Клячко Татьяна Львовна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
- Научно-педагогический стаж: 16 лет.
Образование, учёные степени
- 2008Доктор экономических наук: специальность 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики»
- 1977Кандидат наук
- 1976Аспирантура: Центральный экономико–математический институт АН СССР
- 1973
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: экономический, специальность «Экономика и управление», квалификация «экономист-математик»
Профессиональные интересы
Экономика образования, управление образованием. Разработка моделей финансирования высшего образования, прогнозирование развития экономики и финансов системы образования.
Достижения и поощрения
- Почетная грамота Высшей школы экономики (июль 2016)
- Благодарность Министерства образования Российской Федерации (ноябрь 2002)
Лауреат премии "Золотая Вышка" – 2001 в номинации Вклад в развитие России
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Оценка эффективности государственных программ в социальной сфере (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
Оценка эффективности программ (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.04.01. Экономика", направление "38.04.01. Экономика"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Оценка эффективности программ (Маго-лего; 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Оценка эффективности государственных программ в социальной сфере (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Оценка эффективности государственных программ в социальной сфере (Маго-лего; 3 модуль)Рус
Оценка эффективности программ (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; направление "38.04.01. Экономика", направление "38.04.01. Экономика"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Оценка эффективности программ (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Оценка эффективности программ социальной политики (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Исследовательский проектный семинар (НИС) (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет экономических наук; 1-3 модуль)Рус
- Оценка эффективности программ (Магистратура; где читается: Факультет экономических наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Оценка эффективности программ социальной политики (Магистратура; где читается: Институт социальной политики; 1-й курс, 4 модуль)Рус
Публикации42
- Статья Клячко Т. Л., Новосельцев А. В., Одоевская Е. В., Синельников-Мурылев С. Г. Уроки пандемии коронавируса и возможное изменение механизма финансового обеспечения деятельности вузов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 8-30. doi
- Глава книги Клячко Т. Л. Глава 23. Образование: внедрение новых моделей // В кн.: Экономическая политика России. Турбулентное десятилетие 2008–2018/. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. Гл. 23. С. 581-602.
- Статья Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Кадровая ситуация в школе: мнение учителей // Вопросы образования. 2020. № № 4. С. 232-249. doi
- Статья Клячко Т. Л., Батанов А. Международное образование. Экспорт российского образования: мягкая сила vs жесткие барьеры // Аккредитация в образовании. 2020. № 2. С. 14-21.
- Статья Клячко Т. Л. Образование в России и мире: основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1(81). С. 26-40.
- Книга Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В., Асмолов А. Г., Баринова В. А., Блинов В. И., Борзых К. А., Брызгалова С. М., Буклемишев О. В., Бысик Н. В., Ворон О. В., Гохберг Л. М., Гришин В., Громов В. В., Грязнова Ю. Б., Дерюгин А., Дмитриева Н. Е., Дранев Ю. Я., Дудырев Ф. Ф., Жулин А. Б., Заир-Бек С. И., Земцов С. П., Зинина Т. С., Зубов С. А., Карлов И. А., Кашанин А. В., Клягин А. В., Клячко Т. Л., Кнутов А. В., Комарницкая А. Н., Кондрашов Н. В., Константинова Л. В., Корженевский Н. И., Косарецкий С. Г., Крайчинская С. Б., Красавина Е. В., Лаврентьев Н. В., Лешуков О. В., Ляшок В. Ю., Малева Т. М., Матовников М. Ю., Мерцалова Т. А., Милоголов Н. С., Минашкин В. Г., Мисихина С. Г., Назаров В. С., Нестик Т. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Плаксин С. М., Рогозин Д. М., Романова О. А., Рудник П. Б., Салихов М. Р., Симачев Ю. В., Синявская О. В., Синятуллин Р. Х., Солдатова Г. У., Сорокина С. С., Стырин Е. М., Тарасова Н. В., Тищенко Т. В., Устюжанина Е. В., Фрумин И. Д., Чаплинский А. В., Шабалин А. И., Штыхно Д. А., Юдаева К. В., Якушев Е. Л. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Отв. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов, А. Д. Радыгин, В. А. Садовничий, С. Г. Синельников-Мурылев. М. : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020.
