• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Группа компаний «Абрау-Дюрсо» является одним из лидеров российского рынка виноделия. Над сохранением и укреплением позиций работает бренд-менеджер марки, выпускница программы повышения квалификации Вышки Татьяна Бабина. В интервью «Конструктору успеха» она рассказала, почему выбрала НИУ ВШЭ, зачем состоявшемуся специалисту нужно продолжать учиться и чье мнение по части дегустации самое главное в компании.

— Ваше базовое образование — менеджмент, почему выбрали его?

— Я выбрала менеджмент как широкую образовательную платформу, но работа в маркетинге была моей детской мечтой. Отлично помню, как на ТВ появилась первая реклама, и почему-то маркетинг в моем воображении был связан именно с ней. Создавать красивые образы, слоганы, делать продукт любимым людьми — все это казалось чем-то фантастичным и нереально сложным. Я начала работать в сфере международных отношений и PR, но вскоре осознала, что именно маркетинг объединяет все, что мне нравится, — креатив, аналитику, коммуникации. И захотела чуть скорректировать профессиональный трек, выбрав лучшую на тот момент программу повышения квалификации — в Вышке. Здесь мне дали совершенно новый взгляд на то, чем я занималась и что мне предстояло делать.

— Почему первого образования оказалось недостаточно для карьеры?

— Первое образование ты выбираешь в 17 лет, руководствуясь своими способностями или ролевыми моделями. Мне нравилось все: математика, история, языки, социология, поэтому я не смогла сделать точечный выбор и получила максимально общее образование в сфере международных отношений. Да, потом мне пришлось дополнительно учиться, но это и правильно: получать образование каждые 3–5 лет — золотой стандарт для маркетолога.

— Почему вы выбрали программу Вышки?

— Мне хотелось учиться в одном из топовых университетов, потому что в свое время мне не хватило одного балла, чтобы поступить в МГУ. Наверное, у меня был незакрытый гештальт на эту тему. Кроме того, Вышка известна тем, что дает прикладное образование. На тот момент я уже работала, у меня не было времени и желания тратить 4–5 лет жизни на очную учебу в университете, я искала краткосрочную программу, хотела, чтобы меня сразу погрузили в практический маркетинг и брендинг.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

В то время я трудилась в пиаре, у меня все больше расширялся пул маркетинговых задач. Мне требовались знания и инструменты для запуска и продвижения продуктов.

Я без раздумий выбрала программу ВШЭ, взяла перерыв в работе и уехала в Южную Америку, чтобы перезагрузиться. Вернулась я как раз к началу курса в Вышке, полная сил и вдохновения

Мне кажется, это одна из причин, почему мне было так интересно учиться, рекомендую!

— Что нового и революционного эта программа принесла в вашу жизнь и работу?

— Вышка помогла мне найти работу моей мечты, получить милый сердцу первый опыт в бренд-менеджменте. У меня была давняя идея попасть в алкогольную компанию, это на тот момент считалось довольно престижным и высокооплачиваемым, при этом требовало широкого кругозора и креатива. И я решила, что смогу.

В 2012 году, по окончании курса в Вышке, я действительно устроилась в такую компанию. На собеседовании мне дали большой тест, который на 80% состоял из вопросов, месяц назад изученных в Вышке. Так я получила позицию Junior Brand Manager, хотя именно в брендинге у меня не было никакого опыта. Потом меня ждали три с половиной года очень насыщенной работы, которые дали мне уникальное прикладное подкрепление полученных знаний, карьерный и финансовый рост, первые достижения и очень крутые кейсы.

Затем я работала в нескольких FMCG-компаниях (fast moving consumer goods — товары повседневного спроса: продукты питания, бытовая химия, товары личной гигиены и т.д. — Ред.), а в 2019-м занялась игристыми винами. В промежутке получила full-time МВА в Испании.

— Зачем вам понадобился уровень МВА?

— Мне хотелось двигаться вперед. Я страстно люблю учиться. Это задает определенный ритм: отучилась в вузе, поработала, посетила курсы, выучила испанский язык, окончила Вышку, прошло несколько лет — и уже хочется чего-то еще. Я понимала, что достигла потолка в карьере, хотелось двигаться дальше, взглянуть на бизнес под новым углом. С этим настроением я довольно быстро пришла к убеждению, что мне нужен уровень МВА.

Было любопытно попробовать именно зарубежное образование, обзавестись новыми связями, более широким взглядом на работу компании. Европа мне ближе по духу, чем, скажем, США. Испания привлекла меня, потому что программа преподавалась на английском, при всей престижности университета была доступна по цене, а благодаря знанию испанского у меня не было языкового барьера в стране. И это все в сердце Европы, где 360 дней тебя окружает солнце, путешествия, вкусная еда и вино, а также мультикультурная среда в самом центре безумно красивого города. Я провела в Мадриде год и не только выросла профессионально, но и существенно прокачала свои soft skills за счет огромного объема работы в группах и неформального общения.

