Поливанова Катерина Николаевна
- Научный руководитель: Институт образования / Центр исследований современного детства
- Профессор: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Ординарный профессор (2022)
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2008 году.
- Научно-педагогический стаж: 50 лет.
Полномочия / обязанности
Научный руководитель Центра исследований современного детства (Институт образования НИУ ВШЭ).
Руководитель междисциплинарного исследовательского семинара "Современное детство: теория и практика" (действует с 2014 года).
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Достижения и поощрения
- Медаль "Признание - 10 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (март 2024)
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Благодарственное письмо ректора Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Почетная грамота НИУ ВШЭ (май 2022)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2018)
- Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2018)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (январь 2018)
Надбавка за академическую работу (2017–2018)
Лучший преподаватель — 2022
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1
Всего под руководством К.Н. Поливановой защищено более 10 диссертационных работ.
- 2Гавриленко П. А. Убеждения учителей об ограничениях и возможностях поддержки самостоятельности учеников в школе, 2024
- 3Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей, 2020
- 4Михайлова Я. Я. Структура и содержание обыденных педагогических представлений матерей (на примере г. Москвы), 2018
- 5Смирнов И. Б. Дифференциация учащихся по академической успеваемости в социальной сети, 2018
- 6Королева Д. О. Использование мобильных и сетевых технологий в обучении школьников, 2018
- 7Хегай А. С. Открытость будущему в структуре психологического благополучия подростков и молодежи (aспирантура: 2-й год обучения)
- 8Струкова А. С. Благополучие в основной школе: представления учителей и родителей и практики повышения благополучия в школах (aспирантура: 3-й год обучения)
- 9Крайнова П. О. Взаимодействие учителей с подростками в ситуации неопределенности, вызванных “неудобными вопросами” (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Научный исследовательский семинар "Жизнь в науке: путеводитель молодого исследователя" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
- Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Terra Incognita современного детства (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Terra Incognita современного детства (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Terra Incognita современного детства (Общеуниверситетский факультатив; 3, 4 модуль)рус
- Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Terra Incognita современного детства (Маго-лего; 4 модуль)рус
- Национальные и международные программы оценки образовательных достижений (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Современное детство (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 37.04.01. Психология; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Проекты
- Современное детство: социализация внутри и вне системы образования, ПФИ (2015)
- Современное детство: новая реальность подросткового общения, ПФИ (2014)
Конференции
- 2023
ПОДРОСТОК В МЕГАПОЛИСЕ: ПОИСК ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ (Москва). Доклад: Лестница учебной самостоятельности: оценка уровня самостоятельности российских школьников через анализ представлений родителей
- 2014
XXI Всероссийская конференция «Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения» (Красноярск). Доклад: «Современное родительство: постановка проблемы»
Гранты
Современное детство: социализация внутри и вне системы образования
Современное детство: новая реальность подросткового общения
Опыт работы
Ведущий научный сотрудник ПИ РАО, член Международной психологической организации ISSBD, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ.
С 1974 г. по 2013 г. – научный сотрудник в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (позже - Психологический институт РАО).
С 1999 г. по настоящее время – профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ.
С 2005 по 2012 гг. – научный руководитель международных магистерских программ Московской высшей школы социальных и экономических наук (совместно с Манчестерским университетом).
С 2013 г. – профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ.
С 2014 по 2018 – директор Центра исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ.
С 2018 – научный руководитель Центра исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ.
Информация*
- Общий стаж: 50 лет
- Научно-педагогический стаж: 50 лет
- Преподавательский стаж: 11 лет
Пятерки больше не нужны? Молодежь ставит личное счастье выше оценок и карьерных успехов, и это повод менять подходы в образовании
Молодежь по-новому смотрит на успех: личное счастье и самореализация для них важнее оценок и карьерных достижений. Они стремятся жить в гармонии с собой, а высокие баллы и престижные должности уже не считаются основными мерилами успеха. Эти изменения стали темой обсуждения на форуме «Москва 2030», где эксперты размышляли о том, как это повлияет на образование и почему школам и вузам нужно адаптироваться.
Уроки агентности, или как научить детей играть по своим правилам?
Чтобы добиться успеха в жизни, оказывается, мало просто иметь знания и умения. В нашем быстро меняющемся мире нужна еще одна способность. Ученые называют ее «агентностью». Но чем она отличается от обычной самостоятельности? И как развить оба эти важные качества? Этот вопрос эксперты обсудили на открытом семинаре.
Из школы в дом перебегая: исследователи выяснили, что побуждает родителей отказаться от традиционной школы в пользу образования в семье
В последнее время все больше родителей рассматривают возможность перевести детей на домашнее обучение, и некоторые из них уже решились на этот шаг. Эксперты Центра исследований современного детства провели серию интервью с такими семьями, чтобы понять причины непростого выбора.
Презентация монографии «Материнство: новые дискурсы, проблемы и практики»
Не так давно в издательском доме НИУ ВШЭ вышла монография, посвященная материнству. Авторы книги ставят вопрос трансформации семьи, родительства, отношения к практикам воспитания, принятых в старшем поколении. 12 марта в 16:00 в рамках «Открытых семинаров по образованию» пройдет презентация этой монографии. В преддверии этого события мы поговорили с Катериной Николаевной Поливановой о том, как строилась работа над монографией и чему будет посвящен ближайший семинар.
«Пацаны не извиняются»: как контент влияет на умы молодежи
Молодому человеку необходимо ощутить себя, обрести себя, почувствовать себя живым, испытать свое собственное «я». Тут ключевые слова — «себя», «я». Подросток, как бабочка из кокона, вылупляется, ему необходимо испытать что-то новое, не бывшее раньше. В исследовании причин популярности саги о Гарри Поттере подростки сравнивали волшебника и обычного человека, волшебник в их ответах был могуществен, его действия мгновенно приводили к яркому, заметному результату, а обычный человек жил в скучном мире, в тумане рутины, что ни сделаешь, все тонет и растворяется во мгле.
Отругай меня нежно: в обратной связи от учителя решающее значение имеет тон, который влияет на эмоциональное восприятие ученика
О формирующей обратной связи много говорят педагоги. Суть можно описать просто: помимо стандартной оценки и отмеченных недочетов — более подробный разбор, какие формулы надо было применить, что сделать и т.д. Но и это еще не секрет успеха. Замечено, что такие предложения одни ученики принимают позитивно, а другие игнорируют, «закрываются». Почему — разбирали на очередном семинаре «Современное детство: теория и практика», спикером на котором стала исследовательница из США Анджела М. Луи из Школы профессиональных исследований CUNY.
Тварь я дрожащая в школе или право имею?: разбираем модель, в которой ребенок решает сам — как, когда и с кем учиться
Школа должна «учить учиться», потому что без желания самого ребенка освоить что-то новое учеба так и будет зубрежкой из-под палки. Все давно это признают, но мало что для этого делают: массовая школа продолжает работать по привычной схеме. Эксперименты, связанные с развитием самостоятельности и инициативы, чаще всего так и остаются экспериментами. Но некоторые из них длятся уже десятилетиями и показывают отличные результаты. На вторничном семинаре разбирали опыт красноярской гимназии «Универс», где методы развивающего обучения, сфокусированные на самостоятельности ученика, применяются вот уже без малого 30 лет.
Не верят школе: обучение на дому выбирают родители, для которых комфорт ребенка важен «здесь и сейчас»
Семейная форма обучения набирает популярность в России, хотя доля тех, кто не ходит в школу, все еще незначительна. Одни эксперты видят в этом тренде серьезную угрозу традиционному образованию, другие считают это явление маргинальным. Похоже, истина где-то посередине: скорее всего, количество тех, кто учится дома, «выйдет на плато» и не обрушит монополию школы. Но аргументы тех, кто выбрал для детей семейное обучение, звучат как «серьезная и многогранная критика школы, нельзя не учитывать ее, проектируя развитие и поддержку общего образования», — пишут авторы исследования «Выбор альтернативного образования в России». Его подготовили Катерина Поливанова, Диана Ахмеджанова, Кристина Любицкая и Александра Струкова — сотрудники Центра исследований современного детства.
Может ли улица воспитать лучше, чем школа?: система образования теряет монополию в новых городских пространствах
Городская застройка быстро меняется. Логично, ведь это бизнес, и девелоперы стремятся ответить на все запросы покупателей жилья, включая образовательные, и даже предугадать их. А школа остается школой, даже если она построена в новом квартале. Она не всегда хочет (и может) быть тем «интеллектуальным хабом» для жителей района, как это предлагает бизнес или продвинутые покупатели новых квартир. Это стало одной из тем, которые обсуждали на вторничном семинаре: разбирали опыт проектов образовательного бюро «Лернити» в Новой Москве и вообще идеи на стыке урбанистики и образования.
Какая образовательная среда нужна современным подросткам?
