Павленко Екатерина Сергеевна
- Директор центра, Научный сотрудник, Младший научный сотрудник: Институт образования / Центр социологии культуры
- Старший преподаватель: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Oбразование
Достижения и поощрения
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2023)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (январь 2018)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022–2023, 2021–2022)
Лауреат премии "Золотая Вышка" 2006 в номинации Студенческая инициатива
Полномочия / обязанности
Научно-исследовательская деятельность по исследованию роли культуры в формировании неравенства и принятии образовательных и карьерных решений молодёжью в в рамках лонгитюдного проекта "Траектории в образовании и профессии".
Организация сбора и хранения данных интервью под-проекта "Меченый атом", координация работы по сбору данных.
Работа со студентами и стажёрами в рамках деятельности Лаборатории.
Поддержание сайта проекта "ТРОП" и сайта подразделения, ведение социальных сетей проекта и подразделения.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук
- 2024
Павленко Е. С. Ландшафты смыслов образовательных решений современной российской молодёжи
Конференции
- 2021
En-Compass-ing Culture(s): Beyond East/West and South/North. 8th mid-term conference of the European Sociological Association's Sociology of Culture research network (RN7), 10th - 12th March 2021, Helsinki, Finland 8th mid-term conference of the European Sociological Association's Sociology of Culture research network (RN7) (Хельсинки). Доклад: Agency and imagined futures of the Russian working-class youth
- 2019
XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Educational and life ambitions of contemporary Russian schoolchildren
14th Conference European Sociological Association "Europe and Beyond: Boundaries, Barriers and Belonging" (Манчестер). Доклад: Horizons of Educational Decision-Making: Symbolic Logics Behind the Decision to Leave School for Vocational Education
14th Conference European Sociological Association "Europe and Beyond: Boundaries, Barriers and Belonging" (Манчестер). Доклад: Educational and Career Choice of Russian School-leavers
Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA) (Москва). Доклад: Uncertainty of Educational and Career Aspirations
- 2017
Восьмая международная конференция Society for Longitudinal and Life Course Studies, «Multidisciplinary Collaboration in Longitudinal and Lifecourse Research» (Стирлинг). Доклад: Symbolic Structures of the Life Course: How Failed Hopes Are Fixed
- 2016
Вторая международная конференция «Cultural sociology and education: meanings, choices and trajectories» (Москва). Доклад: Horizons of planning in educational choices
Симпозиума «Л.С. Выготский и современное детство» (Москва). Доклад: Взросление как процесс формирования идентичности. Идентичность как нарратив
- 2015
Cultural Sociology Writ Small: The Surprising Merits of Modest Case Study Research (Нью Хевен). Доклад: The effect of changing meaning of «adulthood» on the life course
XVI Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Панельное исследование "Траектории в образовании и профессии (ТрОП)
- 2014
Cultural Sociology and Education (Växjö). Доклад: On adulthood as a step in biography and framework for educational decisions
Advancing Cultural Sociology: Yale Center for Cultural Sociology Anniversary Conference (Нью Хейвен). Доклад: Conquered Growing-Up: Developing Identity through Transgression
- 2013
Konstanzer Meisterklasse “Crisis and Collapse” (Констанц). Доклад: Conquered Growing-Up: Creating Identity through Transgression
IV Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования «Университетские традиции: ресурс или бремя?» (Москва). Доклад: Роль культурной категории «успех» в формировании индивидуальных образовательных и жизненных траекторий
- 2012
Конференция: Телесные режимы молодежи в повседневной жизни (Санкт-Петербург). Доклад: Типичные способы принятия решений с точки зрения степени «освоенности» тела молодыми людьми
- 2010
3rd ESA Sociology of Culture Research Network mid-term Conference 'Culture and the Making of Worlds' (Милан). Доклад: Analysis of «the picture of the world» production in a small town
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Theories of Modernity in Contemporary Cultural Sociology (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Концепции современности в актуальных направлениях культурсоциологии (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Sociology of Education (Аспирантура; 2-й курс, 1, 2 семестр)Анг
- Социология образования (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Sociology of Education (Маго-лего; 1 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Theories of Modernity in Contemporary Cultural Sociology (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Theories of Modernity in Contemporary Cultural Sociology (Маго-лего; 2 модуль)Анг
- Sociology of Education (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)Анг
- Sociology of Education (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Sociology of Education (Маго-лего; 1 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Theories of Modernity in Contemporary Cultural Sociology (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Theories of Modernity in Contemporary Cultural Sociology (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Theories of Modernity in Contemporary Cultural Sociology (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар "Методология исследований в социальных науках" (Бакалавриат; где читается: Факультет городского и регионального развития; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Качественные методы анализа (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методология исследований в социальных науках" (Бакалавриат; где читается: Факультет городского и регионального развития; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
Спешат уйти со школьного двора: выбор после 9 класса определяют семейные «ландшафты смыслов»
Многие девятиклассники идут в колледж не потому, что хотят получить профессию, а просто чтобы быстрее закончить школу. Для них колледж — это способ «сбежать» от ЕГЭ, начать работать и стать самостоятельными. Об этом говорят результаты исследования Центра социологии и культуры ВШЭ, которые обсудили на открытом семинаре.
