Мальцева Вера Андреевна
- Директор центра, Старший научный сотрудник: Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Академический руководитель образовательной программы: Доказательное развитие образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Диплом о дополнительной квалификации "Переводчик английского языка в сфере профессиональной коммуникации" (2011)
Стажировка, Indiana University (Bloomington), Department of Economics (2015 г.)
Международная летняя школа по экономике образования (ВШЭ, Всемирный банк, 2019)
Курс Представление информации и данных. Создание презентаций (НИУ ВШЭ, 2020)
Курс Introduction to Academic Writing (НИУ ВШЭ, 2020)
Курс Предпринимательское мышление и поддержка предпринимательских проектов студентов (НИУ ВШЭ, 2021)
Summer School “Making Theory Work”, Leibniz University of Hannover, 2021
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (октябрь 2024)
- Благодарность НИУ ВШЭ (январь 2024)
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
Надбавка за академическую работу (2021–2022)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Лучший преподаватель — 2023–2024
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023
Лучший академический руководитель в номинации «Вовлеченность студентов программы в межкампусное и межфакультетское взаимодействие» — 2024
Лучший академический руководитель в номинации «Лояльность студентов к продолжению образования в НИУ ВШЭ» — 2024
Полномочия / обязанности
Руководство магистерской программой "Доказательное развитие образования".
Научно-исследовательская и аналитическая деятельность в сфере высшего и профессионального образования, связи образования и рынка труда.
Достижения и поощрения
Эксперт для международного развития Программы развития ООН (ПРООН)
Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (2019)
Благодарственное письмо Главы Администрации города Екатеринбурга (2018)
Стипендия Президента Российской Федерации для аспирантов (2013)
Стипендия Губернатора Свердловской области для аспирантов (2012, 2013)
Стипендия Правительства Российской Федерации для аспирантов (2012)
Премия по поддержке талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование», Минобрнауки России (2011)
Конференции
- 2019
XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Оценка разрыва между когнитивными навыками и требованиями работодателей в мировой практике: вызовы для высшего образования
Disciplinary Landscape Forum – 2019. Learning beyond competences (Тюмень). Доклад: The Skills Mismatch Problem: Myth or Reality?
- 2018
Международная конференция «Эволюция международной торговой системы» (Санкт-Петербург). Доклад: Торговый агропротекционизм между США и ЕС: оценка чувствительных позиций аграрной повестки ТТИП
- 2017
Международная конференция «Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург). Доклад: Агропротекционизм США и ЕС: формы и проблемы оценки масштаба искажающего воздействия
XVIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Очаговый агропротекционизм развитых стран: особенности и проблемы оценки
- 2016
Российский экономический конгресс (Москва). Доклад: Барьеры в международной торговле сельскохозяйственной продукцией: очаговый протекционизм и миражи либерализации
- 2015
Международный экономический симпозиум – 2015. II Международная научно-практическая конференция «Устойчивое развитие: общество и экономика» (Санкт-Петербург). Доклад: Изменение архитектуры мировых сельскохозяйственных рынков: вызовы для переговоров в рамках ВТО
- 2014
XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Доклад: Оценка государственной поддержки сельского хозяйства в Уральском регионе по методологии ВТО: возможные пути реструктуризации
- 2013
Второй Всероссийский экономический конгресс (Суздаль). Доклад: К истокам государственной аграрной политики в США и Западной Европе
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Розенфельд Н. Я. Распространенность и успешность нелинейных образовательно-карьерных траекторий в России с учетом роли непрерывного образования (aспирантура: 2-й год обучения)
- 2Коротких Е. В. Транзитная образовательная траектория колледж-вуз: стратегии, мотивы выбора и результаты (aспирантура: 2-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Cоциально-экономическое развитие с опорой на человеческий потенциал: проблемы, перспективы и лучшие практики в образовании (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)рус
