Тарасова Ксения Вадимовна
- Директор центра: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 7 лет.
Полномочия / обязанности
Соруководитель проекта "Измерение цифровой грамотности учащихся 6-7 классов"
Соруководитель проекта "Измерение цифровой грамотности учащихся 8 классов"
Руководитель команды разработки инструмента измерения информационно-коммуникационной компетентности учащихся ICL Test
Руководитель команды разработки линейки инструментов измерения цифровой грамотности (учащиеся, взрослые)
Руководитель проекта "Измерение критического мышления студентов вузов"
Руководитель проекта "Измерение правовой грамотности студентов вузов. Независимая оценка"
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
VI Международная летняя школа "Теория и практика разработки тестов: прикладная психометрика в психологии и образовании", Москва, 2019.
"Методические аспекты использования инновационных педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования", Москва, 2018.
"Управление проектами в сфере образования", Москва, 2017
Достижения и поощрения
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (май 2023)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
Лучший преподаватель — 2022
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Разработка контрольно-измерительных материалов в психологии и образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Test and Questionnaire Development in Psychology and Education (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология, направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Test development II (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология, направление: 37.04.01. Психология; 2-й курс, 1 модуль)Анг
- Test development II (Маго-лего; 1 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Test and Questionnaire Development in Psychology and Education (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Теория и практика разработки контрольно-измерительных материалов (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
Конференции
- 2022
IV Всероссийской научно-практической конференции «Digital как новая философия образовательного пространства» (Казань). Доклад: Цифровые компетенции школьников: инструменты измерения и роль цифровой образовательной среды
17th edition of the International Forum on Knowledge Asset Dynamics "17th edition of the International Forum on Knowledge Asset Dynamics" (Лугано). Доклад: How Critical Thinking Manifests itself in an Unconstrained Online Environment: Preliminary Results from Feasibility Study
ECER 2022 “Education in a Changing World" (Ереван). Доклад: Modeling Digital Literacy in a Scenario-Based Performance Assessment of Secondary School Students
Международная научно-практическая конференция «Профессиональные компетенции учителя в условиях цифровой трансформации образования» (Москва). Доклад: Оценка цифровых компетенций учащихся как элемент анализа процессов цифровой трансформации школы
XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: Инструмент оценки критического мышления студентов вузов на предметном контексте: от методологии до реализации
- 2021
X ежегодная международная конференция ЕАОКО. Доклад: Мастер-класс "Как измерять универсальные компетенции и новые грамотности современного мира: подходы, методология, инструменты"
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Доклад: О подходах к измерению комплексных латентных конструктов на примере конструкта цифровая грамотность
X ежегодная международная конференция ЕАОКО. Доклад: «Мягкие навыки» после школы: универсальные компетенции в высшем образовании
Измерения в психологии и образовании. Доклад: Методология Evidence-Centered Design: концептуальные основы и примеры применения
Измерения и анализ данных в психологии и образовании. Доклад: Оценка цифровых компетенций учащихся: опыт разработки инструментов и результаты исследований
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 6.0071-2023 | База данных | База данных второй волны лонгитюдного исследования «Образовательное поведение и успешность студентов университетов Российской Федерации» (когорта 2022) | Орел Екатерина Алексеевна, Пащенко Тарас Валерьевич, Шмелева Евгения Дмитриевна, Вилкова Ксения Александровна, Малошонок Наталья Геннадьевна, Груздев Иван Андреевич, Антипкина Инна Вениаминовна, Тарасова Ксения Вадимовна, Щеглова Ирина Александровна | |
2 | 6.0069-2023 | База данных | База данных первой волны лонгитюдного исследования «Образовательное поведение и успешность студентов университетов Российской Федерации» (когорта 2023) | Тарасова Ксения Вадимовна, Орел Екатерина Алексеевна, Пащенко Тарас Валерьевич, Щеглова Ирина Александровна, Малошонок Наталья Геннадьевна, Груздев Иван Андреевич, Вилкова Ксения Александровна, Антипкина Инна Вениаминовна, Шмелева Евгения Дмитриевна | |
3 | 8.0190-2023 | Произведение | Инструментарий лонгитюдного обследования, позволяющий описать динамику типов образовательного поведения студентов вузов, распространенность различных стратегий/стилей обучения | Шмелева Евгения Дмитриевна, Орел Екатерина Алексеевна, Антипкина Инна Вениаминовна, Тарасова Ксения Вадимовна, Щеглова Ирина Александровна, Груздев Иван Андреевич, Пащенко Тарас Валерьевич, Вилкова Ксения Александровна, Малошонок Наталья Геннадьевна | |
4 | 8.0195-2022 | Произведение | Сценарное задание для тестирования навыков цифровой грамотности у учеников средней школы «Музей» | Попова Анна Валерьевна, Галичев Никита Вячеславович, Вырва Елена Евгеньевна, Тарасова Ксения Вадимовна, Александрова Екатерина Ильинична, Широгородская Полина Станиславовна | |
5 | 8.0204-2022 | Произведение | Сценарное задание для тестирования навыков цифровой грамотности у учеников средней школы «Объявление». | Вырва Елена Евгеньевна, Александрова Екатерина Ильинична, Галичев Никита Вячеславович, Попова Анна Валерьевна, Широгородская Полина Станиславовна, Тарасова Ксения Вадимовна | |
6 | 8.0212-2022 | Произведение | Сценарное задание для тестирования навыков цифровой грамотности у учеников средней школы «Планировщик путешествий. Планеты». | Тарасова Ксения Вадимовна, Попова Анна Валерьевна, Тарасова Ксения Вадимовна, Широгородская Полина Станиславовна, Вырва Елена Евгеньевна, Галичев Никита Вячеславович, Александрова Екатерина Ильинична | |
7 | 8.0213-2022 | Произведение | Сценарное задание для тестирования навыков цифровой грамотности у учеников средней школы «Сказка». | Вырва Елена Евгеньевна, Александрова Екатерина Ильинична, Тарасова Ксения Вадимовна, Широгородская Полина Станиславовна, Попова Анна Валерьевна, Галичев Никита Вячеславович |
Публикации
Оценка информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения // Качество образования в Евразии.– 2017.– № 5 – С.3-18. (в соавторстве с Авдеевой С.)