— Что изменило это образование?

— С точки зрения карьеры это одно из дополнительных преимуществ на собеседовании. И конечно, хороший задел для карьерного роста на будущее.

Уровень МВА работает в первую очередь на тебя, потому что здорово структурирует мозги, ты начинаешь по-другому смотреть на бизнес-процессы

Сейчас я более комплексно смотрю на проекты, что позволяет находить решения в смежных плоскостях: предлагать источники экономии в логистике и производстве, ускорять процессы, делегировать и мыслить вне шаблонов, think out of the box, как постоянно повторяли на MBA. Понимание специфики не только своей, но и чужой работы позволяет стать мультисистемной единицей, которой, по сути, и должен быть маркетолог. На мой взгляд, бренд-менеджер объединяет все функции компании, чтобы родился новый продукт, а существующий стал более интересным. Его задача скорее агрегирующая, продюсерская, и понимание других функций очень помогает.

— Почему вас привлекла отрасль FMCG?

— Я с 2012 года работаю в FMCG, мне очень комфортно в этой среде. Я обожаю запуски новых продуктов, приятно видеть их на полке через несколько месяцев работы. К примеру, в машиностроительной сфере жизненный цикл продукта составляет лет 20 с момента, как его начинают разрабатывать, выводят на рынок, запускают в продажу, потом дорабатывают.

 

  22 439 тонн

составил объем обработанного в «Абрау-Дюрсо» винограда в 2021 году

 

Маркетологу очень сложно в таких условиях сохранять чувство принадлежности и сопричастности, а для меня это важнейшая составляющая работы. В FMCG все очень динамично, именно туда приходит максимум инноваций в продуктах, упаковке, рекламе. А работая в компании-производителе, не только с импортным портфелем, менеджер имеет больше рычагов влияния и на продукт, и на способы его продвижения. Для маркетолога или пиарщика это отличная школа.

— Как вы попали в компанию «Абрау-Дюрсо» и чем она интересна?

— Я пришла в компанию стандартным путем — через hh. На интервью оказалась на одной волне с руководителем, его заинтересовали мои компетенции и личностный профиль, а мне подошел функционал, репутация и возможности, которые предлагала позиция. Игристое — это красиво, это продукт настроения, который дарит радость. Это эмоции, с которыми интересно работать. Ну и поездка в Абрау-Дюрсо стала очень вдохновляющим опытом. Это невероятное место, куда хочется возвращаться.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

Компания обладает уникальной историей, основное производство уже более 150 лет находится в селе Абрау. В группе компаний есть и другие заводы, но именно игристое рождается здесь. В Москве расположены продажи, маркетинг, магазины, ресторан, управляющая компания, не связанная с производством. Несмотря на масштабы бренда, у нас в компании все по-семейному, нет огромных представительских функций в Москве, зато есть очень красивая база в Абрау-Дюрсо, куда мы с удовольствием приезжаем, там заряжаешься энергией красоты.

— В вашей компании есть официальный главный ценитель вин?

— Наш главный винодел приехал из Франции и долгое время работал в Шампани. В компании есть собственная команда энологов, технологов и амбассадоров, которые отвечают за дегустации и за представление нас на мероприятиях. Я сама окончила курсы сомелье, и это очень помогает как в работе, так и за ее пределами. Конечно, мы тесно взаимодействуем с профессиональным сообществом ценителей вин, участвуем в конкурсах и сами проводим мероприятия, встречи и многое другое. За годы работы компания вышла на высокую ступень нетворкинга с профессиональным винным сообществом, которое стало частью нашего актива.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

Через работу со звездами и видными виноделами мы попадаем на международный уровень независимого мнения. Мы тесно взаимодействуем с винными гидами, СМИ и блогерами, что также не исключает личный контакт и позволяет нам повышать уровень доверия к продукту через мнение профессионалов в индустрии.

— Как инновации затронули вашу индустрию?

— Как ни странно, мы одними из первых пережили цифровизацию с введением системы учета ЕГАИС, когда можно отследить каждую бутылку, которую ты купил, понять, кто, где и когда ее сделал. Проверить покупку вы можете просто с помощью своего мобильного телефона. Аналогичные процессы сейчас происходят с водой в бутылках и другими продуктами, такой глобальный учет влияет на бизнес-процессы, используется дополнительная маркировка при производстве. Абрау-Дюрсо продает около 50 млн бутылок в год, это большое количество, поэтому производство постоянно развивается, оснащается новым оборудованием и технологиями. В такой динамичной среде хочется расти самому.