Мингалев Виталий Викторович
- Старший преподаватель: НИУ ВШЭ в Перми / Факультет социально-экономических и компьютерных наук / Кафедра гуманитарных дисциплин
- Академический руководитель образовательной программы: История
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
- Научно-педагогический стаж: 13 лет.
Oбразование
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2023, обучение по программе "Геоинформационные методы анализа городских данных" (удостоверение №238736) (НИУ ВШЭ)
2020, обучение по программе "Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе" (удостоверение №162060) (НИУ ВШЭ)
2020, обучение по программе "Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях" (удостоверение № 161959) (НИУ ВШЭ)
2018, обучение по программе «Актуальные проблемы современного исторического знания»
2015, обучение по программе «Интеллектуальная история Западной Европы и России (XVI-XX вв.): проблемы интерпретации и методики преподавания»
2011, курсы повышения квалификации «Маркетинг в системе дополнительного образования» (15 ч., МДОД «Дворец детского (юношеского) творчества г. Перми»)
2011, семинар «Анализ и оценка опытов по внедрению моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального образования в выявлении, поддержке и сопровождении одаренных детей и подростков» в рамках проекта «Непрерывное образования в Пермском крае» (МБОУ «Лицей №1» и ПГНИПУ)
2009, курсы по «Пожарной охране и обеспечении пожарной безопасности» (8 ч., Пермский филиал фонда Пожарной безопасности)
2009, курсы повышения квалификации «Программирование образовательного процесса в УДОД» (15 ч., МДОД «Дворец детского (юношеского) творчества г. Перми»)
2008, курсы повышения квалификации «Организация надзорной деятельности в сфере массовых коммуникаций и сохранения культурных ценностей» «Вопросы охраны объектов культурной деятельности и сохранения культурных ценностей» 21.04.08-23.04.08, Сочи, РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТРА)
2003, гуманистический подход в образовании (МОУ «СОШ №67»)
2000, проектная деятельность (рук. Щедровицкий П.) (Центр стратегических исследований ПФО)
2000, обучение пилотов-аналитиков в рамках проекта «Глубинная Россия» (рук. Щедровицкий П., Глазычев Б., Зуев С., Геннисаретский С.) (Центр стратегических исследований ПФО)
1998, курс инженерной геодезии (ПГТУ)
Археология Прикамья (ранний железный век, поздний железный век и раннее средневековье), история Великого переселения народов, комплексные исследования в археологии (полевой и теоретической), матметоды и компьютерное моделирование в археологии, экспериментальная археология, история фортификации (военно-инженерного дела), история старообрядчества в Прикамье.
Достижения и поощрения
- Почетная грамота НИУ ВШЭ-Пермь (сентябрь 2023)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (июнь 2020)
- Благодарность НИУ ВШЭ-Пермь (декабрь 2013)
- Благодарность НИУ ВШЭ-Пермь (июнь 2013)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2023–2024)
Лучший преподаватель — 2016
Полномочия / обязанности
- организовывать и проводить учебную, воспитательную и учебно-методическую работу по преподаваемым дисциплинам;
- обеспечивать выполнение учебных планов, разработку и выполнение учебных программ;
- создавать условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников;
- разрабатывать рабочие программы по преподаваемым дисциплинам;
- комплектовать разрабатывать методическое обеспечение преподаваемых дисциплин или отдельных видов учебных занятий и учебной работы;
- принимать участие подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий, разработке рабочих программ и других видов учебно-методической работы структурного подразделения;
- принимать участие в воспитательной работе обучающихся (студентов, слушателей);
- участвовать в научно-исследовательской работе кафедры гуманитарных дисциплин и факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Европа IV-XV вв. (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Европа IV-XV вв. (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Европа IV-XV вв. (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Историко-культурное наследие: проблемы сохранения и презентации (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
- История России в раннее новое время (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- История европейского колониализма (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- История европейского колониализма (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Этническая история народов Евразии (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 5-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Этническая история народов Евразии (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 5-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Археология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Введение в историю искусства (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 2 модуль)рус
- Историческая этнология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- История и культура Урала (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 4-й курс, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методология современных социогуманитарных исследований" (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Основы исследовательской деятельности" (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Цифровые методы и подходы в исторических исследованиях" (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 2-4 модуль)рус
- Церковнославянский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 1 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Археология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Историческая этнология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методология исторического исследования (часть 1)" (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 2-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методология цифровых гуманитарных исследований" (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Церковнославянский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Археология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Европа IV-XV вв. (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Европа IV-XV вв. (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Европа IV-XV вв. (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Историческая география (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Историческая география (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Историческая география (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 46.03.01. История, направление: 46.03.01. История; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Историческая география (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет экономики (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методология исторического исследования (часть 1)" (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 2-4 модуль)рус
- Церковнославянский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Археология (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Европа IV-XV вв. (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Историческая география (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Политическая история России (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 1-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Церковнославянский язык (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 2-й курс, 4 модуль)рус
Конференции
- 2014
Человеческое измерение времени: антропология исторического (Пермь). Доклад: Вопрос о конце света в старообрядческом дискурсе
Автор более 70 статей, из них:
Мингалев В.В., Перескоков М.Л. Результаты охранных раскопок Мокинского могильника III-VI вв. н.э. в Пермском Прикамье // Проблемы сохранения и использования Культурного наследия. История, методы и проблемы охранных археологических исследований. Екатеринбург-Нефтеюганск, 2014. С. 255-261.