Информационно-коммуникационная компетентность обучающихся и использование результатов ее оценки на национальном и региональном уровнях // Материалы II Международной научно-практической конференции «Педагогические измерения: опыт и перспективы развития», Казахстан , г. Астана, 29-30 сентября 2016 г. / С. 79-81.
Электронные учебники: рекомендации по разработке // Методические рекомендации – М.: Федеральный институт развития образования, 2012.– 24 с. (в соавторстве)
Электронные учебники: особенности предоставления образовательного контента // Образовательная политика.– 2012.– № 1 (57) – С.52-62.
От новых ресурсов — к новым результатам (использование интерактивной виртуальной лаборатории в рамках электронного учебника по биологии) // Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях: Матер. 4-й межрегион. науч.-практ. конф., г. Сочи, 27-28 сентября 2012 г. / Под общ. ред. В.В. Крыловой – Сочи: СГУ; 2012. – С. 119-121.
Зарубежный опыт применения интерактивных мультимедийных электронных учебников // Приоритеты современной методики обучения в осмыслении образовательного и воспитательного пространства: Сб. материалов: Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак: 28 мая 2012 г. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академии им. Зайнаб Биишевой, 2012.- С.195-198.
Авторские права и патенты
Авдеева С.М., Тарасова К.В. и др., Патент на изобретение №2656699, ICL– тест-инструмент по измерению информационно-коммуникационной компетентности в цифровой среде, дата гос. регистрации в Государственном реестре изобретений РФ 6 июня 2018 г.
Опыт работы
В 2006 г. окончила с отличием Российский университет Дружбы народов по двум специальностям переводчик испанского языка и ветеринарный врач. В 2009 г. окончила аспирантуру в ГОУ ВПО МГОПУ им. М.А.Шолохова (ныне МГГУ) по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» и защитила кандидатскую диссертацию «Системы управления качеством образования в Испании и России: сравнительный анализ». С 2009 г. занималась исследованиями в области информатизации образования в Федеральном институте развития образования (ФИРО). А также принимала участие в разработке прототипов интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования в рамках проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».
С 2013 года занимаюсь разработкой оценочных средств, в том числе инструментов измерения комплексных конструктов на основе использования доказательного дизайна (Evidence Centered Design). Занимая должность ведущего специалиста департамента развития ИКТ в образовании Национального фонда подготовки кадров (НФПК) в рамках реализации совместной Программы по повышению качества базового образования Всемирного банка и Министерства финансов Российской Федерации (Программа READ, Russia Education Aid for Development) разрабатывала инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности учащихся, который прошел апробацию в России (Республика Татарстан, г.Красноярск, г.Барнаул, г.Москва, ЯНАО), Таиланде, Республике Армения, Англии, Республике Беларусь, а также включен в региональную систему по оценке качества образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Инструмент запатентован «Патент 2656699. ICL-тест - инструмент по измерению информационнокоммуникационной компетентности в цифровой среде».
