Абанкина Ирина Всеволодовна
- Профессор: Институт образования / Департамент образовательных программ
- главный научный сотрудник: Институт образования / Центр финансово-экономических решений в образовании
- Ординарный профессор (2011)
- Заслуженный профессор (2019)
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2001 году.
- Научно-педагогический стаж: 40 лет.
Полномочия / обязанности
Руководство Институтом развития образования:
- Организация выполнения научных исследований и проектов в области развития системы образования.
- Координация подготовки аналитических материалов по тематике исследований.
- Экспертно-аналитическое и информационное обеспечение по вопросам образования Министерства образования и науки РФ, Минэкономразвития РФ, Экспертного управления Администрации Президента РФ, руководства НИУ ВШЭ.
- Решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения ИРО.
- Обеспечение выполнения обязательств по заключенным договорам.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
СЕРТИФИКАТ участника экспертного семинара «Мониторинг эффективности общего образования 2019 года» Абанкиной Ирины Всеволодовны, проведенного Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС в рамках реализации направления «Экономический анализ региональных систем общего образования и прогнозирование их развития до 2030 года». Завизирован Директором Института прикладных экономических исследований РАНХиГС А.Д.Радыгиным (от 26 сентября 2019 г.).
Достижения и поощрения
- Руководитель Исполкома Общероссийского Народного Фронта М.В.Развожаев выразил благодарность И.В.Абанкиной за активное участие в деятельности Общероссийского Народного Фронта, высокий профессионализм, ответственный подход к участию в решении вопросов развития страны и гражданского общества (декабрь 2018 г.).
- Директор Московского международного салона образования М.С. Казарновский выразил профессору И.В.Абанкиной благодарность за участие в качестве спикера в программе Московского международного салона образования (2018 г.).
- Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре В.М.Кресс выразил И.В.Абанкиной благодарность за активное участие в подготовке и проведении круглого стола в Совете Федерации 14 февраля 2017 года на тему «О законодательном обеспечении качества современного высшего образования» (30 марта 2017 г.).
- Руководитель Исполкома Общероссийского Народного Фронта А.В.Анисимов выразил благодарность И.В.Абанкиной за активную жизненную позицию, неравнодушное отношение к наиболее чувствительным проблемам страны и ее граждан, личный вклад в подготовку и проведение мероприятий Общероссийского Народного Фронта (2017 г.)
- Благодарность и признательность И.В.Абанкиной за интервью «Активы и пассивы высшей школы», опубликованное в 88 номере журнала «Аккредитация в образовании», за глубокие обстоятельные ответы о различных аспектах экономики высшей школы, которые привлекают внимание широкого круга читателей, за плодотворное сотрудничество и его продолжение выразил Директор издательства Е.В.Шигапова (декабрь 2016 г.).
- Региональное отделение Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» в городе Москве выразил И.В.Абанкиной благодарность за активное участие в организации мероприятий Регионального штаба ОНФ в г. Москве, серьезную аналитическую работу совместно с членами и экспертами Рабочей группы, за неподдельное внимание к проблемам москвичей, за инициативы, за искреннее отношение к делу, высокий профессионализм и ответственность, за усилия, которые И.В.Абанкина прилагает на пути к успешным преобразованиям на благо г. Москвы.
- Секретарь Общественной палаты Российской Федерации А.В.Бречалов выразил благодарность И.В.Абанкиной – эксперту форума активных граждан «Сообщество» Общественной палаты Российской Федерации. Благодаря вкладу И.В.Абанкиной в подготовку и реализацию форума более 3500 представителей некоммерческих организаций, федеральной и региональной власти, бизнес-сообщества и гражданских активистов получили необходимые системные знания для дальнейшей эффективной работы (4 ноября 2016 г.).
- Департамент образования г. Москвы выразил профессору И.В.Абанкиной благодарность за пленарный доклад «Новая конфигурация возможностей финансирования экспертной деятельности в сфере образования в условиях бюджетных ограничений» в рамках научно-практической конференции «Экспертное сопровождение образовательных инноваций» (4 декабря 2015 г.).
- Лауреат проекта «Деловая элита России» И.В.Абанкина награждена Издательским Домом «Эра Пресс» за преданность своему делу, целеустремленность и личный вклад в развитие и процветание России.
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарность Высшей школы экономики (май 2021)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (апрель 2021)
- Благодарственное письмо комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре "В связи с 80-летием системы ПТО России и за большой вклад в ее развитие" (ноябрь 2020)
- Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (апрель 2019)
- Медаль "Признание - 15 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (январь 2018)
- Почетный знак II степени Высшей школы экономики (сентябрь 2013)
- Почетная грамота Президента Российской Федерации (ноябрь 2012)
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (май 2012)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (апрель 2011)
- Благодарность Высшей школы экономики (апрель 2008)
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (апрель 2006)
- Благодарность Высшей школы экономики (ноябрь 2002)
Лучший преподаватель — 2023, 2021, 2015
Лауреат премии "Золотая Вышка" 2002 в номинации Вклад в развитие России
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Экономика (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Экономика общественного сектора (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Семинар наставника и экспертов ИО "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника и экспертов ИО "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Экономика (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Экономика общественного сектора (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Организационные аспекты управления в социальной сфере (Магистратура; где читается: Институт социальной политики; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Основы и современные проблемы высшего образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Семинар наставника и экспертов ИО "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Экономика (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Экономика общественного сектора (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Организационные аспекты управления в социальной сфере (Магистратура; где читается: Институт социальной политики; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Экономика (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Экономика общественного сектора (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
Участие в редколлегиях научных журналов
Конференции
- 2022
XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Спрос на высшее образования в «пандемийный» 2020: что изменилось, и что это значит в контексте госполитики
- 2021
XVIII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Глобальные вызовы и неравные возможности (Москва). Доклад: Новые механизмы финансирования школьного образования
"XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества" (Москва). Доклад: Социальная поддержка семей с детьми дошкольного возраста в контексте международных сравнений
- 2020
XXI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Влияние политики на экономику дошкольного образования: есть ли рычаги воздействия
Всероссийская конференция по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одарённых родителей» (Москва). Доклад: О деятельности центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации
IV Российский экономический конгресс (Москва). Доклад: Государственные инвестиции в дошкольное образование на международном рынке и в России: достижения, различия, меры социальной поддержки
- 2019
XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРЕНД НА ПЕРСОНАЛИЗАЦИЮ
Развитие сети консультационных центров и создание региональных ресурсных консультационных центров помощи родителям (законным представителям) с детьми дошкольного возраста, в том числе от О до 3 лет (Москва). Доклад: Правовые основания и финансово-экономические механизмы организации работы консультационных центров оказания помощи родителям (законным представителям) с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение
Мониторинг эффективности общего образования 2019 года (Москва). Доклад: Недофинансирование общего образования в регионах и муниципалитетах: пределы оптимизации
Реализация модельной методики расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации программ топ-50 и принципов нормативно-подушевого финансирования в системе СПО (г. Ялта, 30 сентября 1 октября 2019 г.) (Ялта). Доклад: Реализация принципов нормативно-подушевого финансирования в системе СПО на региональном уровне и уровне образовательной организации: текущее состояние
Новая модель государственного контроля (надзора) в сфере образования в условиях применения механизма «регуляторной гильотины» (г. Москва, 2 октября 2019 г.) (Москва). Доклад: Новая модель государственного контроля (надзора) в сфере общего и дополнительного образования (Основное общее и дошкольное образование)
Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный аспект (г. Сочи, 8-10 октября 2019 г.) (Сочи). Доклад: Дошкольное и начальное образование в контексте национального проекта «Образование»: достижение целей и ресурсное обеспечение
- 2018
XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Риски неравенства при финансировании образования детей с ОВЗ в условиях инклюзии: практики регионов
Профессиональное самоопределение, профессиональное становление молодёжи – важное условие социально-экономического развития государства (Санкт-Петербург). Доклад: Сетевое межведомственное взаимодействие в профессиональном самоопределении молодежи
Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (Рязань). Доклад: Основные положения внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Рязанской области
Пятнадцатая международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» 15-17 февраля 2018 года (Москва). Доклад: Стандартизация и персонификация в дошкольном и общем образовании: поиск баланса
I Всероссийская научно-практическая конференция «Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования» (Москва). Доклад: Диалог педагогов и родителей: результаты мониторинга дошкольного образования за 10 лет
Итоги пилотного проекта по внедрению персонифицированного финансирования в дополнительном образовании (Москва). Доклад: Внедрение персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования
Роль промышленности в образовании (Москва). Доклад: Модератор панельной дискуссии "Роль промышленности в образовании"
VI Международный форум технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2018» (Новосибирск). Доклад: Интеграция науки и образования в эпоху социальной и экономической трансформации
VI Международный форум технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2018» (Новосибирск). Доклад: Интеграция науки и образования в эпоху социальной и экономической трансформации
V Всероссийский съезд работников дошкольного образования (Москва). Доклад: Финансирование деятельности центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию
V Всероссийское совещание работников дополнительного образования детей. Доклад: Внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования в условиях принятия Федерального закона о государственном (муниципальном) заказе
Качество дошкольного образования: нормативная регламентация, необходимые и вынужденные изменения, мониторинг, публичность и открытость результатов функционирования и развития (Москва). Доклад: Качество дошкольного образования и мониторинг как инструмент его оценки
- 2017
Механизмы совершенствования системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (Москва). Доклад: Анализ изменений заработной платы педагогических работников общего образования: позиция в структуре отраслей, покупательная способность, стаж работы и мотивация
Подготовка региональных команд управленческих кадров субъектов Российской Федерации для реализации региональных программ развития дополнительного образования детей (Ярославль). Доклад: Модернизация экономических механизмов развития дополнительного образования детей
Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования (Владивосток). Доклад: Сетевое и межведомственное взаимодействие образования, культуры и спорта
Менеджмент и современные подходы в образовании (Красногорск). Доклад: Эффективное управление финансами в общеобразовательной организации
Управление в сфере дополнительного образования детей и проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей (Москва). Доклад: О внедрении персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей
Питание школьников: проблемы и пути их решения (Москва). Доклад: Организация питания: проблемы и предложения по улучшению
О законодательном обеспечении качества современного высшего образования (Москва). Доклад: Качество современного высшего образования в контексте бюджетных ограничений
Лицензирование и использование кодов бюджетного классификатора (Москва). Доклад: Анализ бюджетных расходов на дополнительное образование детей по данным Федерального Казначейства РФ (подраздел 0703 бюджетной классификации РФ)
XVIII апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Государственный и негосударственный секторы в дошкольном образовании: равны ли шансы для детей и родителей?
Развитие образования в Китае и России в начале XXI века (Гуанчжоу). Доклад: Раннее развитие и дошкольное образование: опыт России
VIII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) (Москва). Доклад: Траектории для студентов и университетов: кто за кем гоняется
Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: результаты и перспективы (Москва). Доклад: Концептуальные вопросы современного состояния и перспективы развития системы воспитания в Российской Федерации (Панельная дискуссия)
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы (Москва). Доклад: Результаты введения ФГОС глазами педагогов и родителей на основе данных Мониторинга экономики образования, проводимого НИУ ВШЭ
Управление образованием в условиях изменений: достижения, проблемы, перспективы (Тобольск). Доклад: Эффективное управление финансами в общеобразовательной организации
- 2016
XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Ловушки дифференциации в финансировании университетов в условиях бюджетных ограничений
Проблемы правового регулирования негосударственных детских садов и услуг по присмотру и уходу за детьми раннего возраста (Москва). Доклад: Доступность дошкольного образования в негосударственном секторе
To Establish Global Cooperative Networks in the Era of Eurasia (Jeju). Доклад: Green and Smart City: Citizens, Developers and Authorities Power Balance
VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) (Москва). Доклад: Политика поддержки студентов для стимулирования спроса в зарубежных и российских университетах
XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Тенденции изменения мотивации учителей в условиях внедрения эффективного контракта
Вторая Международная научно-практическая конференция Университетского округа НИУ ВШЭ «Современная образовательная организация: модели, механизмы, технологии достижения новых образовательных результатов» (Пермь). Доклад: Дошкольное образование, введение ФГОС, ожидания педагогов и удовлетворенность родителей
Образование и культура как основы национальной идентичности (Москва). Доклад: О доступности дошкольного образования в городе Москве
Вторая всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии» (Москва). Доклад: Развитие доступности дошкольного образования, ожидания педагогов и удовлетворенность родителей
Результаты мониторинга системы образования: дошкольное образование (Москва). Доклад: Результаты мониторинга системы образования: дошкольное образование
III Международный образовательный форум «Алтай-Азия 2016: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики» (Барнаул). Доклад: Сравнительный анализ финансирования университетов в странах Европы, Азии и России
Роль системы образования в развитии субъектов (Москва). Доклад: Развитие автономных учреждений в субъектах Российской Федерации
Третий Российский экономический конгресс (Москва). Доклад: Эволюция экономики образования в цифровую эпоху: от индустриальной модели к персонифицированным стратегиям
- 2015
XVI Апрельская Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Результаты прогнозирования структуры приема в вузы с учетом тенденций спроса на высшее образование
Первая российская междисциплинарная конференция «Социофизика и социоинженерия» (Москва). Доклад: Прогнозирование спроса на высшее образование
Анализ развития рыночной экономики в эпоху кризисных трансформаций (Москва). Доклад: Сохранение приема студентов: влияние тенденций изменения спроса на высшее образование в России
VI международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы». Доклад: Результаты прогнозирования структуры приема в вузы с учетом тенденций спроса на высшее образование
VI международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы». Доклад: Тренды финансирования российского высшего образования в условиях жестких бюджетных ограничений
VI международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования «Переосмысливая студентов: идеи и новые исследовательские подходы». Доклад: Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов
Всероссийское совещание по Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе различных образовательных организаций (Москва). Доклад: Модели финансового обеспечения создания специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья при реализации образовательных программ
Стратегия развития общего образования Российской Федерации в контексте социокультурной модернизации: конструирование возможностей (Москва). Доклад: Экономика содействия в сфере образования
Обеспечение доступности и разнообразия программ дополнительного образования детей в условиях перехода на финансовое обеспечение реализации образовательных услуг (Москва). Доклад: Реализация принципов ответственного финансового менеджмента в дополнительном образовании
Научно практическая конференция Экспертное сопровождение образовательных инноваций (Москва). Доклад: Новая конфигурация возможностей финансирования экспертной деятельности в сфере образования в условиях бюджетных ограничений
- 2014
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ (Моква). Доклад: Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов
- 2012
XIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Дисбаланс спроса и предложения на рынке профессионального образования в современной России
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Платонова Д. П. Роль государственной политики и внутреннего управления в трансформации деятельности университетов в контексте постсоветского периода
- 2Лешуков О. В. Эффективность региональных сетей организаций высшего образования в условиях конкуренции, 2020
- 3Меликян А. В. Внутренние факторы экспортной деятельности российских вузов, 2019
- 4Дьячкова Э. А. Сравнительный анализ управления доходами от целевого капитала в зарубежных и российских университетах, 2016
- 5Чугунов Д. Ю. Влияние результатов школьного образования на формирование цен на рынке жилой недвижимости в мегаполисе, 2016
- 6Иванчина Е. Н. Организация финансирования муниципальной образовательной системы на основе бюджетирования, ориентированного на результат, 2009
- 7Зиньковский К. В. Модель управления изменениями сложных организаций социальной сферы (на примере системы общего образования), 2008
Опыт работы
Опыт работы ориентирован на формирование новых и совершенствование организационно-экономических механизмов сферы образования; модернизацию правовых основ функционирования и развития системы образования; разработку образовательных стандартов; вопросы, связанные с привлечением и эффективным расходованием средств в сфере образования.
