Иванов Иван Юрьевич
- Научный сотрудник: Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Старший преподаватель: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Полномочия / обязанности
- научно-исследовательские и аналитические работы по тематике, связанной с внешкольным (неформальным) образованием и воспитанием детей, STEM образованием;
- сравнительные исследования школьного и внешкольного образования, включая вопросы институциональной трансформации и регулирования, в странах бывшего Советского Союза;
- сбор и изучение передового зарубежного и российского опыта в секторе внешкольного образования детей, формирование баз лучших практик;
- исследования эффектов внешкольных занятий и неформальных внешкольных практик детей на образование и развитие детей;
- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, научными и образовательными организациями, международными партнерами и экспертами;
- организация международных научных и научно-практических семинаров и круглых столов, летних школ.
Oбразование
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
НИУ "Высшая школа экономики", Academic Writing Center, Empowering Your Academic Writing in English: Academic vs. General, 2019, 24 часа
Благотворительный фонд Егора Гайда, "Что экономисту нужно знать о данных: избранные социально-экономические показатели", 2020, 72 часа
Лейденский университет, онлайн-курс (Coursera), "Political Economy of Institutions and Development", Coursera Verified Certificates; номер сертификата E2XKPYTBNKJF, 2021
НИУ "Высшая школа экономики", Academic Writing Center, Fundamentals of Academic Writing, 2023, 40 часов
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
Надбавка за академическую работу (2022–2023)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
Лучший преподаватель — 2024
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Research Seminar "Methods and Research Techniques in Applied Linguistics" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 2-4 модуль)Анг
- Теория и практика внешкольного образования детей (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Современные тренды образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2 модуль)рус
- Теория и практика внешкольного образования детей (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Всё, что вы не хотели знать об образовании, или что об образовании говорит наука (Маго-лего; 2, 3 модуль)рус
- Лучшие практики преподавания (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)рус
- Современное образование: подходы и практики (Майнор; где читается: Институт образования; 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Теория и практика анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1 модуль)рус
Конференции
- 2024
68th Annual Conference Comparative and International Education Society (CIES) (Майами). Доклад: Children's Ideological Education: from Soviet Union to Ex-Soviet Countries
Международная научно-практическая конференция "Социокультурные основы развития воспитательных систем образовательных организаций в условиях сельских территорий" (Ярославль). Доклад: Участие детей из сельских школ во внешкольных и неформальных практиках: структура и связь с академическими результатами
XXIX Conference of Comparative Education Society in Europe (CESE) (Салоники ). Доклад: Participation of religious institutions in education and educational policy in post-Soviet countries: separation models and regulatory trends
- 2023
IX Международный форум по педагогическому образованию IFTE 2023 (Казань). Доклад: Воспитание в СССР и Российской Федерации: регулирование, подходы и приоритеты
ERAS International Conference and WERA Focal Meeting 2023 (Сингапур). Доклад: Children’s Well Being and Participation in Extracurricular Activities
- 2022
VIII Международный форум по педагогическому образованию «Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке» (Казань). Доклад: Внешкольное образование на постсоветском пространстве: неравенство, разнообразие и национальная идентичность
CIMIE22 - X Congreso Internacional Multidisciplinar de Investigación Educativa. (Барселона). Доклад: Extracurricular education in post-Soviet countries: inequality and inclusion trends
7th CESS 2022 Summer Conference (Летняя конференция Общества исследований Центральной Евразии)) (Ташкент). Доклад: Extracurricular education sector and risks of social inequality in post-Soviet countries
X Международная научно-практическая конференция «Историческая память, традиции народов и инновации в дополнительном образовании» (Чолпон-Ата (Иссык-Куль)). Доклад: Эффекты внешкольного образования: итоги первого комплексного исследования эффектов участия во внешкольных занятиях на академические результаты, развитие навыков 21-го века, любознательность и субъектность
SIOE 2022: XXVI Ежегодная конференция Общества институциональной и организационной экономики (Торонто). Доклад: Dreaming of Institutions: The Transformation of Children’s After-School Time Sector in Post-Soviet Countries
The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Children’s Rights for Extracurricular Education in Post-Soviet Countries
The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Benefits of children’s participation in extracurricular activities: academic achievement, soft skills, agency and curiosity