Мингалев В.В. Интерактивный музей //Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. Вып. IV. Пермь, 2014. С. 57-60.
Мингалев В.В. Цифровые образовательные ресурсы: взгляд педагога // Инновация. Опыт. Результат. Ч. 2. Пермь, 2013. С. 25-27.
Мингалев В.В. Раскопки ОЛП № 1 "Створ" // Труды камской археолого-этнографической экспедиции. Выпуск VIII. Пермь, 2012. С. 403-411.
Мингалев В.В. Игра, как новая парадигма дополнительного образования // Инновация. Опыт. Результат. Материалы опытно-экспериментальной работы педагогов дополнительного образования. Пермь, 2011. С. 38-39.
Мингалев В.В. Особенности внутрикруганных конструкций могильника Чазево I // Труды камской археолого-этнографической экспедиции. Выпуск VII. Пермь, 2011. С. 52-68.
о. Валерий (Шабашов), Мингалев В.В. Русская православная (старообрядческая) церковь. // Традиционные религии Прикамья. Пермь, 2009. С. 44-58.
Мингалев В.В. Керамика Чазевского I могильника // Труды камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. VI. Пермские финны и угры Урала в эпоху железа. Пермь, 2009. С. 125-133.
Мингалев В.В. Жизнь в ШЮА // Хранители наследия. Сборник статей и материалов, посвященных 30-летию Школы Юных Археологов г. Перми. Пермь, 2009. С. 48-51.
Мингалев В.В. Историческая реконструкция тактики ведения войны в Харинскую эпоху в Прикамье // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. Вып. 3. Пермь, 2009.
Мингалев В.В. Образовательная программа дополнительного образования детей «Открывающаяся земля» // Образовательные маршруты детства. Сборник авторских образовательных программ. Пермь, 2008. С. 5-31.
Коробейников А.В., Мингалев В.В., Митюков Н.В. О возможностях динамического зондирования в археологии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. № 13 (53). 2008. Вып. 7. С. 57-63.
Мингалев В.В., Чирков М.В. Эксперименты по археологизации разнотипных кострищ и очагов // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. Вып. 2. Пермь, 2008. С. 53-61.
Мингалев В.В. Старообрядцы белокриницкого согласия между белыми и красными // Гражданская война на востоке России. Пермь, 2008. С. 203-205.
Лычагина Е.Л., Мингалев В.В., Ощепков А.А. Развитие экспериментальной археологии в ПГПУ // Материалы 39 УПАСКа. Пермь, 2007. С. 25-27.
Мингалев В.В. Глиняная обмазка, как артефакт // Труды камской археолого-этнографической экспедиции. Вып. IV. Поселенческие памятники Предуралья средневековья и нового времени: к проблеме раннего этапа урбанизации. Пермь, 2007. С. 89-92.
Мингалев В.В. Пам-сотник – литературно-исторический образ отражающий историю развития коми в XIV–XV вв. // Труды камской археолого-этнографической экспедиции. Вып.IV. Поселенческие памятники Предуралья средневековья и нового времени: к проблеме раннего этапа урбанизации. Пермь, 2007. С. 104-107.
Мингалев В.В. Хронология и функциональная интерпретация парных арочных подвесок // Формирование и взаимодействие уральских народов в изменяющейся этнокультурной среде Евразии: проблемы изучения и историография. Уфа, 2007. С. 296-303.
Злобина А.В., Мингалев В.В. Брачный возраст пермских горожан в кон. XIX в. // Смышляевские чтения: матер. десятой науч.-практ. конф. 31 мая 2007 г. Пермь, 2007. С. 122-125.
Мингалев В.В., Яхонов В.Ю. Роль Пермякова Е.П. в истории г. Перми // Смышляевские чтения: матер. десятой науч.-практ. конф. 31 мая 2007 г. Пермь, 2007. С. 249-251.
Мингалев В.В. Раскопки средневекового могильника Пыштайн II в Гайнском районе Коми-пермяцкого автономного округа // Археологические открытия 2005 года. М., 2007. С. 384-385.
Мингалев В.В. Возможности выявление миграции археологическими методами // Доклады XXXIX Урало-Поволжской археологической студенческой конференции. Пермь, 2007. С. 58-63.
Мингалев В.В. Зооморфные изображения на оружии и деталях конской сбруи ананьинской эпохи (X-ΙΙ вв. до н.э.) // Арт-Лад. Историко-культурологический альманах. № 6. Сыктывкар, 2007. С. 23-32.
Мингалев В.В. Харинский культурный феномен: осознание проблемы // Пермские финны: археологические культуры и этносы. Сыктывкар, 2007. С. 187-189.
Мингалев В.В. Западные концепции толерантности // Созвездие культур. Пермь, 2007. С. 111-115.
Мингалев В.В. Дольные ножи // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. Пермь, 2006. С. 112-119.
Коробейников А.В., Мингалев В.В. Стрела из могильника Пыштайн: неизвестный ранее тип? // Вестник КИГИТ. Ижевск-Екатеринбург, 2006. № 2. С. 117-134.
Мингалев В.В. «Некрофобия», как транскультурное явление в эпоху великого переселения народов // Взаимодействие народов Евразии в эпоху великого переселения народов. Ижевск, 2006. С. 417-424.
Коробейников А.В., Мингалев В.В. Опыты динамического зондирования в археологии. Ижевск. РХД, 2006. 60 с. (ISBN 5-93972-557-0)
Мингалев В.В. Этноархеологическая типология культовых мест финно-угорских народов // Музей и наследие коми-пермяков в пространстве Пермского края. Кудымкар, 2006. С. 129-136.
Мингалев В.В. Калачиковидные серьги харинского типа // Оборинские чтения. Вып. 4. Пермь, 2006. С. 52-56.
Коробейников А.В., Мингалев В.В. Об интерпретации параметров городищ // Оборинские чтения. Вып.4. Пермь, 2006. С. 57-64.
Мингалев В.В. Предварительные замечания по хронологии Пыштайнского II могильника (по материалам раскопок 2005 г.) // Пятые Берсовские чтения. Екатеринбург, 2006. С. 104-109.
Мингалев В.В. Программа «Открывающаяся земля» // Сетевая вариативная модель предпрофильной подготовке учащихся 7, 8, 9 классов на основе взаимодействия средней общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования учащихся. Пермь, 2006. С. 67-68.
Мингалев В.В. О возможности крещения коми-пермяков Святителем Стефаном Пермским // Коми-пермяки и финно-угорский мир: матер. межрегион. науч.-практ. конф. Кудымкар, 2005. С. 104-108.
Мингалев В.В., Шмуратко Д.В. Социальная дифференциация харинского населения (на примере Бродовского могильника) // Коми-пермяки и финно-угорский мир: матер. межрегион. науч.-практ. конф. Кудымкар, 2005. С. 100-104.
Мингалев В.В. Племя археологов: взгляд изнутри (анализ идентификации «Археолог») // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в ВУЗе, техникуме, школе. Т. 1. Пермь, 2005. С. 230-236.
Мингалев В.В. Миграция или трансмиссия (погребальный обряд на могильниках V-VII вв. в Прикамье) // Вопросы истории и культуры Пермского Прикамья. Усолье, 2005. С. 46-49.
Мингалев В.В. Разведки в окрестностях города Чайковска // Археологические открытия 2003. Москва, 2005.
Коробейников А.В., Мингалев В.В. Способ и приспособление для фиксации зенитного и азимутального угла столбовых ям в целях реконструкции построек // Матер. XXXVII Урало-Поволжской археол. студ. конф. Челябинск, 2005. С. 99-101.
Мингалев В.В. Старообрядцы в годы Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) // Религиозные организации и верующие в годы Великой Отечественной войны (К 60-летию Великой Победы). Пермь, 2005. С. 33-35.
Мингалев В.В. «Черные мифы» о старообрядчестве // Традиционная культура Пермской земли: К 180-летию полевой археографии в Московском университете, 30-летию комплексных исследований Верхокамья (Мир старообрядчества. Вып. 5). Ярославль: Ремдер, 2005.
Мингалев В.В. Монетные комплексы раннего средневековья Прикамья и Привычегодья. // Путями средневековых торговцев. Пермь, 2004. С. 39-46.
Брюхова Н.А., Мингалев В.В. Городище Посер //Оборинские чтения. Пермь, 2004. С. 80-85.
Мингалев В.В. Старообрядчество в Прикамье // Религия в изменяющейся России. Т. 1. Пермь, 2004. С. 19-29.
Исследовательские проекты и гранты
Опыт работы
В 1999 г. окончил историко-политологический факультет Пермского государственного университета (в настоящее время ПГНИУ), по специальности «история». Во время учебы в университете активно занимался исследовательской деятельностью в области археологии Прикамья и Приобья, на 3 курсе получил первый открытый лист на проведения самостоятельных (авторских) археологических исследований (разведок) на территории Приобья (Нефтеюганский и Сургутский район ХМАО).
В 1999 г. после окончания ВУЗа приглашен на должность археолога в Государственный Бородинский историко-культурный музей-заповедник, с 1999 г. по 2000 г. возглавлял археологическую службу музея, провел первое сплошное археологическое обследование территории музея-заповедника. В 2000 г. по семейным обстоятельствам был вынужден вернуться в Пермь. В 2000 г. прошел курсы пилотов–аналитиков при центре стратегических исследований Приволжского федерального округа, в 2000-2001 гг. работал по проекту центра стратегических исследований ПФО «Глубинная Россия» в Коми-Пермяцком автономном округе.
В 2001 г. начал работать педагогом дополнительного образования МОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми, возглавил кружок дополнительного образования «Школа юных археологов», руководил с 2003 г. по 2012 г. пермской археологической школьной экспедицией. С 2000 г. по 2001 г. работал лаборантом Научно-исследовательской части ПГУ. С 2001 по 2003 гг. занимал должность педагога-организатора ОБЖ и учителя истории и обществознания в МОУ «СОШ №67» (в настоящее время Гимназия №7). Активно занимался допризывной подготовкой молодежи и развитием патриотического воспитания в Мотовилихинском районе г. Перми, до сих является участником, организатором и экспертом в большей части мероприятий городского и районного уровня по развитию патриотического воспитания молодежи.
В 2004-2016 гг. работал в МБОУ «Лицей № 1» г. Перми в должности учителя истории и обществознания в классах социально-экономического и социально-правового профиля.
В 2001 г. вынужден был уйти из учебно-исследовательской части ПГУ в связи с научными разногласиями между ним и руководством Камской археологической экспедиции ПГУ.
С 2001 по 2014 гг. работал в качестве археолога в составе Камской археолого-этнографической экспедиции ПГПУ (в настоящее время ПГГПУ).
С 2004 г. по 2008 г. возглавлял лабораторию археологических и этнографических исследований ПГПУ. Занимался разработкой курсов "основы археологии", "история первобытного общества" и "военная история России" для ВУЗа.
В 2004 г. организовывает и проводит XI Уральскую археологическую школьную конференцию в г. Перми, единственную в нашей стране школьную археологическую конференцию, в которой принимают участие более 50 учащихся со всего уральского региона, занимающихся археологией.
В 2005 г. в рамках гранта НТП Рособразования № 11676 был одним из составителей электронного каталога музея «Археологии и этнографии Пермского Предуралья», кроме этого создал первую оболочку для электронного каталога. В этом же году активно участвует в мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи, посвященных 60-летию победы в Великой Отечественной войне: один из организаторов первого городского брейн-ринга по военной истории для школьников города Перми, проводит 4 городских проблемных круглых стола.
В 2005 г. принимает участие в конференции и в редактировании издания материалов посвященных роли религиозных организаций и верующих Прикамья в годы войны.
В 2006 г. Мингалев В.В. создает образовательную программу дополнительного образования детей клуба военно-исторической миниатюры «Гардарика», с 2007 г. детский клуб «Гардарика» объединяется с клубом военно-тактических игр «Каменный молот». В этом же году Пермский клуб входит в ассоциацию Уральских клубов настольных военно-тактических игр объединенных на форуме http://www.gamesworkshop.ru/. Мингалев В.В. по настоящее время является одним из руководителей объединенного клуба. Клуб объединяет любителей военно-исторической миниатюры и настольных военно-тактических игр Пермского края. Организует и проводит множество региональных и всероссийских мероприятий по настольным военно-тактическим играм. Из них ряд мероприятий становятся традиционными и на них съезжаются игроки со всей России и ближнего зарубежья – турнир «Апрельская капель», турнир «Каменный молот» и турнир «Малая война».
В 2006 г. принял участие во VII Всероссийском конкурсе авторских программ, программа «Открывающаяся земля» заняла 1 место.
В 2007 в рамках гранта НТП Рособразования РНП 2.2.3.1. 7936 «Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья как центр образовательно-исследовательской деятельности ВУЗа» был одним из авторов электронного пособия «Археологический атлас Пермского края». В данном проекте Мингалевым В.В. было написано 39 статей по археологическим памятникам и 3 обзорные статьи по археологическим эпохам, а также создана оболочка программы.
В 2007 г. в Перми проводится XXXIX Урало-Поволжская археологическая студенческая конференция (УПАСК) в г. Перми в конференции приняли участие студенты из 39 ВУЗов и академических организаций из 22 городов РФ, Мингалев В.В. входит в оргкомитет и редакционную комиссию по изданию материалов конференции.
