Танис Кристина Александровна
- Доцент, Научный сотрудник: Факультет гуманитарных наук / Школа философии и культурологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025, 2023–2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022–2023, 2021–2022)
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Советское кино (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Советское кино (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Экономика советской киноиндустрии (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экономика советской киноиндустрии (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экономика советской киноиндустрии (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экономика советской киноиндустрии (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- New Cinema History: советский кинопрокат и его публика (1940-1991) (Майнор; где читается: Научные подразделения; 1, 2 модуль)рус
- New Cinema History: советский кинопрокат и его публика (1940-1991) (Дисциплина общефакультетского пула; 1 модуль)рус
- Советская художественная и интеллектуальная культура (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)рус
- Экономика советской киноиндустрии (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экономика советской киноиндустрии (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Экономика советской киноиндустрии (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- New Cinema History: советский кинопрокат и его публика (1940-1991) (Майнор; 1, 2 модуль)рус
- Film Industry in Soviet and Modern Russia: Production, Distribution, Viewership (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Советская художественная и интеллектуальная культура (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)рус
- Современная массовая культура (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Эксперименты в кино (Дисциплина общефакультетского пула; 4 модуль)рус
- Эксперименты в кино (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Film Industry in Soviet and Modern Russia: Production, Distribution, Viewership (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Искусство и автономизация личности в массовом обществе: от модернизма к постмодернизму (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2 модуль)рус
- Культура повседневности (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Культура повседневности (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Советская урбанистическая модернизация (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)рус
- Советская художественная и интеллектуальная культура (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)рус
- Советские культурные политики и культурные революции (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)рус
- Становление новой эстетической парадигмы: модернизм и идея автономного искусства (1880—1950) (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1 модуль)рус
- Человек советский (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1, 2 модуль)рус
Конференции
- 2024
New Europe College Seminar (Бухарест). Доклад: Translocations of the Second World War: The Case Study of Trophy Films in the USSR
Художественная культура советского периода: советское искусство за рубежом – зарубежное искусство в советской России (Москва). Доклад: К исследованию кинопамяти советских зрителей о зарубежном кино
XV международная конференция «Культура в эпоху цифровизации» (Москва). Доклад: Цифровые методы в истории советского кино: платформа «Кинофикация»
- 2023
Writing a Decentred and Entangled History of Cinema-Going. Epistemological and Methodological Issues (Париж). Доклад: Spending Free Time in Postwar Moscow: Patterns and Time Scales of Film Exhibition (1946-1955)
- 2022
HoMER 2022 Annual Conference (Рим). Доклад: POPSTAT and Film-Programming in Moscow Cinema Theaters (1947-1950)
- 2021
2021 ASEEES Virtual Convention (ZOOM). Доклад: POPSTAT vs Box Office: How to Measure the Popularity of Trophy Films in Moscow Cinema Theatres (1947-1950)
2021 ASEEES Virtual Convention (ZOOM). Доклад: Chair and Discussant of the panel "Contemporary and Popular Culture in Russia and the Former Yugoslavia"
- 2020
Cultures Visuelles: Histoire Croisee Du Regard Sovietique (Париж). Доклад: Tarzan, Trophy Films and Soviet History: from De-Stalinization to Perestroika
Movie Theatres in Wartime: Comparative Research on Film Distribution and Exhibition During World War II (ZOOM). Доклад: Moscow Film Distribution in Wartime
- 2019
Устная история Великой Отечественной войны: практики создания и интерпретации (Москва). Доклад: К реконструкции советской кино-культуры 1940-1950-х годов: методы и перспективы устной истории в киноведении
