Зеленцов Михаил Владимирович
- Доцент: Факультет креативных индустрий / Институт медиа
- Творческий руководитель образовательной программы: Современная журналистика
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2021 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Полномочия / обязанности
- курирует образовательное направление "Деловая журналистика" (трек магистерской программы "Современная журналистика", специализация программы бакалавриата "Журналистика");
- руководит производством студенческих медиапроектов (студенческое медиа полного цикла "Экономическая жвачка", учебные проекты "Центральные банки и другие финансовые регуляторы: как они работают?", "Словарь начинающего делового журналиста", "Задачник «Этика делового журналиста»");
- руководит курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов;
- участвует в экспертной, методической и научно-исследовательской работе Института медиа.
Oбразование
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Курс повышения квалификации "Основные понятия искусственного интеллекта и применение в различных областях" (НИУ ВШЭ, 2024);
- Курс повышения квалификации "Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS НИУ ВШЭ: базовый курс" (НИУ ВШЭ, 2022);
- Курс повышения квалификации "Teach for HSE / Преподаем в Вышке" (НИУ ВШЭ, 2021);
- Учебный тур по национальным СМИ Китая ("Синьхуа", "Женьминь Жибао", China Daily) (КНР, 2019);
- "Новости ТАСС в интернете: различие, особенности, общие принципы" (ТАСС, 2016).
Достижения и поощрения
- Благодарность института медиа НИУ ВШЭ (май 2024)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность НИУ ВШЭ (октябрь 2022)
- Благодарность Центрального банка Российской Федерации (БАНК РОССИИ) (июнь 2022)
- Благодарность Президента Российской Федерации (июль 2020)
- Участник программы «Административный кадровый резерв» (2022–2023)
Лучший преподаватель — 2024
Обучение в аспирантуре
Тема кандидатской диссертации - "Гибридизация бизнес-процессов российских информационных агентств в контексте медиаконвергенции"
Опыт работы
2021 - настоящее время - Высшая школа экономики
Доцент Института медиа НИУ ВШЭ.
Творческий руководитель образовательной программы магистратуры "Современная журналистика" и академический наставник трека "Деловая журналистика"; куратор специализации "Деловая журналистика" образовательной программы бакалавриата "Журналистика".
Руководитель студенческих медиапроектов:
- медиа полного цикла (лаборатория) "Экономическая жвачка" (2021 г. - наст.вр.);
- учебный проект "Центральные банки и другие финансовые регуляторы: как они работают?" (2022 г.);
- учебный проект "Словарь начинающего делового журналиста" (2023 г.);
- учебный проект "Задачник «Этика делового журналиста»" (2024 г.).
Является соавтором массового онлайн-курса "Введение в цифровые гуманитарные исследования" (программа "Приоритет 2030").
Член преподавательского состава программы "Журналистика и медиа" Образовательного центра "Сириус" (апрель 2023 года).
2015 - 2020 гг. - Информационное агентство ТАСС
1. Заместитель руководителя редакции tass.ru (2020 г.)
Ключевыми обязанностями были: организация работы выпускающих редакторов, райтеров, ведущих смен (более 30 человек); общий контроль работы профильных групп; подбор, обучение и инструктаж работников; контроль исполнения показателей наполняемости сайта tass.ru в части новостного контента; тематическое новостное планирование; работа с коммерческими проектами; взаимодействие с техническими службами по вопросам функциональности сайта; обучение сотрудников — проведение стажерских программ, аттестация, подготовка внутренней документации.
За время работы был самостоятельно разработан и внедрен регламент работы новостной службы; полностью обновлена система планирования рабочего процесса, сформированы профильные группы выпускающих — федеральный, региональный, коммерческий, английский дески. Также принято непосредственное участие в запуске новых сайтов: флагманского tass.ru, англоязычного tass.com; разработана концепция работы и рубрикатор бегущей строки (медиафасада) на здании агентства; сформирована команда для портала «Будущее России. Национальные проекты».
2. Руководитель отдела новостей tass.ru (2017 - 2020 гг.)
3. Ведущий смены (шеф-редактор) (2016 - 2017 гг.)
4. Старший редактор (2016 г.)
5. Выпускающий редактор (2015 г.)