И.В. Абанкина является ведущим специалистом в области регионального и городского социально-экономического развития, имеет многолетний опыт исследовательской и экспертно-аналитической работы в области экономики образования, управления и финансирования в социальной сфере, неоднократно участвовала в проведении социологических исследований в регионах и городах России, организации и проведении тренингов, научных семинаров.
На протяжении многих лет И.В.Абанкина является экспертом Экономической Комиссии Европы ООН, экспертом Общероссийского Народного Фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности», экспертом Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации, экспертом Открытого Правительства, экспертом форума активных граждан «Сообщество» Общественной палаты Российской Федерации, экспертом бизнес-проектов в социальной сфере по программе «Социальный акселератор» (Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ).
Член рабочей группы по разработке методики по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки (Распоряжение Минобрнауки России от 26.11.2014 г. N Р-193). Член управляющего Совета образовательного комплекса N 1601 г. Москвы, член рабочей группы по расширению участия НКО оказания социальных услуг, участник Научно-экспертного Совета при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, принимала активное участие в Совместных заседаниях рабочих групп по результатам мониторинга по готовности дорожной инфраструктуры возле образовательных учреждений Москвы.
Участник рабочей группы по выработке единых методических подходов к формированию государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в сфере образования и науки образовательным организациям высшего образования и расчета объема субсидии на финансовое обеспечение его выполнения (заседание 19 апреля 2017 г.).
Участник совместного заседания Экспертной группы и Общественно-делового совета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Образование" (заседание 2 апреля 2018 г.).
Представитель экспертного сообщества на совещании "Итоги пилотного проекта по внедрению персонифицированного финансирования в дополнительном образовании". Все больше регионов по своей инициативе начинают изучать работу пилотного проекта по внедрению персонифицированного бюджетного финансирования в дополнительном образовании. Об этом говорили участники экспертного совещания, организатором которого выступил проект Народного фронта «Равные возможности – детям» (9 апреля 2018 г., Москва).
Модератор панельной дискуссии «Роль промышленности в образовании» (при участии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации), на которой обсуждалась деятельность промпредприятий в этом направлении (18 апреля 2018 г., Москва).
Информация*
- Общий стаж: 47 лет
- Научно-педагогический стаж: 40 лет
- Преподавательский стаж: 23 года
Исследования в проектах
2015 г.
Проведение апробации Аналитического компонента Комплексной системы управления финансами Министерства образования и науки Российской Федерации.
2014 г.
«Разработка механизмов преодоления диспропорций между структурой выпуска квалифицированных кадров и предложениями рабочих мест на рынках труда в условиях формирования региональных кластеров на основе средне и долгосрочного прогнозирования в разрезе форм обучения, уровней высшего образования, предметных областей» Контракт № DH2432-СП03 от 28 апреля 2014 г.;
«Исследование факторов, влияющих на формирование добавленной стоимости в высшем образовании в условиях трансформации экономики образования» Шифр: ТЗ-31 Исследование в рамках ЦФИ НИУ ВШЭ;
«Предложения по финансированию развития высшего образования в 2017-2019 гг. за счет средств федерального бюджета» Шифр: ТЗ-125 Исследование в рамках ЦФИ НИУ ВШЭ.
2013 г.
«Трансформация экономики образования в условиях расширяющихся ресурсов» Шифр: ТЗ-29 Исследование в рамках ЦФИ НИУ ВШЭ;
«Экономическая и социальная модель повышения доступности музеев Российской Федерации» Шифр: ТЗ-126 Исследование в рамках ЦФИ НИУ ВШЭ.
2012 г.
«Разработка и реализация моделей интеграции и кооперации учреждений образования (различных типов), культуры, спорта и моделей формирования территориальных образовательных кластеров». Департамент образования города Москвы;
Проведение экспертизы нормативно-правового обеспечения и механизмов финансирования дополнительного образования детей в г. Москве. Департамент образования города Москвы;
«Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в России и оценка экономических последствий реструктуризации сектора высшего образования» Шифр: ТЗ-29. Исследование в рамках ЦФИ НИУ ВШЭ.
2011 г.
«Разработка и финансово-экономическое обоснование модели нормативно-подушевого финансирования высшего образования с конкурентными механизмами распределения бюджетных средств» Шифр: ТЗ-21.0. Исследование в рамках ЦФИ НИУ ВШЭ.
2010 г.
«Развитие конкуренции и дифференциации в сфере образования как механизмов повышения качества и доступности образования» (1НФ-МЭРТ; 226; Д51041) Направление 2: «Моделирование экономического поведения вузов в условиях реформ» Шифр ТЗ- 24.0
2009 г.
«Исследование экономической стратификации вузов в условиях бюджетной реформы, повышения автономии вузов (переход в АУ) и изменения итоговой аттестации выпускников школ (переход к обязательному ЕГЭ)» Шифр ТЗ- 30;
«Разработка моделей расчета размеров субсидий федеральным автономным учреждениям в сферах образования и культуры на выполнение задания учредителя» Контракт № 0202-04-09 от 02.12.2009.
2008 г.
«Разработка моделей и механизмов создания и деятельности автономных учреждений (АУ) в сфере образования» по исполнению Государственного контракта № П706 от 10 октября 2008 г.
2007 г.
«Разработка и апробация нормативов финансирования высших учебных заведений» Договор № ХД-07-02с от 01 августа 2007 г. в рамках ГК № П375 от 27 июля 2007 г.
2006 г.
«Формирование методического и правового обеспечения нормативного финансирования реализации программ высшего профессионального образования» ГК № П 216 от 04 сентября 2006г.
2005 г.
В рамках проекта «Механизм бюджетного финансирования высшего профессионального образования на основе нормативно-подушевого метода и оценка социально-экономических последствий его внедрения» (ГК №995 от 28 октября 2005 г.) выполнялись работы по Договору № 5.11/с - 05 от 01 ноября2005 г. «Подготовка и проведение расчетной апробации модели бюджетного финансирования высшего профессионального образования на основе нормативно-подушевого метода и государственного регулирования численности студентов, обучающихся по разным направлениям».
«Разработка интегрированной модели многоканального финансирования высшего профессионального образования с использованием различных финансовых инструментов» (ГК № 622 от 11 августа 2005 г.).
2004 г.
«Реализация в 2004 году эксперимента по финансированию учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств» (ГК № 180 от 30 сентября 2004 г.).
2003 г.
«Реализация эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств» (ГК № 1859 от 12 августа 2003 г.).
«Разработка принципов и механизмов совмещения финансирования учебных заведений на основе государственных именных финансовых обязательств, целевых доплат к государственным именным финансовым обязательствам и образовательных субсидий» (ГК № 416 от 23 апреля 2003 г.).
2002 г.
