• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Фикциональная и нефикциональная нарратология

Статус: Маго-лего
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Милостивая Александра Ивановна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Фикциональная и нефикциональная нарратология» адресована студентам, проявляющим интерес к изучению нарративного конструирования вымышленных (фикциональных) и невымышленных (фактуальных) текстов в различных лингвокультурах, осуществляемого в целях оптимизации персуазивного воздействия на реципиента. В ходе освоения дисциплины студенты получат знания о становлении и современном состоянии исследований по нарратологии, познакомятся со структурными особенностями художественного, журналистского и академического нарратива. На материале нарративов разных типов, изображающих повседневный дискурс представителей различных социальных и этнических групп, студенты сформируют навыки критической рецепции текста во всем его объеме, включающем не только интерпретацию его поверхностного фактологического содержания, но и функциональное истолкование интенций автора, что позволит обучаемым адаптироваться к изменяющимся условиям в межкультурной коммуникации. В ходе освоения дисциплины планируется проектная научная деятельность студентов, которая включает в себя поиск и комментирование литературы в сфере нарратологии, составление аннотаций иноязычных теоретических источников, а также выступление обучаемых с докладами с последующей научной дискуссией. Каждый студент выбирает один из типов фикционального или нефикционального нарратива о завершенном событии, формирует корпус эмпирического материала на базе русского или других иностранных языков и проводит собственное мини-исследование, результаты которого представляются на последнем занятии и обсуждаются с другими студентами группы. Курс может быть интересен тем студентам, которые планируют в будущем заниматься научной деятельностью, работать в сфере PR-технологий, кросс-культурного менеджмента и в редакциях СМИ, освещающих события на международной арене.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с ключевыми концептами и овладение теоретическим аппаратом исследований по нарратологии, теории и интерпретации текста.
  • Сравнение нарративного конструирования вымышленных (фикциональных) и невымышленных (фактуальных) текстов в различных лингвокультурах.
  • Освоение методологии анализа повествовательного текста, выявление ее отличий от других исследовательских научных школ в гуманитаристике.
  • Анализ преимуществ и недостатков нарративного подхода к анализу текстов разных жанров.
  • Овладение навыками составления аннотаций и реферирования иноязычных теоретических источников по нарратологии.
  • Формирование и совершенствование навыков выполнения проектной научной деятельности и презентации ее результатов в ходе научной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные принципы функционирования фикционального и нефикционального нарратива как особых дискурсивных практик смыслопорождения.
  • Студент знает основной круг классических отечественных и зарубежных научных трудов по нарратологии и теории и интерпретации текста.
  • Студент знает ключевые аспекты методологической специфики нарратологии и критически оенивает ее преимущества и недостатки.
  • Студент умеет выявлять в нарративах разных типов повествовательные инстанции, соотношение текста нарратора и текста персонажа, определять типы нарраторов.
  • Студент умеет представлять результаты проведения нарративного анализа как в устной, так и письменной форме дискуссии с профессиональной аудиторией.
  • Студент владеет навыками критического анализа вымышленных (фикциональных) и невымышленных (фактуальных) нарративов в различных лингвокультурах.
  • Студент владеет основными методиками анализа фикциональных и фактуальных нарративов в контексте прототипических когнитивно-коммуникативных событий и умеет применять их в самостоятельном исследовании.
  • Студент владеет ключевыми исследовательскими компетенциями, связанными с аннотированием и реферированием иноязычной научной литературы по теории нарратива.
  • Студент владеет навыками академического письма на русском языке, которые необходимы при составлении текстов по нарратологии и отзывов на научных исследования других студентов группы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы нарратологического подхода
  • Литературный (фикциональный) нарратив как дискурсивная практика
  • Повествовательные инстанции: литературный (фикциональный) нарратив
  • Автор как ведущая смысловая категория художественного текста
  • Точка зрения
  • Нарративные трансформации: происшествия – история – наррация – презентация наррации в фикциональном нарративе
  • Текст нарратора и текст литературного персонажа
  • Нарративные стратегии
  • Комплексный анализ литературного нарратива
  • Нарратология медиатекста
  • Трансмедиальный сторителлинг
  • Различные дискурсивные типы нефикциональных нарративов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Активное участие в дискуссии на семинарах, т.е. подготовка по рекомендованной преподавателем теоретической литературе, реферирование и аннотирование минимум двух источников на иностранных языках на каждый семинар (где это предусмотрено программой дисциплины), выполнение и обсуждение в ходе семинара заданий по работе с эмпирическим материалом (где это предусмотрено программой дисциплины). Кроме того, оценивается участие в дискуссии при обсуждении теоретических источников и реферируемой иноязычной литературы (минимум два вопроса каждого студента на одном семинаре по каждому аспекту, релевантных по тематике)
  • неблокирующий Портфолио
    1) Нарративный анализ литературных текстов в форме эссе (тема 2, 3, 5, 6, 7) 2) Задания на закрепление терминологического аппарата фикциональной нарратологии (тема 4) 3) Презентации к реферируемым иноязычным научным публикациям 4) Нарративный анализ текстов в форме эссе (тема 8,10,11) 5) Презентация к докладу на основе собственного исследовательского мини-проекта
  • неблокирующий Тест по теоретическим вопросам после окончания семинаров
  • неблокирующий Доклад
    15-20 минут и презентация к нему с последующим обсуждением по теме 9-12 (один по выбору студента)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Активность + 0.3 * Доклад + 0.3 * Портфолио + 0.1 * Тест по теоретическим вопросам после окончания семинаров
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • De Fina, A., & Georgakopoulou, A. (2015). The Handbook of Narrative Analysis. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1060324
  • Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. — 2-е изд. — Москва : Языки славянских культур, 2008. — 304 с. — ISBN 978-5-9551-0253-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136787 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Щирова, И. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация : учебное пособие / И. А. Щирова, Е. А. Гончарова. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 440 с. — ISBN 978-5-8064-2567-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112761 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bal, M. (2017). Narratology : Introduction to the Theory of Narrative (Vol. Fourth edition). Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590574
  • Hühn, P. (2009). Handbook of Narratology. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293649
  • Marie-Laure Ryan, & Jan-Noël Thon. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. University of Nebraska Press.
  • Olson, G. (2011). Current Trends in Narratology. De Gruyter.
  • МИЛОСТИВАЯ А.И. (2015). Жанр газетного текста и нарративность. Современные Проблемы Науки и Образования, (2–3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16367328

Авторы

  • Бакулев Алексей Валентинович