- Навыки в образовании и на рынке труда (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Навыки в образовании и на рынке труда (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Семинар наставника "Доказательное развитие образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Семинар наставника "Образование, навыки и рынок труда" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Образование, навыки и рынок труда" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Семинар наставника "Рынок Edtech" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Рынок Edtech" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Cоциально-экономическое развитие с опорой на человеческий потенциал: проблемы, перспективы и лучшие практики в образовании (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Навыки в образовании и на рынке труда (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Навыки в образовании и на рынке труда (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Доказательное развитие образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Семинар наставника "Образование, навыки и рынок труда" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Семинар наставника "Развитие навыков" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Рынок Edtech" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Рынок Edtech" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Семинар "Актуальные исследования и разработки в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 4 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Аналитика и экспертиза в образовании" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Развитие навыков" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Рынок Edtech" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
Опыт работы
2023 по наст. врем. – директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования, НИУ ВШЭ
2021 по наст. врем. – старший научный сотрудник, Центр развития навыков и профессионального образования Института образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва
2021–2022 – консультант, Всемирный банк (Education Global Practice)
2020 по наст. врем. – доцент, Институт образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва
2019-2021 – научный сотрудник (постдок), Центр развития навыков и профессионального образования Института образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва
2015-2017 – научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург
2012-2018 – заместитель заведующего по учебной работе, кафедра мировой экономики, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург
2011-2019 – доцент, старший преподаватель, ассистент, кафедра мировой экономики, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург
Информация*
- Общий стаж: 18 лет
- Научно-педагогический стаж: 13 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Проекты
Исследовательские проекты
Руководство грантами:
2017-2018 – грант РФФИ, Исследование феномена скрытого агропротекционизма в условиях многостороннего регулирования международной торговли сельскохозяйственной продукцией на примере США и Европейского союза
2016-2017 – грант РФФИ, Оценка эффектов применения торговых ограничений в международной торговле сельскохозяйственной продукцией
2013-2014 – грант РГНФ, Разработка модели адаптации государственной аграрной политики РФ к требованиям ВТО (ответственный исполнитель и руководитель группы)
Участие в проектах в качестве исполнителя:
с 2022 – проект РНФ "Признание, различение и эмоциональные драйверы действия: культурно-символическое измерение социальной мобильности"
2021 – проект Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, От школьной парты до трудовой книжки: карьерно-образовательный выбор россиян в контексте культуры и неравенства2019-2020 – грант Президента РФ для молодых докторов наук, Трансформация теоретико-методологического ландшафта современной экономической науки: вызовы и возможности для российского сообщества экономистов
2017 – грант Президента РФ для молодых кандидатов наук, Анализ структуры и потенциала развития российского сообщества экономистов в условиях интернационализации научно-образовательной деятельности
2018-2019 – грант РФФИ, Оценка экспортных возможностей среднего бизнеса старопромышленных регионов России в условиях новой индустриализации
Экспертно-аналитические проекты
2020 – Разработка профилей перспективных профессий для карьерно образовательной навигации в рамках проекта Билет в будущее
2019 – Разработка пилотных образовательных программ прикладного бакалавриата в Республике Татарстан
2019 – Разработка и апробация пилотного инструмента сопоставления национальных систем среднего профессионального образования с использованием методологии WorldSkills
Межрегиональный вебинар "СПО: новая надежда"
Обзор того, что происходит со средним профессиональным образованием (СПО) в России от ведущих исследователей и экспертов сферы
Выступления сотрудников Центра на XV Международной конференции ИВО-2024
XV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2024) прошла с 23 по 25 октября. В рамках конференции Елизавета Коротких представила результаты своего исследования, а также Вера Мальцева и Сергей Ионов приняли участие в круглом столе.
На Международном муниципальном форуме стран БРИКС обсудили профессионально-техническое образование и актуальные тенденции развития
В конце августа в Москве в рамкахМеждународного муниципального форума стран БРИКС-2024 состоялась сессия «Профессионально-техническое образование (ПТО) в регионах БРИКС: институциональный ландшафт и актуальные тенденции развития», организованная НИУ ВШЭ. В рамках сессии эксперты обсудили особенности национальных систем ПТО стран БРИКС, их актуальную повестку развития и возможности обмена опытом и лучшими практиками.
