• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 10 из 42

Выявление проблем имплементации практик формирования креативности в учебном процессеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Тема исследования актуальна в контексте общемировой тенденции перехода на содержание школьного образования, направленное на развитие ключевых универсальных компетенций, востребованных впоследствии на рынке труда. Сложности процесса внедрения практик формирования универсальных компетенций в профессиональную деятельность российских учителей имеет смысл изучать и с точки зрения проработки вопроса устойчивости преподавания, ориентированного на личность учащегося, при изменении организационных условий, например, смене управленческой команды школы. Исследователем проведена работа по сопоставлению разных концептуальных рамок, связанных с имплементацией практик формирования креативности. Несколько этапов эмпирического исследования обеспечивают возможность изучения как учительских установок, так и реальной практики. В рамках исследования системная модель креативности, исходно разработанная М. Чиксентмихайи для описания факторов, влияющих на креативность выдающихся людей, вписана в контекст разговора о креативности в образовании. Среди факторов, потенциально влияющих на имплементацию формирующих креативность практик в учебный процесс, выделены в том числе сравнительно мало упоминаемые в предыдущих исследованиях. Впервые на эмпирическом материале систематизированы возможные типы поведения учителей в отношении реакции на презентацию учащимися решения нестандартной проблемы. В рамках работы автором была составлена комплексная, холистическая модель возможных детерминант имплементации формирующих креативное мышление практик на школьном уроке со стороны учителя, ученика и учебного содержания, а также рассмотрен вопрос ограничений теоретической концепции имплицитных представлений учителей.

Роль государственной политики и внутреннего управления в трансформации деятельности университетов в контексте постсоветского периодаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Научная проблема исследования задана тем, что множество управленческих, организационных и финансовых усилий тратится на изменения деятельности вузов со стороны государства. Одновременно с этим, несмотря на прочную вписанность в административный аппарат, университеты сохраняют разнородность своих моделей, что отражается в моделях внутреннего управления, приоритетах и характеристиках их деятельности. Высшее образование — это квазирынок, в котором государство определяет рамки деятельности университетов и ландшафт высшего образования. Существует устоявшаяся дискуссия о роли государства и различных моделях его влияния на высшее образование. Государство также может способствовать как дифференциации деятельности вузов, так и унификации системы высшего образования, в зависимости от выбора политики.
Научная дискуссия, развиваемая в рамках диссертации, работает в трех научных нишах: результативность вузов и ландшафт системы высшего образования; роль государственной политики в сфере высшего образования; роль внутреннего управления вузами в их результативности и продуктивности деятельности с учетом контекста постсоветского периода.

Ландшафты смыслов образовательных решений современной российской молодёжиКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Тема диссертационного исследования касается проблематики преодоления воспроизводства неравенства и способствования социальной мобильности в образовании. Тема неравенства находится в фокусе как образовательной, так и социальной политики. В работе акцентируется важность изучения образовательного выбора с точки зрения культуры. Ряд фронтирных социологических исследований указывает на большую роль, которую играет культура в формировании современного неравенства, однако, до сих соответствующие теоретические рамки не применялись для исследования образовательного выбора.

Взаимосвязь моделей адаптации коллективов школ и динамики отношения учителей к технологиям в условиях экстренного перехода на дистанционное обучениеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Научная дискуссия в области цифровизации образования получила новый виток в контексте пандемии COVID-19 в связи с форсированием процессов цифровой трансформации. Повсеместно были введены ограничивающие социальное взаимодействие меры, в том числе временное закрытие учебных заведений, что вынудило школы отказаться от традиционного для них очного формата и в кратчайшие сроки перейти на дистанционное обучение. Пандемия спровоцировала расширение использования цифровых технологий индивидами и в работе, и в жизни, включая даже тех из них, кто характеризовался негативным отношением к технологиям. Интенсивное погружение в использование цифровых технологий в контексте экстренного перехода на дистанционное обучение, предположительно, могло отразиться на отношении учителей к технологиям. Цель данного исследования - выявить, как взаимосвязаны модели адаптации коллективов школ к экстренному переходу на дистанционное обучение и динамика отношения учителей к технологиям. Исследование реализуется с применением смешанного дизайна и включает в себя использование количественных и качественных инструментов при сборе и анализе данных. Проведено три блока исследований, которые основаны на эмпирических данных собранных в разные временные периоды.

Влияние академического инбридинга на продуктивность исследователейКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Юдкевич Мария Марковна
Дисс. совет:
Совет по образованию
Практика академического инбридинга широко распространена среди российских научно-педагогических работников, однако её влияние на человеческий и социальный капитал ключевых акторов системы науки и высшего образования может быть неоднозначным. На данный момент вопросы, связанные с академическим инбридингом в России изучены недостаточно. Следовательно, возникает необходимость углубить понимание механизмов и последствий феномена инбридинга, что важно для доказательного регулирования академического рынка труда и потенциально позволяет повысить эффективность реализации человеческого капитала российских научно-педагогических начального этапа карьеры. В исследовании впервые сравнивается эффект феномена влияния академического инбридинга на индивидуальную научную продуктивность в разных организационных и инфраструктурных условия. Для оценки применяется новый инструментарий. Вопросы академического инбридинга впервые изучаются среди ученых из исследовательского сектора и среди ученых начального этапа карьеры. В работе предлагается новая категория академической карьерной траектории, а также оценивается роль социального капитала ученого при построении карьеры в академическом секторе.

