Петракова Анастасия Владимировна
- Научный сотрудник: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
8/09/2014 - Workshop "Introduction to statistics with R Studio" at the Freie Universitaet Berlin (Germany)
6/09/2015 - Workshop of Prof. Dr. Robert Kail (Purdue University, USA) "Scientific writing for psychologists" at the L'Universite' de Gene've (Switzerland)
24-29/10/2016 - Workshop "Current methods of data analysis with Mplus and R Studio" at the National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russia)
23/03-10/04/2020 - программа повышения квалификации "Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью" при ФГБОУ ВО НГПУ
28/03-30/06/2020 - программа повышения квалификации "Психологическое консультирование онлайн в чрезвычайной ситуации и при карантине для психологов-волонтёров Единой горячей линии СТОПКОРОНОВИРУС.РФ" (Институт психологического консультирования и практической психологии, Москва, России)
15/02-30/06/2021 – обучение на программе дополнительного образования «Диагностика и психотерапия детей с аутизмом и аффективными нарушениями» при Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия)
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Нейронауки в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Нейронауки в образовании (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Семинар наставника "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Преподавание в современном мире" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Social and Emotional Development (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Типичное и нетипичное развитие (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Типичное и нетипичное развитие (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научный исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Mentor's Seminar "Cognitive Development" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Cognitive Development" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Social and Emotional Development (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Typical and Atypical Development (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
Конференции
- 2021
International School Psychology Association 2021 (ISPA 2021) (Никосия). Доклад: Teachers' beliefs about social and emotional learning: focus-group study in Russia
International School Psychology Association 2021 (ISPA 2021) (Никосия). Доклад: Specificity of teachers' psychological stress under the conditions of distant teaching during the COVID-19 pandemic: case of Russia
Международный научный семинар «Цифровая дидактика» (Москва). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID‑19
Ежегодный (III) саммит молодых учёных и инженеров: Большие вызовы для общества, государства и науки (Сочи). Доклад: Факты о восприятии лиц – возможности внедрения в образовательные практики
V международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика» (Красноярск). Доклад: Измерения в психологии и образовании: опыт Центра Психометрики и Измерений в образовании и перспективы сотрудничества
- 2020
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Актуальные проблемы психологии в образовании и социальной сфере" (Мурманск). Доклад: Представление учителей о социально-эмоциональном развитии в школе: результаты фокус-групп
XIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи подросткам и их социальному окружению "Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности" (Москва). Доклад: Чем могут быть полезны современные исследования познания лиц для школы?
IX Международная конференция по когнитивной науке (Москва). Доклад: On the choice of stimulus material in studies of face cognition in childhood
IX Международная конференция по когнитивной науке (Москва). Доклад: When do we perceive the face as a social stimulus, and when as a physical object?
XXVII Всероссийская конференция ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада (Красноярск). Доклад: Индивидуальные различия в развитии социального восприятия
III Международная научно-практическая конференция Герценовские чтения: психологические исследования в образовании (Санкт-Петербург). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19
III Международная научно-практическая конференция Герценовские чтения: психологические исследования в образовании (Санкт-Петербург). Доклад: Эффект предпочтения лиц из своей возрастной когорты (own-age bias) в образовательном контексте
Итоговая научно-практическая конференция с международным участием "Современное образование: теория и практика" по направлению "Траектории современного образования" (Ростов-на-Дону). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19
Межвузовский симпозиум «Психология пандемического сознания» (Москва). Доклад: Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19
Научный семинар Института психологии РАН "Диалог научных школ" ("Индивидуально-психологические различия в восприятии лиц") (Москва). Доклад: Индивидуальные различия в восприятии лиц и памяти на лица в детском и подростковом возрасте
- 2019
XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (Москва). Доклад: Individual differences and specificity in face cognition abilities across childhood and adolescence
XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (Москва). Доклад: Specificity in perception of familiar and unfamiliar faces in humans
Современная Нейропсихиатрия (Москва). Доклад: Вопросы формирования и развития социальных навыков у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Когнитивная наука в Москве: новые исследования (Москва). Доклад: Структура узнавания лиц в детском и подростковом возрасте: в поисках социального интеллекта
Форум Инклюзия в контексте международного опыта (Москва). Доклад: Без доклада (организатор)
Ежегодный саммит молодых учёных и инженеров: Большие вызовы для общества, государства и науки (Сочи). Доклад: Существует ли эмоциональный интеллект и другие интересные вопросы психодиагностики в школе
Опыт работы
10/2013 – 09/2018 - аспирант-исследователь Берлинского университета им. Гумбольдта и Грайфсвальдского университета им. Эрнста-Морица-Арндта
06/2017 - 08/2019 - организационный психолог в Берлинской билингвуальной образовательной организации "Образование - для разумного будущего" (BifiZ gGmbH)
02-03/2019 - Проект Московского центра качества образования (МЦКО) «Разработка текста заданий и критериев их оценивания для основных и дополнительных измеряемых конструктов для оценивания социальных и эмоциональных навыков», договор №21-04/38 (один из разработчиков, проводила когнитивные лаборатории)
с 09/2019 - научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Информация*
- Общий стаж: 5 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Как связаны между собой нейронауки и образование? Доклад экспертов НЦМУ ЦМИЧП на «Герценовских чтениях» в Санкт-Петербурге
26 октября 2023 года в рамках VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» в Санкт-Петербурге эксперты НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» представили доклад «Исследование представлений практиков сферы образования о науках, изучающих мозг». Примечательно, что в этом году конференция была посвящена Году педагогу и наставника.