Открыт сбор заявок в специальный номер журнала «Мониторинг общественного мнения». Тема номера — жизненные выборы человека
Журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» объявил сбор заявок в специальный тематический номер «Жизненные выборы: содержание, факторы, концепции». В фокусе номера — исследование процесса принятия решений в сфере образовательного, трудового, семейно-демографического и экономического поведения людей. Заявки принимаются по электронной почте до 28 июля текущего года.
Будущее как в тумане: исследователи рассказали о растущей неопределенности среди выпускников
В 15-16 лет трудно выбрать профессию и не ошибиться. Поэтому неудивительно, что многие из подростков еще не имеют представлений о том, кем хотят стать, и плывут по течению. Гораздо тревожнее, что с возрастом эта неопределенность не уменьшается, а растет — и уже когда они учатся в колледже или вузе, и даже после получения диплома. С чем это может быть связано и как это преодолеть, обсуждали на вторничном семинаре.
России нужна «примерка» профессий
В России развиваются успешные проекты, которые помогают школьникам лучше спланировать и запустить карьеру. Но зачастую они не массовые, а адресованы нескольким уязвимым группами – например, взрослым и детям с ограниченными физическими возможностями или выпускникам детдомов. Научные сотрудники Центра социологии культуры Инобра считают, что этот опыт было бы полезно масштабировать на более широкие слои населения.
Реформы вузов, меченый атом и школы после COVID-19
Аспирантки Института образования Екатерина Шибанова, Екатерина Павленко и Анастасия Андреева получили гранты Российского фонда фундаментальных исследований. Каждый грант – 1,2 миллиона рублей, на них в течение двух лет молодой ученый сможет обеспечивать свою научную работу. Всего РФФИ распределил полторы тысячи грантов среди российских аспирантов первого года обучения, которые уже имеют публикации по теме своей диссертации.
«Меченый атом» помог раскрыть карьерный выбор девятиклассников
Остаться в школе после девятого класса или поступать в колледж? Как школьники делают выбор? Исследователи назвали это «не решением», потому что подростки чаще всего действуют по предписаниям их социального класса.
Интервью порталу "Реальное время"
О трудностях, с которыми сталкивается современная молодёжь на своём образовательном пути
«Современные школьники не знают, кем хотят стать»
В 2012 году в России стартовало большое исследование «Траектории в образовании и профессии». В его рамках социологи общаются со школьниками, студентами и их родителями по всей стране о том, кем молодые люди себя видят через пять-десять лет, какая профессия им близка, куда они планируют поступать учиться после школы. Некоторыми результатами этого исследования в беседе с изданием «Реальное время» поделилась социолог, младший научный сотрудник и преподаватель Центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Павленко.
Сотрудники департамента психологии приняли участие в юбилейной XX Международной Апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ
Две сессии в рамках конференции организовали сотрудники Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований
Публикация в Альманахе Артек.Форума по материалам доклада
На сайте Артек Форума в рамках выпуска Альманах АртекФорум, посвящённого профориентации в детском лагере опубликован материал Екатерины Павленко
Основания коллективной жизни в малом городе: экспедиция в Порхов
Как хранит свое прошлое исторический город, почти полностью разрушенный в войну? Где находит работу молодежь? Может ли плетение из лозы, бересты и болотных трав быть престижным занятием? Как получилось, что в малом городе открылся кинотеатр, и бывает ли у пенсионеров свободное время, чтобы туда сходить? Как люди заботятся о здоровье в условиях низкого дохода и недоступности качественных медицинских услуг? На эти и другие вопросы исследовательская группа из пятнадцати человек постаралась ответить в ходе двухнедельной экспедиции в город Порхов, расположенный в Псковской области.
Спецвыпуск ЖССА по результатам международного сравнительного исследовательского проекта.
Вышел спецвыпуск Журнала социологии и социальной антропологии, посвящённый результатам международного сравнительного проекта «Образование как процесс в течение жизни: сравнение образовательных траекторий в современных обществах» (сокращенно – eduLIFE), который с 2011 года базировался в Европейском университетском институте во Флоренции под руководством профессора Ханса-Петера Блоссфельда.
Летняя социологическая практика 2016
Каждое лето студентам НИУ ВШЭ и всем заинтересованным предоставляется возможность реализовать исследования социальной жизни в малых городах России. Традиционная, уже седьмая по счету, летняя школа «Летняя социологическая практика», организованная факультетом социальных наук и Лабораторией экономико-социологических исследований, прошла в городе Тотьма Вологодской области. Рассказывают студентка Наталья Сичкарь и аспирантка Алиса Максимова.
Летняя социологическая практика: возвращение в Гороховец
Ежегодная школа «Летняя социологическая практика» дает возможность студентам ВШЭ проводить исследования общественной жизни в таких малых городах, как Кологрив, Мышкин, Каргополь и другие. В этом году практика была организована там, где она уже проходила в 2011-м, — в Гороховце Владимирской области.
11-я конференция Йельского Центра культурсоциологии
1-2 мая прошла очередная конференция Йельского Центра культурсоциологии, подводящая итоги работы Центра.
На ней представили свои доклады директор ЦКСАО Дмитрий Куракин и научный сотрудник ЦКСАО Екатерина Павленко
Социологи ВШЭ представили в Йеле исследование жизненных траекторий школьников
На 10-й конференции Центра культурсоциологии Йельского университета (США) группа социологов из ВШЭ представила результаты своей научной работы. Одна из секций конференции была целиком посвящена реализуемому в Институте образования ВШЭ исследованию жизненных траекторий российских школьников.