Фадеева Татьяна Евгеньевна
- Доцент: Факультет креативных индустрий / Школа дизайна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 7 лет.
Oбразование и учёные степени
Кандидат искусствоведения
Достижения и поощрения
Образование, учёные степени
- Магистр изящных искусств («С отличием») – МГУ им. М.В. Ломоносова (2010-2012);
- Бакалавр изящных искусств («С отличием») – МГУ им. М.В. Ломоносова (2005-2010);
- Аспирантура – МГУ им. М.В. Ломоносова (2012-2015);
- Кандидат искусствоведения (2017).
Должности
- Доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.
Профессиональные интересы
- Теории и методология современного искусства и искусствоведения;
- философские концепции и практики авангарда;
- институциональная критика;
- проблематика современного кураторства;
- история и теория фотографии;
- история и теория иллюстрации.
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Маквей А. В. Дискурсы о креативности в условиях цифровой трансформации культуры (aспирантура: 3-й год обучения)
- 2Федоров М. А. Основные факторы возникновения кибер-моды (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- История и теория дизайна. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История классического искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- История классического искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Теория и философия современного искусства. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)рус
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Базовый курс (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Современное искусство (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Современное искусство (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- История классического искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1 семестр)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- History and Theory of Design (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Современное искусство (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Современное искусство (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- История и теория дизайна. Современное искусство (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 семестр)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- History and Theory of Design (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- History and Theory of Design (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 54.03.01. Дизайн, направление: 54.03.01. Дизайн; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- История и теория дизайна (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 1 семестр)рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)рус
- Научно-исследовательский семинар (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Предметное поле современного искусства и стратегии его осмысления в контексте развития гуманитарного знания (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)рус
- История современного искусства (бакалавриат НИУ ВШЭ) с 2017 по наст. время;
- Теории и методы современного искусства (Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ), с 2017 по наст. время;
- История фотографии (бакалавриат НИУ ВШЭ), с 2017 по наст. время;
- История иллюстрации (бакалавриат НИУ ВШЭ), с 2017 по наст. время;
- История изобразительного искусства (бакалавриат НИУ ВШЭ), с 2016 по наст. время;
- Философия и семиотика художественного образа (бакалавриат МГУ им. М.В. Ломоносова), 2014-2016.
Конференции
2023. Первый Российско-Китайский форум "Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы XXI века". 10-12 октября 2023 г. К 200-летию основания Строгановской школы (1825-2025). Доклад: "Влияние нейронных сетей на современную фотографию: от инструмента до нейроавтоматона" (в соавторстве с А.Д. Старусевой-Першеевой). Программа по ссылке: https://docs.google.com/document/d/15jgLy2k8D4hZYIrfY0-Op8qxSxee2Hj_/edit?usp=sharing&ouid=112547871681213005565&rtpof=true&sd=true
2023. VI Ежегодная международная научно-практическая конференция «Культура. Творчество. Образование». Москва, 2023. Доклады: 1) Феномен "бедного изображения" в контексте технологий виртуальной реальности, 2) Искусство "после" интернета: художественные стратегии постинтернет-художников. PDF оглавления по ссылке: https://drive.google.com/file/d/17pV8bo3ZEQE9Zuo_YqJ1p6xu6jZbQcRF/view?usp=sharing
2022. XXIII Ясинская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества.Сессия T-7-4. Новые и старые медиа как культурные посредники. 7 апреля. Совместно с Александрой Першеевой. Доклад: «VR как новая мистерия: экранный образ в поле пересечения кино, театра и гейм-дизайна». Программа: https://conf.hse.ru/2022/program#all.
2022. Международная конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты». Ассоциированное мероприятие XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. СЕКЦИЯ: «ИЛЛЮСТРАЦИЯ И КОМИКС». Модератор: Ксения Копалова. КРУГЛЫЙ СТОЛ/ДИСКУССИЯ (участники: Юля Блюхер, Таня Фадеева, Наташа Гриценко, Степа Липатов). Дискуссия посвящена вопросам исследования в иллюстрации: практики через исследование и иллюстрации как предмету исследования. Также затрагиваются следующие темы: методы исследования. Место исследования в академической и практической деятельности. Practice as research в иллюстрации и комиксе. Иллюстрация как производство знания. Иллюстрация и медиум: как технологии определяют методы исследования и способы репрезентации.
2021. Ежегодная всероссийская научная конференция «Современные методы изучения культуры – ХIII» 16 – 17 апреля 2021 года. Секция «Визуальный образ и его медиум: пространство, тело, воображение». 17 апреля. Доклад: «Зритель в пространстве виртуальной реальности: интеракция без интерактивности».