«Реализация эксперимента по финансированию учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств» (ГК № 723 от 17 июля 2002 г.).
Проекты
- Исследование экономической стратификации вузов в условиях бюджетной реформы, повышения автономии вузов (переход в АУ) и изменения итоговой аттестации выпускников школ (переход к обязательному ЕГЭ). (2009)
- Концепция и механизмы обеспечения доступности социальных услуг (сферы - образование, культура) (2008)
- Принципы оптимизации механизмов государственного финансирования высшего профессионального образования (2007)
- Исследование факторов, влияющих на формирование добавленной стоимости в высшем образовании в условиях трансформации экономики образования, ПФИ (2014)
- Предложения по финансированию развития высшего образования в 2017-2019 гг. за счет средств федерального бюджета, ПФИ (2014)
- Трансформация экономики образования в условиях расширяющихся ресурсов, ПФИ (2013)
- Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в России и оценка экономических последствий реструктуризации сектора высшего образования, ПФИ (2012)
- Разработка и финансово-экономическое обоснование модели нормативно – подушевого финансирования высшего образования с конкурентными механизмами распределения бюджетных средств, ПФИ (2011)
- Разработка моделей расчета размеров субсидий федеральным автономным учреждениям в сферах образования и культуры на выполнение задания учредителя, НИР (2010)
- Разработка моделей финансирования и программы их внедрения для образовательных центров и социо-культурных комплексов как механизм обеспечения доступности качественного общего образования, ПФИ (2007)
- Мониторинг реструктуризации отраслей бюджетного сектора, анализ социально-экономических последствий и разработка предложений по сохранению социальных гарантий и обеспечению доступности и качества услуг в социально-культурной сфере, ПФИ (2006)
- Методическое обеспечение оценки результативности реформ в отраслях социально-культурной сферы, ПФИ (2006)
- Разработка методических рекомендаций по формированию и установлению государственного задания на предоставление образовательных услуг автономным учреждением, ПФИ (2006)
- Методическое обеспечение процедур преобразования учреждений сферы образования и науки в автономное учреждение в соответствии с федеральным законом «Об автономных учреждениях» , ПФИ (2006)
- Разработка принципов и механизмов реализации государственных образовательных кредитов и государственной поддержки негосударственного образовательного кредитования, ПФИ (2004)
- Моделирование развития новых организационно-правовых форм, государственных, муниципальных и негосударственных организаций социально-культурной сферы в условиях реструктуризации сети бюджетных учреждений, ПФИ (2004)
- Анализ проблем и перспектив реформирования в областях: культуры и искусства, образования, здравоохранения, научной и инновационной деятельности, ПФИ (2003)
- Разработка предложений по совершенствованию межбюджетных отношений в условиях введения государственного стандартов общего образования, ПФИ (2003)
- Разработка критериев и механизмов оценки результатов реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (эффективность, доступность, качество), ПФИ (2003)
- Разработка перспективной модели управления системой образования в Российской Федерации, включая систему федеральных округов , ПФИ (2002)
- Нормативно-правовое обеспечение эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, ПФИ (2002)
- Научно-методическое обоснование и нормативно-правовое обеспечение механизмов передачи общеобразовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации , ПФИ (2002)
- Коммуникативное сопровождение мероприятий по модернизации образования в 2001 году, ПФИ (2001)
Спешат уйти со школьного двора: в поисках большего заработка и свободы учителя все чаще выбирают путь фриланса
Сегодня профессиональный путь учителя выходит за рамки школьных стен. Сталкиваясь с выбором — оставаться в системе, где их труд часто недооценен, или искать новые возможности, педагоги все чаще задумываются над альтернативами официальному трудоустройству. На открытом семинаре ВШЭ по образованию эксперты рассмотрели профессиональные и жизненные приоритеты учителей на примере опроса педагогов, интересующихся репетиторством на маркет-плейсах и образовательных онлайн-платформах. Оказалось, что почти половина опрошенных уже покинули школу.
Учителя спасаются в тени: сколько ни работай в школе, репетиторством заработаешь больше
У школьного образования в России выросла большая «тень» — так ученые называют сектор репетиторства и преподавания в онлайн-школах, которое многие учителя совмещают с основной работой. Часто можно услышать точку зрения, что «тень» можно уменьшить при достойном уровне оплаты труда в школах. Но, по крайней мере, пока это нереально: экономисты Инобра показали, что как ни комбинируй школьную нагрузку, в финансовом выигрыше будут оставаться те, кто совмещает учительскую работу с репетиторством.
«Синие воротнички» белеют: программы колледжей замещают вузовские и уже поменялись до неузнаваемости
Почти всё, что мы знали о колледжах раньше, устарело. Представления, что там учат, в основном, рабочих, статусно среднее образование сильно проигрывает высшему, а программы, в основном, бесплатны... Всё это изменилось буквально за последние 10 лет, и теперь колледж — серьезный конкурент вузу в глазах среднего класса. Причем, вуз, похоже, будет проигрывать эту конкуренцию и дальше. Новый облик СПО обсуждали на совместном семинаре Инобра и проектной группы Факультета социальных наук «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании»
Тень учителя не нашла свое место: выкладываться в школе педагогу невыгодно — приходится подрабатывать репетитором
На вторничном семинаре часто звучало слово «теневой». Не потому, что сфера репетиторства все еще не полностью легальна, а из-за термина Марка Брэя, который описал репетиторство как тень системы образования: полностью копирует содержание, изменяется синхронно, не предлагает ничего принципиально отличного от школы и улучшает результаты обучения в школе. В связи с чем Ирина Абанкина заключила, что «российская школа — с тенью, ее не стереть, она может только менять конфигурацию, но не исчезнуть». Обсуждали, как вовлеченные в теневое образование сочетают разные виды педагогической деятельности и как это сказывается на заработке.
Как расходы государства на образование влияют на экономический рост
Инвестиции государства в образование дают значимый экономический результат, но для различных групп стран эффект от вложений в высшее, среднее и начальное образование разный. В развитых странах увеличение расходов на все виды образования приводит к росту экономики, причем отдача от среднего и третичного образования выше. Для развивающихся стран больший эффект дает рост расходов на начальное и среднее образование. Таковы результаты исследования, которые были обнародованы на семинаре Института образования ВШЭ.
Наедине с детьми: с какими вызовами столкнулись родители в пандемию
Как государство может поддержать родителей с маленькими детьми? Что такое счастливое родительство? Кто помогает семье, в которой растет ребенок дошкольного возраста? Ответы на эти и другие вопросы были даны на вторничном семинаре Института образования Высшей школы экономики. Дискуссия была посвящена развитию сети консультационных центров для родителей детей раннего и дошкольного возраста в России.
Ректор ВШЭ: для того, чтобы справиться со всеми задачами, нужна командная работа
Никита Анисимов провел первую на посту ректора Высшей школы экономики коллегию ординарных профессоров. Во встрече также принял участие научный руководитель Вышки Ярослав Кузьминов. Они рассказали членам коллегии о том, что приоритеты развития университета остаются прежними, а профессора ответили, что готовы помогать новому руководству. Кроме того, речь шла об обновлении коллегии, в том числе за счет включения в нее представителей разных научных направлений и молодых ученых из всех кампусов ВШЭ.
Инвестиции в будущее: на каких условиях можно взять кредит для учебы в университете
Сегодня у российских абитуриентов и студентов есть возможность взять образовательный кредит с господдержкой под 3% годовых и другими льготными условиями. Этим инструментом, который позволяет получить качественное высшее образование ребятам, у кого не хватает баллов ЕГЭ или собственных средств на оплату учебы по договору, уже воспользовалось немало студентов Вышки и других вузов.
