Котов Алексей Александрович
- Доцент: Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Старший научный сотрудник: Факультет социальных наук / Департамент психологии / Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 21 год.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Достижения и поощрения
Надбавка за академическую работу (2022–2023, 2020–2021, 2019–2020, 2018–2019, 2017–2018, 2016–2017)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
Лучший преподаватель — 2022, 2017–2019
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Postgraduate seminar (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Анг
- Cognitive Development (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология, направление: 37.04.01. Психология; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Cognitive Development (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Эволюционная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Cognitive Development (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология, направление: 37.04.01. Психология; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Cognitive Development (Маго-лего; 1 модуль)Анг
- Психология и нейрофизиология памяти и научения (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 2 модуль)рус
- Психология и нейрофизиология памяти и научения (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)рус
- Эволюционная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Cognitive Development (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология, направление: 37.04.01. Психология; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Психология и нейрофизиология памяти и научения (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 2 модуль)рус
- Эволюционная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Когнитивное развитие (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Юридический факультет (Санкт-Петербург); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Эволюционная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Когнитивное развитие (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 2 модуль)рус
- Психология памяти, научения и когнитивного развития (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Эволюционная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
Опыт работы
2011-наст.вр. Старший научный сотрудник. Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований Центра фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики»
2006-2011 Старший преподаватель. Российский государственный гуманитарный университет Институт психологии им.Л.С.Выготского, кафедра Общих закономерностей развития психики
Информация*
- Общий стаж: 21 год
- Научно-педагогический стаж: 21 год
- Преподавательский стаж: 9 лет
Заседание лаборатории 22.02
Состоялся доклад "Как речь по-разному поддерживает категориальное научение у взрослых и детей" доцента департамента психологии ВШЭ, старшего научного сотрудника лаборатории Алексея Александровича Котова и стажера-исследователя лаборатории Матвея Афонин .
Заседание лаборатории 23.11
С докладом на тему "Эффект выученного невнимания в категориальном научении: природа, проявления и значение для категоризации" выступил доцент департамента психологии ВШЭ и старший научный сотрудник лаборатории Алексей Александрович Котов.
Сотрудники НУЛ когнитивных исследований приняли участие в CERE 2023 (Хайфа, Израиль)
21–23 мая 2023 года прошла Девятая конференция Консорциума по европейским исследованиям эмоций (Consortium of European Research on Emotion).
От НУЛ когнитивных исследований в ней приняли участие Д.В. Люсин, Т.А. Сысоева, Е.А. Сучкова, Е.Н. Мартынова, А.А. Котов.
Neuropsy Lab участвовала в международной конференции Общества Жана Пиаже
Сотрудники лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития 7 мая 2023 года приняли участие в 52й ежегодной встрече Общества Жана Пиаже, которая проходила в Мадриде, Испания 1-3 июня 2023 года.
Заседание лаборатории 18.05
В четверг 18.05 прошла встреча Лаборатории когнитивных исследований с докладом на тему "Планируемое исследование ожиданий о предметной отнесенности нового слова у детей 17-19 мес: роль действия с предметом и формы предмета". В качестве докладчиков выступили Татьяна Котова (ИОН РАНХиГС), Алексей Котов (НИУ ВШЭ), Гергей Чибра (ЦЕУ), Агнес-Мелинда Ковач (ЦЕУ).
Участие Neuropsy Lab в международном симпозиуме по когнитивной науке в Стамбуле, Турция
Сотрудники лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития 7 мая 2023 года приняли участие в 9th International Symposium on Brain and Cognitive Science.
Приглашаем присоединиться к коллективу лаборатории
Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований департамента психологии ФСН объявляет конкурс по привлечению на работу стажеров-исследователей на 2023 год. Приглашаем присоединиться к нашему коллективу для работы над совместными научными проектами. Заявки принимаются до 15 февраля 2023 года.
Новая статья “Роль уровня вербальной репрезентации в принятии решения в условиях категориальной неопределенности”
Сотрудники лаборатории Судоргина Юлия и Котов Алексей в соавторстве с Котовой Татьяной (РАНХиГС) провели исследование и опубликовали его результаты в журнале “Экспериментальная психология”
Дети всё поймут без слов: нейробиолог объяснил, как учитывать эволюционные особенности в учебе дошкольников
«Новокаледонский ворон два года — дольше всех птиц — проводит в стадии детства. Птенцы занимаются ерундой — кидают камушки, загибают палочки — это даже не похоже на освоение мира. Но потом становятся рекордсменами в решении интеллектуальных задач». Такой пример привел Алексей Котов, преподаватель программы «Обучение и оценивание как наука» и научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития, когда отстаивал право дошкольников «заниматься ерундой». Вернее, учиться не так, как это понимаем мы, взрослые. Выступление Алексея состоялось на регулярном семинаре «Нейронауки об образовании»
Встреча с Алексеем Котовым в рамках междисциплинарного семинара НИУ ВШЭ « Нейронауки об образовании »
7 октября 2022 года в рамках семинара «Нейронауки об образовании» состоялся доклад научного сотрудника НУЛ нейробиологических основ когнитивного развития Алексея Котова на тему “Как исследования категориального научения могут быть полезны в образовании”.
Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей — 2022. Поздравляем победителей от департамента психологии!
Лучшими от департамента психологии факультета социальных наук по итогам студенческого голосования за 2021-2022 учебный год были названы более 20 преподавателей. Поздравления коллегам!
Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей — 2022. Поздравляем победителей от факультета!
Лучшими от факультета социальных наук по итогам студенческого голосования за 2021-2022 учебный год были названы более 70 преподавателей. Поздравления коллегам!
Участие сотрудников проектной группы «Развитие типов воображения у детей дошкольного возраста» в симпозиуме по когнитивной науке 8th International Symposium on Brain and Cognitive Science (Стамбул, Турция)
Сотрудники группы выступили с докладами на онлайн-симпозиуме по когнитивной науке 8th International Symposium on Brain and Cognitive Science в Koç University (Istanbul, Turkey).
Даже несуществующий медицинский термин значительно влияет на оценку поведения человека
Ученые Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ Алексей Котов, Иван Асланов и Юлия Судоргина экспериментально доказали, что категориальные названия, в том числе выдуманные медицинские термины, значительно влияют на суждения людей, активизируя семантические знания в памяти. Исследование опубликовано в Frontiers in Psychology.
Участие сотрудников проектной группы Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития в конференции “Практики развития” в Красноярске 21-23 апреля 2022
Сотрудники лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития приняли участие в работе секции и организации симпозиума “Развитие воображения у детей дошкольного и школьного возраста: когнитивные и онтогенетические механизмы” в Практики развития - одной из старейших всероссийских конференций, рассматривающей проблемы психологии развития, образования и педагогики.
Публикация сотрудников нашей лаборатории в журнале Frontiers in Psychology | Cognitive Science
Сотрудники нашей лаборатории Котов Алексей и Судоргина Юлия опубликовали статью о влиянии речи на понимание и оценку суждений в журнале Frontiers in Psychology.
Поздравляем победителей конкурса НИРС 2021
В НИУ ВШЭ объявлены результаты Конкурса научно-исследовательских работ студентов. Поздравляем победителей в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по психологии для студентов бакалавриата и магистратуры 2021 года» и желаем дальнейших научных успехов!
Новое направление исследований в лаборатории в рамках Проектных групп факультета социальных наук
Исследование наших сотрудников по теме “Развитие типов воображения у детей дошкольного возраста: когнитивные и онтогенетические механизмы” получило поддержку факультета.
Подведены итоги конкурса проектных групп факультета социальных наук в 2021 году
Факультет поздравляет победителей
Сотрудники лаборатории выступили на виртуальной конференции Cognitive Science Society
Сотрудники нашей лаборатории вместе с коллегами из ВШЭ (Санкт-Петербург) и Калифорнийского университета в Ирвайне выступили на 43-й ежегодной конференции Cognitive Science Society, 27-29 июля 2021 года.
Сотрудники лаборатории выступили с лекциями в рамках образовательного модуля «Методы когнитивных исследований» в НТУ Сириус, Сочи
10 июля в рамках образовательного модуля в НТУ Сириус сотрудники лаборатории Арсалиду Мари, Судоргина Юлия, Бачурина Валентина, Фабер Андрей, Жердева Мария, а также Тихонов Роман (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) выступили с докладами перед слушателями модуля «Методы когнитивных исследований».
Сотрудники лаборатории выступили на конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования»
23 и 24 июня состоялась Шестая конференция «Когнитивная наука в Москве: новые исследования».
Научный квест для детей в лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития от Университета детей (Политехнический музей)
Во время визита в лабораторию дети 7-12 лет познакомились с исследованиями когнитивного развития и приняли участие в квесте.
Сотрудники лаборатории выступили онлайн с докладами на Всероссийской конференции в Ярославле
18-19 декабря 2020 года состоялась Всероссийская научная конференция «Психология познания: низкоуровневые и высокоуровневые процессы».
Neuropsy Lab Writing Club. Семинары по написанию научных текстов
НУЛ нейробиологических основ когнитивного развития начинает еженедельные семинары по написанию научных текстов. В описании к новости Вы сможете найти ссылку для регистрации.
Состоялась конференция «Психология и технологии в математическом образовании»
На международной конференции «Психология и технологии в математическом образовании», проведенной в Москве Международным обществом исследователей в области психологии математического образования (PME) и Яндексом 18-21 марта 2019 г., выступил с докладом профессор департамента психологии НИУ ВШЭ А.Н.Поддьяков.
Сотрудники НУЛ Когнитивных исследований выступили на XVIII Международных чтениях памяти Л.С. Выготского
15 ноября в рамках XVIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Теория и практика культурно-исторической психологии» (13 - 17 ноября 2017 г.) состоялась секция «Теория и практика современной психологии эмоций». Ведущий секции – в.н.с. лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ Д.В. Люсин.
Сотрудники школы филологии, школы лингвистики и других подразделений НИУ ВШЭ провели XIX Летнюю лингвистическую школу
Школа проходила с 7 по 17 июля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново»