О проекте
«Конструктор успеха»
Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.
Россия для многих иностранцев остается регионом экстремального туризма. Выпускники Вышки — Анастасия Ефимова и Алексей Чичварин — открыли на Мясницкой улице Brick Design Hotel не только как бизнес, но и как проект, меняющий стереотипы восприятия нашей страны гостями. Они рассказали, почему после Вышки легко заниматься бизнесом, чем грозит ремонт памятника архитектуры, почему иностранцам нравятся фермерские продукты на завтрак и как извлечь выгоду из кризисной ситуации.
Как появилось желание открыть отель?
Анастасия: Мы много ездили по миру и нас всегда привлекали нестандартные отели, сделанные с большим вкусом. Было странно, что в России таких практически нет. К тому же мне всегда нравилось принимать гостей. Например, во время учебы в Вышке все друзья постоянно собирались именно в моем доме, хотя в те годы я жила очень далеко от центра. Отель смог соединить все мои интересы — любовь к пространству, дизайну, гостеприимству.
То есть этот бизнес возник не случайно?
Анастасия: Да, идея появилась много лет назад. В моей домашней библиотеке собраны десятки книг, связанных с отелями. Меня всегда привлекали именно общественные пространства. Но в отеле, в отличие от, скажем, ресторана или офиса, есть место для эксперимента и свободы творчества. Интерьер не обязательно должен быть функциональным. Я сейчас скажу странную фразу, но уверена, что в гостиницах не должно быть уютно. Уютно может быть дома. А когда ты приезжаешь в отель, ты должен переживать новый опыт.
Система образования в Вышке построена таким образом, что любого выпускника можно назвать потенциальным бизнесменом
Анастасия, по образованию вы — политолог. Работали по специальности после Вышки?
Анастасия: Нет, так сложилось, что после окончания института я сразу ушла работать в девелопмент. Преимущество Вышки в том, что там не просто обучают профессии, а учат системно подходить к любому делу, которым ты занимаешься.
Алексей: Именно так. Поэтому все выпускники — не только специалисты в области политологи, но и сильные менеджеры, имеющие возможность реализовать себя в абсолютно разных областях. Сама система образования в Вышке построена таким образом, что любого выпускника можно назвать потенциальным бизнесменом.
Анастасия: На каждом крупном факультете университета всегда была экономика. У политологов, например, было семь курсов экономики. Параллельно с магистратурой я училась в Британской Высшей школе дизайна. Удивительно, но полное понимание того, что есть пространство, мне дала именно Вышка. На самом деле, политика и архитектура — это очень связанные вещи. Я не считаю, что ушла от образования — наоборот, чувствую, что знания воплощаются в жизнь.
С каким опытом вы пришли к проекту отеля?
Алексей: У проекта Brick Design Hotel очень длинная предыстория.
Еще семь лет назад у нас возникла идея сделать в Москве bed and breakfast европейского формата. В какой-то момент в рамках девелоперского проекта, которым занимались с Настей, мы начали реконструировать памятник архитектуры. Было вложено колоссальное количество сил и энергии, мы оба — максималисты и работали действительно 24/7. И даже когда проект закончился, мы мысленно постоянно к нему возвращались. В итоге обстоятельства сложились таким образом, что через два года нам удалось арендовать часть помещения. Вопрос, что там открывать, даже не стоял: мы сразу начали продумывать отель.
Что означает название отеля, Brick Design?
Анастасия: Brick — «кирпич», самая ценная, сложная часть реставрации здания. Первое, что мы начали делать на этой стройке — чистить и реставрировать кирпич, и это невероятно трудоемкая работа. Пыль стояла круглые сутки, нужных специалистов мы искали по всей России, но в итоге нашли их только в Сербии. Уникальность кирпича в том, что он XIX века, челноковский (Челноков М. В. — владелец кирпичных заводов под Москвой в XIX — начале XX века, прим.), и просто так его не смешаешь с каким-нибудь новоделом — приходилось докупать исторический кирпич, когда в Подмосковье разбирали какие-нибудь старые здания.
Алексей: Вообще здание удивительное — его проектировал Огюст Вебер, а перестраивал Шехтель, мы постарались сохранить и подчеркнуть историю дома, и рассказываем ее многим гостям отеля. Настя вплотную занималась историей дома, провела целое исследование. Мы за время проекта практически срослись с этим зданием. Дом был сконструирован феноменально — в нем никогда не было ни жарко, ни холодно, но, к сожалению, все вентиляционные шахты оказались забиты, и восстановить их не удалось. Поэтому сейчас тут кондиционеры и система центрального отопления.
В одном из номеров у нас стоит стол из цюрихского кафе «Одеон», за которым нередко сидел Владимир Ильич Ленин
А что скрывается за словом design?
Анастасия: Дизайн — это каркас, на котором строится наш отель. Дизайн — как отношение к жизни, к себе, к вещам. Мы с Лешей адепты минимализма, ничего лишнего. Поэтому в отеле нет предметов, которые бы не несли функциональной или эстетической ценности. Нам удалось собрать много оригинальных, винтажных предметов из 60-х, 70-х годов, редкости, которые мы отбирали очень тщательно. При этом старались подчеркнуть и исторические черты здания. Например, в ходе реставрации мы наткнулись на разрушенные деревянные перекрытия из сибирской лиственницы XIX века. Восстановить перекрытия было невозможно, зато удалось сделать из них столы.
Алексей: И кстати, о столах. В одном из номеров у нас стоит стол из цюрихского кафе «Одеон», за которым нередко сидел Владимир Ильич Ленин.
В вашем отеле представлены оригинальные произведения искусства. То есть — вы еще и галерея?