Директора-практики и эксперты Института образования обсудили концепцию новой подростковой школы ГБОУ «Покровский квартал» в рамках третьей встречи клуба «Новая российская школа»
Вырваться из камеры: эксперты поспорили, как должна поменяться школа вслед за обществом
«Подростки не понимают, почему их по 6-8 часов держат в школе, и вылетают оттуда, как пробка из бутылки теплого шампанского. Дети недоумевают, почему их заставляют учить даты и цифры, которые легко гуглятся, а учительница звереет от этого… Но при этом дети в школу все равно идут, значит, зачем-то она им нужна?» — с этих слов Анатолия Каспржака началось второе заседание экспертного клуба «Новая российская школа». Теоретики (исследователи образования) и практики (директора московских школ) встретились в Инобре, чтобы обсудить, какую роль может играть школа в обществе, которое полностью изменилось за несколько десятилетий, и как ей самой нужно поменяться, чтобы отвечать новому запросу.
Дети под цифровым колпаком: почему смарт-часы опасны для доверия между родителем и ребенком
Реальная жизнь сегодняшних младших школьников похожа на плохое кино про шпионов. Их прослушивают с помощью их же мобильных телефонов, за каждым шагом следят смарт-часы и другие гаджеты... До каких масштабов разрослась эта новая реальность, чем хороша, а чем опасна цифровая слежка — обсуждали на семинаре Центра исследований современного детства.
«Я делала те же ошибки, что и любой родитель» – поздравляем Катерину Поливанову с присвоением статуса Ординарного профессора НИУ ВШЭ
Катерина Поливанова – выдающийся ученый. Об этом знают все ее коллеги и ученики, но теперь этот статус закреплен официально: решением Ученого совета Вышки ей присвоен статус ординарного профессора ВШЭ. Этим званием отмечают «выдающихся ученых и преподавателей, имеющих особые заслуги перед университетом».
Состоялось последнее в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ
Впервые за два с лишним года заседание прошло в очном формате. В нем приняли участие министр просвещения РФ Сергей Кравцов и вице-президент компании VK Дмитрий Смыслов, были рассмотрены прорывные проекты университета в области инженерии и искусственного интеллекта, избраны новые заслуженные профессора и ординарные профессора НИУ ВШЭ.
Ученые из Москвы и Красноярска вместе изучают развитие самостоятельности у дошкольников
До 20 мая продолжается прием заявок от подразделений НИУ ВШЭ на открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2022 года. Одна из зеркальных лабораторий, успешно работающих сегодня, была создана по итогам аналогичного конкурса Центром исследований современного детства НИУ ВШЭ и Лабораторией возрастной психологии и практик развития Сибирского федерального университета в 2021 году. Рассказываем, чем она занимается и как организовано сотрудничество московских и красноярских коллег.
15 проектов НИУ ВШЭ получили поддержку РНФ
Российский научный фонд (РНФ) подвел итоги конкурса проектов отдельных научных групп 2022 года и конкурса на продление сроков выполнения проектов отдельных научных групп, поддержанных в 2019 году. По итогам первого конкурса поддержано 10 проектов НИУ ВШЭ на три года, по итогам второго конкурса — 5 проектов на два года. Финансирование каждого проекта составит до 7 млн рублей в год.
«Школа как она есть»
3 марта состоялся семинар «Школа как она есть». Выступающий: Поливанова Катерина Николаевна. Участники: сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования и внешние слушатели.
Parental Engagement: Why Parents in Russia Choose Homeschooling and What Problems They Have to Solve
В журнале Journal of School Choice вышла первая англоязычная статья о семейном образовании в России сотрудников Центра исследований современного детства Кристины Любицкой и Катерины Поливановой.
Вышел специальный выпуск журнала "Городские исследования и практики" со статьями участников конференции «Подросток в мегаполисе»
Дорогие друзья! Вышел специальный выпуск журнала "Городские исследования и практики".
The Age of Edutainment: Exploring the Case of KidZania
Understanding the role of children’s interactive environments that blend learning and entertainment in modern-day educational ecosystems.
Город без «грехов»
Экономика впечатлений находится в стадии бурного роста. В разных странах создаются организации, сочетающие практики развлечения и образования, — эдьютейнмент-центры. Для детей создаются целые «города профессий». На примере самого масштабного проекта — Кидзания — ученые Института образования ВШЭ исследовали «секреты» успеха формата. Оказалось, феномен заключается в самостоятельных и безопасных «пробах принятия решений,благодаря которым ребенок получает знания об устройстве “взрослой жизни”». Статья вышла в новом номере «Вопросов образования» (Q1).
Эдьютейнменту в России мешают бедность, беспомощность учеников и тревожность родителей
Принцип «обучение через игру» известен давно, но по-прежнему почти не связан с базовым образованием. Школы отдельно, а города профессий, парки развлечений и другие формы Edutainment отдельно, и такая картина – во всем мире. О том, какие элементы этого подхода школа может перенять, на открытом семинаре ВШЭ по образованию дискутировали российские, британские и американские ученые.