2014 - 2015 гг - Информационный портал IrCity (г.Иркутск)
Шеф-редактор портала
2013 - 2014 гг. - Информационное агентство РИА Новости
Выпускающий редактор
2012 - 2013 гг. - Информационный агрегатор Russia.ru
Выпускающий редактор
Консалтинговая деятельность
С 2021 года ведет профильные тренинги по цифровым медиа и по работе с новостным контентом. Разрабатывает программы и руководит некоторыми учебными проектами в сфере цифровой журналистики и деловых медиа.
Клиенты:
- Академия новостей ТАСС (программа "Цифровая журналистика").
- Медиашкола "Дальневосточный репортер".
- Издание "Мой район".
- Медиагруппа "Калуга сегодня".
- Медиашкола РБК Юг и Северный Кавказ "Лаборатория PROМедиа".
Информация*
- Общий стаж: 10 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Деловая журналистика (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 4 модуль)рус
- Как работают информационные агентства. Форматы, технологии, бизнес-процессы (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.04.02. Журналистика, направление: 42.04.02. Журналистика; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Как работают информационные агентства. Форматы, технологии, бизнес-процессы (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Как работают информационные агентства. Форматы, технологии, бизнес-процессы (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Семинар наставника "Деловая журналистика: новости, комментарии, анализ" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Деловая журналистика: новости, комментарии, анализ" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
- Mentor's Seminar "Contemporary Journalism" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Анг
- Система деловых СМИ (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Деловая журналистика (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 2 модуль)рус
- Жанры журналистики (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2 модуль)рус
- Как работают информационные агентства. Форматы, технологии, бизнес-процессы (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 4 модуль)рус
- Как работают информационные агентства. Форматы, технологии, бизнес-процессы (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.04.02. Журналистика, направление: 42.04.02. Журналистика; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Как работают информационные агентства. Форматы, технологии, бизнес-процессы (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Контент-стратегии деловых СМИ (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2 модуль)рус
- Контент-стратегии деловых СМИ (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Написание новостей и репортаж (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Практика медиапланирования (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.04.02. Журналистика, направление: 42.04.02. Журналистика; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Практика медиапланирования (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Деловая журналистика: новости, комментарии, анализ" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
- Mentor's Seminar "Contemporary Journalism" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Написание новостей и репортаж (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Написание новостей и репортаж (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар по арбитражной журналистике (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Семинар по налоговой журналистике (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Экономическая журналистика (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 1 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Написание новостей и репортаж (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Написание новостей и репортаж (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Экономическая журналистика (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Менеджмент новостной службы в цифровом медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 2 модуль)рус
- Написание новостей и репортаж (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Проектный семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 4 модуль)рус
- Экономическая и деловая журналистика (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 3 модуль)рус
Конференции
- 2024
Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования (Белгород). Доклад: Модератор круглого стола аспирантов и соискателей по проблемам коммуникаций и медиа
Цифровая эволюция журналистики: вызовы и возможности (Саранск). Доклад: 1) Модератор секции "Социальные медиа в системе медиакоммуникаций"; 2) доклад "Новостная служба универсального массмедиа: организационно-производственные трансформации"
- 2023
Актуальные проблемы медиаисследований – 2023. XIII Международная научно-практическая конференция НАММИ (Москва). Доклад: О развитии IT-среды в системе информационных агентств России
- 2022
Журналистика и общественные коммуникации в цифровом пространстве: создавая смыслы (Владивосток). Доклад: Цифровые продуктовые портфели в системе российских информационных агентств
Успешная апробация в индустрии: магистранты Института медиа в Питере
Студенты магистерского трека «Деловая журналистика» выступили на конференции «Журналистика XXI века: социальный заказ» в Санкт-Петербурге. Она была посвящена тому, как специалисты в медиа способствуют развитию общества.
День открытых дверей магистратуры Института Медиа НИУ ВШЭ
24 ноября в Культурном центре прошел второй в этом учебном году День открытых дверей магистратуры Института Медиа. Будущих абитуриентов познакомили с программами и рассказали, чем они различаются. Также ребята узнали о траекториях поступления и обучения, посмотрели видеоролик с впечатлениями студентов.