Алексей: У нас действительно есть полотна выдающихся художников, которые нам предоставила галерея Нади Брыкиной. Это и Игорь Вулох, и Владимир Адреенков, и Марлен Шпидлер и ряд других знаменитых авторов. Все — произведения музейного уровня, гости это очень ценят. Так что отель несет и некую просветительскую функцию, знакомит с творчеством советских художников-шестидесятников, с «запрещенным искусством», в общем, стараемся, чтобы человек уехал из России с хорошим впечатлением.
Чем еще ваш отель особенный в смысле новых впечатлений для гостей?
Анастасия: Мы хотели для гостей найти все лучшее из русского. К счастью, многие из наших сегодняшних партнеров разделили наши ценности, и получился такой мультипликативный эффект. Для нас каждую ночь пекут хлеб Дарья Мясищева и Ольга Рерих из Sasha bread, фермерские продукты доставляет «Ешь деревенское», а с цветами вообще сбылась моя мечта: букеты для Brick Design hotel делает моя любимая московская студия «Лейка». Когда Мария, создательница студии, привозит цветы, это превращается в настоящий перформанс, и за ним с большим интересом наблюдают гости.
Как вы вливались в гостиничный бизнес?
Алексей: От разработки до запуска проекта прошло всего 4,5 месяца. Это был большой риск, потому что мы вкладывали свои собственные средства. Мы консультировались со специалистами, и, конечно, хотелось услышать от экспертов что-то вроде «ребята, не переживайте, все будет в порядке, бизнес выстрелит». Но никто не взял на себя эту ответственность, тем более что Москва, в отличие от Петербурга — не туристический город. Сейчас кризис сыграл нам на руку — столица подешевела и привлекла много иностранцев. Но мы сомневались, что российским гостям будет понятен наш формат. Оказалось, ведущую роль в привлечении клиентов сыграла атмосфера отеля — фотографии на сайте, винтажные вещи, картины, история дома, кирпич — это сработало.
Анастасия: В действительности, когда ты по-настоящему созрел для каких-то действий, когда есть четкое понимание того, каким должен быть проект, всё начинает работать на тебя. На начальном этапе каждый день появлялись новые возможности и люди, которые нам помогали. Именно поэтому удалось запустить проект в такой короткий срок. Для нас было большим удивлением, что всего через неделю после открытия в отеле была полная загрузка. Теперь это стабильная ситуация. Гости стараются бронировать номер за неделю или за две, найти свободный номер накануне или за два-три дня до заезда практически нереально. Тем не менее, «покой нам только снится», каждый день мы ищем способы улучшить работу. Все оборотные средства пускаем на развитие бизнеса, о прибыли пока не думаем. В целом, отель формата bed and breakfast — это не та сфера, в которой можно зарабатывать миллионы. Мы это понимали с самого начала.
Что для вас является главным в отельном бизнесе?
Алексей: Не что, а кто — гость. Нужно быть всегда открытым, готовым выслушать или наоборот — не трогать. Чуткость — это очень важно.
Много стереотипов рушатся сами собой — например, о том, что мы ничего не производим, что еда здесь — некачественная, что современная российская музыка — плохая и т.п.
Типичный гость вашего отеля — какой он?
Анастасия: С кризисом в Россию хлынули иностранцы, и у нас оказались почти все номера забронированы до конца сезона. 70% клиентов — это европейцы, для них такой формат отеля привычен и близок. Нашим гостям очень нравится Москва, многие отмечают, что здесь чисто и красиво, большинство хотят вернуться, для нас это теплый и приятный фидбэк. Хотя у нас бывают и гости, которые искренне поинтересуются, до которого часа безопасно находиться на улицах.
Алексей: Если говорить о соотечественниках, то многие наши клиенты — представители креативного класса, люди, которые ведут свой бизнес. Некоторые из них даже становятся нашими партнерами: одни из первых гостей угостили нас экологически чистыми конфетами из кедровых орехов собственного производства. Теперь мы угощаем ими наших гостей.
У вас почти социальный проект, малый бизнес помогает малому бизнесу. Не говоря уже о миссии отеля, я правильно понимаю, что вы хотите повлиять на стереотипы восприятия России у иностранцев?
Анастасия: Это получается не намеренно, но мы действительно позитивным образом влияем на имидж нашей страны. Мы долго думали, как сформулировать миссию. Суть в том, что в России сегодня создается очень много достойных продуктов. Но о них почти никто не знает. А мы хотим сделать так, чтобы люди, которые приезжают сюда, не просто гуляли по музеям, довольствуясь лишь историей и величием прошлого. Мы стремимся подарить им опыт, связанный с настоящим, со всем хорошим, что здесь есть сегодня, сейчас. Поэтому много стереотипов рушатся сами собой — например, о том, что мы ничего не производим, что еда здесь — некачественная, что современная российская музыка — плохая и т.п.
Как отель работает с репутацией — это отзывы клиентов, мероприятия, особенности сервиса?
Алексей: Для гостей показатель — отзывы на Booking.com. Это отзывы реальных постояльцев, там нет возможности для ботов или негативных отзывов конкурентов. Сейчас у нас хорошие отзывы. Если раньше гости говорили «у вас такой интересный дизайн-формат», то сейчас уже говорят — «вы знаете, какой у вас рейтинг? Я приехал, потому что о вас отличные отзывы». После этого ты обязан держать планку, появляется огромная мотивация.
Кто у вас работает?
Анастасия: К нам приходят работать интересные люди с богатым бэкграундом. Мы всегда ищем соратников, близких нам по духу, а не просто людей с опытом работы в hospitality сегменте. Мы понимали, что нужно уметь делать все самим — от уборки номеров до бизнес-плана. И только когда ты знаешь в своем бизнесе все до мелочей, ты сможешь построить настоящую команду, найти людей, которые верят в идею и в итоге добиться успеха.