Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выявление проблем имплементации практик формирования креативности в учебном процессеCreativity-fostering practices in education: defining problems of implementation

Члены комитета:
Поливанова Катерина Николаевна (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", доктор психологических наук, председатель комитета), Ермаков Дмитрий Сергеевич (ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы", доктор педагогических наук, член комитета), Илюшин Леонид Сергеевич (ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет", доктор педагогических наук, член комитета), Хархурин Анатолий Владимирович (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", PhD , член комитета), Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", доктор социологических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
16.07.2024
Диссертация принята к защите:
15.08.2024
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
23.12.2024
Тема исследования актуальна в контексте общемировой тенденции перехода на содержание школьного образования, направленное на развитие ключевых универсальных компетенций, востребованных впоследствии на рынке труда. Сложности процесса внедрения практик формирования универсальных компетенций в профессиональную деятельность российских учителей имеет смысл изучать и с точки зрения проработки вопроса устойчивости преподавания, ориентированного на личность учащегося, при изменении организационных условий, например, смене управленческой команды школы. Исследователем проведена работа по сопоставлению разных концептуальных рамок, связанных с имплементацией практик формирования креативности. Несколько этапов эмпирического исследования обеспечивают возможность изучения как учительских установок, так и реальной практики. В рамках исследования системная модель креативности, исходно разработанная М. Чиксентмихайи для описания факторов, влияющих на креативность выдающихся людей, вписана в контекст разговора о креативности в образовании. Среди факторов, потенциально влияющих на имплементацию формирующих креативность практик в учебный процесс, выделены в том числе сравнительно мало упоминаемые в предыдущих исследованиях. Впервые на эмпирическом материале систематизированы возможные типы поведения учителей в отношении реакции на презентацию учащимися решения нестандартной проблемы. В рамках работы автором была составлена комплексная, холистическая модель возможных детерминант имплементации формирующих креативное мышление практик на школьном уроке со стороны учителя, ученика и учебного содержания, а также рассмотрен вопрос ограничений теоретической концепции имплицитных представлений учителей.
Диссертация [*.pdf, 1.92 Мб] (дата размещения 21.10.2024)
Резюме [*.pdf, 1.05 Мб] (дата размещения 21.10.2024)
Summary [*.pdf, 937.19 Кб] (дата размещения 21.10.2024)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

Авдеенко Н.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Михайлова А.М., Пинская М.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ (смотреть на сайте журнала)
Авдеенко Н.А. Имплементация обучения на основе проектов в школе: анализ высказываний учителей в контексте системной модели креативности (смотреть на сайте журнала)
Авдеенко Н.А. Представления учителей о креативности и ее развитии в школе (смотреть на сайте журнала)


Отзывы
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук об образовании (протокол № 2 от 23.12.2024). Решением диссертационного совета (протокол № 12 от 26.12.2024) присуждена ученая степень кандидата наук об образовании.