Молчанова Ольга Николаевна
- Профессор: Факультет социальных наук / Департамент психологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2002 году.
- Научно-педагогический стаж: 43 года.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Достижения и поощрения
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Высшей школы экономики (апрель 2021)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (ноябрь 2013)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (ноябрь 2007)
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2014–2016)
Надбавка за академическую работу (2013–2014, 2012–2013, 2007–2008)
Лучший преподаватель — 2022, 2020, 2016–2017, 2011–2013
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Адаптационный курс по психологии (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Введение в психологию (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 37.03.01. Психология; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология развития (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Адаптационный курс по психологии (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Введение в психологию (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук направление: 37.03.01. Психология, направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология развития (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Адаптационный курс по психологии (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Введение в психологию (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук направление: 37.03.01. Психология, направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Практикум: Методы диагностики для детей и подростков (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Психология развития (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Практикум: Методы диагностики для детей и подростков (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Нижний Новгород); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Юридический факультет (Санкт-Петербург); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса направление: 38.03.02. Менеджмент, направление: 38.03.02. Менеджмент, направление: 38.03.02. Менеджмент; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.03.02. Журналистика, направление: 42.03.05. Медиакоммуникации; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Психология развития (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Психологический практикум: Методы диагностики детей и подростков (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса направление: 38.03.02. Менеджмент, направление: 38.03.02. Менеджмент, направление: 38.03.05. Бизнес-информатика; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология развития (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
Гранты
Разработка русскоязычной версии опросника Дж.Крокер на выявление базовых оснований самооценки. Индивидуальный исследовательский грант НИУ ВШЭ № 12-01-0149; 2013-2014 гг., руководитель.
Конференции
- 2018
Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность (Санкт-Петербург). Доклад: Потерянные возможные "Я" и их свзяь с компонентами субъективного благополучия
Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и (Санкт-Петербург). Доклад: Потерянные возможные "Я" и их свзяь с компонентами субъективного благополучия
- 2016
АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2016. ПСИХОЛОГИЯ - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА (Санкт-Петербург). Доклад: Динамика самооценки в ситуации "угрозы Я"
- 2015
ПЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ «ГОРИЗОНТЫ ЗРЕЛОСТИ» (Москва). Доклад: Личностные корреляты отношения к старости
V Международная конференция «Психология индивидуальности» (Москва). Доклад: Понимание чувства гордости детьми дошкольного возраста
- 2013
International Conference "Life Designing and Career Counseling: Building Hope and Resilience" (Padova). Доклад: Phenomenologya and Typology of Possible Selves
16 European conference on developmental psychology (Lausanne). Доклад: Intergenerational study of retrospective adolescent experiences
- 2012
V съезд Общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество" (Москва). Доклад: Взаимосвязь самоотношения с типами временной перспективы личности
/Ist International Conference on Time Perspective: Converging Paths in Psychology Time Theory and Research (Coimbra). Доклад: Connection between self-attitude components and personal time perspective profiles
- Молчанова О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности // Мир психологии. 2011. № 1(65). С. 82- 95.
- Молчанова О.Н. Психология: учебник/ под ред. Б.А. Сосновского. - 2-е изд., перераб и доп. Главы 6, 28. 29. 32, 34-37. - М.: Издадельство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. С. 113-144; 501-535; 576-594; 610-670 (8 п.л.).
- Молчанова О.Н. Между Сциллой и Харибдой высокой и низкой самооценки // Культурно-историческая психология. 2010. №3. - C. 67-77.
- Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 392 с
- Молчанова О.Н. Самооценка и ее динамика: ценностный аспект // Ценностные ориентиры общественного развития России // Материалы VI Межвузовской научной конференции. - М., МИЭМП, 2010. С. 51 - 54.
- Молчанова О.Н. Оптимальная самооценка как психологический ресурс личности // Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч. конф., г. Москва, 1 - 3 декабря 2010 г. [Текст]: в 2 ч./ отв. ред. А.Б. Орлов; гос. ун-т - Высшая школа экономики; Рос. гуманит. науч. фонд. - М.: Изд. дом Гос. ун-т - Высшей школы экономики, 2010. С. 51-53.
-
Молчанова О.Н., Чурикова И.Ю. Самооценка лиц средней взрослости в контексте социальных изменений // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. Том 14. № 5. С.157-161.
- Кувакина А.А., Молчанова О.Н. Взаимосвязь самооценки и мотивации достижения на этапе ранней взрослости // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.12/ Под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008. С. 80-94.
- Молчанова О.Н. Личность - Время - Самооценка // Психология здоровья и личностного роста. 2008. 4 (07). С.100-111.
- Молчанова О.Н., Ромашкин С.В. Мотивация достижения как фактор конформного реагирования в ситуации неопределенности // Человек в ситуации неопределенности [Текст] / гл. ред. А.К. Болотова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ТЕИС, 2007. С.154-165.
- Молчанова О.Н. Высокая или низкая самооценка: что предпочтительней для самореализации?// Психологические проблемы самореализации личности. Вып.11 / Под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2007. С. 64-75.
- Молчанова О.Н. Особенности самооценки в ранней взрослости: двадцать лет спустя //Ананьевские чтения – 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2007»/ Под ред. Л.А. Цветковой. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. 2007. С. 214-216.
- Молчанова О.Н., Карташова А.В. Образ «Я в будущем» как фактор психологической готовности к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. 2006. № 2. С.16-27.
- Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3. №2. С.23-51.
- Молчанова О.Н. Особенности Я-концепции пожилого человека как фактор его жизнестойкости или уязвимости // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форма (Санкт-Петербург, 5–7 июня 2006 г.) / Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш. СПб., 2006. С. 232-233.
- Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия. М.:ЧерО, 2005.
- Молчанова О.Н. Психология. Учебник для педагогических вузов. Под ред. Сосновского Б.А. Главы 6,28, 29, 32, 34-37. Москва: Юрайт, 2005 (Переиздание - М.: Высшая школа, 2009).
- Молчанова О.Н., Кузнецова Н.В. Взаимосвязь особенностей Я-концепции взрослого человека с его ретроспективной оценкой родительской сензитивности // Научные труды МПГУ Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 2002. С.286-294.
- Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. Монография. М.: ООО «Проект-Ф, 2001.– 204 с.
- Молчанова О.Н. Проблема низкой самооценки // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 2000. С.276-283.
- Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2. С. 133-141.
- Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте пожилых. Сообщение II: Высота, устойчивость, адекватность самооценки // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. №1, 1999.
- Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте пожилых. Сообщение I: Содержание самооценки // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология, № 4, 1998.
- Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости. Сообщение II // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. №1, 1997. С. 27-43.
- Молчанова О.Н. Комментарий к статье Р.Шейдта «Экология старения» // Психол. ж. 1997. Т. 18. № 6. С.62-63. ·Молчанова О.Н. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. М., 1997. С.24-25.
- Молчанова О.Н. Описание индивидуального случая: Особенности Я-концепции. Методическое пособие для самостоятельной работы студентов. М., 1997. – 23 с.
- Borozdina L.V., Molchanova O.N. The quality of self-concept in old age // Zeitschrift fur Gerontologie und Geriatrie. 1997. B. 30. N. 4. 298-305.
- Borozdina L.V., Molchanova O.N. Characteristics of self-esteem in old age // Journal of Russian and East Europen Psychology. 1996. V. 34. N. 6. P.16-41.
- Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости. Сообщение I // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. № 4, 1996. С.45-57.
- Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в первой зрелости // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 1, 1990. С. 24-38.
- Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. №1, 1988. С. 23-41.
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1
- Юшков Д.В. Особенности Я-концепции старших школьников с патологией опорно-двигательного аппарата. 2005 г. Диссертационный совет Д 212.154.04 при Московском педагогическом государственном университете. Ведущая организация – Курский государственный медицинский университет.
- Ромашкин С.В. Мотивационные факторы конформного поведения учащихся старших классов. 2006 г. Диссертационный совет Д 212.154.04 при Московском педагогическом государственном университете. Ведущая организация – Российский университет дружбы народов.
- Васильева Т.И. Динамика профессиональной самоэффективности будущего педагога-психолога. 2008 г. Диссертационный совет Д 212.154.04 при Московском педагогическом государственном университете. Ведущая организация – Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.
- 2Климочкина А. Ю. Религиозность как предиктор экзистенциальной исполненности, 2023
- 3Василевская Е. Ю. Мотивационный потенциал возможных «Я» в академической сфере, 2019
- 4Некрасова Т. Ю. Особенности реагирования в ситуации «угрозы Я» в зависимости от типа самооценки, 2016
Опыт работы
Место работы, должность:
2002 г. - по н.в. – НИУ ВШЭ, факультет социальных наук, департамент психологии, кафедра общей и экспериментальной психологии, доцент, профессор.
1990-2002 гг. – Московский педагогический государственный университет, кафедра психологии, доцент.
1985-1990 гг. – Удмуртский государственный университет (г. Ижевск), кафедра психологии, ассистент, старший преподаватель.
Информация*
- Общий стаж: 44 года
- Научно-педагогический стаж: 43 года
- Преподавательский стаж: 39 лет
Дополнительные сведения
1. Эксперт образовательной комиссии факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
2. Член профессиональной коллегии учебно-методического совета по психологии и образованию УМО НИУ ВШЭ.
День психолога 2024
22 ноября в стенах корпуса на Армянском переулке отпраздновали День психолога – мероприятие включало в себя лекции, мастер-классы и интерактивные игры. На торжественном открытии коллеги и друзья поздравляли одного из основателей департамента психологии и заслуженного профессора НИУ ВШЭ Шадрикова Владимира Дмитриевича с 85-летним юбилеем.
Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей — 2022. Поздравляем победителей от департамента психологии!
Лучшими от департамента психологии факультета социальных наук по итогам студенческого голосования за 2021-2022 учебный год были названы более 20 преподавателей. Поздравления коллегам!
Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей — 2022. Поздравляем победителей от факультета!
Лучшими от факультета социальных наук по итогам студенческого голосования за 2021-2022 учебный год были названы более 70 преподавателей. Поздравления коллегам!
ВЫПУСК 2021: ОТ ДЕЛА К СЛОВУ. ПОЗДРАВЛЯЕМ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА!
Преподаватели департамента психологии поздравляют выпускников бакалаврской программы «Психология» с успешным завершением обучения!
Поздравляем с юбилеем!
25 апреля празднует юбилей профессор департамента психологии Ольга Николаевна Молчанова.
Защита кандидатской диссертации Т.Ю. Некрасовой
Предстоит защита кандидатской диссертации Т.Ю. Некрасовой
Издательский дом ВШЭ: двойная победа в конкурсе
Две книги Издательского дома ВШЭ стали лауреатами конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года».
Серебряный птенец: Мария Мандрыкина
Мария Мандрыкина, студентка второго курса магистратуры факультета психологии ВШЭ и обладательница премии «Золотая Вышка» в номинации «Серебряный птенец», рассказала о своем взгляде на работу психотерапевта и профессиональных планах.