• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Права человека: как предотвратить вытеснение людей из сферы творчества

Права человека: как предотвратить вытеснение людей из сферы творчества

© iStock

Искусственный интеллект составляет реальную конкуренцию человеку в создании результатов интеллектуальной деятельности. Массовое использование ИИ приводит к тому, что права автора-человека защищать все труднее. Необходимо корректировать законодательство, уверены эксперты Института права цифровой среды ВШЭ, подготовившие доклад «Проблема машинного творчества в системе права: регулирование создания и использования результатов интеллектуальной деятельности с применением искусственного интеллекта. Зарубежный опыт и российские перспективы».

Авторы доклада проанализировали проблемы, возникающие из-за применения искусственного интеллекта (ИИ) в разработке и производстве интеллектуальной собственности. По их оценке, в результате рождаются многие правовые и моральные проблемы, требующие нестандартных решений, в частности, сочетания инструментов авторского и смежного права.

Опыт последних лет показал, что искусственный интеллект способен успешно конкурировать с человеком в создании продуктов интеллектуальной деятельности. Очевидно, что обойтись без применения сложных вычислительных систем сегодня невозможно, однако массовое использование ИИ создает угрозу вытеснения человека из сферы творческой деятельности и создания на рынке интеллектуальной собственности новых монополий теми, кто создает и использует ИИ. При массовой разработке расходы на создание одного произведения с применением ИИ оказываются ниже, чем при работе человека. Искусственный интеллект может создавать огромное количество произведений, и творчество человека затеряется в массе работ, созданных ИИ, в результате само понятие творчества девальвируется.  Поэтому использование ИИ в создании интеллектуальной собственности нередко маскируется. В результате возрастают реальные риски, формируются угрозы для бизнеса и для общества, ослабевают стимулы для совершенствования новых технологий.

Без регулирования этого ресурса цифровой экономики, сложность закрепления права на результаты работы приводит к тому, что разработчика и пользователя невозможно защитить, защита авторов-людей становится менее надежной. В итоге отечественные системы искусственного интеллекта отстают в развитии от зарубежных аналогов.

Ни законодательство, ни судебная практика не готовы к признанию самостоятельных прав искусственного интеллекта на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые с его участием

Введение подобной новеллы означало бы коренной пересмотр действующих принципов регулирования интеллектуальной собственности. Одновременно это повлекло бы значительные изменения в гражданском праве, поскольку речь идет о введении новой категории субъекта, принципиально отличающегося от существующих. Очевидно, что серьезные реформы в этой сфере возможны только при наличии серьезных экономических и моральных обоснований.

Единый подход к урегулированию отношений, возникающих в следствии создания интеллектуальной собственности искусственным интеллектом, пока не выработан. Точки зрения варьируются от признания право субъектности самого ИИ до полного лишения охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных с его использованием. Между тем, если принять недостаточно проработанный закон, будут создаваться новые проблемы на пути развития цифровой экономики.

Необходимо разграничить результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ, с результатами, созданными непосредственно искусственным интеллектом, уверены авторы доклада. 

В первом случае достаточно действующего регулирования, во втором — потребуются корректировки законодательства. Однако разграничение этих категорий — сложная задача, поскольку непросто определить степень участия человека в создании результата интеллектуальной деятельности. Не исключено появление «серой зоны», суды будут испытывать сложности в определении правообладателя и порядка использования его работ.

Развитие технологий и происходящие реформы законодательства, в частности, использование механизмов фиксации прав и распоряжения ими в системах, основанных на технологии блокчейна, введение понятия смарт-контрактов и других, показывают, что изменения регулирования в сфере распоряжения правами требуют качественной доктринальной проработки.

Авторы доклада предлагают внести в действующее законодательство ряд поправок.

Предлагается ввести в перечень случаев свободного использования воспроизведение и переработку объектов авторского произведения и баз данных только для автоматизированного анализа

Так, чтобы исключить возможность использования этих объектов в других целях. И при этом ввести обязанность удалить копию.  Это позволит разработчикам эффективно обучать созданный ими искусственный интеллект на большом количестве релевантных примеров, полагают авторы. Без такого изъятия в сфере авторского права российские разработчики искусственного интеллекта окажутся в заведомо худшем положении по сравнению со своими зарубежными конкурентами. 

Кроме того, предлагается предоставлять лицам, организовавшим создание результата интеллектуальной деятельности с использованием ИИ, самостоятельные права на ограниченный срок. Например, на период от 25 до 50 лет. Ориентиром для модели такого права может быть использован вариант исключительного права изготовителя фонограммы, базы данных или публикатора.  Такая модель обеспечит права того, кто организует создание новых результатов интеллектуальной деятельности. В то же время автор-человек получит преимущество, его исключительное право будет действовать дольше. Кроме того, при такой модели не умаляются права физического лица, принимавшего участие в создании результата интеллектуальной деятельности.

Также важно, чтобы права правообладателя не приравнивались к правам автора, для чего, полагают авторы доклада, оптимально применить смежные права. Гибкость модели смежных прав позволит обеспечить интересы разработчиков искусственного интеллекта, авторов-людей.

Читать доклад

Вам также может быть интересно:

Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ

В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Искусственная революция: как ИИ меняет образование

Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.

Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ

В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.