Убеждения учителей об ограничениях и возможностях поддержки самостоятельности учеников в школеTeachers' beliefs about the limitations and opportunities for supporting student autonomy at school
Соискатель:
Руководитель:
Члены комитета:
Чернобай Елена Владимировна (ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", доктор педагогических наук, председатель комитета), Пинская Марина Александровна (ФГАОУ ВО "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации", кандидат педагогических наук, член комитета), Поскребышева Наталия Николаевна (ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», кандидат психологических наук, член комитета), Савенков Александр Ильич (ГАОУ ВО г. Москвы "Московский городской педагогический университет", доктор педагогических наук, член комитета), Сериков Владислав Владиславович (ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования", доктор педагогических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
5/16/2024
Диссертация принята к защите:
6/13/2024
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
9/25/2024
Школа меняется постоянно. К основным задачам школы - обеспечить достижение академических результатов - добавляются новые: развитие социально-эмоциональных навыков, креативности, самостоятельности, инициативы. Новые условия требуют от учителя расширения репертуара практик. Однако ни содержание учительских представлений о развитии самостоятельности, ни реальные практики поддержки не описаны и не обсуждаются в научном поле. Учителя оказываются в сложной ситуации: обеспечить предметный результат, требующий высокого уровня регламентации действий и контроля, при одновременном требовании создать условия для поддержки самостоятельности, которые предполагают снижение контроля, предоставление пространства свободного действия. Возникает законный вопрос: в какой мере учителя могут поддержать заявленные декларации, насколько это реалистичная задача. Данное исследование обогащает теоретическое знание о природе изменчивости институтов (на примере школьного образования) посредством анализа убеждений его основных акторов – учителей. А также проясняет структуру убеждений учителей о самостоятельном поведении школьников.
Диссертация [*.pdf, 1.42 Мб] (дата размещения 7/19/2024)
Резюме [*.pdf, 1.03 Мб] (дата размещения 7/19/2024)
Summary [*.pdf, 893.63 Кб] (дата размещения 7/19/2024)
Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации
Представления педагогов о самостоятельности школьников и практики её поддержки / Гавриленко П.А. // Образовательная политика. 2023. № 2 (в печати)
Отзывы
Отзыв научного руководителя
- Поливанова К.Н. (дата размещения 5/16/2024)
Отзыв члена Комитета
- Пинская М.А. (дата размещения 9/26/2024)
- Чернобай Е.В. (дата размещения 9/26/2024)
- Сериков В.В. (дата размещения 9/26/2024)
- Савенков А.И. (дата размещения 9/26/2024)
- Поскребышева Н.Н. (дата размещения 9/26/2024)
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук об образовании (протокол № 2 от 25.09.2024). Решением диссертационного совета (протокол № 9 от 27.09.2024) присуждена ученая степень кандидата наук об образовании.
Ключевые слова:
См. на ту же тему
Выявление проблем имплементации практик формирования креативности в учебном процессеКандидатская диссертация
Соискатель: Авдеенко Надежда Александровна
Руководитель: Федоров Олег Дмитриевич
Дата защиты: 12/23/2024
Трансформация представлений учителей о применении цифровых инструментов на уроках, формирующих критическое мышление и креативностьКандидатская диссертация
Соискатель: Михайлова Александра Михайловна
Руководитель: Пинская Марина Александровна
Дата защиты: 9/11/2024