Колмогорова Анастасия Владимировна
- Профессор: НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств / Департамент филологии
- Заведующий лабораторией: НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств / Лаборатория языковой конвергенции
- Академический руководитель образовательной программы: Языковые технологии в бизнесе и образовании
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2022 году.
- Научно-педагогический стаж: 21 год.
Полномочия / обязанности
Осуществление преподавательской деятельности в рамках ООП "Языковые технологии в изнесе и образовании" (магистерская программа), академическое руководство программой "Языковые технологии в бизнесе и образовании", руководство курсовыми, выпускными квалификационными работами студентов программ бакалавриата и магистратуры.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Дополнительные профессиональные программы:
"Актуальные направления компьютерной и корпусной лингвистики" (18 час.), 13-17 февраля 2018, Сибирский федеральный университет
"Теория и методика обучения русскому языку и литературе в России и за рубежом" (72 час.), 23 мая - 1 июля 2019, Уральский государственный педагогический университет
"Актуальные направления когнитивной и прикладной лингвистики" (36 час.), 25-30 апреля 2019, Сибирский федеральный университет
"Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования" (72 час.), с 9 ноября по 2 декабря 2020, Тюменский государственный университет
"Разработка электронных курсов в LMS Moodle" (36 час.), с 5 октября по 11 декабря 2020, Сибирский федеральный университет
"Афазия" (36 час.), 13-24 января 2020, ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России
"Интерактивные инструменты электронного обучения" (36 час.), с 26 октября по 25 декабря 2020, Сибирский федеральный университет
"Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения и литературоведения: исследовательский и методический аспекты" (144 час.), с 16 декабря 2019 по 15 января 2020
"Когнитивные подходы и решения в контексте глобальных перемен: язык, мышление, коммуникация" (36 час.), 2-4 июня 2021, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова
"Критерии оценивания профессиональных компетенций в сфере преподавания иностранных языков и перевода" (36 час.),30 ноября 2021, Воронежский государственный университет
"Проблемы современной лингвистики, литературоведения и методики дистанционных технологий" (72 часа), с 16 февраля по 01 марта 2022, Кемеровский государственный университет
"Методы полимодальной коммуникации" (72 часа), с 8 по 11 ноября 2023, Московский государственный лингвистический университет
Достижения и поощрения
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2023–2024)
Лучший преподаватель — 2024
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1
Ларина Мария Борисовна
"Корреляция концепта и антиконцепта в лингвокультуре (на материале концептов MAGIC и GLAMOUR)", кандидатская диссертация, 2011
Калинина Екатерина Игоревна
"Системно-структурное моделирование внутрижанрового пространства гипержанра «ДНЕВНИК» (на материале британской лингвокультуры)", кандидатская диссертация 2013
Косинова Елена Викторовна
"Лингвопрагматические особенности перевоплощённой языковой личности (на материале немецкого языка)", кандидатская диссертация, 2013
Уканакова Наталья Валерьевна
"Особенности когнитивного механизма формирования проекции текстов различной материальной представленности (на материале фанфикшен-текстов)", кандидатская диссертация, 2014
Радевич Валентина Владимировна
"Стратегическая организация манипулятивной коммуникации в рамках речевого жанра «нигерийское письмо»", кандидатская диссертация, 2015
Рябцева Мария Александровна
"Динамические процессы в концептосфере лингвокультуры (на материале концептосфер COUNTRY HOUSE и УСАДЬБА)", кандидатская диссертация, 2016
Варламова Ольга Николаевна
«Речевой портрет женщины в социально релевантной роли матери (на материале французского и русского языков)»,кандидатская диссертация, 2018
Горностаева Юлия Андреевна
«Вербальные маркеры манипуляции в англоязычном поляризованном политическом дискурсе: опыт параметризации и автоматической обработки»,кандидатская диссертация, 2018
Мжельских Мария Константиновна
«Репрезентация категории ЧЕЛОВЕК в прототипической картине мира (на материале русского и французского языков)»,кандидатская диссертация, 2018
Козачина Анна Владимировна
«Стратегии и средства легитимации институцианализированных ценностей в педагогическом дискурсе», кандидатская диссертация, 2021
Мартынюк Ксения Владимировна
«Когнитивное взаимодействие автора и читателя художественного текста (на примере концепта LONELINESS/ОДИНОЧЕСТВО)», кандидатская диссертация, 2021
Лямзина Светлана Алексеевна
«Метод моделирования вербального лексикона пациентов с афазией (опыт экспериментального исследования», кандидатская диссертация, 2022
Чистова Елена Викторовна
"Экокогнитивная модель профессиональной мультимодальной коммуникации (на примере кейса синхронных переводчиков), докторская диссертация 2023
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Методы и подходы к анализу дискурса (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Проектно-исследовательский семинар "Языковые технологии в бизнесе и образовании" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика, направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Проектно-исследовательский семинар "Языковые технологии в бизнесе и образовании" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика, направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника 1 (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника 2 (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника 2 (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Functional Approaches to Natural Language (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Functional Approaches to Natural Language (Маго-лего)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Введение в прикладную лингвистику (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика, направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Основы теории дискурса (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Проектно-исследовательский семинар "Языковые технологии в бизнесе и образовании" (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика, направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника 1 (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника 2 (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Functional Approaches to Natural Language (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика, направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика; 1-й курс, 2, 3 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Введение в прикладную лингвистику (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика, направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика, направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика, направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Functional Approaches to Natural Language (Магистратура; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика, направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика; 1-й курс, 2 модуль)Анг
Проекты
Грант РФФИ № 19-012-00205 «Разработка классификатора русскоязычных интернет-текстов по критерию их тональности на основе модели эмоций "Куб Левхейма"» (2019-2021) – руководитель.
