Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ
Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя
Показаны работы: 1 - 4 из 4
Выявление проблем имплементации практик формирования креативности в учебном процессеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
23.12.2024
Тема исследования актуальна в контексте общемировой тенденции перехода на содержание школьного образования, направленное на развитие ключевых универсальных компетенций, востребованных впоследствии на рынке труда. Сложности процесса внедрения практик формирования универсальных компетенций в профессиональную деятельность российских учителей имеет смысл изучать и с точки зрения проработки вопроса устойчивости преподавания, ориентированного на личность учащегося, при изменении организационных условий, например, смене управленческой команды школы. Исследователем проведена работа по сопоставлению разных концептуальных рамок, связанных с имплементацией практик формирования креативности. Несколько этапов эмпирического исследования обеспечивают возможность изучения как учительских установок, так и реальной практики. В рамках исследования системная модель креативности, исходно разработанная М. Чиксентмихайи для описания факторов, влияющих на креативность выдающихся людей, вписана в контекст разговора о креативности в образовании. Среди факторов, потенциально влияющих на имплементацию формирующих креативность практик в учебный процесс, выделены в том числе сравнительно мало упоминаемые в предыдущих исследованиях. Впервые на эмпирическом материале систематизированы возможные типы поведения учителей в отношении реакции на презентацию учащимися решения нестандартной проблемы. В рамках работы автором была составлена комплексная, холистическая модель возможных детерминант имплементации формирующих креативное мышление практик на школьном уроке со стороны учителя, ученика и учебного содержания, а также рассмотрен вопрос ограничений теоретической концепции имплицитных представлений учителей.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 1.92 Мб] (дата размещения 21.10.2024)
Резюме [*.pdf, 1.05 Мб] (дата размещения 21.10.2024)
Summary [*.pdf, 937.19 Кб] (дата размещения 21.10.2024)
Убеждения учителей об ограничениях и возможностях поддержки самостоятельности учеников в школеКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
25.09.2024
Школа меняется постоянно. К основным задачам школы - обеспечить достижение академических результатов - добавляются новые: развитие социально-эмоциональных навыков, креативности, самостоятельности, инициативы. Новые условия требуют от учителя расширения репертуара практик. Однако ни содержание учительских представлений о развитии самостоятельности, ни реальные практики поддержки не описаны и не обсуждаются в научном поле. Учителя оказываются в сложной ситуации: обеспечить предметный результат, требующий высокого уровня регламентации действий и контроля, при одновременном требовании создать условия для поддержки самостоятельности, которые предполагают снижение контроля, предоставление пространства свободного действия. Возникает законный вопрос: в какой мере учителя могут поддержать заявленные декларации, насколько это реалистичная задача. Данное исследование обогащает теоретическое знание о природе изменчивости институтов (на примере школьного образования) посредством анализа убеждений его основных акторов – учителей. А также проясняет структуру убеждений учителей о самостоятельном поведении школьников.
Ключевые слова:
Диссертация [*.pdf, 1.42 Мб] (дата размещения 19.07.2024)
Резюме [*.pdf, 1.03 Мб] (дата размещения 19.07.2024)
Summary [*.pdf, 893.63 Кб] (дата размещения 19.07.2024)
Институциональная трансформация детского внешкольного образования в странах бывшего Советского СоюзаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
18.09.2024
Исследование внешкольного образования как системы имеет важное теоретическое и практическое значение, особенно для стран, разрабатывающих стратегии развития дополнительного образования детей и повышения доступности внешкольных занятий. Исследование институциональной трансформации внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза отражает уникальность советской системы и ее постсоветский транзит, что представляет интерес для сравнительных и историко-сравнительных исследований. Актуальность работы также проявляется в растущей роли внешкольного образования в современной образовательной среде, где оно становится все более важным элементом образовательной политики. Исследование универсальных и системных характеристик внешкольного образования детей позволяет не только систематизировать существующую литературу, но и выделить ключевые аспекты для анализа данных о национальных секторах внешкольного образования.
Диссертация [*.pdf, 3.23 Мб] (дата размещения 17.07.2024)
Резюме [*.pdf, 535.69 Кб] (дата размещения 17.07.2024)
Summary [*.pdf, 404.18 Кб] (дата размещения 17.07.2024)
Трансформация представлений учителей о применении цифровых инструментов на уроках, формирующих критическое мышление и креативностьКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ
Соискатель:
Руководитель:
Пинская Марина Александровна
Дисс. совет:
Совет по образованию
Дата защиты:
11.09.2024
Исследование имеет значение в современной образовательной практике и важно в контексте постоянного развития образования и адаптации к современным требованиям. Понимание процесса трансформации представлений учителей поможет эффективнее интегрировать цифровые технологии в учебный процесс, повышая его эффективность и актуальность для учащихся. Исследование направлено на изучение того, каким образом учителя могут эффективно использовать цифровые ресурсы для стимулирования ученической активности, развития критического мышления и креативности. В работе представлены основные модели компетентностного подхода, включая критическое мышление и креативность. Изложены требования к организации такого урока. Описана роль цифровых инструментах на уроках, формирующих критическое мышление и креативность. Рассмотрены исследования, описывающие представления учителей и фундамент для их изменений через практику.
Диссертация [*.pdf, 2.45 Мб] (дата размещения 5.07.2024)
Резюме [*.pdf, 730.77 Кб] (дата размещения 5.07.2024)
Summary [*.pdf, 546.87 Кб] (дата размещения 5.07.2024)