The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Transformation of Extracurricular Education in Post Soviet Countries: From Universal Access to Inequality
- 2021
XVIII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Глобальные вызовы и неравные возможности (Москва). Доклад: Образовательное неравенство внешкольного образования: постсоветский транзит
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Институциональная трансформация советского внешкольного образования
65th Annual Conference Comparative and International Education Society (CIES). Доклад: From the integral coverage to the educational inequality: Institutional transformation of the extracurricular education in countries of former Soviet Union
WERA 2021 Virtual Focal Meeting. Доклад: Development of children’s extracurricular education in the post-Soviet countries
WERA 2021 Virtual Focal Meeting. Доклад: Key lessons from the transformation of the extracurricular education sector in the context of COVID-19 in the countries of the former Soviet Union
IX Международная научно-практическая конференция «Проблемы и достижения дополнительного образования в Евразийском пространстве» (Иссык-Куль). Доклад: Развитие внешкольного образования на постсоветском пространстве
ECER-2021 (Женева). Доклад: Whose Children? Extracurricular Education Sector and Risks of Social Inequality in Post-Soviet Countries
WERA-IRN Extended Education Conference (Рейкьявик). Доклад: Extracurricular education sector and risks of social inequality in post-Soviet countries
Санкт-Петербургская международная конференция по неравенству и многообразию (Санкт-Петербург). Доклад: Риски неравенства в секторе внешкольного образования в постсоветских странах
- 2020
Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия (Уфа). Доклад: Сектор внешкольного образования и риски социального неравенства в постсоветских странах
Опыт работы
2019 - по наст. время, Центр общего и дополнительного образования им. Пинского, Институт образования НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник.
2018-2019, Школа №1788 (г. Москва), учитель английского языка.
2017-2018, Частная школа "Наследник" (г. Москва), учитель английского языка.
2015-2017, Студия 3, основатель и исполнительный продюсер.
2014-2015, Творческая студия "Стелла" (Мосфильм), исполнительный продюсер.
2012-2014, репетитор английского языка.
2008-2012, Представительство НКО "Трансатлантические партнёры против СПИДа", руководитель программы.
2004-2008, Молодёжная общественная организация "Другие", основатель и руководитель.
Информация*
- Общий стаж: 13 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Заветам Ленина больше неверны: за 30 лет после распада СССР доступность внешкольного образования снизилась почти вдвое
Некогда массовые и бесплатные кружки и секции стали роскошью для многих детей в постсоветских странах. Диссертация Ивана Иванова раскрывает изменения во внешкольном образовании за последние три десятилетия. Сегодня на 44% меньше детей посещают дополнительные занятия по сравнению с 1989 годом. Это особенно заметно в сельской местности.
Не ушли от советской модели: неравенство в доступе к дополнительному образованию детей в России сохраняется, несмотря на широкий охват
Система дополнительного образования в России переживает сложную трансформацию, которая может усилить социальное неравенство. Исследование на эту тему опубликовали Сергей Косарецкий и Иван Иванов — эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
Борьба за ценности: как менялся образ школы в советском кино
Кинематограф способен стать неожиданным, но ценным источником для анализа истории школьного образования в СССР. К такому выводу пришли Елена Рыбакова и Иван Иванов, проанализировав 29 отечественных фильмов на школьную тематику разных лет.
Нам работы не надо, нам знаний давай: отраслевое дополнительное образование становится менее отраслевым
Подавляющее большинство (около 70%) учащихся рассматривают отраслевое дополнительное образование как форму досуга и общего развития, а не как начальный этап профессиональной подготовки. Такой вывод делают Михаил Зенкин, Иван Иванов и Екатерина Остапенко в выпуске «Современной аналитики образования». Исследователи проанализировали организации дополнительного образования в сфере морского, речного и железнодорожного транспорта.
После заветов Ленина: внешколки стало меньше, но теперь она разнообразнее и инклюзивнее
Распад Союза радикально поменял систему внешкольного образования. Она лишилась прежних идеологических установок и стала больше зависеть от частников и семей. Государства не смогли сохранить доступность этих программ на прежнем высоком уровне, что усилило неравенство.
Спешат уйти со школьного двора: в поисках большего заработка и свободы учителя все чаще выбирают путь фриланса
Сегодня профессиональный путь учителя выходит за рамки школьных стен. Сталкиваясь с выбором — оставаться в системе, где их труд часто недооценен, или искать новые возможности, педагоги все чаще задумываются над альтернативами официальному трудоустройству. На открытом семинаре ВШЭ по образованию эксперты рассмотрели профессиональные и жизненные приоритеты учителей на примере опроса педагогов, интересующихся репетиторством на маркет-плейсах и образовательных онлайн-платформах. Оказалось, что почти половина опрошенных уже покинули школу.
