• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От лаборатории к рынку: ключевые моменты продвижения разработок Центра ИИ НИУ ВШЭ

От лаборатории к рынку: ключевые моменты продвижения разработок Центра ИИ НИУ ВШЭ

© iStock

Центр искусственного интеллекта НИУ ВШЭ сосредотачивает свои усилия на достижении прикладных результатов, стремясь не только к разработке инновационных алгоритмов и моделей, но и к их практическому использованию для решения реальных проблем и задач. Об особенностях внедрения технологий искусственного интеллекта в различные сферы общества рассказал руководитель Центра искусственного интеллекта Алексей Масютин.

Алексей Масютин

Технологии искусственного интеллекта имеют потенциал изменить фундаментальные аспекты жизни, начиная от медицины и образования и заканчивая промышленностью и бизнесом. Центр искусственного интеллекта НИУ ВШЭ (ЦИИ) ставит своей целью сделать этот потенциал реальностью.

— Алексей, ЦИИ создан для внедрения технологий искусственного интеллекта в разные сферы жизни человека и общества, отрасли науки и сектора экономики. Значит ли это, что вы больше ориентируетесь на практические задачи?

— Да, основная цель центра — создание прикладных технологических решений, готовых к внедрению. Это не всегда конечные ИТ-продукты. 

Мы работаем над компонентами, которые могут использовать сторонние разработчики в своих рыночных ИТ-продуктах. Но в их основе лежат фундаментальные исследования наших ученых: они обеспечивают реальное преимущество для бизнеса и общества  

Разработки ЦИИ основаны на глубоком понимании потребностей клиентов и вызовов рынка.

— В чем заключается разница между фундаментальными научными исследованиями и созданием продукта?

— Основная цель научно-исследовательской работы (НИР) заключается в получении принципиально новых алгоритмов (т.н. SOTA — State-of-the-Art), новых знаний, разработке на их основе моделей и инструментов их оптимизации. В исследованиях часто не стоит задача создания конкретного продукта, ученые скорее стремятся к расширению фундаментальных знаний, которые фиксируются в статьях, выступлениях на конференциях и пр. Во втором случае главной целью является разработка конкретного продукта или решения, которое может быть коммерчески успешным, решать определенные проблемы и удовлетворять потребности рынка. Здесь акцент делается на практической ценности и рентабельности продукта. Но научное исследование и создание готового продукта не являются взаимоисключающими. Напротив, эти процессы должны дополнять друг друга, переходя по стадиям готовности технологии, продукта. Именно в этой парадигме работает ЦИИ.

— В каких сферах востребованы компетенции центра?

— Технологии ИИ сегодня востребованы повсеместно. Поэтому в ЦИИ реализуются 25 проектов с разной тематической направленностью: промышленность, телекоммуникации, образование, медицина, банковская сфера, этическая экспертиза и другие. Центр не только предлагает готовые решения, но и проводит исследования в компаниях по определению возможных направлений применения технологий искусственного интеллекта. За счет этого расширяется круг индустриальных партнеров. Мы организуем R&D-дни (Research and Development) с компаниями по вопросу сотрудничества в сфере разработки технологий искусственного интеллекта (см. по ссылке).

— Какие успешные кейсы внедрения продуктов есть у ЦИИ?

— В этом году совместно с индустриальным партнером АО «Новое сервисное бюро» мы разработали и тестируем в промышленном окружении платформу предиктивной маркетинговой аналитики для индустрии гостеприимства Data.Forecast. Платформа способна точно (до 94% на данном этапе развития проекта) предсказывать спрос на гостиничные услуги, учитывая более 480 комплексных факторов, включая погодные условия, глубину бронирований, загруженность номерного фонда, маркетинговые активности и пр. Сервис дает рекомендации относительно подходящих временных периодов для усиления маркетинговых и рекламных мероприятий, коррекции ценовой политики. На данный момент платформа запущена в 6 отелях в Ленинградской области и Карелии: курорт «Игора», парк-отель «Дача Винтера», отели «Точка на карте» в Приозерске, Сортавале, Видлице и Лодейном Поле.

iStock

— Всеми процедурами по коммерциализации разработок ЦИИ занимается самостоятельно или университет оказывает поддержку?

— Вся исследовательская и опытно-конструкторская работа проводится силами центра. Сотрудники занимаются научной и экспертной деятельностью, результаты которой регистрируются в качестве РИД при поддержке Дирекции по правовым вопросам. Но для того, чтобы на основе РИД создать продукт, способный приносить доход, исследователям может потребоваться помощь специалистов в этой сфере. Эксперты Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий (ЦКРТТ) помогают довести научные результаты до стадии коммерциализации и найти индустриальных партнеров. Кроме того, в НИУ ВШЭ запущен новый механизм финансовой и консультационной поддержки проектов по коммерциализации, оператором которой является ЦКРТТ.

— Какие преимущества у такой поддержки?

— Университет предлагает финансовую, консультационную поддержку и режим «предпринимательской привилегии», когда команда разработчиков получает большую часть лицензионных доходов. Такой механизм позволяет исследователям НИУ ВШЭ совместно с экспертами посмотреть на научные результаты глазами потенциального потребителя и довести их до продукта с последующей продажей. Т.е. команда получает оценку и экспертизу своих результатов, дополнительный бюджет для создания прототипа продукта, маркетинговый анализ рынка. Путь от фундаментального исследования к готовому продукту значительно сокращается.

— Планирует ли ЦИИ использовать новый механизм поддержки проектов по коммерциализации?