Страны БРИКС вынуждены решать дилемму профессионального образования
Системы профессионального образования в странах БРИКС сталкиваются с серьезными вызовами. Как подготовить кадры для современного рынка труда и не оставить без поддержки уязвимые группы населения? Поиск решений, чтобы «подружить» эти разнонаправленные цели, станет центральной темой на сессиях Международного муниципального форума БРИКС, который пройдет 27-28 августа. Мероприятия организует Институт образования ВШЭ.
Вышел новый выпуск серии "Современная аналитика образования" об образовательно-карьерных маршрутах молодежи после окончания колледжа
В работе Веры Мальцевой и Натальи Розенфельд рассматриваются десятилетние образовательно-карьерные траектории участников лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии», получивших среднее профессиональное образование
Пять дорог после колледжа: как складываются карьеры их выпускников
Выпускники колледжей идут разными карьерными путями, выяснили эксперты Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ. Ученые изучили жизнь 850 выпускников колледжей за 10 лет и выявили пять основных траекторий. Они отличаются по успеваемости участников, достатку их семей, выбранным профессиям и длительности обучения.
Специалисты компании Skyeng приняли участие в заседаниях ГЭК в рамках защиты ВКР студентов ДОРО
Студенты ДОРО презентовали свои исследования на темы цифровых технологий в образовании, содержания и восприятия качества школьного образования, практик применения искуственного интеллекта в школах.
О популярности профобразования на телеканале МИР 24
Директор Центра развития навыков и профессионального образования Вера Мальцева 15 июля выступила в эфире телеканала МИР 24 с экспертным комментарием о росте популярности среднего профессионального образования.
Комментарии Веры Мальцевой в новом материале газеты "Коммерсантъ"
Директор Центра Вера Мальцева дала экспертный комментарий газете "Коммерсантъ" о проблемах интеграции выпускников СПО в экономику.
Выступления на конференции “Векторы” в Шанинке
18-19 апреля состоялась конференция “Векторы” в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинка). С докладами на секции “It’s a match! Образовательные и карьерные траектории выпускников вузов на рынке труда” выступили Вера Мальцева и Наталья Розенфельд.
Новое исследование: от навыков в комплексному человеческому потенциалу
Новая публикация Павла Сорокина и Веры Мальцевой посвящена формирующемуся подходу к управлению человеческим потенциалом с особым фокусом на меняющуюся роль навыков в индивидуальном и агрегированном успеха. В статье проводится контент-анализ академических публикаций, экспертных докладов, а также публичных отчетов ведущих инновационных компаний мира с применением системы интеллектуального анализа больших данных iFORA. Статья опубликована в журнале «Форсайт».
Стартовал проект по разработке Стратегии развития системы СПО Таймыра
3-4 апреля в Норильске прошла стратегическая сессия в рамках проекта Центра развития навыков и профессионального образования и Агентства развития Норильска по разработке Стратегии развития системы профессионального образования Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (ТДНМР).
"Global dialogue": IOE’s researches shared their expertise in Chinese Universities
In March 2024, researches of the Institute of Education visited leading universities in Beijing, China, to strengthen established ties and deepen research cooperation. As part of their visit, scholars shared their research results and gave guest lectures.
Новые подходы и практики для инновационной политики
В очередном номере журнала «Форсайт» (Т. 18, № 1) рассматриваются тенденции в переосмыслении и расширении инструментов инновационной политики, включая управление человеческим капиталом, трансфер технологий, государственные закупки. Показан вклад Форсайт-исследований в эти процессы путем совершенствования работы со стейкхолдерами и освоением новых знаний.
Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален: профессиональные траектории выпускников вузов все более нелинейны, а их образовательно-карьерные пути извилисты и разнообразны
Традиционная линейная траектория «школа — вуз — работа» перестала быть типичной для российской молодежи с высшим образованием — делают вывод эксперты Центра развития навыков и профессионального образования. По такому пути идут лишь 15% опрошенных 25-летних выпускников вузов.