Грант Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности №629 «Компьютерное моделирование эмоционального восприятия интернет-текстов на русском языке тувинско-русскими билингвами» (2022) (научный консультант)
Грант НИУ ВШЭ на создание в Санкт-Петербургской школе гуманитарных наук и искусств межкампусной Международной лаборатории языковой конвергенции, зам. руководителя лаборатории
Грант Научного фонда "Идея" на открытие и финансирование аспирантской позиции для выполнения исследования на тему "Окуломоторные корреляты когнитивной обработки эмоциональных текстов на неродном языке у тюркско-русских билингвов", 2024-2027 (руководитель)
Конференции
- 2024
VI Всероссийская научная конференция «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири» (Абакан). Доклад: Когнитивно-ориентированные исследования тюркско-русского билингвизма: основные тренды
Проблемы онтолингвистики-2024: языковое взаимодействие взрослого и ребенка (Санкт-Петербург). Доклад: Научно-учебная группа "Когнитивные исследования языка в НИУ ВШЭ Санкт-Петербург: круг задач и инструментарий
- 2022
VIII Международная научная конференция «Славянские языки в условиях современных вызовов» (Томск). Доклад: Колмогорова А.В., Маликова А.В.Специфика эмоционального восприятия интернет-текстов на русском языке тувинско-русскими билингвами
the International conference «Internet and Modern Society» (Санкт-Петербург). Доклад: Kolmogorova A., Malikova A., Kalinin A. Towards an analyzer of emotions for texts in Russian in bilingual perspective // CEUR Workshop Proceedings. Proceedings of the International conference «Internet and Modern Society» (IMS-2022) (г. Санкт-Петербург, 23– 25 июня 2022 г.), секционный доклад
Международный конгресс «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого» (Томск). Доклад: Kolmogorova A.V.The interface for measurement of quality and quantity of emotional component in text as a tool for psycholinguistic experiment
Международный круглый стол "Урбанизация и языковое пространство города" (Москва). Доклад: Колмогорова А.В. Городское пространство Красноярска в дискурсе «для своих» и «для чужих» (на материале российских русскоязычных и англоязычных медиатекстов)
Участие в редколлегиях научных журналов
Гранты
Грант РФФИ № 19-012-00205 «Разработка классификатора русскоязычных интернет-текстов по критерию их тональности на основе модели эмоций "Куб Левхейма"» (2019-2021) – руководитель.
Грант Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности №629 «Компьютерное моделирование эмоционального восприятия интернет-текстов на русском языке тувинско-русскими билингвами» (2022) (научный консультант)
Опыт работы
ОПЫТ РАБОТЫ
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
март 2017 – по октябрь 2022
|
Заведующая кафедрой романских языков и прикладной лингвистики
|
сентябрь 2013 – март 2017
|
Профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации
|
ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»”
март 2007 – август 2013
|
Заведующая кафедрой французского языка и методики преподавания, профессор кафедры французского языка и методики преподавания
|
январь 2003 – декабрь 2003
|
Доцент кафедры французского языка
|
январь 2003 – июль 2001
|
Старший преподаватель кафедры французского языка
|
август 1997- ноябрь 1998
|
Ассистент кафедры французского языка
|
ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
сентябрь 2011 – август 2012
|
Профессор-совместитель кафедры методики преподавания иностранных языков
|
Информация*
- Общий стаж: 21 год
- Научно-педагогический стаж: 21 год
«Раз в год я уезжаю в тайгу»: как проводят лето компьютерные лингвисты
Ученые и начинающие исследователи со всей России кладут в чемоданы шорты, панамы, летнюю обувь и отправляются … Куда бы вы думали? В Сибирь, чтобы показать талантливым школьникам, что такое настоящая наука. Поговорили со студентами, выпускниками и академическим руководителем нашей программы о Красноярской Летней Школе, которая, как оказалось, привела в Вышку многих любителей компьютерной лингвистики.
