• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Права человека: как предотвратить вытеснение людей из сферы творчества

Права человека: как предотвратить вытеснение людей из сферы творчества

© iStock

Искусственный интеллект составляет реальную конкуренцию человеку в создании результатов интеллектуальной деятельности. Массовое использование ИИ приводит к тому, что права автора-человека защищать все труднее. Необходимо корректировать законодательство, уверены эксперты Института права цифровой среды ВШЭ, подготовившие доклад «Проблема машинного творчества в системе права: регулирование создания и использования результатов интеллектуальной деятельности с применением искусственного интеллекта. Зарубежный опыт и российские перспективы».

Авторы доклада проанализировали проблемы, возникающие из-за применения искусственного интеллекта (ИИ) в разработке и производстве интеллектуальной собственности. По их оценке, в результате рождаются многие правовые и моральные проблемы, требующие нестандартных решений, в частности, сочетания инструментов авторского и смежного права.

Опыт последних лет показал, что искусственный интеллект способен успешно конкурировать с человеком в создании продуктов интеллектуальной деятельности. Очевидно, что обойтись без применения сложных вычислительных систем сегодня невозможно, однако массовое использование ИИ создает угрозу вытеснения человека из сферы творческой деятельности и создания на рынке интеллектуальной собственности новых монополий теми, кто создает и использует ИИ. При массовой разработке расходы на создание одного произведения с применением ИИ оказываются ниже, чем при работе человека. Искусственный интеллект может создавать огромное количество произведений, и творчество человека затеряется в массе работ, созданных ИИ, в результате само понятие творчества девальвируется.  Поэтому использование ИИ в создании интеллектуальной собственности нередко маскируется. В результате возрастают реальные риски, формируются угрозы для бизнеса и для общества, ослабевают стимулы для совершенствования новых технологий.

Без регулирования этого ресурса цифровой экономики, сложность закрепления права на результаты работы приводит к тому, что разработчика и пользователя невозможно защитить, защита авторов-людей становится менее надежной. В итоге отечественные системы искусственного интеллекта отстают в развитии от зарубежных аналогов.

Ни законодательство, ни судебная практика не готовы к признанию самостоятельных прав искусственного интеллекта на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые с его участием

Введение подобной новеллы означало бы коренной пересмотр действующих принципов регулирования интеллектуальной собственности. Одновременно это повлекло бы значительные изменения в гражданском праве, поскольку речь идет о введении новой категории субъекта, принципиально отличающегося от существующих. Очевидно, что серьезные реформы в этой сфере возможны только при наличии серьезных экономических и моральных обоснований.

Единый подход к урегулированию отношений, возникающих в следствии создания интеллектуальной собственности искусственным интеллектом, пока не выработан. Точки зрения варьируются от признания право субъектности самого ИИ до полного лишения охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных с его использованием. Между тем, если принять недостаточно проработанный закон, будут создаваться новые проблемы на пути развития цифровой экономики.

Необходимо разграничить результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ, с результатами, созданными непосредственно искусственным интеллектом, уверены авторы доклада. 

В первом случае достаточно действующего регулирования, во втором — потребуются корректировки законодательства. Однако разграничение этих категорий — сложная задача, поскольку непросто определить степень участия человека в создании результата интеллектуальной деятельности. Не исключено появление «серой зоны», суды будут испытывать сложности в определении правообладателя и порядка использования его работ.

Развитие технологий и происходящие реформы законодательства, в частности, использование механизмов фиксации прав и распоряжения ими в системах, основанных на технологии блокчейна, введение понятия смарт-контрактов и других, показывают, что изменения регулирования в сфере распоряжения правами требуют качественной доктринальной проработки.

Авторы доклада предлагают внести в действующее законодательство ряд поправок.

Предлагается ввести в перечень случаев свободного использования воспроизведение и переработку объектов авторского произведения и баз данных только для автоматизированного анализа

Так, чтобы исключить возможность использования этих объектов в других целях. И при этом ввести обязанность удалить копию.  Это позволит разработчикам эффективно обучать созданный ими искусственный интеллект на большом количестве релевантных примеров, полагают авторы. Без такого изъятия в сфере авторского права российские разработчики искусственного интеллекта окажутся в заведомо худшем положении по сравнению со своими зарубежными конкурентами. 

Кроме того, предлагается предоставлять лицам, организовавшим создание результата интеллектуальной деятельности с использованием ИИ, самостоятельные права на ограниченный срок. Например, на период от 25 до 50 лет. Ориентиром для модели такого права может быть использован вариант исключительного права изготовителя фонограммы, базы данных или публикатора.  Такая модель обеспечит права того, кто организует создание новых результатов интеллектуальной деятельности. В то же время автор-человек получит преимущество, его исключительное право будет действовать дольше. Кроме того, при такой модели не умаляются права физического лица, принимавшего участие в создании результата интеллектуальной деятельности.

Также важно, чтобы права правообладателя не приравнивались к правам автора, для чего, полагают авторы доклада, оптимально применить смежные права. Гибкость модели смежных прав позволит обеспечить интересы разработчиков искусственного интеллекта, авторов-людей.

Читать доклад

Вам также может быть интересно:

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.

Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA

На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»

С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.