В 2007-2008 гг. в рамках гранта НТП Рособразования РНП 2.2.3.1. 7936 «Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья как центр образовательно-исследовательской деятельности ВУЗа» руководил проведением экспериментов по археологизации и многофакторному процессуальному моделированию разнотипных кострищ и очагов, результатом стало создании базы данных археологизированных объектов и серия статьей. В экспериментах приняли активное участие студенты историки и школьники из ШЮА.
В 2007-2008 гг. принимает участие в конкурсе «Учитель года», занимает 2 место в своей номинации.
В 2009-2010 гг. занимался технической подготовкой издания электронного учебно-методического комплекса «Материальная культура древнего населения России. Часть 1».
В 2008 г. в качестве специалиста был приглашен в Федеральное Управление Россвязьохранкультуры по Пермскому краю на работу главным специалистом в сфере охраны культурного наследия. После прохождения повышения квалификации и сдачи экзаменов по «Организации надзорной деятельности в сфере массовых коммуникаций и сохранения культурных ценностей» и «Вопросам охраны объектов культурной деятельности и сохранения культурных ценностей» возглавил отдел «Государственной охраны объектов культурного наследия и сохранения культурных ценностей» Управления «Россвязьохранкультуры по Пермскому краю».
В 2008 г. принял активное участие в VII Всероссийском съезде органов охраны памятников истории и культуры в г. Вологде.
В 2009 г. аттестовался как федеральный эксперт по культурным ценностям со специализацией «Археологические материалы (Прикамье, от мезолита до раннего средневековья)». В связи с передачей части полномочий федеральных органов на региональный уровень, в том числе в сфере охраны культурного наследия, отдел был расформирован.
В 2009 г. был приглашен на должность заведующего филиалами Пермского краевого музея «Музей-Диорама «Вышка I» и Мемориальный дом-музей Н.Г. Славянова». Вошел в рабочую группу под руководством зам.директора ПКМ Т. Востриковой по написанию заявки на участие в грантовом конкурсе фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». В 2009 г. проект ПКМ «Лови Волну!» стал победителем в данном конкурсе в номинации «Технологии музейной экспозиции». Участвовал в создании и был одним из авторов экспозиции «История эмали» в Лысьвинском краеведческом музее, которая проходила в рамках реализации программы «Лысьва – территория культуры». В Мемориальном доме-музее Н.Г. Славянова Мингалев В.В. за 6 месяцев создал две экспозиции: «Пасхальные подарки» и «Будь готов!», посвященная 100-летию детского общественного движения в России. Экспозиция «Будь готов!» проводилась совместно с «Пермским скаутским центром» и музеем «Пионерская слава Прикамья». В этом же году Мингалевым В.В. была создана и реализована программа «Музыкальные вечера в доме Славянова», а в Музее-Диораме «Вышка I» начался капитальный ремонт. Под председательством Мингалева В.В. начала создаваться ассоциация школьных музеев г. Перми, в 2010 г. пост председателя ассоциации был передан Латышеву И. специалисту по паспортизации школьных музеев МОУДОД Детско-юношеского центра «Восхождение», до настоящего времени Мингалев В.В. является активным членом ассоциации и учредителем автономной некоммерческой организации «Ассоциация школьных музеев» (в стадии регистрации). В 2010 г. покинул по собственному желанию обе должности.
В 2009-2012 гг. занимал должность заведующего «Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья» Пермского государственного педагогического университета.
В 2009 г. в рамках празднования 10-летнего юбилея Межконфессионального комитета Пермского края, занимается редактурой сборника посвящённого Традиционным религиям Прикамья, статьи в который составляются представителями семи традиционных конфессий Прикамья.
В 2009 г. в рамках празднования 30-летия Школы юных археологов и Пермской школьной археологической экспедиции проводит встречу выпускников и издание сборника воспоминаний выпускников «Хранители наследия».
В 2010 г. приглашен на Форум лучших учителей города Перми, получает награду за активное участие в конкурсном движении.
В 2011 г. стал автором и организатором городской викторины по военной истории «Мы помним!», посвященной дням воинской славы России, викторина вызвала интерес со стороны школьного сообщества, в ней приняли участие 49 команд из 37 учебных заведений г. Перми.
В 2012-2016 гг. принимает участие в организации и проведении этапа по военной истории краевого дня призывника «Наша слава – Российская держава».
В 2012-2016 гг. принимает участие в организации и проведении военно-исторической интеллектуальной игры посвященной дням воинской славы России в рамках Краевого слета «Патриотов Прикамья».
С 2012 года по настоящее время работает старшим преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ - Пермь.
С 2012 г. активно принимает участие в деятельности кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь по привлечению абитуриентов. Участвует в реализации проекта «Гуманитарной гильдии».
С 2012 г. по настоящее время является активным участником всероссийского проекта «Одаренные дети», регулярно дает открытые занятия для учителей края и России. Разрабатывает дистанционные формы обучения для учащихся старших классов.