Аннотация: В данном докладе речь идет об особом способе телесного присутствия зрителя в проектах виртуальной реальности, а именно – в роли наблюдателя/свидетеля или «призрака», не способного взаимодействовать с миром виртуальной инсталляции и влиять на происходящие в нем события. На примере ряда VR-проектов (VR-проекты команды Нонни Де ла Пенья, 2010-е; Цай Минлян «Заброшенный», 2017; Сю Чи Йен «Дом», 2020; самоорганизованная группа ШШШ «Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой», 2020-2021) рассмотрены различные грани того зрительского опыта, который создатели данных инсталляций предлагают пользователю: от медитативного созерцательного восторга и вуайеристского дискомфорта до переживания остранения собственной телесности. В этом отношении, опираясь на идеи французского философа А. Бадью, технологии VR можно рассматривать как машинерию для производства событий – аппарат для актуализации потенциальностей, которые конвертируются для зрителя в события и в дальнейшем могут стать, а могут и не стать реальностью – это зависит от того, решит ли зритель «встроить» возможность, предложенную виртуальным событием, в свою картину мира.
2021. Международная конференция «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты». Ассоциированное мероприятие XXII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Совместно с Юлией Блюхер. Доклад: «Иллюстрация-360».
2021. VI международная конференция "Мир комиксов". Секция Комиксы и образование. Совместный доклад с Юлией Блюхер (Школа дизайна НИУ ВШЭ), тема: "Дополненная реальность (AR) как средство художественной выразительности в современном комиксе". Видеоверсия доклада: https://www.youtube.com/watch?v=hXz4vkgtgR0&t=32126s (начало доклада - 8.55.00). Программа конференции: https://vk.com/doc-138415599_588400234?hash=f7fbdfa4f4421c369c&dl=fe5ffede82a4af28b4
2021. Международная конференция «Design: Vertical & Horizontal Growth». Совместный доклад с Александрой Старусевой-Першеевой (НИУ ВШЭ). Тема: «Увидимся в Zoom: новая норма присутствия в цифровом пространстве» (“See You in Zoom”: Digitally Extended Presence as a New Normal). Видеоверсия доклада: https://www.youtube.com/watch?v=rFv--Tmgoak. Ссылка на программу конференции: https://drive.google.com/file/d/1RKuFNTM9HuPoZULdHG1mDZgQjYlakSN7/view
2020. XXI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Секция T. Социокультурные процессы. Сессия T-14. Слушатели, читатели и зрители.
А. Д. Старусева-Першеева (НИУ ВШЭ), Т. Е. Фадеева (НИУ ВШЭ )Название доклада: "Виртуальная реальность как инструмент художника: выстраивание интерсубъективной позиции". Видеоверсия доклада: https://www.youtube.com/watch?v=XMoZHLRXtCI2019. «Представляя необычное: когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и прочие фантастические твари»
Доклад "Медиаарт как метод «расширения» субъективности: по направлению к Другому" (совместно с А. Старусевой-Першеевой).
2019. Искусствознание: наука, опыт, просвещение (Москва), 4-5 окт. 2019.
Доклад: RE-SUBJECTIVITY: MEDIA ART AS A PRACTICE OF IDENTITY (совместно с А. Старусевой-Першеевой).
2019. Летняя школа. Выступление с докладом на круглом столе по телесности. Название доклада: «Расширенное тело» как манифестация «морфологической свободы».
Доклад посвящен проблеме телесности как социокультурному феномену, который сегодня получает переоценку в связи с формированием и дальнейшим осмыслением концепции «расширенного тела», манифестацией принципов «морфологической свободы», а также развитием технологий, позволяющих менять структуру тела человека путем хирургической, генетической, пластической и др. коррекции (посредством протезирования, вживления датчиков и т.д.). Сегодня – в противовес телесным практикам прежних периодов – тело всё чаще рассматривается как платформа для преобразования (всего тела или отдельных элементов), как объект дизайна. В рамках доклада будут затронуты вопросы, связанные с такими направлениями развития/«улучшения» человека, как киборгизация и виртуализация, с привлечением материалов кейсов из практик современного искусства и дизайна.
2018. Искусствознание: наука, опыт, просвещение (Москва).
