В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.
Елена Одоевская
Открывая конференцию, проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская пояснила, почему в этом году тема студенческого опыта была выбрана в качестве основной.
«Студент — это, пожалуй, главное, ради чего университет возводит стены, создает программы, организует партнерство с индустрией. Это тот, кто будет развивать нашу страну, да и не только нашу: среди участников конференции есть представители Китая, ОАЭ, Шри-Ланки, других стран. Поэтому очень важно изучать, как студент чувствует себя в университете, как взаимодействует с основными стейкхолдерами, как выбирает университет и то место, где будет применять полученные знания и навыки», — сказала Елена Одоевская.
Евгений Терентьев
Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев охарактеризовал начавшуюся конференцию как встречу друзей, отметив широкую географию российских участников. 14 лет назад, когда конференцию только задумывали и запускали, она не была столь масштабной и никто не предполагал, что спустя годы она будет проходить в течение трех дней и на нее будет подано 200 заявок.
«Одна из целей конференции на протяжении всех этих лет — сформировать исследовательскую культуру обсуждения проблем высшего образования. Сейчас много площадок для обсуждения политических вопросов развития высшего образования, но не так много площадок, где обсуждают реальные исследования. Предлагаю взять за правило в течение этих трех дней вести разговор в доказательной плоскости, основывать на данных любые наши высказывания и выводы», — заключил Евгений Терентьев.
Консорциумы
Первый круглый стол, состоявшийся 25 октября в рамках конференции, был посвящен научно-образовательным консорциумам, которые формируются университетами и бизнесом, и оценке эффективности их взаимодействия.
В роли модератора выступила Елена Одоевская. Она охарактеризовала разные подходы к понятию консорциума в различных документах. Например, в программе «Приоритет-2030» так называют «временные добровольные объединения университетов с другими организациями для координации деятельности и консолидации ресурсов при реализации прорывных проектов, обеспечивающих научно-технологическое развитие страны».
Заместитель директора «Социоцентра» Татьяна Жданова рассказала, что в программе «Приоритет-2030» участвуют 132 университета, которые создали 390 консорциумов с участием более чем 3 тыс. партнеров. Эти консорциумы должны решать сложные задачи в интересах региона, отраслей экономики и социальной сферы, а университет встраивается в эту работу, вовлекает в нее молодежь.
Заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова рассказала о сотрудничестве с университетами с позиции бизнеса, для которого здесь важен и социальный аспект ESG-повестки, и взаимодействие с целевой аудиторией — пользователями продуктов, и подбор сотрудников со студенческой скамьи. Однако, по ее мнению, пока не хватает хороших практик, когда партнерство основано на взаимном интересе, пользе и не является нагрузкой ни для бизнеса, ни для вуза.
Ирина Мартусевич
Проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич рассказала об опыте Вышки по взаимодействию с работодателями, которые получают в университете доступ к своей целевой молодежной аудитории. «Мы даем возможность студентам и партнерам из бизнеса сократить период первоначального знакомства за счет серьезной интеграции в наши проекты и внеучебную активность», — отметила она. Более двух третей студентов Вышки за время обучения приобретают опыт работы, что позволяет более осознанно принимать решение о трудоустройстве по окончании университета.
Проректор МТУСИ Алтынай Аджикова рассказала об опыте своего вуза по взаимодействию с индустрией, а директор Центра образовательных продуктов Томского политеха Роман Лаас — о Большом университете Томска. Так называется консорциум университетов и академических институтов, расположенных в этом городе, — проект, в основе которого лежит формат взаимодействия равного с равным. Завершился круглый стол обсуждением эффекта, который дают консорциумы для студенческого опыта.
Кампусы
Следующим мероприятием конференции стала панельная дискуссия на тему «Возможное и действительное в проектах университетских кампусов». Евгений Терентьев, выступивший в роли модератора, пояснил, что она фактически является продолжением круглого стола о консорциумах, ведь в формировании новых кампусов в разных регионах участвуют разные организации. «Кампусы задуманы, чтобы создать более комфортную среду для достижения новых образовательных и научных результатов, а это требует новых решений и изменения бизнес-моделей», — добавил он.