Учить так, чтобы тебя понимали
На платформе «Открытое образование» появился курс «Возрастная психология образования». Это своего рода ликбез для начинающих и будущих учителей, которые уже овладели предметным содержанием, но еще плохо представляют, как настроить свою программу под конкретный возраст. Ведь те форматы уроков, заданий, стиль общения, которые интересны младшим школьникам, уже не «зацепят» подростков, а приемы для средних классов не будут работать в старших.
Кто здесь власть?
Ребёнок вырос. Учится в школе, хочет сам принимать какие-то решения. «Вы даете ему свободу?» – на этот вопрос многие родители ответят «да!». Очень просто ответить, не задумываясь, потому что свобода, самостоятельность – понятия абстрактные. Но есть и конкретные маркеры. Позволяете ли гулять одному, самому перемещаться по городу? Здесь уже не отделаешься общими словами. Во многих семьях даже старшим подросткам не так-то просто выйти из дома, это предмет постоянных скандалов. Как вести себя, когда и почему родители отпускают (или не отпускают) детей гулять одних, что на это влияет – изучили Катерина Поливанова, Александра Бочавер и Ксения Павленко из Центра исследований современного детства Инобра.
Красноярская педагогическая аномалия: драйв, провокационные идеи и доля наивности
Вопрос о формировании новых точек роста является одним из ключевых в образовательной политике, но возможно ли повторить успешный опыт прошлого? На вторничном семинаре разбирали феномен психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета, какие факторы повлияли на успех проекта, и что нужно сделать, чтобы это сработало сегодня.
«Маленький ядерный взрыв»: как готовили педагогов и психологов в Красноярске тридцать лет назад
Участники традиционного вторничного семинара Института образования ВШЭ обсудили, как создать научно-образовательный центр мирового уровня – на примере психолого-педагогического факультета Красноярского госуниверситета конца 1980-х – начала 1990-х годов. Семинар был посвящен памяти одного из лидеров этого проекта, профессора Сибирского федерального университета и приглашенного профессора ВШЭ Бориса Хасана, скончавшегося 14 января.
Пять ключей для эффективной школы
Чтобы стать учителем, нужно специальное образование. Госстандарты точно определяют, что должен знать и уметь педагог. С директором школы сложнее. Официальные требования (например, на аттестации) конкретны в хозяйственных и административных вопросах. А вот задачи по качеству образования четко не сформулированы. Поставить их и узнать способы, как улучшить образовательный результат своей школы, позволит курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации». За год его прошли на Coursera почти полторы тысячи управленцев. Какие проблемы директора и как он решает – рассказывает куратор курса Дмитрий Михайловский.
К чему приводит цифровая слежка?
Самостоятельность – вроде бы, такое простое, понятное слово. Но изучить и измерить ее, оказывается, очень сложно. Когда ребенку пора самому гулять и ходить в школу, собирать портфель, принимать важные решения? Определяют ли это родители, что и как влияет на этот выбор и можно ли найти какие-то «рецепты» для всех? Эксперты центра исследований современного детства Инобра начинают исследовать эту малоизученную тему. Создана и площадка для дискуссий и практических советов – паблик «Autonomy PROject» в фейсбуке. К нему могут присоединиться педагоги, психологи и просто активные родители, которых волнует, «всё ли я делаю правильно».
«Неравенство образовательных возможностей не обусловлено только бедностью»
На Вторничном семинаре состоялась презентация монографии «Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей», подготовленная авторским коллективом Центра исследований современного детства.
Экспертам образования не хватает голоса
Опубликован первый публичный рейтинг российских экспертов в сфере образования. Из 50 человек, включенных в него, восемь – сотрудники НИУ ВШЭ и еще двое – совместители там же. Составители изучили упоминаемость, уровень признания и популярности. Выяснилось – большинство авторитетных экспертов мало вовлечены в процесс принятия решений. Низкая активность в социальных сетях и медиа мешает тому, чтобы их голос был услышан.
На образовательной платформе Coursera доступен онлайн-курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации»
Курс подготовлен ведущими экспертами Института образования НИУ ВШЭ по инициативе и при активном участии блестящей команды магистерской программы «Управление образованием».
Парадоксы «народной» педагогики объяснили научно
У родителей, активно вовлеченных в процесс обучения детей, существует своя педагогическая система, зачастую не совпадающая с профессиональными концепциями. Знание о различных теориях воспитания и обучения и насыщенность научными терминами («норма», «психика», «травма»), которые наполняются собственным смыслом, сочетаются у родителей с противоречивостью и неполнотой аргументов. К такому выводу пришла аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Яна Михайлова, которая защитила диссертацию «Структура и содержание обыденных педагогических представлений матерей (на примере Москвы)». Комитет по диссертации единогласно проголосовал за присвоение ей научной степени кандидата наук об образовании ВШЭ (PhD HSE).
