НИУ ВШЭ и Сбер провели форсайт искусственного интеллекта
Высшая школа экономики совместно со Сбером провела форсайт искусственного интеллекта (ИИ). Его первые итоги обсудили участники стратегической форсайт-сессии по поисковым исследованиям в сфере ИИ, которая прошла в Координационном центре Правительства РФ под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Результаты форсайта лягут в основу Единой программы исследований и разработок в сфере ИИ.
Форсайт представляет собой масштабное исследование, целью которого является выявление перспективных направлений развития науки и технологий, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. Форсайт ориентирован не только на оценку возможных сценариев их развития, но и на выбор наиболее предпочтительных из них за счет вовлечения ключевых стейкхолдеров, ведущих ученых из разных научных школ и формирования их согласованной позиции. Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки (качественные методы), также среди методов форсайта — количественные методы и анализ больших данных. Форсайт искусственного интеллекта относится к форсайтам отраслевого уровня. Кроме них, Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проводит форсайты национального, международного, корпоративного уровней.
Работа над форсайтом ИИ началась в феврале 2024 года, почти одновременно с утверждением обновленной национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года. В исследовании приняли участие более 50 наиболее авторитетных специалистов в данной области, представителей бизнеса и органов власти. О целях и ходе форсайта в Координационном центре рассказали управляющий директор ПАО «Сбербанк» Михаил Сквирский и первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Леонид Гохберг
За методологию форсайта отвечала Вышка. Дизайн исследования определили, в частности, такие особенности сферы ИИ, как ее высокая динамичность и высокая скорость имплементации научных результатов в новые продукты и услуги, пояснил Леонид Гохберг.
Работа по определению перспективных направлений исследований в сфере ИИ была выполнена в крайне сжатые сроки (с февраля по май). За это время организаторы форсайта провели анализ глобальных трендов и рынков, научных фронтиров и точек роста, серию опросов, экспертных интервью и форсайт-сессий с участием ведущих российских исследователей в сфере ИИ.
По итогам форсайта была сформирована описывающая поисковые исследования в сфере ИИ трехуровневая классификация, включающая 10 направлений (например, фундаментальные и генеративные модели, архитектуры и алгоритмы машинного обучения, безопасность, доверие и объяснимость ИИ), 37 поднаправлений и 127 исследовательских задач.
Максим Колесников
Результаты форсайта должны будут лечь в основу Единой программы исследований и разработок в сфере ИИ, сказал замминистра экономического развития России Максим Колесников. Кроме того, принято решение рекомендовать РАН (на форсайт-сессии ее представлял президент Геннадий Красников) использовать полученные результаты с 2025 года при отборе поисковых исследований и экспертизе поступающих заявок на исследования.
Максим Колесников также напомнил, что в 2024 году заканчивается поддержка флагманских исследовательских центров в сфере ИИ, отобранных в рамках первой волны, и, чтобы обеспечить бесшовное финансирование исследований в данной области, вскоре предстоит провести отбор новых центров (третьей волны). Представитель Минэка подчеркнул, что это будет именно «новый отбор, а не автоматическое продление работы действующих центров».
Среди главных параметров нового отбора — проведение фундаментальных исследований по приоритетным темам, пересекающимся с итогами форсайта, прикладных исследований по заказу индустриальных партнеров и подготовка научных специалистов.
Дмитрий Чернышенко
«Сейчас искусственный интеллект является драйвером отраслей, призванных обеспечить развитие экономики предложения. Вместе с тем с появлением больших языковых моделей мы все больше концентрируемся на поддержке фундаментальной науки. В частности, открыли исследовательские центры в сфере ИИ, и на их базе начали готовить ученых, которых будем привлекать к адаптации генеративного ИИ под запросы отраслей. Такая кооперация позволит достичь технологического лидерства, а также улучшить качество жизни людей, создавая новые рабочие места и повышая конкурентоспособность экономики».
Вам также может быть интересно:
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.