Магистрант Александр Мигаль представил проект на конференции INLGC в Токио
Студент второго курса «Языковых технологий в бизнесе и образовании» совместно с партнером программы NTRLab выступил с докладом на 17-й конференции INLGC в Японии. О контрастах Токио, первом выступлении на английском языке и проекте по организации международного соревнования Long Story Generation Challenge Александр Мигаль рассказал в своем тексте.
«Поступление в магистратуру стало для меня эмоциональными качелями», — Валерий Сукманюк о начале учебного года в Питерской Вышке
Поговорили с магистрантом первого курса «Языковых технологий в бизнесе и образовании» об ожидании списков поступивших, конкурсе «Раннее приглашение» и о том, как одно лето может привести в лингвистику.
«Вдохновение заниматься наукой пришло с поступлением в магистратуру»
В конце апреля Лаборатория языковой конвергенции Питерской Вышки организовала круглый стол, посвященный современным подходам автоматической обработки естественного языка. В нем приняла участие Елизавета Куликова — студентка второго курса магистратуры «Языковые технологии в бизнесе и образовании» и стажер-исследователь лаборатории. В интервью студентка рассказывает, как собирает датасет эмоциональной речи и для чего это нужно, как магистратура повлияла на ее интерес к науке и каким видит свое идеальное будущее.
«Учеба в магистратуре дала мне билет в IT-индустрию», — Антон Горбатенко о студенческом пути, академическом отпуске и работе в стартапе
До защиты магистерской диссертации остается около месяца. Узнали, как воспринимается учебный процесс на финальном этапе, чем может быть полезен академический отпуск и как желание стать компьютерным лингвистом подарило боевой опыт работы в стартапе. Итоги подводит Антон Горбатенко, студент второго курса программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании».
Студенты Питерской Вышки придумали чат-бот для Эрмитажа
В Государственном Эрмитаже хранится более трех миллионов экспонатов. Часть из них — шедевры живописи. Посмотреть вживую все картины музея, запомнить названия, имена авторов и историю создания — задача не из легких. Чтобы любителям искусства было проще знакомиться с коллекциями Эрмитажа, магистранты Питерской Вышки придумали специальный чат-бот. С его помощью можно быстро и просто найти нужную картину, не зная ни названия, ни имени художника — достаточно кратко описать, что на ней изображено. Как работает чат-бот и какие экспонаты он может найти — рассказали в материале.
«Когда я приехала, в первую очередь пошла в музей Достоевского», — Ангелина Егорова о межкампусной мобильности, учебе в Петербурге и выборе программ магистратуры
Поговорили с Ангелиной Егоровой, студенткой первого курса программ «Языковые технологии в бизнесе и образовании» (Санкт-Петербург) и «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика» (Нижний Новгород). Узнали об особенностях межкампусной мобильности и «Языковых технологий в бизнесе и образовании», а также как любовь к Федору Достоевскому вдохновляет на проекты, а Петербург — на изучение компьютерной лингвистики.
Как прошла Зимняя школа — 2024
В выходные с 3 по 4 февраля в Питерской Вышке прошла Зимняя школа, в ней приняли участие 1744 человека. Абитуриенты магистратуры смогли познакомиться с учебой на программах кампуса, послушать лекции от преподавателей и экспертов из бизнеса и даже создать личный бренд вместе с известным писателем Александром Цыпкиным. Как прошло мероприятие и чем запомнилось участникам — в нашем материале.
В Питерской Вышке появились четыре новые научно-учебные группы
Подведены итоги конкурса на создание научно-учебных групп. Победителями от Питерской Вышки стали четыре проекта по филологии, истории и юриспруденции.
Сотрудники Лаборатории языковой конвергенции выступили на конференции «Моделирование и модели в филологии»
В субботу, 14 октября, участники Лаборатории выступили с докладами на конференции «Моделирование и модели в филологии», организованной Институтом когнитивных исследований СПбГУ и кафедрой теоретического и прикладного языкознания ПГНИУ.