Вера Мальцева и Ольга Романова выступили приглашенными экспертами для портала EdDesign Mag
Коллеги прокомментировали материалы по вопросам эффективности системы СПО в решении проблемы кадрового голода, а также привлечению в колледжи преподавателей-практиков.
Руководители Центра Вера Мальцева и Ольга Романова дали экспертные комментарии газете «Ведомости»
Комментарии коллег были посвящены вопросам формирования критериев для Национального рейтинга колледжей, а также запуску онлайн-колледжа Skillbox.
Исследования сотрудников Центра на Международной конференции ИВО-2023
XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023) прошла с 25 по 27 октября. В рамках конференции результаты своих исследований представили Вера Мальцева, Елизавета Коротких и Наталья Розенфельд
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
Связи, деньги и транзит: на конференции ИВО обсудили факторы влияния на выбор и карьеру студентов
На специальной секции представили результаты исследований проектной группы факультета социальных наук, которая изучает факторы образовательного и профессионального выбора российских семей.
Сотрудники центра приняли участие в конференции Института Социологии РАН
Темами выступлений коллег стали образовательно-карьерные траектории российских студентов
Выступление в экспертном семинаре РАНХиГС по теме трудоустройства выпускников СПО
Директор Центра В.А. Мальцева выступила с докладом «Карьерные траектории выпускников среднего профессионального образования на материале лонгитюдного исследования» на экспертном семинаре РАНХиГС «Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования»
Доклад на Российском экономическом конгрессе в сессии о перспективах профессионального образования в России
В рамках сессии директором центра Верой Мальцевой был представлен доклад по теме “Изменение ландшафта СПО и образовательных траекторий российской молодежи”
Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ
Ученые Вышки получат средства Российского научного фонда на изучение таких форм занятости студентов, как фриланс, самозанятость и предпринимательство, которые активно развиваются в последние годы. Исследование даст представление о новых возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты на рынке труда, и поможет разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития.
Больше хвастают? мужчины в ИКТ-профессиях оценивают себя выше, чем женщины
«Девочки играют в куклы, поэтому из них вырастают хорошие психологи, врачи, учителя, а мальчики ломают машинки, потом собирают машинки, поэтому из них вырастают Илоны Маски и Стивы Джобсы». Такой распространенное объяснение различий «мужских» и «женских» профессий прозвучало (конечно, в шутку) в дискуссии на семинаре Инобра, где обсуждалась разная востребованность IT-навыков у выпускников вузов разного пола. Возможно, помимо таких культурных различий играет роль и «битва» самомнений: чаще всего в исследованиях выпускники оценивают свои навыки сами, и мужчины просто увереннее в себе.
Победа в конкурсе русскоязычных научных работ
Статья Веры Мальцевой и Натальи Розенфельд про траектории российской молодежи стала победителем в конкурсе лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ в научной номинации по направлению "Образование".
«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости
Почти всё, что мы знали о колледжах раньше, устарело. Представления, что там учат, в основном, рабочих, статусно среднее образование сильно проигрывает высшему, а программы, в основном, бесплатны... Всё это изменилось буквально за последние 10 лет, и теперь колледж — серьезный конкурент вузу в глазах среднего класса. Причем, вуз, похоже, будет проигрывать эту конкуренцию и дальше. Новый облик СПО обсуждали на совместном семинаре Инобра и проектной группы Факультета социальных наук «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании»
Отметили день рождения Факультета социальных наук
На дне рождения факультета социальных наук состоялась презентация нашей лаборатории.
Выпускников техникумов становится меньше, а они сами — важнее
Самая многочисленная категория работников на российском рынке труда — это люди со средним профессиональным образованием (СПО). От них во многом зависит состояние экономики, потребность в них высока. При этом в сфере занятости специалистов такого уровня существует ряд проблем, в том числе низкая доля официального трудоустройства и невысокие зарплаты выпускников СПО. Эти сюжеты, а также вопросы эффективности национальной системы среднего профессионального образования затронули в своем исследовании эксперты Вышки.
Доклад «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда»
12 апреля 2023 г. в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции был представлен доклад «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда», подготовленный сотрудниками ЛИРТ и Института образования ВШЭ.