Таисья Погодаева, директор АНО «Кампус БИМ» (эта компания реализует в Иванове проект научно-образовательного центра БИМ — Большой Ивановской мануфактуры — на основе концессионного соглашения), уточнила, что тема кампусов гораздо сложнее, ведь в консорциумах «собственность делить не надо». По ее мнению, создание кампуса дает университетам «шанс пересобрать себя», а для городов это инструмент пространственного развития.
О создании кампусов в своих регионах участникам конференции также рассказали Сергей Коцуконь — заместитель министра цифрового и технологического развития Сахалинской области, Александра Лебедева — заместитель председателя правительства Камчатского края, Виталий Литке — заместитель министра образования и науки Челябинской области, Юрий Марфин — и.о. ректора Тихоокеанского госуниверситета (Хабаровск).
На Сахалине создание кампуса не рассматривают как прибыльный проект. «Для нас это возможность развить инфраструктуру региона и модернизировать наш вуз», — заявил представитель Сахалинской области.
В Петропавловске-Камчатском, как и в Иванове, кампус является одним из ключевых объектов городского мастер-плана — место для него выбрано в центре города.
В Челябинске до появления проекта по созданию кампуса вузы так плотно не взаимодействовали ни между собой, ни с региональной властью. К проекту присоединяются индустриальные партнеры с готовыми предложениями, в том числе по аренде площадей, и механизмами взаимодействия.
Магдалена Гаете
Магдалена Гаете, старший научный сотрудник ПУЛ управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, рассказала о мировых тенденциях развития кампусов. Примечательно, что ни в Европе, ни в США не было случаев, когда сначала принималось решение о создании единого для нескольких вузов кампуса, а потом вузы начинали сотрудничать между собой. «В России проводится уникальный эксперимент, и мы будем следить за его развитием», — заключил Евгений Терентьев.
XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023) продлится до конца рабочей недели. Предстоят пленарные дискуссии и работа секций, красной нитью через все обсуждения пройдет тема, связанная с анализом студенческого опыта. Утром 27 октября состоится презентация книги «Универсальные компетенции в российских университетах». По традиции конференция завершится семинаром для молодых ученых, посвященным памяти трагически погибшего исследователя Института образования НИУ ВШЭ Дмитрия Семенова.
Вам также может быть интересно:
Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров
Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.
Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности
Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
В НИУ ВШЭ завершилась вторая программа ПК по преподавательскому мастерству
Ее слушателями стали вузовские и школьные преподаватели из Майкопа, Москвы и Владивостока. Первую неделю они обучались очно — посещали занятия экспертов по преподавательскому мастерству в Высшей школе экономики, а вторую неделю — дистанционно в своих регионах. На итоговой аттестации они представили обновленные версии своих учебных курсов.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи
На форуме «Технопром-2024», прошедшем в Новосибирске, Высшая школа экономики организовала круглый стол, посвященный обсуждению роли искусственного интеллекта в образовании. Как технологии ИИ помогают выводить качество образования в НИУ ВШЭ на новый уровень, рассказали представители университета.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
В НИУ ВШЭ состоялась первая конференция «Искусственный интеллект в медиа»
В работе форума приняли участие представители бизнеса, коммуникационных агентств, медиа, а также эксперты Вышки. Они обсудили то, как ИИ изменит креативные индустрии и повлияет на личный бренд и может ли искусственный интеллект помочь бизнесу лучше понять своего клиента. Стоит отметить, что прошедшая конференция — первая из серии запланированных мероприятий для профессионалов медиарынка и коммуникаций.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
Не спуская глаз: как будет выглядеть устройство для самоконтроля зрения
В рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ученые из НИУ ВШЭ провели исследование для создания электронного устройства, которое поможет снизить риски возникновения и прогрессирования глазных заболеваний. Это устройство может давать рекомендации по отдыху глаз и указывать на необходимость посещения медицинского учреждения при выявлении нарушения в зрении.