Горбунова Елена Сергеевна
- Доцент: Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Заведующий лабораторией: Факультет социальных наук / Департамент психологии / Научно-учебная лаборатория когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
19 февраля - 22 марта 2024 г. - повышение квалификации в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» по программе «Правовые основы публичных коммуникаций работников НИУ ВШЭ: разбор кейсов и требования законодательства», 16 академических часов
Достижения и поощрения
- Благодарность департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (август 2019)
- Благодарность Департамента психологии НИУ ВШЭ (ноябрь 2018)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021–2022, 2020–2021, 2019–2020, 2018–2019)
Надбавка за регулярные публикации в международных рецензируемых научных изданиях (2024–2029, 2023–2028, 2022–2027)
Лучший преподаватель — 2020–2024, 2015–2020
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2018–2019)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2016–2017)
Обучение в аспирантуре
2011 - 2014 гг. - факультет психологии МГУ, специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Тема диссертации: Механизмы объектного и пространственного внимания при обработке лексической информации (на материале "эффекта превосходства слова").
Полномочия / Обязанности
Заведующий лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Фризен Ю. Движение глаз при восприятии баннерной рекламы (aспирантура: 2-й год обучения)
- 2Ануфриева А. А. Механизмы работы внимания и рабочей памяти при взаимодействии с цифровой средой (aспирантура: 2-й год обучения)
- 3Цигеман-Горенко Э. С. Психологические механизмы восприятия текста: роль перцептивной сложности (aспирантура: 2-й год обучения)
- 4Березнер Т. А. Роль перцептивных факторов в метакогнитивной регуляции (aспирантура: 2-й год обучения)
- 5Двоеглазова М. А. Смещения в оценке прямых углов при восприятии трёхмерных форм (aспирантура: 2-й год обучения)
- 6Глебко Н. Р. Трансформация мнемических процессов при взаимодействии с цифровыми интерфейсами (aспирантура: 3-й год обучения)
- 7Косова Е. М. Факторы первичного онлайн-доверия в новостных веб-интерфейсах (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Postgraduate seminar (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Анг
- Introduction to Cognitive Science (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Introduction to Cognitive Science (Магистратура; где читается: Институт когнитивных нейронаук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Когнитивная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 37.03.01. Психология; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Экспериментальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экспериментальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 37.03.01. Психология; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Introduction to Cognitive Science (Магистратура; где читается: Институт когнитивных нейронаук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Introduction to Cognitive Science (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Когнитивная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 37.03.01. Психология; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Экспериментальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Эргономика и юзабилити (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Introduction to Cognitive Science (Магистратура; где читается: Институт когнитивных нейронаук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Introduction to Cognitive Science (Маго-лего; 1, 2 модуль)Анг
- Когнитивная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Экспериментальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Эргономика и юзабилити (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Introduction to Cognitive Science (Магистратура; где читается: Институт когнитивных нейронаук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Введение в психологию (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Visual Perception and Attention (Магистратура; где читается: Институт когнитивных нейронаук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Экспериментальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Эргономика и юзабилити (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Introduction to Cognitive Science (Магистратура; где читается: Институт когнитивных нейронаук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Анг
- Введение в психологию (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Visual Perception and Attention (Магистратура; где читается: Институт когнитивных нейронаук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Анг
- Экспериментальная психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Эргономика и юзабилити (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
Участие в редколлегиях научных журналов
Гранты
2023 - РНФ №20-78-10055-П "Категоризация в зрительном восприятии и формировании действий", руководитель