Graduate Student Seminar in Soviet History (Москва). Доклад: “This Film Was Captured as a Trophy…»”: to the International Context of Trophy Films
V Baltic Sea Region Film History Conference. Cooperation and Co-creativity in/between Cinemas of the Baltic Sea Region (Вильнюс). Доклад: Soviet Spectators and "Trophy Films" after WWII: Western cinematic products through the Soviet optics
Translocations. Historical Enquiries into the Displacement of Cultural Assets (Берлин). Доклад: Screening of the film "Geheimnis Tibet"
- 2018
The Afterlives of National Socialist Film (Потсдам). Доклад: Perception of National Socialist Films in the Soviet Union after the Second World War
Эго-документы и личные архивы: от индивидуального к коллективному (Санкт-Петербург). Доклад: Феномен трофейного кино: ‘вопиющий документ’ и ‘окно во внешний мир’
Film Distribution, Exhibition and Consumption in the Second World War (Лёвен). Доклад: Secret Tibet in the USSR after World War II: between Nazi and Soviet Propagandas
Young Russian Scholars in Helsinki (Хельсинки). Доклад: Trophy Films in the USSR in the 1940s and 1950s: History, Ideology and Perception
Международный форум молодых исследователей советской и постсоветской истории и культуры (Москва). Доклад: Рецепция трофейного кино в советском и постсоветском пространстве: к вопросу о культурной памяти
- 2017
VI Международная научная конференция «Кино и капитал» (Санкт-Петербург). Доклад: Трофейное кино в контексте советско-американских стратегий кино-экспорта: между кассой и идеологией
Summer Institute on Conducting Archival Research (Вашингтон). Доклад: Trophy Films in the USSR in the 1940s and 1950s: History, Ideology and Pereception
Grafting the Self (Нью-Джерси). Доклад: Hollywood Pictures and Shaping the Self during Late Stalinist Era
Новый взгляд на соприкосновение и взаимодействие германской и российской истории 19-20 веков в глобальном контексте (Гейдельберг). Доклад: Трофейное кино в контексте советской и немецкой моделей кинопроката: сравнительный анализ
- 2016
Культура и власть в СССР: 1920-е–1950-е гг. (Санкт-Петербург). Доклад: "Кинотеатр стал не формой воспитания, а коммерческой увеселительной организацией": послевоенная система кинопроката, трофейное кино и советский зритель
Проекты
2024-2025: руководитель проекта № 24-28-01068, «Советский кинозритель в транснациональной перспективе: трансформация практик проката, показа и восприятия кино в 1920-1980-е гг.», реализуемого за счет гранта Российского научного фонда (малые научные группы).
2021-2022: участница научно-учебной группы «Междисциплинарные и экспериментальные формы изучения социального времени в СССР»
Опыт работы
2018: Европейский университет в Санкт-Петербурге, лаборант
2019-2020: Музей истории ГУЛАГа, научный сотрудник (SMM)
2019-2023: Институт советской и постсоветской истории ВШЭ, научный сотрудник
"Ликвидация: институциональные, дискурсивные и практическое формы прекращения деятельности, уничтожения и окончательного расчета в СССР"
29 и 30 июня прошел совместный воркшоп Института советской и постсоветской истории (ИСПИ) и Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ)
В ИСПИ состоялась Международная научная конференция «Национальные отношения в СССР: политика и повседневность»
Конференция прошла 21 октября 2022 в смешанном формате (очно и на платформе ZOOM)
POPSTAT и репертуар московских кинотеатров: доклад участников НУГ на конференции в Риме
Участники нашей научной группы: Кристина Танис, Анастасия Балыкова и Иван Карнаухов – 7 июля выступили с докладом «POPSTAT and Film-Programming in Moscow Cinema Theaters (1947–1950)» на конференции «HoMER Network (History of Moviegoing, Exhibition and Reception)», проводившейся 4-8 июля в Риме (Италия).
Участники научно-учебной группы посетили подготовительный семинар в преддверии воркшопа «Linking Cinema Data»
8 июня участники научно-учебной группы посетили подготовительный семинар в преддверии воркшопа «Linking Cinema Data»
Кристина Танис выступила составителем блока в журнале «Новое литературное обозрение»
Блок публикаций «Советский кинозритель и New Cinema History» включает в себя 4 статьи, рассматривающие зрительские практики в истории советского кинематографа.
«Разгром немецких войск под Москвой»: история фильма, который принес СССР первый «Оскар»
Старший научный сотрудник Института, историк кино Кристина Танис выступила в числе консультантов спецпроекта«Коммерсанта» «Ъ»
Курс майнора "New Cinema History: советский кинопрокат и его публика (1940-1991)" получил высокие оценки от студентов
По резутатам СОП, дисциплина названа лучшей сразу по двум критериям - «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»
Капсулы времени, утопические горизонты, гетерохронность советского опыта...
