• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ

Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ

© iStock

Ученые Вышки получат средства Российского научного фонда на изучение таких форм занятости студентов, как фриланс, самозанятость и предпринимательство, которые активно развиваются в последние годы. Исследование даст представление о новых возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты на рынке труда, и поможет разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития.

Меняющийся мир и рынок труда требуют от начинающих специалистов таких навыков, как способность действовать без четких инструкций и шаблонов, а также быть самостоятельными в принятии решений. Такие компетенции объединяются под термином «агентность» (от англ. agency) или «самостоятельность» («проактивность», «инициативность», «предприимчивость» и др.) и широко изучаются как в России, так и за рубежом.

Повышенное внимание к данной проблематике определяется изменениями в экономике и обществе, которые в социологии было предложено называть деструктурацией. На рынке труда она проявляется в том, что в дополнение к привычной традиционной корпоративной занятости, связанной с устойчивыми структурами, все большую популярность и массовость приобретают альтернативные формы — платформенная занятость, фриланс, предпринимательство и т.д. Кроме того, в организациях также все более востребованным становится так называемое корпоративное предпринимательство.

Проблема в том, что у ученых и практиков нет единого мнения о том, что должен уметь человек, чтобы быть успешным в новых условиях занятости, и как развивать эти умения, включая агентность.

© iStock

Для ответа на эти вызовы исследователи НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (реализуется по программе «Приоритет 2030»)  изучат траектории студентов и выпускников высших учебных заведений в новых социальных и экономических условиях, оценят роль образования в формировании и поддержке нетрадиционных способов заработка, а также рассмотрят характеристики, способствующие продуктивным формам агентности.

С помощью качественного и количественного анализа на выборке разных университетов и с помощью анкетирования студентов и выпускников вузов исследователи НИУ ВШЭ планируют собрать данные для ответов на вопросы: «Как изменился рынок труда после кризисов 2020 и 2022–2023 годов в России?», «Что влияет на выбор нетрадиционного формата работы выпускников и студентов?» и «Какое влияние оказывает высшее образование на агентность людей?».

«Исследование нетрадиционных форм занятости среди студентов имеет большое значение в современном обществе, где технологии, и прежде всего цифровизация, меняют традиционные модели бизнес-процессов. Результаты этого исследования могут пролить свет на новые возможности и вызовы, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты, и помочь разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития. Я уверен, что это исследование принесет ценные теоретические и практические результаты», — поясняет Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель этого научного проекта.

Юлия Корешникова

Юлия Корешникова, административный руководитель стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», поясняет, что ученые поставили перед собой ряд задач, в частности проверку теоретических моделей для описания трудовых путей студентов, определение наиболее распространенных видов нетрадиционной занятости и оценку самых важных компетенций во фрилансе, самозанятости и предпринимательстве для начинающих специалистов. Вторая группа задач связана с определением роли высшего образования в формировании востребованных новой реальностью навыков, и их цель — определить, какие организационные и педагогические условия для подготовки студентов в высших учебных заведениях необходимо создать.

«В итоге наш проект поможет систематизировать знания о нетрадиционных форматах занятости и запросах работодателей, наемных сотрудников и будущих бизнесменов к высшему образованию, а также определить, как вузы могут ответить на этот вызов», — отметила Юлия Корешникова.

В исследовательскую группу, которую возглавляет Павел Сорокин, входят: Вера Мальцева, Юлия Корешникова, Наталия Ширкова, Александр Тимофеев, Дарья Павлюк, Тимофей Редько и Юлия Вятская.

Павел Сорокин

Получение субсидии от Российского научного фонда для исследования нетрадиционных форм занятости среди студентов в НИУ ВШЭ является значимым фактором в развитии исследований вопросов агентности — как внутри нашего университета, так и для российской науки в целом. Для НИУ ВШЭ это подтверждение высокого уровня научной деятельности и признание вклада университета в развитие одного из наиболее перспективных направлений социальных исследований. Получение гранта открывает новые возможности для привлечения талантливых студентов и преподавателей, а также укрепляет репутацию университета как центра научных исследований в области вопросов человеческого потенциала и роли человека в социально-экономическом развитии.

Вам также может быть интересно:

Речевая (не)норма: в Вышке представили инструменты для оценки ментальных проблем

Зачастую люди с неврологическими и психическими расстройствами обладают определенными особенностями речи. В современной клинической практике могут быть востребованы цифровые инструменты, позволяющие проводить речевую терапию и реабилитацию при нарушениях речи. Кроме того, в перспективе цифровые инструменты способны помочь медикам оценивать тяжесть симптоматики таких расстройств.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности

Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.

В НИУ ВШЭ завершилась вторая программа ПК по преподавательскому мастерству

Ее слушателями стали вузовские и школьные преподаватели из Майкопа, Москвы и Владивостока. Первую неделю они обучались очно — посещали занятия экспертов по преподавательскому мастерству в Высшей школе экономики, а вторую неделю — дистанционно в своих регионах. На итоговой аттестации они представили обновленные версии своих учебных курсов.

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

Популярные или результативные: какие программы ДПО выбирают взрослые

Как показывают исследования, люди, получившие дополнительное образование, зарабатывают на 5–20% больше, чем те, кто не проходил такого обучения. Ученые Института образования НИУ ВШЭ впервые проанализировали влияние на повышение зарплат слушателей различных образовательных организаций и предлагаемых ими программ.

В НИУ ВШЭ обсудили, какие возможности дает РНФ и как ими правильно воспользоваться

26 сентября в Высшей школе экономики состоялось открытое научно-практическое мероприятие «10 лет с Российским научным фондом: опыт, успехи и новые возможности для исследователей». В нем приняли участие более 200 сотрудников университетов из разных регионов России, в том числе новых территорий. Представители научного блока Вышки рассказали, как в НИУ ВШЭ создаются условия для комфортной работы ученых, а ученые— о своих исследованиях, получивших поддержку РНФ.

Проект историков питерской Вышки о научно-технических кластерах выиграл грант РНФ

Российский научный фонд подвел итоги конкурса групповых исследований под руководством молодых ученых. Грантовую поддержку получил проект под руководством Тимофея Ракова из Лаборатории визуальной истории. Исследование посвящено научно-технологическим кластерам в позднесоветском и постсоветском периодах на примере Зеленограда, Троицка, Долгопрудного и Петергофа. Проект рассчитан на три года с бюджетом 6 млн на каждый год реализации гранта.