Епанова Юлия Валентиновна
- Доцент: НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук / Департамент социологии
- Научный сотрудник: НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук / Центр молодежных исследований
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2022 году.
- Научно-педагогический стаж: 19 лет.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2022 - Введение в методологию применения подхода "Project service-learning" в образовательных программах
2019 – Программа повышения квалификации «Программа педагогического развития: принципы и практики преподавания (CERGE-EI)» (Teaching for Teachers)
2016 - Стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС (Карамзинская стипендия 2016)
2015 - Стажировка в Школе актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС (Карамзинская стипендия 2015)
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2022)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
Лучший преподаватель — 2024
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- История и теория медиа (Маго-лего; 2 модуль)рус
- История и теория медиа (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 1-й курс, 2 модуль)рус
- Research Seminar "Economy of the City: Ethnographic Research" (2024/2025 academic year) (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar "Economy of the City: Ethnographic Research" (2024/2025 academic year) (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar "Economy of the City: Ethnographic Research" (2024/2025 academic year) (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Анг
- Sociology of the Youth (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Sociology of the Youth (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Urban Studies (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Digital Youth (Маго-лего; 2 модуль)Анг
- Digital Youth (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- История и теория медиа (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Research Seminar "Studying Market: Perspectives of Economic Sociology and UX Research" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Sociology of the Youth (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Digital Youth (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Digital Youth (Маго-лего; 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Research Seminar "The Market Research: Sociological and Marketing Approach" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- Research Seminar "The Market Research: Sociological and Marketing Approach" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук направление: 39.03.01. Социология, направление: 39.03.01. Социология; 3-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Research Seminar "The Market Research: Sociological and Marketing Approach" (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Анг
- Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Sociology (Дисциплина общего цикла; 3, 4 модуль)Анг
- Sociology of Childhood and Adolescence (Маго-лего; 2 модуль)Анг
- Sociology of Childhood and Adolescence (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Sociology of the Youth (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Sociology of the Youth (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Urban Studies (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Digital Youth (Маго-лего; 1 модуль)Анг
- Digital Youth (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 2-й курс, 1 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет права (Нижний Новгород); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Sociology (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Анг
- Социология (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Sociology of Childhood and Adolescence (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Digital Youth (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Sociology (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента; 1-й курс, 4 модуль)Анг
- Социология детства и подростковости (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Digital Youth (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)Анг
Проекты
2021-2022
– Проект «Кино+Поколение: взаимодействие поколений и кино в оптике социологической рефлексии» (совместно с Кузинер Е.Н.)
2020-2021
– Проект «Кино сквозь социологическую оптику: смотреть, видеть, анализировать» (совместно с Ариф Э.М.)
– Проект «Researching online: digital youth and digital ethnography» (совместно с Саблиной А.А.)
2019-2020
– Проект «Digital youth: life, intimacy, ethics online» (совместно с Саблиной А.А.)