Научно-учебная группа «Междисциплинарные и экспериментальные формы изучения социального времени в СССР», существующая при Институте, завела собственный Youtube-канал, где уже выложены первые видеозаписи прошедших публичных семинаров.
«Прошлое не уходит. Оно даже не становится прошлым»
В Высшей школе экономики на базе Центра истории и социологии Второй мировой войны создан Институт советской и постсоветской истории. О новом институте новостной службе портала рассказал директор Института и руководитель Центра, доктор исторических наук, профессор Олег Будницкий.
Трофейное кино, American values и media reception studies
Интервью Кристины Танис в новом выпуске подкаста Den of Rich
Итоги кампании академических надбавок 2021 года в Школе философии и культурологии
Подведены итоги кампании 2021 года по академическим надбавкам (за исключением надбавки 1 уровня, результаты по которой будут объявлены в августе). По итогам кампании надбавка 3 уровня на 1 год назначена следующим сотрудникам нашей школы:
«Брат», «Грек Зорба», «Похитители велосипедов», «Секретное досье»
Станислав Миловидов и Кристина Танис – о впечатливших их кинолентах
НУГ «Междисциплинарные и экспериментальные формы изучения социального времени в СССР»
На базе Международного центра Второй мировой войны начала работу научно-учебная группа по изучению советского темпорального воображения и политики управления временем в СССР в 1920 – 1980-е гг.
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий на "Ярмарке лабораторий"
"Ярмарка лабораторий" прошла в рамках Фестиваля науки Вышки "Zoomer"
Вышел новый том Архива еврейской истории
Редактор и автор предисловия - директор Центра Олег Будницкий
Возвращение трофейного кино: актуализация послевоенного опыта в мемуарных дискурсах 1980-2000-х годов
В журнале "Новое литературное обозрение" (2020, № 165) опубликована статья начуного сотрудника Международного Центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Кристины Танис
Кристина Танис защитила кандидатскую диссертацию
28 сентября в Государственном институте искусствознания состоялась защита кандидатской диссертации по специальности «Теория и история культуры» младшего научного сотрудника Центра Кристины Танис.
Лагерные псалмы, игрушки для НКВД и метео-чертик: евреи в ГУЛАГе
О том, как сталинские репрессии меняли судьбы советских евреев и как заключенные в лагерях сохраняли свою национальную идентичность в материале для Arzamas, подготовленном Кристиной Танис (сотрудник Центра) и Ильей Удовенко (Музей истории ГУЛАГа).
Цикл лекций «Сталинизм и война»
Международный центр истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий открывает цикл лекций в Музее истории ГУЛАГа
Выступление Кристины Танис в Национальном институте истории искусства в Париже
Мероприятие прошло в рамках серии семинаров « Cultures Visuelles : Histoire Croisee Du Regard Sovietique»
Благодарность от Россотрудничества
Федеральное агентство «Россотрудничество» выразило благодарность сотрудникам Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и её последствий Ирине Махаловой и Кристине Танис за прочтение научно-популярных лекций в Российских центрах науки и культуры.
Выступление Кристины Танис в Российском центре науки и культуры в Брюсселе
Лекция «Таинственный Тибет»: переосмысление культурных ценностей» была посвящена кинематографии Третьего Рейха, а также судьбе нацистского трофейного кино в СССР
Inane Things with a Taste of Freedom
Hollywood movies during the Cold War
Глоток свободы из безыдейной вещицы
Голливудские фильмы в контексте Холодной войны
Russian and French Scholars Present Research on Soviet History at Graduate Seminar
The International Centre for the History and Sociology of World War II and its Consequences at HSE University held a Graduate Student Seminar in Soviet History together with Sciences Po (France) on June 17 – 18, 2019. HSE News Service spoke with participants and instructors of the seminar, which examinedthe impact of WWII on the Soviet Union and surrounding regions, as well as aspects of the Soviet system from Stalin up to the 1980s.