— Конечно, для коммерциализации следующих проектов мы планируем пользоваться новой мерой поддержки от НИУ ВШЭ. Тогда мы сможем не только продавать права на РИД, встраивая их в чужие продукты, как это было с платформой Data.Forecast, но и реализовать сценарий, когда права на продукт будут полностью зарегистрированы на университет и доходы от лицензионных продаж будут поступать непосредственно команде Центра ИИ для развития своих текущих и новых решений.

Центр коммерциализации разработок и трансфера технологий совместно с Дирекцией программы развития НИУ ВШЭ, Дирекцией по правовым вопросамДирекцией по научным проектам, Дирекцией научных исследований и разработок, Финансовой дирекцией спроектировал специальный механизм, который и был закреплен приказом ректора НИУ ВШЭ от 09.08.2023. Подробнее ознакомиться с мерами поддержки проектов по коммерциализации и подать заявку можно здесь.

Вам также может быть интересно:

Интеллект искусственный и дополненный: связь бизнеса, образования и науки

Сегодня фраза «приручить искусственный интеллект» уже не звучит как суперспособность будущего. Эти технологии революционно меняют жизнь, от голосовых помощников и систем «умный дом» до создания цифровых двойников и секвенирования генома. О связи науки, бизнеса и образования в развитии искусственного интеллекта рассказала декан факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Наталья Асеева.

НИУ ВШЭ, Яндекс и ИТМО запустили аспирантуру в области ИИ и гранты для молодых ученых

НИУ ВШЭ в партнерстве с Яндекс создает первую аспирантуру по искусственному интеллекту с уклоном в практику (еще одну такую аспирантуру компания откроет в ИТМО). Цель — предложить лучшие условия и инфраструктуру для развития молодых ученых в стране. Каждый год обучения аспиранты будут получать гранты по 800 тысяч рублей, чтобы создавать новые технологии в области ИИ и быстро внедрять свои разработки на практике, в индустрии.

Вышка — в лидерах рейтинга вузов Альянса в сфере ИИ

Альянс в сфере искусственного интеллекта опубликовал новый рейтинг вузов России по качеству подготовки специалистов в области ИИ. Высшая школа экономики как и в прошлом году вошла в группу лидеров А+ вместе с МФТИ и ИТМО. Всего участниками рейтинга стали 207 университетов из 69 регионов страны. В 2024 году на профильные программы в области искусственного интеллекта этих вузов были приняты более 35 тыс. студентов.

В Вышке разрабатывают технологию идентификации текстов, сгенерированных ИИ любого типа

Ученые НИУ ВШЭ работают над созданием приложения, которое позволяет установить, написан текст человеком или сгенерирован искусственным интеллектом. Подход, на который опирается приложение, носит универсальный характер и позволяет «ловить» самых разных ботов, построенных на разной архитектуре. В ближайшее время запланировано тестирование прототипа в широком диапазоне текстов. Предполагается, что платформа будет доступна пользователям в 2025 году.

В питерской Вышке завершилась школа-конференция по ИИ

В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург прошла международная школа-конференция по искусственному интеллекту — ISSCAI 2024. Ее организовали Школа физико-математических и компьютерных наук совместно с Лабораторией социальной и когнитивной информатики при поддержке VK и других партнеров. В недельном интенсиве приняли участие талантливые студенты, аспиранты и разработчики со всей страны — от Москвы до Екатеринбурга, а также из Казахстана и Египта. Ведущие эксперты из России, ОАЭ и Индии прочли курсы по ключевым трендам в области ИИ: от компьютерного зрения до обработки музыкальных сигналов.

Искусственный интеллект как драйвер развития отечественной экономики

Для развития отечественной экономики и роста производительности труда сегодня необходимо активное внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ). Эту задачу можно решить только благодаря тесному сотрудничеству между бизнесом, наукой и образованием. Об этом шла речь на стратегической сессии НИУ ВШЭ по развитию ИИ.

В нижегородской Вышке запустили бакалавриат по искусственному и дополненному интеллекту

Студенты первой сетевой программы высшего образования по искусственному и дополненному интеллекту НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде будут изучать передовые технологии с участием экспертов BigTech-компаний. Меморандум о партнерстве в рамках реализации программы «Технологии искусственного и дополненного интеллекта» подписан между нижегородским кампусом Высшей школы экономики, АНО «НЕЙМАРК», Альфа-Банком и VK.

«Выпускники онлайн-магистратуры ВШЭ и “Яндекса” будут востребованы на горизонте многих лет»

Вышка открывает набор на совместную с “Яндексом” онлайн-магистратуру «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом». Студенты будут изучать автоматизацию маркетинга, машинное обучение и ИИ, управление проектами и другие предметы. Академический руководитель онлайн-магистратуры, доцент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ Александр Тараканов, и академический руководитель со стороны “Яндекса”, эксперт в сфере маркетинговых образовательных технологий Дмитрий Еременко, рассказали, какие задачи ИИ помогает решать бизнесу и какие специалисты потребуются рынку в будущем.

НИУ ВШЭ первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов использования ИИ

Высшая школа экономики стала первым университетом в России, утвердившим Декларацию этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта. Документ станет важным ориентиром для всех участников образовательного процесса, задавая высокие стандарты и способствуя формированию ответственного подхода к использованию искусственного интеллекта. Декларация была утверждена Ученым советом 26 июня.

В НИУ ВШЭ изучили, как в России готовят высококвалифицированные кадры в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новую серию регулярных информационно-аналитических материалов на основе специализированных обследований по изучению трендов, направлений и факторов развития и распространения технологий искусственного интеллекта в России и мире. Первый выпуск основан на результатах сплошного обследования 1100 вузов и их филиалов, проведенного в 2023 году. Его целью стало выявление масштабов и условий обучения технологиям ИИ в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.