- Книга Абрамова М. О., Акоев М. А., Анисимов Н. Ю., Баранников К. А., Бызов А. А., Волков А. Е., Галажинский Э. В., Ганган Л. А., Груздев И. А., Жданов С. С., Земцов Д. И., Другова Е. А., Калинин Р. Г., Камальдинова Л. Р., Карлов И. А., Клягин А. В., Клячко Т. Л., Княгинина Н. В., Кокшаров В. А., Коровко А. В., Назайкинская О. Л., Реморенко И. М., Суханова Е. А. Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2020.
- Статья Клячко Т. Л. Подготовка в области информатизации образования как часть педагогического компонента новой модели обучения в аспирантуре // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2019. № 3. С. 8-16. doi
- Статья Клячко Т. Л., Токарева Г. Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования // Вопросы культурологии. 2019. № 3. С. 71-79.
- Статья Клячко Т. Л., Семионова Е., Токарева Г. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. С. 71-92. doi
- Статья Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Доступность качественного дошкольного образования в России // Народное образование. 2018. № 1-2. С. 7-13.
- Статья Клячко Т. Л., Федотов А., Беляков С., Полушкина Е. Периодичность обучения по профессиональным образовательным программам – факты и потребности // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 1. С. 38-50. doi
- Статья Клячко Т. Л., Токарева Г. Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования // Юрист ВУЗа. 2018. № 4. С. 18-27.
- Статья Клячко Т. Л., Семионова Е. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования // Экономическая политика. 2018. № 2. С. 100-125.
- Статья Клячко Т. Л., Семионова Е., Токарева Г. Финансирование региональных систем общего образования: проблемы и решения // Народное образование. 2018. № 10. С. 9-14.
- Книга Карачурина Л. Б., Клячко Т. Л., Мау В., Божечкова А., Киюцевская А., Трунин П. Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы / Под общ. ред.: С. Г. Синельников-Мурылев, В. А. Мау, А. Д. Радыгин. Вып. 37. М. : Издательство Института Гайдара, 2016.
- Статья Клячко Т. Л., Мау В. А. Будущее университетов. Статья 1. Глобальные тренды // Общественные науки и современность. 2015. № 3. С. 5-18.
- Статья Клячко Т. Л., Мау В. А. Будущее университетов. Статья 2. Российские тенденции // Общественные науки и современность. 2015. № 4. С. 5-25.
- Глава книги Кузьминов Я. И., Андрущак Г. В., Фрумин И. Д., Волков А. Е., Использовались материалы следующих авторов: Николаева Е.Л., Ливанов Д. В., Клячко Т. Л., Климов А., Мау В. А., Рощин С. Ю., Федюкин И. И., Абанкина И. В., Агранович М. Л., Прокопов Ф. Т., Лейбович А. Н., Реморенко И. М., Третьяк Т. В. Глава 10. Профессиональное образование // В кн.: Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / Под общ. ред.: Б. В. Грозовский, А. Б. Жулин, О. Макарова, С. М. Плаксин, К. Ю. Рогов, С. Г. Синельников-Мурылев, И. Федотов, Л. И. Якобсон; науч. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов. Кн. 1. М. : Дело, 2013. Гл. 10. С. 278-299.
- Глава книги Клячко Т.Л. (руководитель авторского коллектива), Рудник Б.Л. (руководитель авторского коллектива), Абанкина Т. В., Богданов Л. Н., Лисин Н. В., Тищенко Т. В., Третьяк Н. В., Использовались материалы следующих авторов: Миркин Я.М., Сиваков В. Л., Типенко Н. Г., Яшина Е. Р. Глава 22. Реформа бюджетного сектора в экономике // В кн.: Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / Под общ. ред.: Б. В. Грозовский, А. Б. Жулин, О. Макарова, С. М. Плаксин, К. Ю. Рогов, С. Г. Синельников-Мурылев, И. Федотов, Л. И. Якобсон; науч. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов. Кн. 2. М. : Дело, 2013. Гл. 22. С. 275-306.
- Статья Клячко Т. Л. Основные тенденции развития российской системы образования // Ректор ВУЗа. 2013. № 4. С. 14-21.