Выступление Анастасии Колмогоровой на XV конгрессе МАПРЯЛ «Русский язык и литература в меняющемся мире»
14 сентября в Санкт-Петербурге на XV конгрессе Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) «Русский язык и литература в меняющемся мире» с докладом «Токсичность как коммуникативная категория русской речевой практики через призму корпуса, технологий NLP и психолингвистического эксперимента» выступила Анастасия Колмогорова, заместитель заведующего Лабораторией языковой конвергенции.
ФАНФИКИ И DIGITAL HUMANITIES
Студенты-филологи Питерской Вышки занимаются наукой с первого курса. У каждого – своя уникальная и важная тема, которую он обсуждает вместе с научным руководителем, но среди таких тем встречаются и по-настоящему интригующие. Диана Цховребова поговорила с выпускницей «Филологии» Кариной Карповой о её дипломной работе, посвящённой компьютерно-лингвистическому анализу фанфиков по «Евгению Онегину». Можно ли считать фан-фикшн самостоятельным литературным жанром, с какими трудностями сталкивается исследователь с нормальной психикой при сборе материала и как подобные темы встречает экспертная комиссия НИУ ВШЭ – читайте в интервью.
Редактор – Антон Азаренков.
Лингвист из Питерской Вышки выиграла грант в конкурсе центра «Идея»
Подведены итоги грантового конкурса в области нейронаук научного центра перспективных междисциплинарных исследований «Идея». В числе победителей — Анастасия Колмогорова, академический руководитель магистерской программы «Языковые технологии в бизнесе и образовании».
Ведущие ученые ВШЭ получат гранты научного центра «Идея» на исследования в области нейронаук
Центр перспективных междисциплинарных исследований «Идея» подвел итоги конкурса 2023 года. Пятеро ведущих российских ученых, занимающихся исследованиями в области нейронаук, получат гранты на открытие аспирантских позиций для молодых ученых, желающих работать над решениями фундаментальных проблем в этой сфере. Трое из победителей конкурса — ученые из Высшей школы экономики: Маттео Феурра (НИУ ВШЭ — Москва), Анастасия Колмогорова (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург) и Софья Куликова (НИУ ВШЭ — Пермь).
«Меня поразило, что литература может быть такой», — Александра Букша о Digital Humanities и своей дипломной работе
На программе «Филология» завершилась пора защиты дипломов. Александра Букша провела исследование на тему «Эвристический потенциал и юзабилити дигитальных ресурсов по русской литературе: UX-исследование». Выпускница изучила, насколько удобны популярные цифровые ресурсы по литературе для пользователей. В интервью Александра рассказала об интересных отечественных цифровых проектах, их применении на школьных уроках литературы, а также поделилась советами по успешной защите для будущих вышкинских дипломников.
Презентация проекта «Текст как Big Data: моделирование конвергентных процессов в языке и речи цифровыми методами» и Лаборатории языковой конвергенции НИУ ВШЭ в СПб
16 июня состоялась очно-заочная встреча, посвященная официальной презентации проекта «Текст как Big Data: моделирование конвергентных процессов в языке и речи цифровыми методами», реализуемого вместе с московскими коллегами в результате победы в конкурсе Фундаментальных научных исследований распределенными межкампусными научными подразделениями НИУ ВШЭ. На семинаре выступили Татьяна Шерстинова, Анастасия Колмогорова, Георгий Мороз и Борис Орехов — руководители основных направлений по реализации проекта — с презентацией исследований, проводимых партнерскими подразделениями.
Чем занимаются компьютерные лингвисты и как стать одним из них
Даже за самым простым запросом для ChatGPT стоят компьютерные лингвисты. Кто-то же должен сделать так, чтобы нейросеть правильно обрабатывала текстовые данные — верно? В Питерской Вышке компьютерную лингвистику и образовательные онлайн-продукты изучают на магистерской программе «Языковые технологии в бизнесе и образовании». Как устроена учеба в этой магистратуре и какие проекты можно реализовать — рассказывает академический руководитель Анастасия Колмогорова.
Neuroeconomical Research, Speech Tests for Neurosurgical Operations and New Discoveries in Mathematics
At the end of 2022, the results of the Project Competition in Basic Science Research for Intercampus Departments were announced. This was the inaugural competition, and focused on encouraging new research teams at HSE University and developing intercampus cooperation in the field of fundamental research. Here, HSE News Services looks at four winning projects.
«Мы подумали, что было бы неплохо объединить усилия, и тут Вышка объявила конкурс проектов»
В конце 2022 года были подведены итоги Конкурса проектов на выполнение фундаментальных научных исследований распределенными межкампусными научными подразделениями НИУ ВШЭ. Он проводился впервые, его целью стало появление в Вышке новых научных коллективов и развитие межкампусного сотрудничества в сфере фундаментальной науки. Рассказываем подробнее о четырех проектах — победителях конкурса.