Доклад: "Развитие стратегий неодадаизма: по направлению к свободе" в соавторстве с А. Старусевой-Першеевой
2018. Синтопический симпозиум в г. Кёльн, ГерманияДоклад: "Синтопическое искусство И. Захарова-Росса"
2018. Апрельская конференция НИУ ВШЭ
Доклад: "Искусство для множества: социальная скульптура и синтопический коллаж"
2018. Конференция МИЭМ (Ежегодная межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов имени Е.В.Арменского)
Доклад: "Инновационные технологии и социальное искусство: опыт сопряжения"
2017. Апрельская конференция НИУ ВШЭ, Круглый стол (Москва)
Доклад: "Современные тенденции в science art"
Конференция "Ломоносовские чтения", участие - 2012, 2013, 2015 гг.:
Фадеева, Т.Е. Конвенционализм как принцип опосредованного характера восприятия искусства [Электронный ресурс] / Т.Е. Фадеева // Матер. межд. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2015» (апрель 2015 г.) / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. – М.: МАКС Пресс, 2015. ISBN 978-5-317-04946-1.
Фадеева, Т.Е. Искусство и пропаганда [Электронный ресурс] / Т.Е. Фадеева // Матер. междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2014» (апрель 2014 г.) / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. – М.: МАКС Пресс, 2014. ISBN 978-5-317-04715-3.
Фадеева, Т.Е. Искусство и глобализация [Электронный ресурс] / Т.Е. Фадеева // Матер. межд. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013» (апрель 2013 г.) / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, К.К. Андреев, М.В. Чистякова.– М.: МАКС Пресс, 2013. ISBN 978-5-317-04429-9.
- 2021
VI Международная конференция клуба любителей интернета и общества «Internet beyond 2020» (Москва). Доклад: Круглый стол «Как нам быть с искусством»
VI международная конференция «Мир комиксов» (Москва). Доклад: "Дополненная реальность (AR) как средство художественной выразительности в современном комиксе"
- 2020
XXI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Виртуальная реальность как инструмент художника: выстраивание интерсубъективной позиции
- 2019
Искусствознание: наука, опыт, просвещение (Москва). Доклад: Ре-субъективация: медиаарт как практика идентичности
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 8.0109-2024 | Произведение | МООК «История фотографии» | Фадеева Татьяна Евгеньевна, Камина Марта Дмитриевна, Першеева Александра Дмитриевна, Гамезардашвили Ражден Мурманович, Левашов Владимир Григорьевич |
Информация*
- Общий стаж: 7 лет
- Научно-педагогический стаж: 7 лет
- Преподавательский стаж: 7 лет
Метавселенные, ИИ, трансцендентальный борщ: лекции ВШЭ для молодежи на выставке «Россия»
8 июня на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ Российское общество «Знание» организовало лекции преподавателей-практиков факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, который в этом году празднует свое 10-летие. Основной аудиторией лектория стали школьники и студенты, которые видят свое будущее в творческих профессиях. Лекции были посвящены медиа, дизайну, кино и метавселенным, в том числе в контексте использования ИИ, а также перспективам развития креативных индустрий.
«Фотография всегда оказывается в пространстве “между”»
Новый открытый курс онлайн-кампуса НИУ ВШЭ «История фотографии» посвящен первому из технических искусств и главному современному медиа. Просмотрев тысячи снимков, авторы представили ретроспективу современной культуры, которую по праву можно считать фотографической.
Стартовал новый сезон ежегодного проекта Школы дизайна ВШЭ «Открытые лекции»
Тема предстоящих встреч — «Мультидисциплинарность и объединение». Дизайнеры, художники, кураторы, режиссеры, арт-директоры, создатели ярких и смелых проектов в областях дизайна, моды и современного искусства рассказывают о мультидисциплинарном подходе в креативных индустриях и тенденции к объединению в турбулентных условиях. Лекции открыты для всех желающих. Нужно только зарегистрироваться!
Киберперформанс, прок-кино, цифровой арт: как развивается искусство и наука о нем в XXI веке
С 21 по 23 апреля в онлайн-формате прошла большая конференция Школы дизайна и Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты». Эксперты обсудили образовательные практики в искусстве, его современное состояние, влияние технологий, а также перспективы развития арт-сферы.
Круглый стол «Образование в области искусства и дизайна: форматы и перспективы»
20 сентября в 16:00 в Школе дизайна пройдёт круглый стол, посвящённый проблемам современного образования в сфере искусства и дизайна
«Новая телесность: нормы и границы тела в современном искусстве и дизайне»
21 июня в рамках Летней школы «Биомедиа: визуализация, дизайн, границы» Аспирантская школа по искусству и дизайну и Школа дизайна НИУ ВШЭ проводят круглый стол