IOE Expert Speaks at International Conference by European Association for Research in Adolescence
This September, IOE research fellow Alexandra Bochaver traveled to the city of Ghent, Belgium to present at the 2018 Conference by the European Association for Research in Adolescence. In her talk, Alexandra gave a recap for a comprehensive cross-generational study of street activities among Russian adolescents.
В городе Гент, Бельгия, прошла XVI конференции Европейской ассоциации исследования подросткового возраста
Научный сотрудник Центра исследований современного детства Александра Бочавер рассказывает об основных событиях конференции.
В НИУ ВШЭ впервые защитили диссертацию, представленную в виде статей по одной теме исследований
11 сентября выпускник аспирантуры Института образования ВШЭ Иван Смирнов защитил диссертацию кандидата наук об образовании на тему «Дифференциация учащихся по академической успеваемости в социальной сети». Его диссертация состоит из четырех публикаций в научных журналах, а также описания методологии, дизайна и основных результатов исследования.
Детство без конца
Почему границы между поколениями условны
Новый директор Центра исследований современного детства
Катерина Николаевна Поливанова становится научным руководителем Центра, чтобы сосредоточиться на разработке научной стратегии и росте молодых кадров.
«Здесь преподают фанаты своего дела»
Выпускники магистратуры «Управление образованием» 2018 года рассказывают об обучении на программе, о квалификационных исследованиях и своем пути в образовании.
В лицее прошел воркшоп, посвященный индивидуальному сопровождению старшеклассников
Воркшоп "Проблемные вопросы и практики индивидуального сопровождения старшеклассников" состоялся 2-го февраля при поддержке Института образования и Дирекции общего образования НИУ ВШЭ. В нем приняли участие педагоги государственных и частных школ, причем не только столичных, но и других регионов России, а также представители экспертного сообщества. Столь масштабное мероприятие прошло в лицее впервые.
«Есть образование про навыки XXI века, а есть про «обучим ЕГЭ по фотографии и без боли»
Самые яркие цитаты спикеров семинара «Исследовательские подходы к изучению родительских стратегий вовлечения школьников в дополнительное образование».
«Если мы не выясним «драйверов» роста, то у нас останутся неуспешные дети»
Самые яркие цитаты спикеров семинара «Новые достижения российских учащихся в международном исследовании PIRLS-2016».
Как инновации меняют образование?
В Центральном выставочном зале «Манеж» прошла пятая экспозиция «Россия, устремленная в будущее», где была организована студия-лекторий «360 разговоров о будущем». Институт образования представили руководители и сотрудники научных центров: Павел Сергоманов, Катерина Поливанова, Анастасия Нисская, Диана Королева.
Темы исследований для аспирантской школы по образованию
Когда задумываешься о поступлении в аспирантуру, первая задача – придумать интересную тему исследования и найти руководителя, которому эта тема придется по душе. Научные руководители аспирантов Института образования НИУ ВШЭ рассказывают о диссертационных исследованиях и о том, как они встроены в деятельность институтских подразделений.
Портрет в профиль
Что рассказывают о подростках их подписки во «ВКонтакте»
Важность и возможности развития родительского просвещения обсудили в Москве
14 мая в Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». Совет создан в рамках взаимодействия федерального проекта «Крепкая семья» и Российской академии образования.
Образовательные программы для родителей представлены в РАО
14 июня состоялось заседание научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». В заседании приняла участие Президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая, провел заседание председатель совета А.А. Реан.
Магистратура: из преподавателей в студенты
Студентка первого курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Кристина Семенова оказалась в Институте образования НИУ ВШЭ неслучайно: ее интерес к образованию появился, когда она преподавала в Вышке после окончания бакалавриата.
Юбилей Катерины Николаевны Поливановой
4 мая юбилей Катерины Поливановой, руководителя лаборатории «Исследования современного детства» Института образования НИУ ВШЭ.
Первый год обучения в аспирантуре – полет нормальный!
Учеба в академической аспирантуре Института образования НИУ ВШЭ – шанс заявить о себе в качестве исследователя в области образования не только в России, но и за рубежом. Аспирантам предоставляется возможность работать совместно с ведущими экспертами отечественной и зарубежной науки, что позволяет написать актуальную диссертационную работу. О своей учебе в аспирантуре рассказывает стажер-исследователь Центра исследований современного детства Кристина Любицкая.