Не уходят в море: дети выбирают морские клубы не для профессии, а потому что хотят приключений
Любовь к морю важнее карьеры. Морские объединения привлекают подростков не шансом на работу моряком в будущем, а уникальной возможностью прямо сейчас стать членом команды парусного судна и получить навыки, которыми может похвастаться не каждый сверстник.
Прививка от иллюзий: кружки и секции здорово прокачивают личность, но это не массовый эффект системы допобразования
Дополнительное образование может дать ребенку очень много в сравнении со школой — развивать его мягкие навыки и помогать успеху во взрослой жизни. Это давно доказано исследованиями. И вроде бы для этого созданы все условия: кружков и секций много, в них вкладываются государство и бизнес, охват достаточно высокий… Но ждать такого эффекта для всех — иллюзия: надо не только увеличивать охват, что тоже важно, но и искать другие возможности роста качества, доказывают Сергей Косарецкий и Иван Иванов в докладе «Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков» (составитель Иван Груздев).
«Цифровой профессор» рассказал студентам ВШЭ, как сочетать обучение с развлечением
Один из международных преподавателей, приглашенных для дистанционной работы со студентами ВШЭ в рамках проекта «Цифровые профессора», — Гер Граус, глобальный директор по образованию международной сети детских центров «Кидзания». Для студентов магистерской программы «Управление образованием» он провел ряд семинаров на тему Schooling vs Education.
The Age of Edutainment: Exploring the Case of KidZania
Understanding the role of children’s interactive environments that blend learning and entertainment in modern-day educational ecosystems.
Город без «грехов»
Экономика впечатлений находится в стадии бурного роста. В разных странах создаются организации, сочетающие практики развлечения и образования, — эдьютейнмент-центры. Для детей создаются целые «города профессий». На примере самого масштабного проекта — Кидзания — ученые Института образования ВШЭ исследовали «секреты» успеха формата. Оказалось, феномен заключается в самостоятельных и безопасных «пробах принятия решений,благодаря которым ребенок получает знания об устройстве “взрослой жизни”». Статья вышла в новом номере «Вопросов образования» (Q1).
Кружки становятся дорогим удовольствием
Пандемия ударила по дополнительному образованию детей особенно сильно. Если академические предметные курсы относительно безболезненно перешли в цифру, то практики, связанные с работой руками или физической активностью, попали в самое трудное положение. Сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени Пинского изучили, как выживал этот сектор на дистанте. Исследователей интересовало, какие перспективы есть у онлайна и смешанных форматов.
Трансформация советского внешкольного образования: переход к новым моделям
Несмотря на наличие работ, посвященных модели советского внешкольного образования, межстрановых исследований о том, как развивались системы бывших советских республик – нет. Этот пробел призван заполнить проект Центра общего и дополнительного образования имш. А. Пинского, результаты которого были представлены на вторничном семинаре Института образования.
Ущерб от ковида снизит «внешколка»
У внешкольного образования после пандемии будет особая роль: с его помощью можно сократить тот ущерб, который нанесен образовательным результатам. Об этом на круглом столе, организованном Инобром, заявил Харри Патринос – менеджер глобальной практики в области образования Всемирного банка. Руководители и ведущие эксперты из сферы внешкольного образования девяти постсоветских стран встретились онлайн, чтобы обсудить последствия дистанта, проблемы и точки роста.
Дело рук самих утопающих
Внешкольное образование по всему миру переживает похожие проблемы: из-за пандемии у государства «не дошли руки» ни до поддержки, ни до организации учебы в дистанте. Это происходит и в Америке, и в Европе, и в Африке. Правительства спасают школу. Дополнительному образованию внимания и ресурсов практически не достается. Тем более, в отличие от России, это почти целиком коммерческий сектор. Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Иван Иванов сравнил, как похожие проблемы решают во многих странах.
Богатые и бедные поделились по кружкам
Кружки и секции — территория неравенства для российских детей и подростков. Если школа еще пытается создать всем равные условия, то в секторе дополнительного образования инструментов для этого пока нет. Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Инобра ВШЭ изучили факторы, из-за которых у разных детей не только разные возможности, но и разные запросы — чем заниматься вне школы. Статья Сергея Косарецкого и Ивана Иванова опубликована в журнале IJREE — International Journal for Research on Extended Education, выходящем в Германии. Это первая попытка систематизировать российские данные о неравенстве в этой сфере, чтобы начать поиск решения проблемы.