Обеспечение сопоставимости результатов тестирования комплексных конструктов с использованием сценарных заданийКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Современное образование нацелено не только на формирование отдельных знаний и навыков, но и более комплексных конструктов, к которым относятся универсальные навыки («навыки 21 века»): критическое мышление, креативность, навыки коммуникации и другие.  Формирование универсальных навыков приводит к необходимости их оценивания. Целью данного диссертационного исследования является разработка и применение систематического подхода к обеспечению сопоставимости сценарных заданий на этапе разработки заданий и работы с данными. В работе представлен систематический подход к обеспечению сопоставимости сценарных заданий для оценки комплексных конструктов от разработки инструмента измерения до работы с данными тестирования. В рамках работы были предложены определения контекста и контента сценарного задания, которые могут послужить основой для дальнейшего развития методологических подходов к разработке сопоставимых вариантов сценарных заданий.
Диссертация [*.pdf, 3.62 Мб] (дата размещения 8/13/2024)
Резюме [*.pdf, 1020.14 Кб] (дата размещения 8/13/2024)
Summary [*.pdf, 1.78 Мб] (дата размещения 8/13/2024)

Академическая и социальная интеграция иностранных аспирантов в российских университетах во время пандемии Covid-19Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Абдул-Рахаман Нурудин
Дисс. совет:
Совет по образованию
Recent decades have seen substantial global changes in doctoral education, particularly with the internationalization of PhD programs. This shift has led to a rise in the number of foreign doctoral candidates and increased competition among universities to attract them. Despite these developments, low completion rates remain a significant issue. Previous research indicates that student persistence and success are closely linked to their integration into university life, including both social and academic aspects. For foreign students—defined in this study as those who do not hold Russian citizenship— this integration is especially important, as they often encounter unique challenges that affect their university experience. Furthermore, the COVID-19 pandemic has negatively impacted students worldwide, potentially worsening the difficulties faced by foreign students and affecting their persistence and success in doctoral programs.
This study employs a mixed-methods approach based on Tinto's (1993) theory of student attrition to explore the academic and social integration of foreign doctoral students at Russian universities during the COVID-19 pandemic and its effects on their persistence and success.
The research was carried out in two phases. The first phase involved a systematic review to identify factors that support the academic and social integration of students in higher education. This review synthesized data from seminal studies published between 2010 and 2021, sourced from various databases. The second phase involved analyzing data from a cross-institutional online survey of doctoral students conducted in 2021, on behalf of the Russian Ministry of Science and Higher Education. A total of 4,454 doctoral students from 249 universities participated in the survey, using a convenience sampling method.

Анализ особенностей поведения в процессе взаимного редактирования в онлайн формате и их взаимосвязи с краткосрочным и долгосрочным улучшением качества письменных работ студентовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Цель данного исследования - оценить влияние поведения студентов при взаимном редактировании в режиме онлайн на качество академического письма на втором языке, используя Google Docs в качестве платформы для исследования. Для достижения поставленных целей в данном исследовании использовался претест-посттест дизайн для изучения влияния совместного письма через Google Docs на развитие индивидуального письма на L2 в течение 16 недель. Для того чтобы понять взаимосвязь между различными формами редактирования (комментарии и изменения трека) и улучшением качества академического письма студентов в краткосрочной перспективе (улучшение качества письма между первоначальным и окончательным вариантом) и в долгосрочной перспективе (улучшение качества письма между предварительным и последующим тестированием), в настоящем исследовании изучались студенты, которые участвовали в совместном редактировании в онлайн-классе по научному письму в корейском университете.

Российская аспирантура в условиях высокой неоднородности контингента: институциональные практики и опыт аспирантовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
В представленной работе проблема неоднородности аспирантского контингента впервые рассматривается в российском контексте, в результате исследования фиксируются различия между разными группами аспирантов, обнаруживается специфика группы российских аспирантов с длительным перерывом по сравнению с аналогичными группами в зарубежных исследованиях. В исследовании комплексно рассмотрен предыдущий академический опыт аспирантов, а также распределенная поддержка аспирантов во время обучения и связь этих предикторов с успешной защитой диссертации в дальнейшем или уверенности в успешной защите. Полученные результаты позволяют сделать выводы и об относительном вкладе этих двух групп факторов: имеющих место в процессе обучения и до него, а также об относительной важности индивидуальных и средовых факторов результативности аспирантов.

Убеждения учителей об ограничениях и возможностях поддержки самостоятельности учеников в школеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/25/2024
Школа меняется постоянно. К основным задачам школы - обеспечить достижение академических результатов - добавляются новые: развитие социально-эмоциональных навыков, креативности, самостоятельности, инициативы. Новые условия требуют от учителя расширения репертуара практик. Однако ни содержание учительских представлений о развитии самостоятельности, ни реальные практики поддержки не описаны и не обсуждаются в научном поле. Учителя оказываются в сложной ситуации: обеспечить предметный результат, требующий высокого уровня регламентации действий и контроля, при одновременном требовании создать условия для поддержки самостоятельности, которые предполагают снижение контроля, предоставление пространства свободного действия. Возникает законный вопрос: в какой мере учителя могут поддержать заявленные декларации, насколько это реалистичная задача. Данное исследование обогащает теоретическое знание о природе изменчивости институтов (на примере школьного образования) посредством анализа убеждений его основных акторов – учителей. А также проясняет структуру убеждений учителей о самостоятельном поведении школьников.
Диссертация [*.pdf, 1.42 Мб] (дата размещения 7/19/2024)
Резюме [*.pdf, 1.03 Мб] (дата размещения 7/19/2024)
Summary [*.pdf, 893.63 Кб] (дата размещения 7/19/2024)