доклад «Переход учеба-работа для выпускников профессиональных образовательных организаций».
Переход на всеобщее среднее: от СССР до наших дней
Новый выпуск серии «Современная аналитика образования» посвящен историческому обзору перехода к всеобщему среднему образованию в Российской Федерации. Работа охватывает различные аспекты обеспечения равного доступа к среднему образованию в СССР и постсоветской России. Исследование построено на анализе широкого круга библиографических, статистических и нормативно-правовых источников.
«Учиться и работать в одном здании удобно»
У каждого студента очных магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ есть возможность работать в каком-либо из научных подразделений Института. Благодаря работе в исследовательском центре магистранты не только зарабатывают деньги в дополнение к стипендии, но и практикуются в будущей профессиональной деятельности.
EDgeneration: встреча начинающих исследователей с профессионалами
25 – 26 ноября в Институте образования НИУ ВШЭ прошла первая открытая научно-практическая конференция молодых исследователей. Событие состоялось благодаря инициативе студентов магистерской программы Инобра «Доказательная образовательная политика».
International Summer School on Educational Finance
The International Summer School on Educational Finance was held on July 3-10 in Beijing. The event was organized by HSE Institute of Education and the China Institute for Educational Finance Research, Peking University (CIEFR). Questions of educational financing were considered in the context of globalization and assessing students’ educational achievements.
International Summer School on Educational Finance
The International Summer School on Educational Finance was held on July 3-10 in Beijing. The event was organized by HSE Institute of Education and the China Institute for Educational Finance Research, Peking University (CIEFR). Questions of educational financing were considered in the context of globalization and assessing students’ educational achievements.
В Пекине прошла очередная летняя школа по финансированию разных уровней образования
Организаторами школы выступили Институт Исследований финансов в области образования Пекинского Университета и Институт образования НИУ ВШЭ. В рамках сессии, посвященной среднему профессиональному образованию, сотрудники Инобра Федор Дудырев, Алексей Шабалин и Ольга Романова представили свои доклады и проекты.