Конференции
- 2022
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы и перспективы организации работы с молодежью» (Самара). Доклад: Антикризисный потенциал молодежных политик в России и Европе в эпоху глобальных рисков: национальное, воображаемое, патриотизм и социальная вовлеченность
- 2021
Санкт-Петербургская международная конференция по неравенству и многообразию (Санкт-Петербург). Доклад: Surviving COVID-19: changes, challenges and opportunities for young craft entrepreneurs in St. Petersburg
Международная научно-практическая конференция «Трансформация труда в (де)глобализирующемся обществе», V Санкт-Петербургский Международный форум Труда 2021 (Санкт-Петербург). Доклад: "Сохранить свое дело": капиталы и тактики молодых крафтовых предпринимателей Санкт-Петербурга
Молодежный форум «Трансформация ценностей современной молодежи: противодействие экстремизму и терроризму» (Челябинск). Доклад: Взаимосвязь радикализации и объективного и субъективного воспринимаемого неравенства (Проект «Диалоги о радикализации и равенстве»)
Семинар Центра молодёжных исследований «СОЦ UP» «Своими руками: молодые мастера в крафтовом бизнесе» (Санкт-Петербург). Доклад: Представления о мастерстве и профессионализме в нарративах мастеров
Международный конгресс «Молодежь глобальной повестке. Молодежная политика: мировой и региональный опыт». (Казань). Доклад: Конструирование субъекта молодежной политики в условиях пандемии: сравнительный опыт Греции, Финляндии, Германии, Великобритании и России
- 2019
Тревожное общество и сенситивная социология (Санкт-Петербург). Доклад: Радикализация и (не)равенство: российские кейсы в контексте глобальных трендов
Молодежь в XXI веке: множественность и различие (Санкт-Петербург). Доклад: Understanding of radicalism and extremism among the second generation of North Caucasian urban youth
- 2016
#Город#Тело#Медиа (Самара). Доклад: «Цифровые кочевники»: городская навигация пассажиров с использованием мобильных приложений»
XIV Пирровы чтения «Доминирование и контроль: интерпретация культурных кодов» (саратов). Доклад: Контроль над городом: мобильные приложения в практиках городской навигации пассажиров.
48-я ежегодная конвенция Association for Slavic, East European, and Eurasian Studies (ASEEES) (Вашингтон). Доклад: Round table «Digital Landscapes of Russian Cities: E-governance, Mobility, Activism»
- 2015
Топология цифровых расширений: пространства, связи, субъективности (Москва). Доклад: Мобильный город: новые медиа в практиках городской навигации
Мозаика городских пространств: экономические, социальные, культурные и экологические процессы (Москва). Доклад: Мобильные технологии: новые практики городской навигации (на примере г. Самара)
Молодежь и общество: в поисках новых солидарностей (Санкт-Петербург ). Доклад: Мобильные устройства в практиках городской навигации молодежи (на примере г. Самара)
Urban Media Studies: Concerns, intersections and challenges (Загреб). Доклад: Urban navigation in the digital era: the anthropology of mobile applications’ user
Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации III (Самара). Доклад: Мобильные технологии и городская навигация: антропологический аспект
- 2014
XV Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Доклад: Крыши современного города: легитимация новых культурных пространств
Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования (Белгород). Доклад: Интернет-репрезентации тела молодежью (на материалах тематических групп социальной сети «ВКонтакте»)
Межкультурное взаимодействие в современном мире (Самара). Доклад: Опыт освоения городских крыш как новых культурных пространств
- 2013
Социальные коммуникации: офф-лайновый и он-лайновый контексты (Самара). Доклад: Тело пациента в контексте медицинской практики: барьеры коммуникации (опыт автоэтнографии)
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 8.0264-2022 | Произведение | Коллекция транскриптов интервью | Епанова Юлия Валентиновна, Епанова Юлия Валентиновна, Омельченко Елена Леонидовна, Кравцова Алёна Николаевна, Гладченко Екатерина Андреевна, Балацюк Елизавета Сергеевна, Гладченко Екатерина Андреевна, Крупец Яна Николаевна, Кравцова Алёна Николаевна, Балацюк Елизавета Сергеевна, Крупец Яна Николаевна, Омельченко Елена Леонидовна |
Гранты
«Красота «своими руками»: политики тела, самозанятость и уход за собой в молодежных культурах Санкт-Петербурга (ПФИ, 2022)
«Пережить трудные времена и сохранить бизнес»: стратегии совладания с кризисом молодых предпринимателей Санкт-Петербурга (ПФИ, 2021)
Выбор жизненных стратегий талантливой молодёжью и её роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы "утечки мозгов" (РНФ, 2021-2023)
Антикризисный потенциал молодежных политик в России и Европе в эпоху глобальных рисков: национальное воображаемое, патриотизм и социальная вовлеченность (РФФИ, 2020)
«In the Gulag's Shadow: Producing, Consuming and Perceiving Prisons in the Former Soviet Union», Economic and Social Research Council (UK) (2018-2021)
DARE (Dialogue about Radicalisation and Equality), EU Horizon 2020 (2017-2021).
