Благодаря образованию люди не мирятся с действительностью, а перестраивают ее
Идея человеческого капитала как двигателя экономического роста легла в основу предложений по развитию образования в проекте Стратегии развития России на 2017–2024 годы и на перспективу до 2035 года.
О теоретической рамке этих предложений, о достижениях и проблемах системы образования, а также о потенциале вклада образования в развитие экономики и возможных шагах в этом направлении рассказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» 20 июня. Семинар, как обычно в конце учебного года, был посвящен памяти Анатолия Пинского — российского педагога и общественного деятеля, идеи которого и сегодня используются в реформе образования.
«Многие вопросы в образовании сегодня трудно понять без большого контекста, — считал Анатолий Пинский. — Если идея выступает не как идеал, обращенный в будущее, но как жесткая форма, схема, которая сверху и загодя накладывается на жизнь, то она превращается в свой противообраз». Следуя этой логике, разработчики образовательной составляющей проекта стратегии, в числе которых — сотрудники Института образования и других подразделений ВШЭ — не стали предлагать «жесткие формы и схемы». Они отталкивались прежде всего от стратегических целей, анализируя достижения и проблемы, предлагая возможные шаги, подчеркнул Исак Фрумин.
Теоретическая рамка
Россия — страна образованная, но небогатая, что само по себе — исключение из правил, и перед исследователями была поставлена задача представить предложения по обеспечению вклада образования в экономический рост. Задача нетривиальная — в стратегических разработках последних двух десятилетий обычно предлагалось решить проблемы самого образования, обеспечив его доступность, качество, эффективность, напомнил Исак Фрумин.
Сложность ее решения обусловлена тем, что классические механизмы человеческого капитала в России не действуют. Если в стране высок человеческий потенциал, но его капитализация оставляет желать лучшего, люди, казалось бы, должны переучиться, получив сигналы от рынка труда, вузы должны перестать выпускать бесполезных специалистов, и все будет хорошо. Но в России все иначе: безработицы практически нет, вузы выпускают инженеров не потому, что они нужны, а потому что так нравится руководству, сотни тысяч вакансий в сфере IT c достойными зарплатами не заполняются, а многие губернаторы собираются учить по программам целевой подготовки половину студентов колледжей, пытаясь возродить плановое распределение.
Уникальное достижение России — охват программами дополнительного образования
Исак Фрумин рассказал, что, при разработке предложений для стратегии исследователи опирались на современные теории социально-экономического развития. Согласно теории реальных возможностей нобелевского лауреата Амартии Сена фокусом развития образования становится активный и ответственный человек, способный трансформировать институты и преодолевать рутинные практики. Человеческий капитал 2.0 характеризуется не только навыками, но и возможностями, которые порождает не только рынок труда, но и сам человек. В условиях четвертой промышленной революции (технологической модернизации) люди обновляют действительность благодаря полученному образованию.
Таким образом, образование может быть использовано для запуска экономического роста и социального развития, считают исследователи. При этом надо учитывать и новые характеристики самой сферы образования. Оно должно стать глобальным и одновременно локально укорененным. Нужно учитывать, что все ступени образования являются массовыми — нельзя больше уповать на возможность выбраковки (раньше школы существовали благодаря умению исключать). И что на смену формальным институтам приходит экосистема обучения — человек теперь учится не только в школе или вузе, но и за их пределами.
Достижения и проблемы
Почему, несмотря на серьезную модернизацию, которая привела к обеспечению доступности образования, повысила его качество и эффективность, все-таки не удалось сделать человеческий капитал двигателем экономического роста? Конечно, ключевые причины лежат в устройстве нашей экономики, в ее опоре на минеральные ресурсы. Но есть и неиспользованные возможности образования.
С одной стороны, российское образование — одно из лучших в мире по ряду показателей. Налицо рост этих показателей, что подтверждают PISA и другие международные сравнительные исследования. Уникальное достижение России — охват программами дополнительного образования. Эффективной оказалась программа достижения международной конкурентоспособности университетов 5-100 — рост цитируемости сотрудников этих университетов показывает, что конкретные инвестиции дают результат, считает Исак Фрумин.
Мы учим хорошо, но часто – не тому, что требуется сегодня и завтра
Однако за 20 лет мало изменилось само содержание ключевых умений, которые осваиваются в классах и аудиториях. Мы учим хорошо, но часто — не тому, что требуется сегодня и завтра. Мало изменился и учебный процесс в классной комнате или университетской аудитории. Он не поддерживает мотивацию и самостоятельность тех, кто учится. Серьезной проблемой остается и культура «отбраковки» слабоуспевающих учеников, которая приводит к формированию немалой группы функционально неграмотных взрослых. Существующая колея слишком глубока, и «перепахать» ее пока не удалось.
Указанные достижения и вызовы создают основу для следующего шага развития, хотя для него есть определенные ограничения — прежде всего, недостаточное финансирование общественных обязательств по развитию образования. Россия сегодня отстает от всех стран-конкурентов по доле государственных расходов, направляемых в сферу образования. Более того, эти расходы в последние годы сокращаются.
Возможные шаги
Исследователи предлагают прежде всего рассматривать как приоритетные три сегмента, которым пока не уделялось достаточно внимания: ранее развитие детей (от 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых. Важнейшая институциональная линия для всех уровней послешкольного образования — «распаковка» жестких линейных программ в гибкие модульные программы.
Исследователи предлагают прежде всего рассматривать как приоритетные три сегмента, которым пока не уделялось достаточно внимания: ранее развитие детей (от 0 до 3 лет), связь школы и дополнительного образования, непрерывное образование взрослых
Образованию предстоит внести вклад в технологическую модернизацию, и для этого нужны не только несколько лидирующих исследовательских университетов. Технологическая модернизация должна стать миссией и других вузов, и колледжей. Необходимо изменить и школьные уроки технологии, на которых до сих пор девочки обметывают петли, а мальчики мастерят скворечники (раздельное обучение труду осталось лишь в ряде исламских и постсоветских стран). Дальнейшая цифровизация жизни общества должна привести к цифровизации образования, идея которой была заложена еще в стандартах начальной школы 2009 года, но до сих пор не реализована в полной мере.
Образование должно повлиять и на рост социальной устойчивости — нельзя допускать, чтобы школы, где концентрируются дети из бедных семей, хуже финансировались и демонстрировали низкие результаты.
Практический вывод исследователей — что лозунгами и административным давлением не удастся обеспечить вклад образования в социально-экономическое развитие. Даже самые прогрессивные образовательные стандарты сами по себе не приведут к повышению качества человеческого капитала. Необходимы целевые, сфокусированные проекты, вовлекающие всех заинтересованных участников, подчеркнул Исак Фрумин.
Обсуждение отдельных идей развития образования на перспективу до 2035 года, а также связанных с ними исследований Институт образования ВШЭ продолжит в следующем учебном году.
Вам также может быть интересно:
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.