Сюрпризы младшей школы: международные эксперты о том, что важно в первом классе
Педагогам важно знать, как улучшить образование с самого начала — например, в каком возрасте детям лучше идти в школу, когда учить их читать и знакомить с арифметикой. К тому же, необходимо оценить качество обучения детей, и здесь наука все еще совершенствует свои методы.
Всех нужнее и дороже в этой школе доброта? Какие социально-эмоциональные навыки учителя считают самыми полезными для начальной школы
В первые годы в школе дети осваивают не только основные академические дисциплины, такие как чтение, письмо и арифметика, но и приобретают важные социальные и эмоциональные навыки. Они учатся устанавливать дружественные связи со своими сверстниками, работать в команде, управлять своими чувствами и эффективно взаимодействовать с учителями. Исследователи из Высшей школы экономики проанализировали процесс развития этих навыков в российской начальной школе.
Материалы вебинара «Практики профилактики эмоционального выгорания в деятельности педагога»
Публикуем материалы вебинара для школьных руководителей, методистов и учителей.
Школа в стрессе
С началом пандемии школы выбрали разную стратегию в отношениях со своими сотрудниками. Одни пошли по пути «сильной вовлеченности»: проводили мастер-классы по использованию разных платформ, репетиции онлайн-уроков, создавали площадки для обмена опытом. Другие декларировали, что дают своим педагогам «полную свободу». На практике это означало отсутствие поддержки и усилило стресс учителей, заключают научные сотрудники Инобра Анастасия Петракова, Татьяна Канонир, Алена Куликова и Екатерина Орел. В статье, опубликованной в новом номере «Вопросов образования», они приводят результаты исследования психологического стресса учителей во время эпидемии COVID-19.
«По тропинкам памяти»: как книга связала поколения
Онлайн-презентация книги «По тропинкам памяти. Москва в лицах простых людей», общего детища Высшей школы экономики и проекта мэра «Московское долголетие», состоялась на днях. Тропинки памяти превратились в мосты между прошлым и настоящим, между поколениями бабушек, дедушек и внуков. Авторы рассказов — слушатели курса «Мемуаристика» проекта «Московское долголетие в Вышке», а проиллюстрировали книгу студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.
Обмануть меня не сможешь
Ребенок не всегда может прямо сказать, что ему плохо, его обидели. Но о проблемах способны рассказать его жесты и мимика. Можно ли учить педагогов «читать по лицам», например, на специальных курсах повышения квалификации? В будущем – почему нет? Это – только одна из прикладных сфер, в которых можно применять новую методику – изучение нюансов восприятия лиц и памяти на лица. В перспективе она способна решать и другие задачи в школе и не только, например – ее можно использовать при создании тестов.
Школьники выбирают психометрику
22 ноября 2019 в Институте образования НИУ ВШЭ прошел промежуточный этап конкурса «Школа реальных дел» для учеников 8-11 классов московских школ. Центр психометрики и измерений в образовании предложил к решению кейс «Разработка необычного теста для оценки личности», который выбрали для себя девять команд из Москвы и регионов – что очень много для этого проекта (обычно кейсы выбирают 2-3 команды).
Школьники помогут ученым делать интересные тесты
Ученики школ, участники ярмарки «взрослых» проектов, примут участие в создании «необычного теста» для своих сверстников: он поможет выявить особенности характера и поведения, индивидуальные различия и т.д. Работа над проектом продлится полгода, а началась она на ярмарке кейсов «Школа реальных дел».