«Я.Н. Засурский и российское медиаобразование». В Институте медиа НИУ ВШЭ прошло заседание круглого стола
29 октября в Институте медиа Высшей школы экономики состоялось заседание круглого стола на тему «Я.Н. Засурский и российское медиа образование».
Новый отдел мультимедиа, видео и подкасты: как работает «Экономическая жвачка» в 2024 году
Студенческое деловое медиа Вышки возобновило работу с новыми участниками.
Круглый стол аспирантов и соискателей по проблемам коммуникаций и медиа
Аспиранты и соискатели Института медиа и Школы коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, а также Института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ» представили и обсудили итоги своих исследований на круглом столе в рамках международной научно-практической конференции «Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования».
День открытых дверей магистратуры Института медиа
13 октября на Покровском бульваре прошёл День открытых дверей магистратуры Института медиа. Абитуриенты узнали больше о каждом направлении и траекториях поступления, пообщались с академическими руководителями программ.
В НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге стартует новый сезон научного семинара «Современные медиа: структуры и эффекты»
Исследователи и студенты университета вместе с приглашенными экспертами продолжат обсуждение особенностей современной медиакоммуникационной среды. Руководители семинара — директор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая и профессор департамента медиа Питерской Вышки Сергей Вартанов. На первом семинаре нового сезона 30 сентября с докладом выступит заведующая кафедрой журналистики МГУ им. Н. П. Огарева Ксения Дементьева. В своем докладе она расскажет о моделях региональных СМИ в РФ.
«Финансовый анализ в СМИ»
Вышка издала новое учебное пособие
«Стыдно не быть великим. Каждый им должен быть!» Выпускникам Института медиа вручили дипломы об окончании бакалавриата и магистратуры
14 июля выпускники бакалавриата и магистратуры Института медиа получили заветные дипломы об окончании вуза. Важный, сложный, насыщенный событиями этап жизни — годы учебы в стенах Высшей школы экономики — для четырехсот молодых людей теперь останется в прошлом, но не забудется никогда.
Институт медиа НИУ ВШЭ подвел итоги работы в прошедшем учебном году
1 июля в Институте медиа состоялось итоговое заседание руководящего и профессорско-преподавательского состава по результатам 2023-2024 учебного года. На встрече выступили директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс, заместитель директора Олег Дмитриев, начальник отдела сопровождения учебного процесса в бакалавриате по направлениям «Журналистика» и «Медиакоммуникации» Елена Чертан и руководитель центра маркетинга Ольга Благодарова.
День открытых дверей программ магистратуры Института медиа
26 июня онлайн прошёл день открытых дверей магистерских программ Института медиа НИУ ВШЭ. Абитуриенты узнали, как создать качественное портфолио и успешно пройти собеседование. Приём документов на программы магистратуры стартовал 19 июня, он продлится до 25 июля.
Магистранты трека «Деловая журналистика» выпустили учебный проект по этике
Студенты первого курса магистерского трека «Деловая журналистика: новости, комментарии, анализ» образовательной программы «Современная журналистика» выпустили задачник, посвящённый этике делового журналиста.
Магистратура Вышки – новый горизонт возможностей
19 мая в Культурном Центре НИУ ВШЭ прошел День открытых дверей магистратуры Института медиа. Презентацию образовательных программ провели заместитель директора Института медиа Олег Дмитриев и доцент Института медиа Ирина Куманева. Совместно с преподавателями, студентами и выпускниками они раскрыли все особенности и секреты обучения в магистратуре.
В Питерской Вышке обсудили тенденции формирования общественного мнения
Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге продолжает серию встреч в рамках регулярного научного семинара «Современные медиа: структура и эффекты». К участию приглашены преподаватели всех кампусов Высшей школы экономики, студенты и эксперты из сферы медиакоммуникаций, в том числе из других вузов.
Проект команды Института медиа победил в номинации «Digital-подход» в Школе атомных коммуникаций «Росатома»
Коммуникационный проект команды студентов Института медиа Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) победил в номинации «Digital-подход» Школы атомных коммуникаций, которая проходила в павильоне «Атом» на ВДНХ в рамках выставки-форума «Россия». Научным руководителем и ведущим Школы стал доцент Института медиа Михаил Зеленцов.