Учиться всю жизнь – правильная стратегия
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялось вручение дипломов выпускникам магистерской программы «Управление образованием». 23 студента стали магистрами. Непривычно видеть среди выпускников действующих директоров, заместителей, методистов образовательных учреждений различных уровней. Что побудило людей, имеющих управленческий опыт работы в системе образования, уже успешных в своей профессии, в очередной раз стать студентами?
Воспитание детей в новых условиях
Что будет полезно ребенку во взрослой жизни? Многие семьи сегодня не знают точного ответа на этот вопрос. Практики воспитания, гарантировавшие успех прежде, уже не считаются надежными, и у родителей возрастает чувство неопределенности. Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства, в эфире «Радио России» рассказывает о проблемах дошкольного образования.
Обсуждение образовательных программ для родителей
В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы специалистами Института образования НИУ ВШЭ была разработана серия примерных образовательных программ для родителей. В конце февраля прошли первые семинары по их обсуждению.
Как повысить родительскую самоэффективность?
Чем руководствуются современные родители в воспитании детей? В каких психолого-педагогических знаниях они нуждаются? Каким образом можно обучать родителей различным воспитательным концепциям? О проекте Центра исследований современного детства, связанном с разработкой образовательных программ для родителей, рассказывает портал Милосердие.ru.
«Умная школа: диалог практиков и исследователей»
На круглом столе для директоров образовательных учреждений 10 февраля 2017 г. обсудили исследования Института образования НИУ ВШЭ, участниками которых выступали московские школы.
Как занятия в кружках связаны со школьной успеваемостью
Сильные ученики после уроков чаще ходят в кружки и студии, слабые — проводят свободное время на улице, выяснили ученые НИУ ВШЭ
Как смартфон помогает учиться
Учителям стоит терпимее относиться к тому, что дети на уроках заглядывают в телефоны и планшеты. Более того, эти девайсы нужно активнее использовать при освоении нового материала.
О современном детстве в формате edutainment
Прошло два года с тех пор, как Институт образования НИУ ВШЭ совместно с МГППУ запустил постоянно действующий семинар «Современное детство: теория и практика». Научный руководитель семинара Катерина Поливанова и координатор проекта Диана Королева рассказали о его истории, концепции и результатах.
Родители активно занимаются самообразованием
Современные мамы и папы хотят быть компетентными воспитателями.
EDgeneration: встреча начинающих исследователей с профессионалами
25 – 26 ноября в Институте образования НИУ ВШЭ прошла первая открытая научно-практическая конференция молодых исследователей. Событие состоялось благодаря инициативе студентов магистерской программы Инобра «Доказательная образовательная политика».
В Институте образования с успехом прошел Симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство»
Симпозиум собрал гостей и участников из Канады, Кении, США, Великобритании, Италии, Финляндии, Болгарии и Австралии. Докладчиков и участников было так много, что пришлось организовать пленумы и круглые столы параллельно. С днем рождения гения, дорогие коллеги!
Семинару «Современное детство: теория и практика» — два года!
Повестку очередной – юбилейной – встречи, состоявшейся в Инобре,сформировали сами участники, пройдя голосование. Три темы, набравшие наибольшее количество голосов, и стали центральными для обсуждения на мероприятии.
Игра по правилам
На очередной встрече в рамках постоянно действующего семинара «Современное детство: теория и практика», который организует Институт образования и МГППУ, речь шла о том, какие площадки нужны современным детям. В семинаре приняла участие руководитель Центра исследований современного детства Института образования, доктор психологических наук Катерина Поливанова.
Не мешайте детям играть
Под таким лозунгом в Москве прошла первая международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства», научным партнером которой выступил Институт образования НИУ ВШЭ. Активное участие в работе конференции приняли сотрудники Центра исследований современного детства: К. Поливанова, Д. Королева, А. Нисская.
Надо доверять себе и своему ребёнку
В рамках конференции "Игровая культура современного детства" руководитель Центра исследований современного детства и секции «Философия детской игровой культуры и социально-культурные контексты» Катерина Поливанова дала блиц-интервью для отраслевого портала индустрии игрушек "Сегмент".
Родителям без пяти минут первоклашек
По итогам встречи, которая на днях состоялась в парке искусств МУЗЕОН, Катерина Поливанова и Анастасия Нисская подготовили для родителей будущих первоклашек ряд советов, которые помогут понять и пережить непростой переходный этап из детского сада в школу и взрослым, и их детям.
Готовность №1: как дошкольник становится школьником?
В рамках проекта «Школа будущего» в парке искусств МУЗЕОН Катерина Поливанова и Анастасия Нисская провели встречу с родителями и представителями системы образования. Обсуждались готовность детей к школе, школы – к детям, и все-все "горячие" вопросы, которые окружают сегодня эту тему.