Идеям в образовании подобрали ключик: и не спрашивайте, при чем тут Вавилонская башня
В Инобре учатся люди с разным бэкграундом: здесь и начинающие учителя, и опытные управленцы; и вчерашние студенты, и те, кто уже готовится выпустить исследование, авторскую методику или продукт для рынка. Если помножить это на многообразие самой сферы образования, то можно вспомнить библейскую историю про Вавилонскую башню, где все говорили на разных языках. Мысль дать всем общий взгляд на ландшафт в целом воплотилась в идею курса «Ключевые идеи в российском образовании». В перспективе он может быть интересен не только нашим студентам, но и всем, кто хочет системно знакомиться с образованием. Идею поддержали в Благотворительном фонде Владимира Потанина: проект курса получил грант.
Будущее как в тумане: исследователи рассказали о растущей неопределенности среди выпускников
В 15-16 лет трудно выбрать профессию и не ошибиться. Поэтому неудивительно, что многие из подростков еще не имеют представлений о том, кем хотят стать, и плывут по течению. Гораздо тревожнее, что с возрастом эта неопределенность не уменьшается, а растет — и уже когда они учатся в колледже или вузе, и даже после получения диплома. С чем это может быть связано и как это преодолеть, обсуждали на вторничном семинаре.
Как социальное происхождение и способности сказываются на образовательно-карьерных траекториях молодежи?
В свежем номере журнала "Вопросы образования" вышла статья Веры Мальцевой и Натальи Розенфельд. Авторы показывают, как устроены девятилетние маршруты выпускников вузов в образовании и на рынке труда, и как социальный статус и способности влияют на выбор траектории. Исследование основано на лонгитюде "Траектории в образовании и профессии" и выполнено в рамках гранта РНФ.
Исследователи ВШЭ выявили профессиональные траектории 25-летних
Ученые из Института образования ВШЭ определили типичные образовательные и карьерные траектории высокообразованной молодежи. Они выявили и описали девять маршрутов 25-летних. Выяснилось, что 30% бакалавров и специалистов продолжают обучение в магистратуре сразу или через пару лет после окончания первой ступени образования, оставшиеся 70% просто выходят на рынок труда. Полная версия работы опубликована в серии докладов Института образования НИУ ВШЭ.
Что приводит успевающих одиннадцатиклассников в колледж?
Новое исследование Веры Мальцевой, Ирины Сальниковой и Алексея Шабалина посвящено образовательному выбору успевающих одиннадцатиклассников, выбравших учебу в колледже. Статья опубликована в журнале Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Об исследовании пишет научно-популярный портал NakedScience.
В цифровых и сервисных специальностях успешные выпускники все чаще выбирают обучение в колледжах
Ученые Института образования ВШЭ установили, что одиннадцатиклассники с высоким уровнем успеваемости могут отдавать предпочтение среднему специальному образованию в колледже, если выбирают цифровые или «мягкие» профессии. При выборе таких профессий, как веб-дизайнер, специалист по маркетингу и рекламе, это позволяет им быстрее овладеть нужными навыками, опытом и начать работать. Результаты исследования опубликованы в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».
Вырастет ли спрос на профессиональное образование в новых условиях?
Старший научный сотрудник ЦРНиПО Вера Мальцева дала экспертный комментарий Skillbox о том, увидят ли колледжи приток молодежи и взрослых в 2022 году.
WorldSkills Hi-Tech: дискуссия о дефиците кадров в индустриальном секторе
С 25 по 29 октября в Екатеринбурге проходит WorldSkills Hi-Tech, соревнования профессионального мастерства среди специалистов крупнейших российских предприятий. В рамках деловой программы состоялся круглый стол «Лучшие практики решения кадровых вопросов для инвестиционных проектов», в котором приняла участие Вера Мальцева, старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования.
Навыки и города – экспертная дискуссия на полях ММСО
7 октября Вера Мальцева, старший научный сотрудник Центра, выступила на вебинаре «Большие города: гонка за новыми навыками» на площадке ММСО. Участниками дискуссии стали вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина, президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров и проректор Российского университета транспорта Алексей Овчинников.