Студенты магистерского трека «Деловая журналистика» создали профильные телеграм-каналы про экономику
Студенты 1 и 2 курсов магистерского трека «Деловая журналистика: новости, комментарии, анализ» образовательной программы «Современная журналистика» создали и продвигают свои телеграм-каналы, посвященные разным областям современной экономики - «Косарь» и «Раскрываем банки».
Итоги проведения Зимних школ Института медиа-2024
3 марта прошло заключительное занятие Зимних школ Института медиа–2024. В ближайшее время участники получат сертификаты, которые дают дополнительные 5 баллов в портфолио для поступления в магистратуру.
Пособие Михаила Зеленцова «Введение в деловую журналистику» заняло 1 место на Международном конкурсе медиаисследований
Учебное пособие НИУ ВШЭ «Введение в деловую журналистику» получило первое место в конкурсе на Международном конкурсе медиаисследований "НАММИ-2023".
Знакомьтесь, магистратура! День открытых дверей в Институте медиа
31 октября состоялся день открытых дверей программ магистратуры Института медиа. В качестве ведущего выступил заместитель директора Факультета креативных индустрий и академический руководитель программы «Критические медиаисследования» Олег Аркадьевич Дмитриев. Приглашённые спикеры рассказали об особенностях магистерских программ и о том, почему будущим работникам медиаиндустрии стоит выбрать именно ВШЭ.
Магистранты Института медиа НИУ ВШЭ выпустили мультимедийный словарь делового журналиста
Как считается ВВП на душу населения? Зачем нужна налоговая выездная проверка? Что такое EBITDA?
«Журналисту важно набираться опыта в нескольких сферах, чтобы в будущем не оказаться в неудобной ситуации». Студентка ОП «Журналистика» Арина Ткаченко — об успехе в медиасфере
Не секрет, что многие студенты стараются начать трудовую карьеру еще во время учебы в вузе. Исследования показывают, что совмещение работы и учебы в России сегодня носит массовый характер — более половины старшекурсников трудятся в свободное от занятий время или делают это дистанционно.
Доцент Института медиа Михаил Зеленцов стал научным руководителем медиашколы по деловой журналистике в Ростове-на-Дону
2-го октября на площадке Центра истинных ценностей в Ростове-на-Дону под руководством доцента Института медиа Михаила Зеленцова начала работу «Лаборатория PROМедиа».
Путешествие по «стране» аудита: студенты Института медиа защитили проект, созданный совместно со Счетной палатой
30 мая состоялась презентация совместного спецпроекта студентов Института медиа НИУ ВШЭ и Счетной палаты РФ. Основная задача проекта заключается в оригинальном и доступном объяснении сути понятия, методов, целей и задач аудита и осуществления финансового контроля государством.
Отсутствие академизма - ключ к вниманию читателя: вышло в свет учебное пособие Института медиа НИУ ВШЭ по деловой журналистике
30 марта в Высшей школе экономики прошла презентация учебного пособия «Введение в деловую журналистику».
В «Сириусе» завершился образовательный интенсив «Журналистика и медиа»
В Образовательном центре «Сириус» завершился очередной трехнедельный интенсив для школьников. Эта смена стала знаковой для Института медиа. Команда наших специалистов под руководством Эрнеста Мацкявичюса принимала активное участие в разработке нового курса «Литературное творчество. Журналистика и медиа» и в его реализации с первого дня работы.
Подводим итоги Зимней школы Института медиа
В феврале завершилась ежегодная Зимняя школа Института медиа. У абитуриентов была возможность принять участие в Школах четырех программ магистратуры: «Медиаменеджмент», «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», «Критические медиаисследования» и «Современная журналистика». При успешном окончании Зимней школы участники получают сертификат и дополнительные пять баллов по конкурсу портфолио при поступлении по выбранному профилю.
Команда Института медиа принимает участие в реализации новой образовательной программы «Сириуса»
В Образовательном центре «Сириус» стартовала новая программа «Литературное творчество. Журналистика и медиа». В течение трех недель школьники со всей России будут знакомиться с медиасферой и узнают, как работают топовые журналисты страны. Программу подготовили Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова и социальная сеть ВКонтакте. Соавторами курса стали специалисты Инстиута медиа. В рамках интенсива они проведут тематические мастер-классы в образовательных модулях «Лидеры медиа» и «Школа современных медиа».