2020 - РНФ №20-78-10055 "Категоризация в зрительном восприятии и формировании действий", руководитель
2017 - проект Научного фонда по реализации полевого или лабораторного исследования № 117-02-0002 "Роль объектной рабочей памяти в зрительном поиске множественных стимулов", руководитель
Участие в конференциях
2017 – Rovereto Workshop on Concepts, Actions and Objects, Роверето, Италия. Доклад «The role of object working memory in visual search for multiple targets» (постер)
2017 – Школа молодых учёных памяти К. Дункера, приглашённый лектор
2017 – Мастерская «Анализ данных» Летней школы русского репортёра, приглашённый лектор
2016 – Конференция «Механизмы построения и переструктурирования репрезентации», Ярославль, 2-4 декабря 2016. Доклад «Репрезентация целевого стимула в рабочей памяти при решении задачи зрительного поиска» (устный)
2016 – Школа молодых учёных памяти К. Дункера, приглашённый лектор
2016 – Vision Sciences Society Sixteenth Annual Meeting, Флорида, США. Доклад «The role of perceptual similarity in visual search for multiple targets» (постер)
2015 – Конференция «Проблема контроля и регуляции в когнитивных науках», Ярославль, 4-6 декабря 2015 г. Доклад «Рабочая память при решении задачи зрительного поиска множественных стимулов» (устный)
2014 – Шестая международная конференция по когнитивной науке. Калининград, 23-27 июня 2014 г. Доклад «Роль перцептивной загрузки в зрительном поиске букв в правом и левом полуполях зрения» (постер)
2013 – Rovereto Attention Workshop V Edition. Rovereto, Italy, 24-26 October 2013. Доклад «The role of attentional load and search strategies in visual search for letters in the right and left visual hemifields» (постер)
2012 – 35th European Conference on Visual Perception. Alghero, Italy, 2-6 September 2012. Доклад «Visual search for letters within words and nonwords in the right and left visual hemifields» (постер)
2012 – Великая иллюзия-2: сознание и когнитивное бессознательное. Санкт-Петербург, 12-14 сентября 2012 г. Доклад «Роль пространственного внимания в обработке лексической информации» (устный)
2012 – Экспериментальный метод в структуре психологического знания. Москва, 22-23 ноября 2012 г. Доклад «Особенности зрительного поиска буквенных стимулов в правом и левом полуполях зрения» (устный)
2011 – 34th European Conference on Visual Perception. Toulouse, France, 28 August - 1 September 2011. Доклад «Is word superiority effect the same for attended and inattended words?» (устный)
2011 – Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Москва, 16 июня 2011 г. Доклад «Эффект превосходства слова при разных формах индуцированного невнимания» (постер)
2011 – Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов». Секция Психология. Москва, 1-15 апреля 2011 г. Доклад «Эффект превосходства слова в условиях невнимания» (устный)
2010 – Vision Sciences Society 10th Annual Meeting. Naples, Florida, USA. 7-12 May 2010. Доклад: «Word superiority within the attentional blink» (постер)
2010 – Вторая конференции молодых учёных памяти К. Дункера. Подмосковье, 1-5 сентября 2010 г. Доклад «Эффект превосходства слова в условиях индуцированного невнимания» (устный)
2009 – Психология - наука будущего. Москва, 5-7 ноября 2009 г. Доклад «Нисходящие влияния на обработку зрительной информации в условиях быстрой смены стимулов (на примере эффекта мигания внимания)» (устный)
Опыт работы
Опыт работы
Сентябрь 2017 – настоящее время – доцент кафедры общей и экспериментальной психологии департамента психологии НИУ ВШЭ
Апрель 2015 – Сентябрь 2017 – преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии департамента психологии НИУ ВШЭ
Ноябрь 2014 – Апрель 2015 – научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС при Президенте РФ
Информация*
- Общий стаж: 10 лет
- Научно-педагогический стаж: 13 лет
- Преподавательский стаж: 9 лет
Ноябрь 2014 - май 2015 - научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС
Апрель 2015 - настоящее время - преподаватель кафедры общей психологии департамента психологии НИУ ВШЭ
ЛШ «Прикладная когнитивная наука» 2024: как это было?
Рассказываем, как прошла ежегодная Летняя школа нашей лаборатории в этом году!
Лекция HSE UX LAB & Окно в науку
9 апреля, прошла первая лекция цикла «Окно в науку» совместно с HSE UX LAB.
День психолога 2023 в департаменте психологии
В 2023 году правительство Российской Федерации утвердило 22 ноября Днём Психолога. Почему 22 ноября? Потому что именно в этот день в 1994 году состоялся Учредительный съезд РПО — Российского психологического общества.
18-20 сентября в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ прошла Летняя нейролингвистическая школа
18-20 сентября в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ прошла Летняя нейролингвистическая школа, посвящённая айтрекингу – методу отслеживания движений глаз человека, который применяется как в фундаментальных исследованиях, так и за пределами научных лабораторий.
В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”
В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.