Почему выпускники школ выбирают среднее профессиональное образование?
Эксперты НИУ ВШЭ Вера Мальцева и Алексей Шабалин обсудили результаты исследования тренда роста спроса на СПО на портале SKillbox, в издании "Газета.Ru" и на телеканале "МИР 24".
Больше не химера: ученые выяснили причины бума популярности колледжей
Ежегодный прирост заявлений, готовность платить за программы, и конкурс шесть человек на место в некоторых регионах — очевидно, что среднее профессиональное образование переживает ренессанс. Если в 2010-м программы подготовки специалистов среднего звена выбирали четверть школьников, то через десять лет — уже треть. «Доля растет быстро, но заслуги сектора в этом мало. Играют внешние причины и перекосы внутри системы», — считают Вера Мальцева и Алексей Шабалин, их исследование рынка СПО опубликовал журнал «Вопросы образования» (Q1).
Еще увидим «ЧК в действии»: технологии измерения человеческого капитала в реальном времени становятся главными для оценки компетенций сотрудников
Дипломы и сертификаты все меньше выполняют сигнальную функцию на рынке труда. Быстрое технологическое обновление и сокращение «жизненного цикла» профессиональных навыков диктуют необходимость непрерывного образования сотрудников, но как работодателю оценить его результаты? Павел Сорокин, Вера Мальцева и Паулина Гасс систематизировали традиционные и новейшие подходы в докладе в рамках работы направления «Занятость и формирование навыков и компетенций» НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (опубликован в серии «Современная аналитика образования»). Если коротко – будущее за цифровыми системами, которые отслеживают и анализируют активность сотрудников в рабочее время.
Действительно ли колледжи становятся популярнее вузов?
Второй выпуск журнала «Вопросы образования» 2021 года открывает статья Веры Мальцевой и Алексея Шабалина, посвящённая росту спроса на среднее профессиональное образование.
Секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие»: важный шаг в развитии проекта НЦМУ с участием НИУ ВШЭ
27-28 апреля прошла специальная секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие», организованная в рамках XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Секция была инициирована Институтом Образования НИУ ВШЭ как одним из подразделений, включенных в Научный центр мирового уровня «Междисциплинарный центр исследований человеческого потенциала».
«Многие постдоки из российских университетов оказываются полезными "возмутителями спокойствия"»
Идея привлечения постдоков – молодых исследователей со степенью PhD / кандидата наук с высокой научной продуктивностью – все активнее проникает в повестку российских вузов. Специфику и перспективы подобных программ, а также востребованность других форм поддержки молодых исследователей, обсудили эксперты круглого стола «Феномен постдок-программ в российских вузах: практики и перспективы», прошедшего в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
Каких ошибок стоит избегать при выборе вуза?
Вера Мальцева приняла участие в выпуске подкаста Вышки для абитуриентов «Поступай как знаешь».
Синим воротничкам сэкономят два года учебы
В России могут появиться общие программы вузов и колледжей, которые позволят сэкономить студентам два года и дать возможность учиться по альтернативному – практико-ориентированному треку. Пока эту модель планируют опробовать на одной из программ Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), но в перспективе ею смогут воспользоваться до 15% российских студентов колледжей. Эксперимент поддержали в Минобрнауки в рамках программы федеральных инновационных площадок. Авторы проекта – выпускницы магистерской программы «Управление в высшем образовании» этого года, сотрудницы КНИТУ-КАИ: Марина Никандрова и Екатерина Загребина. Проект стал для них выпускной квалификационной работой.
Нервы не выдерживают
Пандемия изменила структуру спроса на онлайн-курсы по всему миру. Одни профессии оказались неперспективными для «удалёнки», другие пережили всплеск востребованности. Разумеется, вырос спрос на всё, что связано с цифровыми навыками. Но даже они не смогли конкурировать с массовым интересом к развитию социально-эмоциональных навыков. Исследователи Центра развития навыков и профессионального образования Вера Мальцева и Наталья Розенфельд проанализировали, как учились взрослые в 2020 году. Доклад опубликован в серии экспресс-бюллетеней Мониторинга экономики образования.