Почему наши дети так непохожи на нас?
Поиску ответов на извечный вопрос, волнующий каждое поколение на протяжении истории человечества, была посвящена программа «Кафедра» на радио «МАЯК», гостем которой стала руководитель Центра исследований современного детства Инобра, профессор Катерина Поливанова.
Четыре выпускника магистратуры ВШЭ взялись за изменение отдельно взятой школы
Директор и три заместителя директора школы № 777 Рязанского района Москвы в 2016 году окончили магистерскую программу «Управление образованием». Они пришли на программу независимо друг от друга из разных школ и даже городов, а во время учебы объединились в одну команду. Сегодня они используют в работе полученные в университете знания и продолжают с ним сотрудничать в рамках совместных образовательных проектов.
Заключительный в этом сезоне семинар цикла «Современное детство: теория и практика»
В рамках семинара сотрудники Института образования провели необычную игру, в которую с радостью погрузились учителя, студенты, директора школ и просто интересующихся современной педагогикой и психологией.
Катерина Поливанова в программе "Кафедра" на Радио "Маяк" рассказала о том, почему современные дети так на нас не похожи
Детство сегодня стремительно меняется. Наши дети растут в совершенно новых и непонятных взрослым реалиях. Они меньше общаются с родителями, а взрослые в гораздо меньшей степени, чем родители предшествующих поколений, осведомлены о том, что делают их дети. На бытовом и профессионально-педагогическом уровне мы все чаще признаем и существенное отличие знаний и опыта современных детей от знаний и опыта поколения их родителей. Об этом и многом другом можно узнать, прослушав запись программы.
Почему дети не ходят в кружки и секции
«Далеко от дома», «Не подходит расписание», «Еще не искали» — так родители объясняют нежелание отдать своего ребенка в кружок. Насколько обоснованы эти аргументы, выяснили эксперты группы исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ
В Институте образования прошел очередной семинар серии «Пространство России: контекст для образования»
Темой для обсуждения на этот раз стал российский и зарубежный опыт выстраивания образовательной политики и педагогической практики в отношении детей этнических меньшинств.
Что есть наше детство?
Руководитель группы "Исследования современного детства" профессор Катерина Поливанова провела открытую лекцию в МГПУ в рамках проекта "Пластилин" − открытой мастерской науки, где эксперты и профессионалы делятся знаниями из области самых разных научных направлений.
Возможности подростков по использованию мобильных технологий игнорируются школой
Диана Королева, аспирант 3-го года обучения Института образования ВШЭ, на конференции об использовании компьютеров в образовании в Риме получила награду в номинации «Лучшее диссертационное исследование», за которую соревновались около ста аспирантов из разных стран.
В Институте образования прошла очередная встреча из серии «Современное детство: теория и практика»
В этот раз семинар был посвящен открытию в Институте аудитории имени Л.С. Выготского, и тема его была обозначена так: «100 лет после детства: возраст как судьба VS возраста как выбор».
Последний номер "Journal of Russian & East European Psychology" полностью посвящен работам Катерины Николаевны Поливановой. Приглашаем коллег к обсуждению!
В сборник вошли переводы монографии "Психология возрастных кризисов".
Российский гуманитарный научный фонд поддержал проекты центра!
В основном конкурсе 2016 года поддержаны 2 проекта: "Межпоколенческое сравнение обыденных теорий воспитания детей" и "Портрет современного подростка через его самопрезентацию в социальной сети"
От младшего школьного возраста к подростковому: тогда и сейчас
На очередном семинаре цикла «Современное детство: теория и практика», организуемом Инобром и Московским городским психолого-педагогическим университетом, специалисты группы «Исследования современного детства» поделились опытом включенного наблюдения за пятиклассниками – репликой исследования, проведенного в 1960-х годах исследовательской группой Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой.
Вышла новая публикация в серии «Научные доклады Института образования»
Доклад сотрудников группы «Исследования современного детства» К. Поливановой, И. Вопиловой и А. Нисской описывает современные подходы к разработке образовательных программ для родителей. На основании опыта Европы, США и России анализируются изменения, произошедшие в содержании программ со времени их возникновения и до наших дней. Особое внимание уделяется актуальному вопросу родительской самоэффективности.
Родительство становится профессией
Вместе с современным детством существенно изменилось и родительство. Материнство фактически становится профессией: в обществе воспитание детей все чаще воспринимается как работа, требующая специальных знаний и психологических навыков. Методы обучения успешному родительству исследовали ученые Института образования НИУ ВШЭ – замдиректора Центра развития лидерства в образовании, профессор Катерина Поливанова, аналитик Ирина Вопилова и научный сотрудник Анастасия Нисская.