- Статья Клячко Т. Л. Очередные страсти по ЕГЭ // Экономическое развитие России. 2013. Т. 20. № 7. С. 50-52.
- Книга Развитие человеческого капитала - новая социальная политика / Науч. ред.: В. А. Мау, Т. Л. Клячко. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
- Книга Развитие человеческого капитала – новая социальная политика / Науч. ред.: Т. Л. Клячко, В. А. Мау. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
- Книга Клячко Т. Л., Беляков С. А. Российское высшее образование: модели и сценарии развития. М. : ИД "Дело", 2013.
- Статья Клячко Т. Л. Российское образование в 2000-е годы: тенденция развития и реформирования // Актуальные проблемы Европы. 2013. № 2. С. 164-185.
- Статья Клячко Т. Л. Тенденции изменений в системе образования РФ. Дошкольное образование // Журнал руководителя управления образованием. 2013. № 3. С. 14-19. (в печати)
- Статья Беляков С. А., Клячко Т. Л., Федотов А. В. Анализ целей и задач государственной образовательной политики Российской Федерации в 2000-2010 гг. // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1
- Статья Клячко Т. Л. Новый министр - новые веяния в высшем образовании // Экономическое развитие России. 2012. Т. 18. № 8. С. 50-53.
- Статья Клячко Т. Л. Образование в Российской Федерации: проблемы и тенденции развития в начале XXI века // Мир России: Социология, этнология. 2011. Т. 20. № 1. С. 88-124.
- Статья Клячко Т. Л. Российское школьное образование: основные тенденции развития в 2000-2010 годах // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 2. С. 15-30.
- Статья Клячко Т. Л. Профессиональное образование: снова реформы? // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 8. С. 140-142.
- Глава книги Клячко Т. Л. Развитие системы образования в 2009 г. // В кн.: Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы / Под общ. ред.: С. Г. Синельников-Мурылев; науч. ред.: С. Г. Синельников-Мурылев, А. Д. Радыгин, Н. Г. Главацкая, К. Рогов. Вып. 31. М. : Институт экономики переходного периода, 2010. С. 392-414.
- Статья Клячко Т. Л. Финансирование образования в Российской Федерации: влияние кризиса // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2010. № 12. С. 125-136.
- Книга Клячко Т., Мау В., Синельников-Мурылёв С., Энтов Р., Радыгин А., Шкребела Е. Экономика переходного периода. Сборник избранных работ. 2003—2009 / Науч. ред.: Главацкая Н.Г.. Ч. Раздел III: Раздел III. Налоговая политика. М. : Издательство «Дело» РАНХ, 2010.
- Книга Славгородская М. Ю., Стародубровская И. В., Гонтмахер Е. Ш., Золотарева А. Б., Кадочников П. А., Шишкин С. В., Катамадзе А., Клячко Т. Л., Мальгинов Ю., Серова Ю., Синельников-Мурылев С. Г., Трубин В., Трунин И. В., Шик О., Яновский К. Э., Бесстремянная Г. Е. Временные методические рекомендации по вопросам реструктуризации бюджетной сферы и повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов (Краткая концепция реструктуризации государственного и муниципального сектора и повышения эффективности бюджетных расходов на региональном и местном уровнях) . М. : ИЭПП, 2006.
- Книга Авраамова Е. М., Гурков И. Б., Карпухина Г. Ю., Левинсон А. Г., Михайлюк М. В., Полушкина Е. А., Стучевская О. И. Требования работодателей к системе профессионального образования / Под общ. ред.: Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова. Макс Пресс, 2006.
- Книга Рождественская И. А., Беляков С. А., Колосницына М. Г., Дежина И. Г., Клячко Т. Л., Скороварова Н. А., Беляев Г. И. Модернизация российского образования. Ресурсный потенциал и подготовка кадров / Науч. ред.: Т. Л. Клячко. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2002.
- Книга Заборовская А. С., Крыштановский А. О., Титова Н. Л., Другов М. А., Клячко Т. Л., Михайлюк М. В., Зарецкая С. Л., Васильев Д. А., Капранова Л. Д. Стратегии адаптации высших учебных заведений: Экономический и социологический аспекты / Под общ. ред.: Т. Л. Клячко. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2002.