Увеличение бюджетных мест, поддержка регионов и пандемия: что происходит со спросом на высшее образование
Как меняется спрос на учебу в вузах Москвы, Петербурга и регионов страны — этому вопросу был посвящен семинар Института образования НИУ ВШЭ. На нем выступили директор центра финансово-экономических решений в образовании Кирилл Зиньковский и главный научный сотрудник подразделения Ирина Абанкина. Они представили слушателям анализ мониторинга качества приема в вузы Высшей школы экономики. Исследователи изучили данные за 2015-2020 годы.
«Мы всегда на виду»
Татьяна и Ирина Абанкины о близнецовой суперсиле, матросках и прыжках по крышам
Когда «цифру» внедряют сверху, педагоги видят в этом недоверие к себе
Платформы избавляют педагогов от рутины и делают программу интереснее для учеников. Казалось бы, это аксиома, и все должны быть рады. Но в среде преподавателей часто встречается другое отношение к новым технологиям. Особенно – на первом этапе и если эти технологии внедряются «сверху», по решению дирекции или чиновников. В чем причины сопротивления инновациям, как и благодаря чему преподаватели постепенно меняют свое мнение – обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.
«Наши школьники учатся для мамы, для директора, для Путина, но не для себя»
На одну и ту же пандемию школьники разных стран отреагировали по-разному. Такой вывод позволяет сделать «Школьный барометр», масштабное исследование, которое проводилось в четырех странах – России, Швейцарии, Германии и Австрии. Отличия в причинах стресса учеников позволили сравнить системы образования с новой точки зрения. Один из выводов, прозвучавших на вторничном семинаре Инобра – в российской школе надо развивать самостоятельность детей и подростков. Пока на фоне Европы она хромает.
«Инклюзивное образование – это способ создания более гуманного общества»
Чем интеграция отличается от инклюзии? Какое отношение они имеют к социальной политике и образованию? Об этом рассказала заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Елена Ярская-Смирнова на открытом семинаре по образованию, прошедшем недавно в Вышке.
Cетевой анализ расскажет о школе больше учителей
Когда люди вместе работают над какими-либо проектами или используют идеи друг друга – остаются цифровые следы. Анализ этих следов открывает массу возможностей в образовании: можно оценивать активность учеников в проектной работе, типологизировать школы, наблюдать за тем, где и как рождаются сообщества педагогов. На открытом семинаре ВШЭ Евгений Патаракин, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования ВШЭ, и Светлана Вачкова, директор Института системных проектов МГПУ, рассказали о модели анализа цифровых следов учителей и учеников.
«Работа с городом — всегда командная работа»
Что такое городское планирование? Почему возникает «эффект пограничника» и зачем нужен междисциплинарный подход в образовании? Чему и как учат в Высшей школе урбанистики имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ, которой в этом году исполняется 10 лет, новостной службе портала рассказал ее руководитель Кирилл Пузанов.
Будущая система оплаты труда должна учесть изменения в учительской профессии
За последние 15 лет систему оплаты труда учителей пытались «настроить», как минимум, дважды. В конце нулевых – когда государство ввело НСОТ, новую систему оплаты труда для бюджетников. Тогда-то и появилась та тройка, которой сегодня жонглирует школа: базовая часть, компенсации и стимулирующие выплаты. А в 2012 году «майский» указ Президента потребовал привязать зарплату учителя к средней по экономике региона. К чему пришли и что поменять, чтобы учителя стали получать больше и выплаты эти были бы прозрачны – эксперты, чиновники и парламентарии обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию. А новую систему, которая сделает понятной и справедливой зарплаты учителей в масштабах одного региона, Минпросвещения анонсировало прямо на семинаре.
Бедный учитель: зарплаты педагогов заставляют их заниматься подработкой
Действующая система оплаты труда педагогов не привела к улучшению положения дел в системе образования. При этом в последние годы зарплаты учителей сокращаются. Как сделать систему справедливой и понятной, обсудили эксперты Института образования ВШЭ, других вузов и профильные чиновники.
Рынок труда цифровых гуманитариев еще предстоит создать
На стыке гуманитарного знания и информационных технологий активно развивается область Digital Humanities. Цифровыми инструментами уже давно пользуются и лингвисты, и историки, но работодатели в России до сих пор не знают, чего ждать от цифровых гуманитариев. На открытом семинаре Анастасия Бонч-Осмоловская рассказала о Digital Humanities в России и обозначила ряд проблем в преподавании междисциплинарных наук.
От тотального к рациональному: как родительский контроль влияет на успехи старшеклассников
Дети из семей с высокими доходами и высшим образованием родителей имеют предпочтительные шансы на поступление в вузы. А вовлеченность родителей в учебный процесс не влияет на снижение неравенства в доступе к высшему образованию. К такому выводу пришли эксперты Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.
Выгоды от STEM-образования нет
Несмотря на распространенный миф о том, что специалисты технических направлений получают больше, результаты трех разных исследований показывают обратное. На вторничном семинаре обсудили, как меняется и от чего зависит зарплата STEM-работников, и пришли к выводу, что все же «лириком» быть выгоднее.
Младенцев вернут в систему образования
Государству нужно увеличивать охват дошкольным образованием детей в возрасте до трех лет. Об этом заявляют ведущие научные сотрудники Центра финансово-экономических решений в образовании Ирина Абанкина и Людмила Филатова. Это поможет не только скорректировать развитие детей, но и достичь «не образовательных» целей, важных для общества и экономики: родители смогут вернуться к активной работе. Им будет легче завести еще одного ребенка – таким образом улучшится демография. Эксперты рассчитали, как повышать охват дошкольным образованием по годам, чтобы достичь поставленных государством целей.
Тесты PISA: как влияют беседы с родителями на финансовую грамотность российских школьников
Российские подростки показывают средние показатели по результатам международных тестов PISA по финансовой грамотности и глобальным компетенциям. По способности сочувствовать тем, кто испытывает трудности, они не отличаются от сверстников из стран ОЭСР. Об этом говорили эксперты Института образования ВШЭ и Всемирного банка на совместном семинаре.
Большие деньги для самых маленьких
В Норвегии дети в садиках не едят и не спят. Раз нет тихого часа – то нет и спален, а отсутствие горячего питания позволяет не содержать кухню и ее работников: фрукты и обеды родители заворачивают с собой. Даже такие мелочи влияют на экономику дошкольного образования. Что еще влияет, как устроено государственное и частное финансирование «у нас» и «у них» – изучали Ирина Абанкина, Иван Кравченко и Людмила Филатова, эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании.
«Синим воротничкам» нашли новую образовательную модель
Совет Федерации вручил благодарственное письмо Ирине Абанкиной. Заслуженный профессор Вышки награждена за большой вклад в развитие системы среднего профессионального образования. «Это признание того, что идеи, предложенные Институтом образования для СПО в последние годы, помогли колледжам стать востребованными», – считает Ирина Абанкина.
Образование – онлайн: «новая нормальность» и ловушки дистанта
Представители вузов и колледжей обсудили влияние эпидемии коронавируса на систему образования в первый день работы XI Международной российской конференции исследователей высшего образования, которая прошла в онлайн-формате.
Дети с удовольствием идут в первый класс и с ненавистью – в четвертый
Вторничный семинар Института образования был посвящен проблеме субъективного благополучия детей в школе. Психометрики озвучили результаты исследований — как меняются самочувствие и переживания школьников в разном возрасте, и представили инструмент, с помощью которого можно делать такие измерения. Возможно, новые данные позволят поставить вопрос о другой логике деления школы на начальную и основную.
Дистанту определили берега
«Цыплят по осени считают»: так называется новая книга в серии «Современная аналитика образования». В ней обобщены уроки COVID-19 для школ. Эксперты Центра финансово-экономических решений Инобра называют десять типичных проблем, с которыми столкнулись школы и семьи, и предлагают решения — что делать, если ситуация повторится.
Центры консультаций для родителей ждет тотальная научная ревизия
В России создано почти 15 тысяч центров консультаций для родителей, дети которых не посещают садик. Не знали об этом? Неудивительно: на практике эффективно работают лишь единицы. Большинство воспитателей не знают, как им консультировать родителей: этому не учили в педвузах, нет пособий и методик. Они появятся в ближайшее время: команда Инобра победила в конкурсе Министерства просвещения и займется налаживанием работы консультаций по всей стране. В частности, соберет, доработает и упакует лучшие практики в этой сфере.
Будущему спроектировали точку
Главное, чему нужно научить в школе — принимать решения и ответственно распоряжаться своей жизнью. С этого тезиса, как с отправной точки, начинался большой педагогический эксперимент, который продолжался семь лет и закончился только что открытием инновационной школы в Иркутске. Вернее, не закончился: теперь экспертам в сфере образования предстоит наблюдать, как новые методики работают на практике. А школа так и называется — «Точка будущего». Над ее концепцией работала команда из разных организаций — в том числе представители Инобра: Сергей Заир-Бек, Надежда Суркова, Анна Вавилова, Семен Янкевич, Кирилл Зиньковский, Ирина Абанкина.
Правительство РФ установило ставку в 3% годовых по образовательным кредитам
Об этом 24 августа на оперативном совещании объявил премьер-министр Михаил Мишустин. Сейчас ставка составляет примерно 8,5% годовых. Кроме того, правительство скорректировало ряд других положений по данной программе. Новыми условиями могут воспользоваться и те, кто уже взял обркредит.
Садики меняют режим
Семьи в России проявляют все больший интерес к альтернативным группам детских садов. Например, комбинированным, где вместе учатся здоровые дети и те, кто ограничен по возможностям здоровья, семейным или группам кратковременного пребывания. Общая их доля по сравнению с «классическими» все еще невелика, но темпы роста посещаемости впечатляют.
На селе сады больше не цветут
Детские сады в селах закрываются не только из-за оттока молодежи в город, но и потому, что не выдерживают конкуренцию: в школах все чаще открываются группы для малышей. Складывается перекос, который влияет на эффективность бюджетных расходов: в городах садики переполнены, а в селах избыток свободных мест. Эксперты обратили на это внимание в ходе масштабного мониторинга экономики образования, который Вышка ведет в рамках госзадания.
Перестройка школы 2.0: золотое время игры
Школа приходит в себя после глубокого потрясения. Месяцы невероятного напряжения для большинства детей сменились каникулами. Пожалуй, никогда школа не ощущала такого внимания всего общества. Работа «за стеклом» проявила многие застарелые проблемы. Опираясь на исследования и комментарии экспертов, отдел продвижения Инобра разбирает возможные решения и анализирует новый опыт.
Образовательные кредиты помогут сохранить доступность обучения в вузах в условиях пандемии
Образовательные кредиты с господдержкой способствуют восстановлению миссии высшего образования как системного социального лифта. Такая программа особенно важна сегодня, когда кризис ударил по доходам граждан. Об этом говорили на онлайн-конференции по образовательному кредитованию, организованной Институтом образования ВШЭ.
Поздравляем Алису Меликян с успешной защитой диссертации!
18 декабря состоялась защита кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата наук НИУ ВШЭ об образовании Алисы Валерьевны Меликян на тему «Внутренние факторы экспортной деятельности российских вузов».
Кто заплатит за демонстрации?
Россия меняет систему выпускных экзаменов в колледжах. Студентов ждет независимая оценка практических навыков – в первую очередь это коснется тех, чьи специальности вошли в «топ-50» самых востребованных на рынке труда. ФГОСы, активно обсуждаемые сейчас, предполагают, что так называемый демонстрационный экзамен станет обязательным. В прошлом году на добровольной основе такой экзамен сдали 44 тысячи человек из 1,100 колледжей.
Профессор практики поможет вузам догнать IT-индустрию
Высококлассных специалистов-практиков, которые готовы преподавать студентам, нужно приравнять к профессорам и доцентам. Пока этого не сделано, приглашенные из компаний специалисты сильно проигрывают в статусе и оплате академическим работникам, которые имеют надбавки за звания, степени, научные публикации. При этом практики вынуждены брать на себя весь груз бюрократических процедур, которые сопровождают работу преподавателя. В результате – IT-специалисты отказываются от совмещения, «профильные» дисциплины в вузах и колледжах отстают от запросов индустрии, которая развивается очень быстрыми темпами.
IT-специалистов «не пускают» преподавать. Кто виноват и что делать?
Эксперты рассказали о проблеме, связанной с подготовкой IT-специалистов в университетах и колледжах. Самая продвинутая отрасль меняется так быстро, что система образования с трудом за ней «поспевает». Учебные программы устаревают раньше, чем выпустится первый набор студентов.
Эксперты Института образования ВШЭ подвели итоги учебного года
На традиционном семинаре Инобра обсудили ключевые события, которые произошли в российском образовании в завершившемся учебном году.
Наши профессора заслужили!
И.Абанкина, В.Болотов, А.Каспржак, И.Фрумин удостоены высшего статуса ВШЭ.
Поздравляем команду «Управления в высшем образовании» с успехом на «Золотой Вышке»!
Высшая школа экономики объявила имена лауреатов главной премии университета – «Золотой Вышки». Коллектив и студенческое сообщество вуза высоко отметили достижения выпускников и сотрудников Института образования. Номинантами премии стали выпускники магистерской программы «Управление в высшем образовании» Сергей Шаламков и Екатерина Загороднова, куратор программы Кирилл Зиньковский и директор Института развития образования Ирина Абанкина. Сергей Шаламков получил премию в номинации «Золотой человек». Поздравляем!
«Удалось договориться потому, что не было предметников»
Самые яркие цитаты семинара «Чему учить детей сегодня для успеха в будущем?».
«Мы неплохо детей социализируем, но плохо умеем их развивать»
Самые яркие цитаты семинара «Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования? Анализ по уровням образования».
Как определить уровень глобальной конкурентоспособности образования?
Ведущие эксперты ВШЭ намерены дать ответ на семинаре Института образования 29 мая.
«За прошедшие годы Институт образования успел сделать немало»
Директор института развития образования Ирина Абанкина рассказала о том, как она пришла в науку, чем занималась до Вышки и как в 2000-е годы при поддержке Института образования в стране проходила школьная реформа.
Сотрудники НИУ ВШЭ получили медали «Признание»
22 января состоялось первое из ряда запланированных в 2018 году торжественных мероприятий по награждению сотрудников НИУ ВШЭ медалями «Признание». Медаль «Признание» — новый вид наград за многолетнюю успешную работу в НИУ ВШЭ. Следующая церемония награждения состоится в марте 2018 года.
Финансирование школьного образования в Москве: экспертиза ВШЭ
В конце октября Высшая школа экономики представила свое заключение на проект бюджета Москвы на 2018–2020 гг. Эксперты ВШЭ отметили существенный рост затрат на социальную сферу, а также уделили особое внимание финансированию школьного образования. По мнению специалистов, Москва не просто увеличивает финансирование образования, но делает это так, чтобы стимулировать качество работы педагогов. Благодаря такому подходу растут не только объемы бюджетных расходов, но и их эффективность.