Центральное летнее событие в жизни HSE UX LAB: летняя школа «Прикладная когнитивная наука»
Пока студенты наслаждаются каникулами, наша лаборатория уже в который раз проводит летнюю школу, посвященную различным аспектам когнитивной науки. В этом году школа получилась особенной — впервые после эпидемии коронавируса она прошла в учебном центре Вышки «Вороново» в Подмосковье!
15 проектов молодых ученых Высшей школы экономики поддержаны Российским научным фондом
Российский научный фонд подвел итоги молодежных конкурсов Президентской программы: «Проведение инициативных исследований молодыми учеными», «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых», а также конкурса на продление сроков выполнения проектов, в 2020 году поддержанных грантами РНФ по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых». Молодые ученые Высшей школы экономики получат гранты на проведение исследований в области экономики, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, математики, информатики, оптики, инженерной механики и океанологии.
Эффективная организация исследовательской деятельности и управление научной командой
26 – 28 мая 2023 года прошел выездной семинар академического кадрового резерва «Эффективная организация исследовательской деятельности и управление научной командой».
HSE UX LAB в университете Тренто
Наши коллеги Фрол Сапронов и Анастасия Ануфриева вместе с заведующей лабораторией Горбуновой Еленой Сергеевной выступили на конференции «CONCEPTS, ACTIONS, and OBJECTS. Functional and Neural Perspectives» организованной итальянским центром наук о сознании и мозге университета Тренто.
Сотрудники HSE UX LAB на Весенней психологической школе: о чем мы рассказали подрастающему поколению?
Конец марта для студентов Вышки – это сессия. Для школьников – каникулы. Но не для всех. Некоторые, самые талантливые ребята со всей страны, попадают в число счастливчиков, которым удается стать участниками Весенней психологической школы. Это мероприятие для учащихся 9–11 классов, где ребятам лучшие из лучших преподавателей вышкинского департамента психологии вместе с некоторыми студентами читают интересные лекции по самым актуальным темам, проводят семинары и мастер-классы.
Onlife: как HSE UX LAB на ЗПШ съездила
В XXI веке невозможно представить жизнь без наших цифровых помощников: телефонов, компьютеров, планшетов, а вместе с ними — интернет-сайтов, мобильных приложений, голосовых ассистентов, нейросетей и т.д. Но какое влияние все эти девайсы и интерфейсы оказывают на наши когнитивные процессы? Становится ли наше мышление лучше? Начинаем ли мы лучше запоминать информацию, или напротив — гораздо легче все забываем? Как различаются коммуникация вживую и переписки онлайн? Какие эмоции мы испытываем от пользования цифровыми устройствами? Доверяем ли мы им? Могут ли они помочь нам в образовании? На эти и многие другие вопросы сотрудники нашей лаборатории постарались дать свои ответы участникам Зимней Психологической Школы 2023 от СПбГУ!
Nauka 0+: The Kind of Science Society Needs
From the rise of platform capitalism to somatisation—this is the scope of the topics discussed at ‘Society’, a thematic platform of the NAUKA 0+ All-Russian Science Festival held by HSE University in October. In addition, experts discussed the timely issue of science popularisation.
Nauka 0+: какая наука нужна обществу и какое общество интересно науке
От взлета платформенного капитализма до популярности четырехстопного ямба в русской поэзии — таков охват тем, обсуждавшихся в рамках работы тематической площадки «Общество» Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+, прошедшей в Вышке 8–9 октября. Кроме того, эксперты обсудили актуальную тему популяризации науки.
НИУ ВШЭ принимает тематическую площадку «Общество» научного фестиваля NAUKA 0+
8–9 октября 2022 года тематическая площадка «Общество» Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+ развернется в стенах Высшей школы экономики, одного из лидеров в области социальных исследований и изучения человеческого потенциала. Гостей форума ждут экспертные дискуссии и лекции от ведущих ученых университета, среди которых первый проректор, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Вадим Радаев и профессор факультета гуманитарных наук, руководитель школы филологических наук НИУ ВШЭ Евгений Казарцев.
Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей — 2022. Поздравляем победителей от департамента психологии!
Лучшими от департамента психологии факультета социальных наук по итогам студенческого голосования за 2021-2022 учебный год были названы более 20 преподавателей. Поздравления коллегам!
Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей — 2022. Поздравляем победителей от факультета!
Лучшими от факультета социальных наук по итогам студенческого голосования за 2021-2022 учебный год были названы более 70 преподавателей. Поздравления коллегам!