Открыт набор на направление «Современная журналистика» Зимней школы Института медиа – 2023
15 декабря началась регистрация на Зимнюю школу Института медиа — 2023. Принять участие смогут студенты старших курсов бакалавриата и специалитета, выпускники вузов. Сертификат о прохождении Зимней школы добавит баллы к оценке портфолио при поступлении в магистратуру по выбранному профилю.
Подкасты студенческого проекта “Экономическая жвачка” теперь выходят на платформах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Звук
Студенческое деловое медиа “Экономическая жвачка” с сентября 2022 года запустило самостоятельное подразделение по производству подкастов. Теперь аудитория “Жвачки” может слушать выпуски проекта на таких крупных площадках, как Яндекс.Музыка, ВКонтакте, Apple Podcasts, Звук, а также на хостинг-платформе Mave.
Издание «Ведомости» стало индустриальным партнером Института медиа НИУ ВШЭ
Высшая школа экономики и деловое издание «Ведомости» (АО «Бизнес Ньюс Медиа») заключили договор о сотрудничестве в рамках реализации магистерской программы «Современная журналистика». Студенты Института медиа Вышки будут практиковаться в редакции «Ведомостей», а также пройдут авторский курс «Индустриальный семинар “Форматы деловой журналистики”», на котором закрепят знания о жанрах и форматах современных экономических СМИ.
«Еще больше захотелось поступить»: как прошёл день открытых дверей Института медиа
21 Ноября абитуриенты пришли в Вышку на Покровский бульвар. Будущие студенты бакалавриата и магистратуры познакомились с академическими руководителями программ, узнали подробнее об университете и получили ответы на свои вопросы
Мультимедийный спецпроект «Центральные банки и другие финансовые регуляторы: как они работают?» впервые из всех студенческих проектов ВШЭ номинирован на Премию Рунета-2022
Мультимедийный проект выпущен Институтом медиа совместно с Базовой кафедрой Банка России Высшей школы экономики. Руководителями проекта стали экс-советник первого заместителя Председателя ЦБ Александра Прокопенко и доцент Института медиа, руководитель Лаборатории деловой журналистики НИУ ВШЭ Михаил Зеленцов.
«Все получилось очень круто»: студенты Вышки рассказали о работе Банка России
Цели деятельности Банка России и основные принципы работы финансовых регуляторов с помощью разных медиаинструментов объяснили студенты разных образовательных программ Вышки. Департамент медиа и базовая кафедра Банка России НИУ ВШЭ представили спецпроект«Центральные банки и другие финансовые регуляторы: как они работают».
Открыт набор на направление «Деловая журналистика» на Творческих зимних школах – 2022
19-20 февраля участники Школы получат как теоретические, так и практические знания в сфере деловой журналистики, создадут реальные проекты, а также смогут заработать до 5 дополнительных баллов в портфолио при поступлении на магистратуру «Современная журналистика». Успейте подать заявку до 27 января.
Департамент медиа презентовал проект Лаборатории деловой журналистики
На базе Факультета коммуникаций, медиа и дизайна начинает работу проектная команда «Лаборатория деловой журналистики». В состав вошли сотрудники и студенты НИУ ВШЭ, информационного агентства ТАСС и газеты «Ведомости».
«Экономическая жвачка». Студенты запустили телеграм-медиа об экономике на простом языке
В Телеграме появился канал студентов НИУ ВШЭ «Экономическая жвачка». Это новое медиа, которое рассказывает об экономике, финансах, бизнесе на простом и понятном языке.
Департамент медиа НИУ ВШЭ открывает Клуб экономической и деловой журналистики
В феврале-марте 2021 года ведущие практики экономической и деловой журналистики проведут мастер-классы. Среди лекторов – советник генерального директора ТАСС Сергей Яковлев, заместитель главного редактора ТАСС Лана Самарина, руководитель пресс-службы ВКонтакте Руслан Карболсунов, директор по взаимодействию с индустрией Медиасервисов Яндекса Ксения Болецкая, профильный редактор ТАСС Арина Раксина. Открытие клуба состоится 15 февраля.