С 2013-2015 гг. был одним из разработчиков конкурса эссе «Principium», в течение трех лет руководил секцией посвященной кино.
В 2013-2014 гг. был одним из организаторов и членов оргкомитета школьной конференции «Проект Россия», успешно реализованной кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь.
С 2013-2014 гг. руководил разработкой проекта по созданию музея «Военной истории» на базе МБОУ «Лицей №1», который был открыт в июне 2014 г., как общественный музей.
В 2015-2016 гг. являлся директором музея «Военной истории».
С 2013 г. по настоящее время активно принимает участие в деятельности студенческого совета НИУ ВШЭ – Пермь, является одним из разработчиков ряда внеучебных мероприятий для студентов.
В 2014 г. разработал новый формат олимпиады по истории для школьников Пермского края, проведенной в НИУ ВШЭ – Пермь в этом же году. В 2015 г. предложенный герменевтический подход был использован для социально-гуманитарной олимпиады для школьников "Загадка Сфинкса".
В 2014-2015 гг. являлся председателем комиссии международного конкурса учительского мастерства «Профи-край», разработал задания по обществознанию для международного конкурса учительского мастерства «Профи-край».
В 2015 г. разработал и провел первые дебаты для школьников Пермского края «Слово за слово».
2015-2017 гг. регулярно проводит дебаты для школьников Пермского края "Слово за слово".
С 2013 г по 2015 г. организовывал студенческую конференцию социально-гуманитарного профиля «Symposium Alumni» НИУ ВШЭ – Пермь, а так же был редактором сборника к этой конференции.
Информация*
- Общий стаж: 22 года
- Научно-педагогический стаж: 13 лет
- Преподавательский стаж: 13 лет
Опубликовано на сайте
Основное место работы, должность
Кафедра гуманитарных дисциплин Пермского филиала НИУ ВШЭ, старший преподаватель.
Образование
В 1999 г. закончил историко-политологический факультет ПГУ (в настоящее время ПГНИУ), специальность «история».
‘Rediscovering Russia’: HSE Students Create a Development Strategy for the Priklonsky-Rukavishnikov Estate
In mid-July 2024, 18 students from various HSE campuses (Perm, Nizhny Novgorod, Saint Petersburg, and Moscow) participated in an expedition to Nizhny Novgorod Oblast to develop elements of a promotional strategy for the Priklonsky-Rukavishnikov estate. This project was conceived as part of the School of Snow 3.0 inter-campus expedition and was the winner of the ‘Rediscovering Russia’ competition. We’d like to share the results of the expedition as well as the impressions of the participants.
«Открывая Россию заново»: студенты Вышки подготовили стратегию развития территории усадьбы Приклонских-Рукавишниковых
В середине июля 18 студентов всех кампусов Вышки – Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы – отправились в экспедицию в Нижегородскую область для разработки элементов стратегии продвижения усадьбы Приклонских-Рукавишниковых. Проект был придуман в рамках межкампусного выезда School of snow 3.0 и стал победителем конкурса «Открываем Россию заново». Рассказываем об итогах экспедиции и делимся впечатлениями участников.
Лес, движение, смех, костер, преподаватели, студенты – пермскую Вышку сплотила «Зарница»!
17 мая студенты, преподаватели и сотрудники пермской Вышки объединились, чтобы выяснить кто «умнее, выше, сильнее» в игре «Зарница». Тим-билдинг с дружеской атмосферой помог участникам сплотиться и стать единой командой.
Рейтинг книг Виталия Мингалева
Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, академический руководитель образовательной программы «История» Виталий Мингалев поделился своим списком для чтения и порекомендовал интересные книги, которые вдохновили его.
Студенты-историки на раскопках нашли керамические сосуды, которые помогут установить, чем питались древние жители края
Студенты бакалаврской программы «История» НИУ ВШЭ – Пермь вернулись с археологических раскопок. В течение двух недель ребята совместно со студентами из ПГНИУ вели работу на Малослудском городище и в его окрестностях. Студентам удалось найти три развала керамических сосудов, которые помогут определить, чем питались древние жители Пермского края. Химики ПГНИУ проведут необходимые для этого анализы.
«Пермский диктант позволил вспомнить богатую историю Перми»
25 апреля в НИУ ВШЭ – Пермь прошла региональная просветительская акция «Пермский диктант», организованная Государственным архивом Пермского края. 28 студентов кампуса оценили знания истории города. Их спрашивали о культуре и образовании, об исторических деятелях, о быте. Студенты поделились впечатлениями о мероприятии и отметили важность изучения истории своего города.
Виталий Мингалёв: «Изучение языка будет растворено в освоении истории и культуры восточноазиатского региона»
На образовательной программе «История» пермского кампуса НИУ ВШЭ в следующем учебном году появится новый профиль – «Историческая ориенталистика». Студенты будут изучать восточные языки, смогут углубиться в историю и культуру восточноазиатских регионов. Мы поговорили об изменениях на программе с академическим руководителем Виталием Мингалёвым.