- Статья Кузьминов Я. И., Балыхин Г. А., Клячко Т. Л. Организационно-экономические инновации в сфере образования // Вузовские вести. 1999. № 3
Публикации
- Кадровая ситуация в школе: мнение учителей/Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С.// Вопросы образования: 2020.№4. С.232-249.https://vo.hse.ru/2020--4/425956494.html
- Структурные изменения и трансформация парадигмы государственной политики в непрерывном профессиональном образовании / Федотов А.В, Беляков С.А., Клячко Т.Л. // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 7. С. 75-87.
- Система финансирования образования. Анализ эффективности
С.А.Беляков, М.Л.Агранович, Н.Б.Озерова, Т.Л.Клячко
Москва: Технопечать , 2003, cерия "Управление. Финансы. Образование" -
Основные результаты эксперимента по переводу отдельных учреждений высшего профессионального образования на финансирование с использованием ГИФО в 2002 году. А.С.Заборовская, Т.Л.Клячко, И.Королев
Информационный бюллетень. (2003) -
Стратегии адаптации высших учебных заведений: Экономический и социологический аспекты. А.С.Заборовская, С.Л.Зарецкая, А.О.Крыштановский, Н.Л.Титова, М.А.Другов, М.В.Михайлюк, Д.А.Васильев, Л.Д.Капранова, Т.Л.Клячко
Москва: ГУ-ВШЭ, 2002, cерия "Библиотека развития образования " () -
Модернизация российского образования. Ресурсный потенциал и подготовка кадров
М.Г.Колосницына, И.Г.Дежина, С.А.Беляков, Н.А.Скороварова, Г.И.Беляев, Т.Л.Клячко, И.А.Рождественская
Москва: Издательство ГУ-ВШЭ, 2002 -
Белая книга российского образования
Ж.Адриан, Э.Бентабет, А.Винокур, Т.Линей, Ж.Планас, Ж.Прохоров, Д.Робен, К.Сигман, Р.Третьякова, Л.Гохберг, А.Г.Каспаржак, Т.Л.Клячко, Е.Н.Соболева, М.Л.Агранович, И.А.Рождественская
Москва: Издательство МЭСИ, 2000, cерия "Проект Тасис "Управление образованием" -
Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО). Т.Л.Клячко. Университетское управление. N4(23). С. 70-73 (2002)
-
Модернизация российского образования: проблемы и решения. Т.Л.Клячко
Отечественные записки. N 2. С. 48-56 (2002)
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Павлюткин И. В. Организационные изменения в технических университетах: институционализация управления качеством образования , 2010
- 2Семионова Е. А. Экономическая эффективность бюджетных расходов на общее образование в России, 2007
- 3Калинин А. М. Экономические основы становления современных систем государственного управления, 2007
Опыт работы
2003-наст. время Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, директор Центра экономики непрерывного образования
1996-наст. время Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва, зам. зав. кафедры «Государственного управления и экономики общественного сектора», ученый секретарь, директор Центра образовательной политики, доцент, профессор
1986-1995 Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, г. Москва, старший научный сотрудник
1976-1986 Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований ГКНТ и АН СССР, г. Москва, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник
Информация*
- Общий стаж: 16 лет
- Научно-педагогический стаж: 16 лет
- Преподавательский стаж: 16 лет
Основное место работы
Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Центр экономики непрерывного образования, директор
«Физики» зарабатывают больше «лириков», но разрыв сокращается
Получают ли инженеры больше, чем представители гуманитарных специальностей? Есть ли на рынке труда нехватка «технарей»? Много ли «физиков» работает по специальности? 22 сентября директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ Владимир Гимпельсон и стажер-исследователь Центра Дарья Зинченко представили на онлайн-семинаре доклад «”Физики” и “лирики”: кто российскому рынку более ценен?».
Диплома на рынке труда недостаточно
О начале нового сезона торжественно объявил научный руководитель Инобра Исак Фрумин, упомянув, что с этого года традиционный вторничный семинар будет проводиться в формате вебинаров, что позволит присоединиться к обсуждению участникам со всей России.
С докладом выступили сотрудники Лаборатории исследований рынка труда Сергей Рощин и Виктор Рудаков.