Цифровой город: новые формы управления пространством, инициативы горожан и культурные практики (РАНХиГС, 2016)
Медиа и технологии в современном городе (РАНХиГС, 2015)
Опыт работы
2017 – по настоящее время: Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ – СПб
2017 – по настоящее время: приглашенный преподаватель департамента социологии Санкт-петербургской школы социальных наук и востоковедения, НИУ ВШЭ
2000 – 2017 – Социологический факультет, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (ранее – Самарский государственный университет)
Информация*
- Общий стаж: 26 лет
- Научно-педагогический стаж: 19 лет
Молодежь в эпоху глобальных вызовов: как прошла Международная конференция в честь 15-летия Центра молодежных исследований
Центр молодежных исследований Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге провел Международную научную конференцию «Агентность и устойчивость молодежи в эпоху глобальных вызовов». Более 100 исследователей из России, Индии, Аргентины и Бразилии обсудили адаптацию молодых работников на рынке труда, влияние цифровизации на жизнь молодежи, роль молодежной культуры в городе и другие вопросы. О ярких моментах конференции и ее результатах — в нашем репортаже.
Лучшие преподаватели – 2024
В Питерской Вышке подвели итоги студенческого голосования за лучших преподавателей.
Как быть самостоятельным за рамками институциональной поддержки?
22 марта 2024 года состоялся объединенный научный семинар стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Юлия Епанова о принцессах Диснея на Social Sciences’ Academic Holiday
Список тем, о которых может порассуждать социолог, кажется, совершенно не ограничен. В доказательство – выступление научного сотрудника ЦМИ, доцента департамента социологии Юлии Епановой на Social Sciences’ Academic Holiday, посвященное диснеевским принцессам.
День Рождения Центра молодежных исследований!
Уважаемые коллеги!
Поздравляем Вас с 14-летием Центра молодежных исследований! За эти годы Вами успешно реализовано множество российских и международных проектов, опубликованы статьи и монографии, организованы научные семинары, конференции, экспедиции!
Желаем Вам на долгие годы оставаться одним из лучших научных центров по изучению молодежи не только в России, но и в мире.
ЦМИ на конференции Социологического института РАН
19-20 октября сотрудники Центра молодежных исследований приняли участие в Международной научной конференции «Цивилизационное своеобразие современных обществ в условиях глобальных, региональных и локальных трансфигураций», посвященной 100-летию со дня рождения Шмуэля Н. Эйзенштадта.
Социологи Питерской Вышки начнут проводить лекции в библиотеке имени Лермонтова
Питерская Вышка и библиотека имени М.Ю. Лермонтова заключили соглашение о партнерстве в сфере образования, науки и культуры. Теперь ученые из Центра молодежных исследований смогут проводить в библиотеке открытые лекции. Первая состоится уже 14 марта.
Мартовские публичные лекции ЦМИ в Открытой Гостиной
Приглашаем на мартовские научно-популярные лекции от ЦМИ в Открытой Гостиной! Евгения Кузинер расскажет об исследовании креативных пространств в городах России, а Юлия Епанова и Елизавета Балацюк — о современных трендах в бьюти-сфере. Лекции состоятся 14 и 29 марта в библиотеке М. Ю. Лермонтова.
Как живет молодежь «между прошлым и будущим»? Главное с конференции социологов
В конце октября впервые с 2019 года в Питерской Вышке прошла конференция, организованная Центром молодежных исследований. На мероприятии выступили более 80 докладчиков из 30 вузов-участников, в том числе и зарубежных. Рассказываем, как прошла конференция и какие вопросы обсудили ученые.
Крафтовое предпринимательство в Петербурге
Петербургские крафтовые предприниматели сталкиваются с постоянной нехваткой денег и других ресурсов. Часто перегрузка приводит их к выгоранию. Однако для молодёжи свой бизнес — способ найти себя и быть автономными. Рассказываем об исследовании социологов Питерской Вышки, которое посвящено креативным предпринимателям.