Василий Ян и Умберто Эко, Лев Клейн и Алексей Юрчак
Виталий Мингалев и Михаил Манокин о книгах, интересных и полезных
Студенты НИУ ВШЭ – Пермь создают виртуальный музей Соликамского тракта
В этом году должно начаться строительство нового здания художественной галереи на территории завода Шпагина. Данная местность входит в территорию объекта археологического наследия «Егошихинский завод и посёлок», поэтому сейчас здесь идут археологические работы. Студенты программы «История» пермского кампуса НИУ ВШЭ занимаются сохранением и анализом найденного материала. Студент магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» Валерий Кельсин провел для нас экскурсию в лаборатории проекта.
«Археологический детектив "Пермские некрополи"»
О забытых некрополях на территории Перми, особенностях «криминалистической» работы археологов и неожиданных находках рассказал старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Виталий Мингалев на открытой лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу». Публикуем запись.
Марафон Homo Digitus: цифровая трансформация общества
Социально-гуманитарный факультет НИУ ВШЭ – Пермь провел 4-х дневный марафон Homo Digitus — 2021. Преподаватели и студенты пермского кампуса обсудили трансформации общества и гуманитарных наук, эксперты провели мастер-классы по использованию цифровых инструментов для анализа и визуализации данных и рассказали об опыте реализации научных и прикладных проектов в области Digital Humanities. Публикуем видеозаписи мастер-классов!
Виталий Мингалев проведет цикл лекций для студентов КФУ
18-19 марта старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Виталий Викторович Мингаелев совершит поездку в Казань, где прочтет цикл лекций в Археологическом кружке Казанского Федерального Университета.
НИУ ВШЭ — Пермь и Институт археологии Академии наук республики Татарстан подписали соглашение о сотрудничестве
Студенты образовательной программы «История» уже проходят онлайн-практику в Институте археологии им. А.Х. Халикова и получили доступ к одной из самых лучших геоинформационных систем объектов культурного наследия.
'Online Learning Is Something New That Is Changing Me—And the World'
Vitaliy Mingalev, Senior Lecturer at the Sociology and Humanities Faculty of the HSE campus in Perm, has taught for almost 20 years in various higher educational establishments in town, as well as at schools, lyceums and continuing education centres. Nevertheless, the total shift to online education has been a new teaching experience for him. He shared his thoughts about the new format with the portal’s news service.
«Онлайн-обучение — нечто новое, меняющее меня и мир»
Старший преподаватель социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ — Пермь Виталий Мингалев в профессии почти 20 лет, работал в разных вузах города, школах, лицее и в сфере дополнительного образования. Но полный переход на онлайн-формат в условиях карантина стал для Виталия Викторовича новым опытом в преподавании. О личных практиках дистанта он рассказал новостной службе портала.
«Переход всего университета в онлайн-формат прошел достаточно быстро и безболезненно»
О том, как происходил переход на онлайн-обучение в Пермском кампусе НИУ ВШЭ, какие впечатления от дистанционного формата у преподавателей, в интервью порталу «Звезда» поделились заместитель директора Екатерина Загороднова и старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Виталий Мингалев.
Цифровое образование и пандемия коронавируса
Как выжить в условиях дистанционного обучения и получать от этого удовольствие? Какие онлайн-платформы можно использовать? В чем их плюсы и минусы? Об этом и многом другом рассказал на вебинаре преподаватель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» Виталий Мингалев. Публикуем запись.
Speed-dating, мастер-классы, дискуссия об аналитиках: в НИУ ВШЭ – Пермь прошел день открытых дверей магистратуры
28 ноября в пермском кампусе Высшей школы экономики состоялся день открытых дверей магистратуры в новом формате. Будущие абитуриенты смогли в неформальной обстановке пообщаться с академическими руководителями, понять, чем друг от друга отличаются аналитические магистерские программы и посетить мастер-классы других направлений.
«Теперь я понимаю, как важно развивать направление цифровых наук в гуманитарных дисциплинах»
Как сдать ЕГЭ по истории? Что такое Digital Humanities? Почему так важно уметь работать с «цифрой» в гуманитарных науках? Ответы на все эти вопросы учащиеся 10-11-х классов смогли узнать на Осенней школе «Моя большая история», которая состоялась 10 ноября в НИУ ВШЭ – Пермь.
В пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся первый семинар по цифровой гуманитаристике
Digital Humanities (DH) или цифровые гуманитарные науки — новое научно-практическое направление на стыке цифровых технологий и гуманитарных дисциплин. 7 и 8 ноября в пермском кампусе Высшей школы экономики при поддержке академического резерва состоялся первый межкампусный семинар «Практики Digital Humanities: методы и инструменты».