Новые разработки в области человеческого капитала в международном дискурсе
Продолжается публикация информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования. В серии недавних докладов старшего научного сотрудника ЦРНПО Павла Сорокина с коллегами рассматриваются актуальные вопросы развития навыков в контексте социально-экономических вызовов современности.
Что не так с концепцией готовности выпускников к работе?
21 декабря научный сотрудник Центра В.А. Мальцева приняла участие в Четвертом Российском экономическом конгрессе. В рамках сессии «Образование vs рынок труда: взаимные требования и диссонансы» Вера Андреевна представила доклад на тему «Что не так с концепцией готовности выпускников вузов к работе: взгляд из дискурса экономики образования и экономики труда?».
Непрерывное образование в России и мире в условиях пандемии
Опубликованы новые выпуски cерии информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования, подготовленные с участием экспертов Центра развития навыков и профессионального образования
Зачем нужны постдок-программы
Российские постдоки и международные эксперты обсудили вопросы и перспективы развития постдок-программ
Навигатор в мире профессий: завершилось исследование для проекта «Билет в будущее»
Группа исследователей Центра развития навыков и профессионального образования завершила создание карты профессий для проекта «Билет в будущее». Работа включала разработку 100 профилей профессий, на которые могут ориентироваться школьники и студенты при выборе образовательно-карьерной траектории.
Ежегодная встреча участников Программы российских постдоков прошла в онлайн-формате
В конце октября в дистанционном режиме состоялась Ежегодная встреча участников Программы привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ. На нее собрались постдоки, а также руководители, идеологи и координаторы проекта – проректор Мария Юдкевич, первый проректор Вадим Радаев, директор по интернационализации Юлия Гринкевич и директор Центра научной интеграции Юлия Фалькович.
Диплома на рынке труда недостаточно
О начале нового сезона торжественно объявил научный руководитель Инобра Исак Фрумин, упомянув, что с этого года традиционный вторничный семинар будет проводиться в формате вебинаров, что позволит присоединиться к обсуждению участникам со всей России.
С докладом выступили сотрудники Лаборатории исследований рынка труда Сергей Рощин и Виктор Рудаков.
Занятость выпускников вузов в РФ выглядит благополучно, но есть различия по регионам и рынкам труда
На первом в новом учебном году традиционном семинаре Института образования ВШЭ проректор, заведующий лабораторией исследований рынка труда ВШЭ Сергей Рощин и старший научный сотрудник этой лаборатории Виктор Рудаков представили доклад «Выпускники вузов на российском рынке труда».
От заявки на конкурс до гранта: как в Вышке готовят будущих исследователей
В начале года шесть студенческих научных проектов получили финансирование Центра академического развития студентов (ЦАРС) ВШЭ. Проекты выбрали на конкурсе, где участники представляли план исследования и ожидаемые результаты. На июльском отчетном онлайн-семинаре руководители групп подвели итоги работы за полгода, а также рассказали, как на их деятельность повлияла пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения.
Практики выявления перспективных профессий
28 мая состоялась веб-конференция Национального агентства развития квалификаций (НАРК) и ВЦИОМ «Рынок труда не будет больше прежним?» в рамках второго этапа Московского международного салона образования 2020.
О программе российских постдоков – онлайн
Координаторы и участники Программы привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ провели открытый вебинар для конкурсантов программы
Нужны ли России трехлетние «университеты»?
В Госдуме предложили ввести в России прикладной бакалавриат. Это упрощенная форма высшего образования, ориентированная на практику. Аналоги есть в нескольких европейских странах: это так называемые университеты прикладных наук, срок обучения в которых меньше, чем в классических вузах.
Прикладной бакалавриат 2.0: первые итоги проекта в Татарстане
20 декабря 2019 г. в Министерстве образования и науки Республики Татарстан состоялась заключительная стратегическая сессия, посвященная представлению результатов проекта по развитию программ прикладного бакалавриата в Республике Татарстан.