Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 1 из 1

Биографические траектории и социальные трансформации старообрядцев-странников в первой трети XX векаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Руководитель:
Кормина Жанна Владимировна
Дисс. совет:
Совет по истории
Дата защиты:
28.09.2022
Диссертация представляет собой социальную историю сообщества старообрядцев-странников, радикально эсхатологического направления Старой веры. Хронологически исследование описывает первую треть XX века, период фундаментальных социально-политических трансформаций, разворачивавшихся на территории Российской империи и Советского союза. В фокусе исследования биографические траектории трех представителей данного религиозного движения, последовательно испытавших столкновение с позднеимперским капиталистическим пространством, раннесоветской сельскохозяйственной кооперацией и, наконец, сталинскими репрессиями. Основным подходом исследования является столкновение разных категорий источников как вышедших из-под пера самих странников, так и документов имперской и советской бюрократии. Использование такого подхода позволяет продемонстрировать, что вопреки традиционным историографическим представлениям о радикальном эскапизме странников, представители сообщества умело ориентировались в окружающем социальном пространстве, успешно адаптировались к внешним политическим реалиям и, фактически, несмотря на собственные эскапистские идеологические декларации никогда не были отделены от внешнего мира. Таким образом, в отличии от традиционной историографической традиции, которая предлагает дихотомизирующий взгляд на отношения странников (и, шире, старообрядцев) с пространством за пределами их общин как на диалектические отношения между архаичной религиозной традицией и модернизирующимся миром, диссертация предлагает деэкзотизацию истории странников, показывая ее неотчуждаемость от процессов, разворачивающихся за пределами их общин.
Диссертация [*.pdf, 2.72 Мб] (дата размещения 27.07.2022)
Резюме [*.pdf, 479.63 Кб] (дата размещения 27.07.2022)
Summary [*.pdf, 517.31 Кб] (дата размещения 27.07.2022)
  • Сбросить фильтры