Вызовы для российского и китайского образования
В китайском городе Гуанчжоу состоялось заключение соглашения о сотрудничестве между НИУ ВШЭ и Национальным институтом педагогических исследований Китая (NIES). Теперь российские и китайские исследователи совместно займутся изучением образовательных систем двух стран и разработкой возможных стратегий их модернизации до 2030 года. Чем схожи и чем отличаются системы образования двух стран? Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ, участвовавшие в сопутствующей подписанию соглашения конференции, делятся впечатлениями.
В Институте образования ВШЭ обсудили проблемы реализации принципа федерализма в образовательной политике
В рамках Недели образовательного права в Институте образования ВШЭ прошел экспертный семинар на тему "Федерализм в образовании". Мероприятие было посвящено анализу наиболее острых проблем, которые стоят в образовании в федеративных государствах, особенно в России.
Вопросы финансирования российских детских садов
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина и Екатерина Рылько в рамках Мониторинга экономики образования представили результаты анализа серии глубинных интервью с руководителями дошкольных образовательных организаций и представителями органов управления образованием.
Формирование стратегии и культуры управления современной образовательной организацией: образовательный салон в Тобольске
28 августа в Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в рамках августовской конференции педагогических работников прошел образовательный салон «Формирование стратегии и культуры управления современной образовательной организацией». В нем приняли участие директор Института развития образования Института образования ВШЭ Ирина Абанкина и академический руководитель образовательной программы «Управление в высшем образовании» Кирилл Зиньковский.
Магистратура: из преподавателей в студенты
Студентка первого курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Кристина Семенова оказалась в Институте образования НИУ ВШЭ неслучайно: ее интерес к образованию появился, когда она преподавала в Вышке после окончания бакалавриата.
Семинар для директоров школ Подмосковья
19 мая 2017 года в Доме Правительства Московской области состоялся семинар для директоров школ Подмосковья "Менеджмент и современные подходы в образовании".
Выпуск менеджеров в сфере образования
Типичный студент магистерской программы «Управление в высшем образовании» Института образования НИУ ВШЭ – это руководитель, преподаватель или исследователь, чей средний возраст – 36 лет. Зачастую он уже обладает ученой степенью кандидата или доктора наук. Для него характерна высокая научная и проектная активность, а также высокая мотивация.
Учиться всю жизнь – правильная стратегия
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялось вручение дипломов выпускникам магистерской программы «Управление образованием». 23 студента стали магистрами. Непривычно видеть среди выпускников действующих директоров, заместителей, методистов образовательных учреждений различных уровней. Что побудило людей, имеющих управленческий опыт работы в системе образования, уже успешных в своей профессии, в очередной раз стать студентами?
Если смотреть только назад, движение вперед становится невозможным
Россия переживает эпоху радикальных перемен: реформы бюджетного сектора, местного самоуправления сопряжены с реформами в образовании и здравоохранении. Темп и логика этих реформ не всегда совпадают, часто превращают позитивную поступательную динамику в бурлящее пространство споров, сопротивления и даже отторжения. Свое мнение по этому поводу высказывает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Поздравляем с успешной защитой диссертации!
Ведущий эксперт Центра международной конкурентоспособности высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Эльза Дьячкова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Научный руководитель Эльзы – Ирина Всеволодовна Абанкина.
В Институте образования продолжается аналитическая работа в рамках Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей
Группа экспертов Института образования подготовила доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации. В докладе представлен анализ деятельности по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях; сделаны основные выводы о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации, достигнутом в результате реализации Концепции; обозначены перспективные задачи развития дополнительного образования детей на следующий отчетный период.
Во главе угла – доступность качественного образования для детей
Реорганизация школ по-прежнему вызывает большое количество вопросов со стороны родительского и экспертного сообществ. Этой теме посвящён очередной выпуск передачи «ПРАВ?ДА!» на Общественном телевидении России. В дискуссии принимает участие директор Института развития образования Инобра Ирина Абанкина.
Не все регионы учитывают федеральные требования при расчете нормативных затрат для школ
Эксперты Института образования ВШЭ проанализировали региональную практику внедрения подушевого нормативного финансирования дошкольного, общего и дополнительного образования.
Поздравляем!
Поздравляем с юбилеем наших дорогих Ирину и Татьяну Абанкиных!
«С разными интеллектуальными элитами он умел обсуждать их проблемы на их языке»
16 февраля традиционный семинар Института образования ВШЭ был посвящен 70-летию со дня рождения Евгения Сабурова (1946-2009) — философа, управленца, экономиста, педагога, поэта. Он возглавлял институт в начале 2000-х годов, и, по выражению его нынешнего научного руководителя Исака Фрумина, был одним из людей, заложивших его «генный код».
Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ начинает издание нового научного журнала
10 февраля пройдет презентация пилотного выпуска нового научного журнала Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики» (Urban Studies and Practices). О его концепции, содержании пилотного номера, а также о перспективах развития городских исследований в России в новых экономических условиях рассказывает ответственный редактор журнала Петр Иванов.
Идеи Эдуарда Днепрова важны для современной школы, пусть даже не все из них удается реализовать
6 февраля исполняется год со дня смерти Эдуарда Днепрова — ординарного профессора ВШЭ, первого министра образования постсоветской России. Участники традиционного семинара Института образования ВШЭ, приуроченного к этой дате и проведенного в аудитории, названной именем Эдуарда Днепрова, обсуждали, какие его идеи удалось воплотить в жизнь, какие уроки проведенной им школьной реформы актуальны сегодня.
Дошкольное образование преодолело стагнацию
В дошкольном образовании России сложилась благоприятная ситуация. Родители и педагоги стали союзниками в понимании ценностей, которые нужно воспитывать в детях. Рост зарплаты работников детсадов, новые опции их профессионального развития и повышение статуса стартовой ступени образования позволили усилить мотивацию педагогов. Пробуксовка наблюдается только в сфере конкуренции между государственными и частными детсадами, хотя именно она помогла бы повысить качество образования, выяснила директор Института развития образования Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Образовательная среда российских вузов нуждается в совершенствовании
22 декабря на семинаре Института образования ВШЭ ведущий научный сотрудник этого института Игорь Чириков рассказал о результатах сравнительного анализа образовательной среды исследовательских университетов России, Китая и США. Выводы неутешительны: в России студенты учатся недостаточно интенсивно, а образовательная среда вузов терпима к нечестному поведению.
Издан трехтомник, посвященный первому декану ВШУ Александру Высоковскому
22 декабря исполняется год, как ушел из жизни первый декан и один из основателей Высшей школы урбанистики Александр Аркадьевич Высоковский. К этой дате его супруга, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Всеволодовна Абанкина, подготовила издание, в которое вошли статьи, интервью и курс лекций А.А. Высоковского.
Издан трехтомник, посвященный первому декану ВШУ Александру Высоковскому
22 декабря исполняется год, как ушел из жизни первый декан и один из основателей Высшей школы урбанистики Александр Аркадьевич Высоковский. К этой дате его супруга, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Всеволодовна Абанкина, подготовила издание, в которое вошли статьи, интервью и курс лекций А.А. Высоковского.
ВШЭ поможет регионам перевести дополнительное образование на новые принципы работы
4-5 декабря Высшая школа экономики и Минобрнауки России провели всероссийскую научно-практическую конференцию «Обеспечение доступности и разнообразия программ дополнительного образования детей в условиях перехода на финансовое обеспечение реализации образовательных услуг». Более 100 участников из 30 регионов получили рекомендации, как проводить модернизацию дополнительного образования на местах.