2020-настоящее время – НИУ ВШЭ, заместитель руководителя ЛИНКиДТ Центра психометрики и измерений в образовании;
2017-2020 – НИУ ВШЭ, аналитик ЛИНКиДТ Центра психометрики и измерений в образовании;
2013-2017 – НФПК, департамент развития ИКТ в образовании, ведущий специалист;
2010-2013 – ФИРО, сектор развивающих образовательных сред и технологий, Центр дошкольного, общего и дополнительного образования, старший научный сотрудник;
2007-2010 – МГГУ им. М.А.Шолохова старший преподаватель кафедры педагогики;
2004-2007 – МГГУ им. М.А.Шолохова методист кафедры педагогики
Информация*
- Общий стаж: 21 год
- Научно-педагогический стаж: 7 лет
- Преподавательский стаж: 4 года
Критическому мышлению придумали «рентген»: результаты проверки теста для младших школьников опубликовали в международном журнале
Ученые из Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ провели исследование эффективности компьютерного теста, который они разработали для оценки критического мышления у школьников 9-11 лет. Этот инновационный инструмент призван восполнить нехватку методик измерения данного ключевого навыка XXI века у детей. Результаты работы, подтверждающей валидность теста, опубликованы в авторитетном British Journal of Educational Psychology.
Разберемся по закону: интерактивный тест поможет вузам развивать правовую грамотность студентов
Ученые из НИУ ВШЭ создали уникальный интерактивный тест для проверки правовой грамотности студентов. Этот инновационный инструмент погружает участников в реалистичные жизненные ситуации, где нужно принимать правовые решения и показывать свои знания и навыки.
Занимательное право: эксперты ВШЭ превратили тест правовой грамотности в увлекательную игру
Самая большая проблема обучения в сфере права заключается в том, что студенты много заучивают, но мало практикуются в реальных задачах. На открытом семинаре презентовали тест, который не просто проверяет навыки, знания и установки, но и сам по себе является вовлекающим учебным материалом. Его разработали эксперты из центра психометрики и факультета права ВШЭ для оценки правовой грамотности студентов неюридических специальностей.
Аз, буки, интернет: мир учится цифровой грамотности, чтобы не затеряться в сети
Интернет дает современным людям информацию, знания и развлечения — через телефон или компьютер можно делать покупки, общаться с друзьями, смотреть кино и проверить банковский счет. С такой же легкостью в сети можно нарваться на мошенников, фейковые новости и травлю в комментариях.
Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания
Пожалуй, главная тема номера — измерения в школе и за ее пределами. Светлана Авдеева и Ксения Тарасова рассказывают об инструменте измерения цифровой грамотности , созданном лабораторией Инобра. Александра Бочавер и Оксана Михайлова адаптировали для России опросник, который позволит оценить степень выгорания школьников . Еще один в чем-то неожиданный предмет измерений — городская грамотность : как ее оценивать, рассказывают Алина Иванова и Виктория Пичугина.
Компьютеры есть, грамотности нет: жить в цифровом мире подростки учатся сами — почти без участия школы
Сегодняшних школьников часто называют цифровыми аборигенами: они чуть ли с рождения со смартфонами в руках. Не знают жизни без доступа к интернету и мгновенной связи, привыкли использовать их для решения всех проблем, получают обилие информации по любому запросу. Несмотря на всё это, цифровая грамотность развита у них по-разному и в целом не то что блестяще, — считают эксперты Инобра, которые измерили эти компетенции у 3,5 тысяч подростков. Как их развивать — вопрос дискуссионный, понятно только, что у школы здесь мало что получается, несмотря на всю «цифровую трансформацию». Почему — обсуждали на семинаре Инобра.
Студентов измеряют вдоль и поперек: на что способна психометрика в сфере высшего образования
В стандарты подготовки студентов всех направлений входят так называемые универсальные компетенции. К ним относятся критическое мышление, коммуникация, проектная работа, экономическая грамотность... Соответственно, вузы должны не только формировать, но и оценивать эти компетенции. Но здесь подвижек нет: ни экзаменов по критическому мышлению, ни зачетов по коммуникации не появилось. Что может предложить современная наука? Это обсуждали на очередном семинаре «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», который проводится МГППУ и Инобром.
Пока специалисты могут предложить инструменты измерения двух компетенций — критического мышления и универсальной грамотности. Оба разработаны Центром психометрики и измерений в образовании совместно с факультетом экономических наук Вышки, оба опробованы пока на студентах ВШЭ, но могут применяться и в других вузах. Разработчики рассказали, как устроены эти инструменты.
Русский тест критического мышления: первая «примерка»
Мы окружены фейками, и это не единственный вызов, для преодоления которого важно развитое критическое мышление. Можно сказать, что без него вообще трудно представить нормальную жизнь в современном мире, а тем более — в онлайне. Все это, вроде бы, признают — даже ФГОСы в области высшего образования (как, впрочем, и среднего), в которых развитие критического мышления называют одним из важных образовательных результатов. Но ни в школе, ни в вузе нет четкого понимания, как развивать, а тем более измерять эту «опцию». Метод решения проблемы предлагают исследователи Инобра — они описали модель будущего инструмента. Статья Ксении Тарасовой и Екатерины Орел (лаборатория «Моделирование и оценка компетенций в высшем образовании») опубликована в новом номере «Вопросов образования».