Высшее образование преследуют мифы
В дискурсе о высшем образовании в России воспроизводится немало сильных преувеличений. Так, принято утверждать, что на вузы госбюджет тратит огромные деньги и что в стране слишком много студентов. Часто говорится и о том, что выпускники вузов сплошь работают не по специальности и что работодателям нужнее персонал со средним профессиональным образованием. Татьяна Клячко в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly» опровергла эти идеи с помощью простой статистики.
Родители довольны школой, но не подготовкой к ЕГЭ
Вопреки распространенному мнению о падении качества образования, родители российских учеников школами в целом довольны. Однако, при всем лояльном отношении к этим учебным заведениям, семьи считают, что без дополнительных занятий дети не смогут успешно сдать итоговые экзамены. Татьяна Клячко, Елена Авраамова и Дмитрий Логинов в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» проанализировали отношение к школе со стороны родителей
Большинство учителей не считают, что их материальное положение улучшилось
8 апреля на семинаре Института образования ВШЭ в очередной раз обсуждалась тема учительских зарплат. Несмотря на то, что зарплаты действительно выросли, произошло это в значительной степени благодаря увеличению нагрузки учителей, считает директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.
ТОП-13. Самые интересные экономические исследования 2013 года, посвященные России
ТВ-эффект: деревни горят – поддержка власти растет, как принимают решения судьи, отходничество, нефтяная рента уходит в оффшоры, сколько стоит монополизм, спрос на перераспределение в пост-коммунистических странах: 13 самых любопытных и полезных для экономической политики исследований, посвященных России. Версия OPEC.ru
Системе образования невыгодно совершенство
Общество должно активнее участвовать в решении проблем образования. Сами преобразования необходимы, но движимы довольно противоречивыми инструментами. Татьяна Клячко и Наталья Типенко в Диспут-клубе АНЦЭА
Колледжи пытаются встроиться в рынок
Среднее профессиональное образование становится самодостаточным, считает часть экспертов. Их оппоненты возражают: для многих учеба в колледжах и техникумах – лишь способ поступить в вуз без ЕГЭ. Круглый стол в РИА Новости
Реформа образования должна стать «вечным двигателем»
Из-за фрагментарности образовательных реформ ими недовольно и население, и педагоги. Образование должно меняться вслед за изменениями в экономике и обществе. Доклад Татьяны Клячко «Образование в России: основные проблемы и возможные решения».
Государственные программы признаны «сырыми»
На круглом столе в рамках Гайдаровского Форума-2013, посвященном государственным программам, обсуждали механику проектного регулирования, выявления внутренних противоречий госпрограмм
«Интересно задавать содержательные вопросы и получать содержательные ответы»
Иван Павлюткин, выпускник бакалавриата факультета социологии ВШЭ и совместной магистратуры ВШЭ и МВШСЭН, в 2010 году защитил кандидатскую диссертацию, а сейчас является одним из наиболее активных социологов-исследователей в Вышке. О своих проектах в Лаборатории экономико-социологических исследований и на факультете социологии он рассказал в интервью порталу ВШЭ.
Награды Правительства экспертам Стратегии-2020
За заслуги в работе по подготовке предложений по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года ряд экспертов ВШЭ удостоены правительственных наград.
Образовательный коллапс
Образование в России стало массовым и низкокачественным. Несмотря на рост бюджетного финансирования, вузы далеко не всегда способны обеспечить подготовку, соответствующую требованиям рынка труда. К таким выводам пришли участники круглого стола «Актуальные проблемы образования», прошедшего в рамках годовой конференции НЭА «Образование, наука и модернизация»
Деньги на что угодно, только не на зарплату
7 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества состоялась сессия «Экономика образования».
ЕГЭ: уровнемер системы образования
25 ноября в Высшей школе экономики в рамках цикла встреч «Экономическая политика в условиях переходного периода» состоялся семинар «ЕГЭ: введение нового института». Добавлена видеозапись
О "перепелиных яйцах" и других антикризисных мерах
16 марта в ГУ-ВШЭ состоялось заседание Российского общественного совета по развитию образования на тему "Образование в условиях кризиса". В заседании приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и заместитель министра экономического развития РФ Александра Левицкая.