Вузы нужно изучать по комплексу параметров
В условиях роста ожиданий со стороны государства и общества университеты должны повышать свою научную и образовательную активность. Измерить и выработать адресные рецепты ее увеличения позволяет метод, предложенный группой ученых* НИУ ВШЭ. Его можно назвать «биометрическим» – эксперты учли все основные стороны жизни университетского «организма» и представили обобщенную картину российской высшей школы.
Семинар для директоров школ и заместителей по финансовым вопросам
"Финансовое обеспечение деятельности образовательной организации в условиях государственного (муниципального) задания"
У негосударственной аккредитации вузов в России нет четких перспектив
Оценивать качество образовательных программ должно не только государство, но и общественные организации, независимые эксперты. Участники традиционного семинара Института образования ВШЭ 2 декабря обсудили, зачем нужна общественно-профессиональная аккредитация в высшем образовании.
New Technology in Education: the Russian, American and Chinese experience
The HSE University District in Perm hosted the first International Scientific-Practical Conference to discuss the new stage of development of the University−School Cluster, investment in contemporary pre-school education and innovations in education in China and the US. HSE’s Deputy Academic Supervisor, Professor of Economics, Lev Lubimov, Honorary Professor at the Teaching College, Washington University (Seattle) Steven T. Kerr (via online conferencing), Director of the HSE Institute for Educational Studies, Professor Irina Abankina and Reader at the Chinese Academy of Pedagogical Research, Tsian Xiaoyang all took part.
В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть
24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.
Чему можно поучиться у «Тотального диктанта»?
20 мая участники традиционного семинара Института образования ВШЭ пытались разобраться в секретах популярности «Тотального диктанта». Как получилось, что скромный проект новосибирских студентов за десять лет превратился в грандиозное общественное явление и даже систему дополнительного образования в сфере русского языка?
Каким должно стать школьное образование к 2020 году?
22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.
Сопоставление реформ образования в РФ и Чехии
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ, рассказывает о книге «Школьная реформа в Российской Федерации», написанной совместно с чешскими авторами. В ней итоги нацпроекта «Образование» сравниваются с результатами аналогичных реформ в европейских странах, прежде всего Чехии, где решались те же проблемы, но финансирование в расчете на одного ученика было вдвое больше.
Критерии эффективности вузов должны быть пересмотрены
По итогам заседания Правительства РФ 13 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову провести модернизацию методики мониторинга эффективности вузов, сообщает РИА Новости. Мониторинг проводился дважды — в 2012 и 2013 годах, и методика уже тогда вызывала нарекания. Что и почему стоит изменить, размышляет директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Развитие частных детсадов в России крайне затруднено
Традиционный семинар Института образования ВШЭ 11 февраля был посвящен проблемам частного сектора дошкольного образования. К детям в нем относятся гуманнее, чем в государственных детских садах, но частные заведения не общедоступны, и далеко не во всех регионах государство их поддерживает.
Эксперты ВШЭ комментируют послание Владимира Путина Федеральному собранию
12 декабря Президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию, в котором изложил свой взгляд на стратегию развития страны в политической, экономической и социальной сферах. Эксперты ВШЭ прокомментировали в СМИ некоторые из положений послания.
В ВШЭ обсудили опыт регионов по реформированию образования
28-29 ноября в ВШЭ прошел всероссийский семинар «Лучшие практики реализации мероприятий «дорожных карт» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки». В работе форума, организованного Минобрнауки России и Институтом образования ВШЭ, приняли участие представители органов управления образованием из 33 регионов страны.
Вручение наград сотрудникам ВШЭ
25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ ряду сотрудников вуза были вручены государственные, ведомственные и университетские награды.
Экономика знаний — пока только пожелание, а не реальность
Университеты в России еще не стали драйверами регионального развития, а высшее образование остается «обслуживающей отраслью» экономики. 22 октября представлен доклад директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной «Университеты в региональной экономике: новая конфигурация ресурсов».
Управление в высшем образовании
Лариса Тарадина, заместитель начальника управления развития международной деятельности ВШЭ, студентка магистерской программы Института образования ВШЭ «Управление в высшем образовании» рассказывает об особенностях обучения и перспективах профессионального роста.
Государство отвернулось от частных вузов
Негосударственное высшее образование находится в неравных условиях с госвузами. Но ему нужно не просто ждать поддержки от государства, но и продемонстрировать ему свои сильные стороны. Обсуждение ситуации с негосударственными вузами на семинаре Института развития образования НИУ ВШЭ
Год победы советского образования
18 июня прошел заключительный в этом учебном году семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. Темой встречи, посвященной памяти Анатолия Пинского, по уже сложившейся традиции стали «Итоги года в образовании».
Российские вузы пытаются преодолеть границы
Российские университеты уже не «обороняются» от преобразований. Но для того, чтобы стать конкурентоспособными в мире, им придется в рекордно короткие сроки провести апгрейд по многим направлениям, считает исследователь Французского института международных отношений (IFRI) Татьяна Кастуева-Жан
«Новый закон «Об образовании» мне нравится»
16 апреля на семинаре Института образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Актуальные тенденции в образовательном праве и политике в Европе» выступил профессор Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) Ян де Грооф.
Высшая школа европеизируется неравномерно
Интернационализация высшего образования, уверенный переход от специалитета к бакалавриату и магистратуре, работа с иностранными экспертами, снижение числа кандидатов и докторов наук и неэффективность аспирантуры. Доклад «Тенденции развития научно-педагогических кадров в России» на XIV Апрельской конференции Высшей школы экономики
«Казаться Европой, но не перестать быть Россией»
9 апреля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Конкурентоспособны ли российские университеты? Взгляд со стороны (по итогам реализации исследования Французского института международных отношений)» выступила Татьяна Кастуева-Жан, исследователь Центра Россия-СНГ Французского института международных отношений (IFRI).
Вузы разные нужны
На нескольких сессиях XIV Апрельской конференции ВШЭ обсуждались проблемы высшего образования в России. Были, в частности, рассмотрены вопросы дифференциации вузов, эффективности их деятельности, взаимодействия с работодателями, развития аспирантуры.
Не стоит «идеализировать» колледжи и техникумы
Инвестиции в среднее профессиональное образование сейчас могут принести большую отдачу, чем инвестиции в вузы. Нужно учить людей прикладным навыкам и умениям, опираясь на требования работодателей. Доклад Джека Мэтьюза в ВШЭ
Назад в ПТУ?
19 марта состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Трансформация политики развития навыков и компетенций в Великобритании за последние 20 лет» выступил Джек Мэтьюз, эксперт Всемирного банка, директор International skills standards organization, Великобритания.
Дети в интернете: все будет хорошо?
12 марта состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «О состоянии и новых возможностях развития медиасреды подрастающего поколения России» выступили Владимир Грамматиков, креативный продюсер «Уолт Дисней Компани СНГ» и Сергей Цымбаленко, вице-президент Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», президент творческого объединения ЮНПРЕСС.
Сайты органов управления образованием: не все для людей
26 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. Анализ прозрачности сайтов органов управления образованием представили Татьяна Мерцалова, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ВШЭ, и Наталья Тюрина, заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости.
Российские ученики учатся ради школы, а не ради жизни
Наши школьники лидируют в мире по знанию ряда предметов, но имеют серьезные проблемы с переводом теории в практику. Итоги международных исследований PIRLS – по навыкам чтения, и TIMSS – по изучению математики и естественных наук
Конвейерное обучение штучных специалистов
29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.
Ведомственные награды
27 декабря ряду работников Высшей школы экономики были вручены ведомственные награды.