«Вышка — это космос!»: в НИУ ВШЭ – Пермь состоялся большой день открытых дверей
В воскресенье, 22 сентября, в пермском кампусе Высшей школы экономики состоялся большой день открытых дверей. Презентация образовательных программ бакалавриата, общение с академическими руководителями и студентами Вышки, мастер-классы для школьников и их родителей: рассказываем, как прошло мероприятие и делимся отзывами будущих абитуриентов.
Сенсационная практика студентов-историков НИУ ВШЭ — Пермь
Этим летом студенты-историки трех кампусов Вышки — Москвы, Санкт-Петербурга и Перми — участвовали в масштабных раскопках в Смоленске и Великом Новгороде. Археологическая практика позволила студентам сделать уникальные находки.
В Вышке прошла студенческая «Битва умов»
15 февраля в Высшей школе экономики в Перми состоялся интеллектуальный турнир «Битва умов». Студенты проверяли свои знания, логику, память и скорость. За звание самой сильной команды сражались «Мандарин», «Dream team», «2+3», «Истиклол» и «Оранжевая шестерка».
Как визуализировать историю, сдать ЕГЭ и ничего не бояться: смотрите запись Зимней исторической школы в Вышке
27 января в НИУ ВШЭ — Пермь прошла Зимняя школа «Визуализация истории» для старшеклассников.
«Всего за один день в Вышке мы узнали главные секреты успешной сдачи ЕГЭ»
В воскресенье, 9 декабря, в Пермском кампусе Высшей школы экономики прошла Зимняя школа «Готовимся к ЕГЭ вместе» для учащихся 10-11-х классов. Старшеклассники научились решать проблемные задания в тестах, а также узнали лайфхаки успешной сдачи экзамена.
«Буду рекомендовать этот лагерь всем, кто хочет поступить в Пермскую Вышку»: завершилась совместная смена НИУ ВШЭ — Пермь и всероссийского профильного лагеря «Дерзание»
С 15 по 28 августа на базе отдыха «Снегири» состоялась вторая совместная смена Пермского кампуса Высшей школы экономики и всероссийского профильного лагеря «Дерзание».
«Межкампус 2018»
21 апреля одновременно во всех кампусах НИУ ВШЭ прошел турнир по «Что? Где? Когда?» под названием «Межкампус».
Фестиваль ARTFEST 2017: Литературный вечер стал «a pill for our heart»
9 ноября студенты разных курсов и направлений собрались на ежегодный литературный вечер в рамках студенческого фестиваля ARTFEST, тема мероприятия была определена как «A Pill for our heart». Тематики, выбранные чтецами, были крайне разнообразны: любовь, природа, история – прочтение одного стихотворения сменялось другим.
Завершилась археологическая практика студентов-историков
С 31 июля по 20 августа студенты 1 и 2 курсов образовательной программы «История» НИУ ВШЭ-Пермь проходили археологическую практику на городище и курганном могильнике Кала-Урын в Пермском крае.
Серия мастер-классов и лекций для абитуриентов, день 4: IT и исторические стереотипы
17 июля академический руководитель образовательной программы «Бизнес-информатика» Шестакова Лидия Валентиновна и преподаватель социально-гуманитарного факультета Мингалев Виталий Викторович провели мастер-классы в рамках приемной кампании – 2017.
«Самое главное – получить удовольствие от игры!»
На прошлой неделе стартовал III Турнир по дебатам для школьников «Слово за слово», организованный социально-гуманитарным факультетом Вышки. Нам удалось пообщаться с Виталием Викторовичем Мингалевым, старшим преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин и главным идейным вдохновителем мероприятия.
Третий Турнир по блиц-дебатам "Слово за слово" открыт!
15 октября в Высшей школе экономики состоялось открытие третьего Турнира по блиц-дебатам для школьников Пермского края «Слово за слово». В мероприятии приняли участие 47 команд из 6 городов края: Пермь, Березники, Кунгур, Нытва, Чайковский и Добрянка.
От археологической практики – к научным открытиям
С 24 по 27 августа прошел международный полевой симпозиум, посвящённый 120-тилетнему юбилею исследований Гляденовского костища. На нем выступили с совместным докладом Мингалев Виталий Викторович, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, и Астафуров Владислав, студент 3 курса направления «История».
"Поучаствовать в археологических раскопках - это как попасть в другое измерение" - рассказываем об итогах практики студентов-историков
Лето – это маленькая жизнь. Надеемся, для вас оно было таким же незабываемым, как для студентов-историков 2 курса, побывавших на археологической практике. Мы расспросили ребят, каково это – быть археологом, а об итогах практики подробно рассказал её руководитель – старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, лучший преподаватель 2016 года Виталий Викторович Мингалёв.