Диалог о радикализации. Итоги проекта DARE
Завершается пятилетний международный проект DARE, посвященный изучению радикализации молодежи. В нем задействованы 17 команд из 13 стран. Со стороны России в проекте участвовал Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ СПб. Мы взяли интервью у исследователя Епановой Юлии о результатах проекта, связи радикализации с неравенством, мигрантах, казаках и экстремизме.
СОЦ UP 19 апреля: говорим о молодых мастерах в крафтовом бизнесе
19 апреля в 18.00 на семинаре Центра молодёжных исследований «СОЦ UP» состоится презентация результатов исследовательских проектов ЦМИ: "Молодёжное предпринимательство: между субкультурными DIY-практиками и новыми формами гражданственности" и «Новые мастера и новые ученики в крафтовой экономике: просьюмеризм как феномен молодёжной повседневной культуры».
Итоги проекта «Антикризисный потенциал молодёжных политик в России и Европе»
Проект «Антикризисный потенциал молодёжных политик в России и Европе в эпоху глобальных рисков: национальное воображаемое, патриотизм и социальная вовлечённость» близится к завершению. В ходе проекта исследователи провели сравнительный анализ антикризисных молодёжных политик Германии, Финляндии, Великобритании, Греции и России. Результаты исследования были представлены на семинарах, конференциях и круглых столах, посвящённых молодёжи и молодёжной политике.
Молодёжная политика России и Европы: глобальные вызовы и антикризисный потенциал
Команда Центра Молодёжных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге представит результаты исследования «Антикризисный потенциал молодёжных политик в России и Европе в эпоху глобальных рисков: национальное воображаемое, патриотизм и социальная вовлечённость».
Молодёжная политика Великобритании: в ЦМИ прошел семинар по проекту РФФИ
14 октября прошел очередной семинар по проекту. Наши коллеги, изучающие антикризисный потенциал молодежных политик России и Европы, успели продвинуться в анализе, а также собрать первые интервью с экспертами из европейских стран и регионов России. Темой семинара стало обсуждение первых идей и находок по ходу анализа молодежной политики Великобритании. Рассказываем над какими исследовательскими задачами сейчас трудятся наши коллеги.
Семейный контроль и этническая ксенофобия: в поисках причин радикализации
В «Мониторинге общественного мнения» вышла статья Святослава Полякова и Юлии Епановой, посвященная связинеравенства и процессов радикализации в представлениях мусульманской молодежи. Поздравляем коллег с публикацией и приглашаем ознакомиться со статьей, основанной на анализе глубинных интервью с молодыми людьми Северного Кавказа.
Гаага принимает гостей
Елена Омельченко, Юлия Епанова и Святослав Поляков представляли текущие результаты проекта DARE в Нидерландах. На каком этапе сейчас проект, что изучают социологи в 13 странах и что предстоит сделать ЦМИ за последний год проекта – читайте на нашем сайте.
Экватор проекта DARE: диалог на Мальте
В начале апреля состоялась очередная встреча международного исследовательского консорциума проекта «Диалог о радикализации и равенстве» (DARE). Елена Омельченко, Юлия Епанова и Святослав Поляков представляли текущие результаты исследования на Мальте.
Столица Европы принимает исследовательские команды проекта DARE
14-15 ноября состоялась очередная встреча по проекту DARE (“Dialog about Radicalisation and Equality”) в столице Европейского союза – Брюсселе. Двухдневный воркшоп был посвящен работе исследовательских команд, сложностям эмпирических полей, этическим вопросам и анализу полученного материала. Российскую команду на встрече представляли директор Центра молодежных исследований Елена Омельченко и сотрудницы ЦМИ Юлия Епанова и Анастасия Саблина.
«На сцене и за кулисами: Porn studies и театр социальной жизни»
2 мая в 19:30 состоится лекция Юлии Епановой в Новой Голландии