Онлайн в школе и дома: руководитель центра Катерина Поливанова и аналитик Диана Королева приняли участие в передаче «Классный час» на «Радио Свобода»
Также в программе приняли участие руководитель центра "Перекресток" Кирилл Хломов и по Скайпу из Санкт-Петербурга эксперт Школьной Лиги РОСНАНО, учитель информатики Анатолий Шперх. Эксперты говорили про кибертравлю, пользу от непослушания и новые образовательные технологии.
Группа "Исследования современного детства" принимает участие в программе повышения квалификации для педагогов дошкольного образования
В ходе занятий специалисты группы расскажут про самоэффективность родителей и воспитателей, развитие инициативы, самостоятельности и ответственности у дошкольников, а также про когнитивные и социальные навыки.
Вышла новая статья, посвященная современному родительству
Катерина Николаевна Поливанова на страницах журнала "Психологическая наука и образование" рассуждает о современном родительстве как предмете исследования.
Гарри Поттер и Смешарики: "Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры?"
7 октября в эфире радио "Культура" вышла новая программа цикла "Академия детских наук", посвященная исследованию особенностей современного детства сквозь призму культурных продуктов, проведенного Катериной Поливановой, Еленой Сазоновой и Мартой Шакаровой.
Курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного образования
В рамках образовательной программы, осуществляемой Университетско-школьным Кластером, специалисты Центра исследований современного детства расскажут про самоэффективность родителей и воспитателей, развитие инициативы, самостоятельности и ответственности у дошкольников, а также про когнитивные и социальные навыки.
Проблемы мотивации учения
Почему психологам до сих пор не удалось решить проблему мотивации? Что лежит в основе учебного мотива? Почему для детей старшего возраста внешняя мотивация становится важнее внутренней? На эти и другие вопросы отвечает руководитель группы «Исследования современного детства» Института образования, доктор психологических наук Катерина Поливанова. Ролик с выступлением Катерины Николаевны размещен на сайте интернет-журнала ПостНаука, популяризирующем научные знания.
«ВКонтакте с подростком: гаджеты, соцсети − как с этим жить?» - в Парке Горького прошел мастер-класс для специалистов и родителей
В дискуссии приняли участие специалисты, работающие с подростками. Разговор получился в большой степени профессиональным.
В Парке Горького прошел семейный образовательный пикник, проведенный сотрудниками центра. Трудности современного родительства
Группа «Исследования современного детства» представила Институт образования на «Дне Вышки», по традиции проходившем в Парке Горького. Группой был проведен первый «Семейный образовательный пикник», который посетили родители детей всех возрастов, а также специалисты в области образования, социологии и психологии.
Подростки выстраивают границы между личным и публичным
Ценности и интересы школьников со временем трансформируются. В ходе исследований подростки стараются дать «правильные», социально приемлемые ответы либо же избегают суждений на чувствительные для них темы, что мешает изучать их сознание. Профессор Института образования ВШЭ Катерина Поливанова нашла невербальный ключ к внутреннему миру подростков: в рамках ее исследования детям было предложено сделать ремейк советского фильма о взрослении и взаимоотношениях одноклассников. По отбору эпизодов для картины, спорам вокруг них и новым версиям действий киногероев стало возможно судить о чувствах подростков.
Найти свое место в университете и в жизни
Катерина Поливанова, руководитель лаборатории «Исследования современного детства» Института образования НИУ ВШЭ — о 1 сентября, выдуманных и реальных социально-возрастных кризисах, необходимости доверять себе в любом возрасте и о том, когда наступает взрослость.
Ведущие ученые ВШЭ обсудили с ректором публикационную активность
Как сделать Вышку видимой в мировом академическом пространстве? Какой должна быть система оценки научной и публикационной активности? Почему участие в конференции иногда ценнее статьи в журнале? Об этом ведущие ученые Вышки говорили с ректором ВШЭ на встрече 18 ноября.
Ключевые компетенции формируются у детей благодаря играм и книгам
В Высшей школе экономики прошел семинар Института образования ВШЭ, посвященный неформальному образованию. Профессор ВШЭ Катерина Поливанова рассказала, какие книги и мультфильмы интересуют современных детей и как игры по их мотивам дополняют школьное образование.
Родителей и детей разделяет масс-культура
Влияние семьи и школы в воспитании детей сокращается – пробелы заполняют масс-медиа. Место «сказок на ночь» заняли мультсериалы. Лучшие из них развивают чувства детей. Фэнтези утоляют подростковую жажду действий. Исследование о влиянии современной культуры на детей проводит группа ученых в составе Катерины Поливановой, Елены Сазоновой и Марты Шакаровой