Пользователи лучше распознают нейтральные рекламные баннеры
Специалисты по рекламе часто делают ее яркой и броской. Однако российские ученые из НИУ ВШЭ показали, что баннерная реклама на сайтах должна быть нейтральной, чтобы эффективнее воздействовать на пользователей. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.
Профессор Фаликман М.В. и доцент Горбунова Е.С. приняли участие в "Неделе нейротехнологий и когнитивных наук – 2022"
18-22 апреля прошла II Неделя Нейротехнологий и когнитивных наук, профессор департамента психологии – Фаликман М.В. выступила с докладом «Совместное внимание: от 'кооперативного глаза' до 'предсказывающего мозга'» и доцент департамента психологии Горбунова Е.С. выступила с докладом «Когнитивная психология в дизайне цифровых интерфейсов».
HSE UX LAB в Ярославле!
10–11 декабря в Ярославле прошла Всероссийская конференция памяти Дж.С. Брунера «Психология познания». Мы там были, доклады представляли, научные вопросы обсуждали. Что там было ещё? В репортаже ниже!
Поздравляем победителей конкурса НИРС 2021
В НИУ ВШЭ объявлены результаты Конкурса научно-исследовательских работ студентов. Поздравляем победителей в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по психологии для студентов бакалавриата и магистратуры 2021 года» и желаем дальнейших научных успехов!
Наша лаборатория на конкурсе НИРС 2021
Вчера были подведены итоги конкурса научно-исследовательских работ студентов. Антон Ангельгардт занял первое место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по психологии для студентов магистратуры и выпускников 2021 года», а Тимофей Березнер стал лауреатом конкурса в этой же номинации.
Опубликована статья Ольги Рубцовой «The effect of categorical superiority in subsequent search misses»
Статья нашей коллеги Ольги Рубцовой «The effect of categorical superiority in subsequent search misses», написанная совместно с руководителем лаборатории Еленой Горбуновой, была опубликована в журнале Acta Psychologica.
Летняя школа «Прикладная когнитивная наука» 2021. Как это было?
В этом году уже в третий раз состоялась летняя школа «Прикладная когнитивная наука», организуемая нашей лабораторией. К сожалению, из-за неблагоприятной эпидемической обстановки мы были вынуждены собраться онлайн. Но это не отразилось на содержании учебной программы нашей школы — она была очень насыщенной и интересной.
ВЫПУСК 2021: ОТ ДЕЛА К СЛОВУ. ПОЗДРАВЛЯЕМ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА!
Преподаватели департамента психологии поздравляют выпускников бакалаврской программы «Психология» с успешным завершением обучения!
Летняя школа "Прикладная когнитивная наука"(1-5 июля)
Летняя школа «Прикладная когнитивная наука» пройдет 1–5 июля 2021 в Московской области. К участию в школе приглашаются студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также молодые учёные.
Отбор участников будет производиться на конкурсной основе, дедлайн подачи заявки - 5 мая (включительно).
Поздравляем с получением гранта РНФ!
Доцент департамента психологии, зав. лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов Елена Сергеевна Горбунова выиграла грант Российского научного фонда по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых».
На факультете будут созданы три научно-учебных лаборатории
В НИУ ВШЭ подведены итоги конкурса научно-учебных лабораторий — первого масштабного конкурса на создание НУЛ в нашем университете. Факультет социальных наук стал чемпионом по количеству заявок: всего на факультете было подано целых 11 предложений от различных команд. По итогам конкурса на факультете будут созданы три научно-учебных лаборатории.
Подведены итоги конкурса научно-учебных лабораторий
В этом году в Вышке поддержано создание 10 новых научно-учебных лабораторий (НУЛ) по самым разным направлениям, начиная от когнитивной психологии и компьютерного моделирования до международного правосудия и экономики спорта.
Школа для старшеклассников: как это было
С 29 января по 3 февраля года на факультете социальных наук произошло важное событие — впервые в истории объединенного ФСН студентами-активистами была организована Школа для старшеклассников. Тридцать школьников из разных регионов России от Благовещенска до Белгорода на неделю смогли стать студентами НИУ ВШЭ и погрузиться с головой в образовательный процесс.
Защита кандидатской диссертации Е.С. Горбуновой
Состоялась защита кандидатской диссертации Е.С. Горбуновой