О проекте
«Конструктор успеха»
Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.
В рубрике «Конструктор успеха» выпускница ВШЭ Ольга Филатова, вице-президент Mail.Ru Group по персоналу и образовательным проектам, рассказывает об особенностях национальной охоты на специалистов, работе в США и о том, важно ли, что соискатели пишут в соцсетях.
Как вы попали на работу — во время учебы или после?
На заре факультета менеджмента было несколько курсов, на которых мы учились по вечерам. Поэтому у меня была возможность работать днем — и я работала с 16 лет. На вечернем нас учили лучшие и самые опытные преподаватели, потому что за 20 лекций ты расскажешь кому угодно и что угодно, а вот попробуй сделать это за 10 вечерних лекций. Преподаватели учитывали, что мы работаем — между нами возникла культура взаимопонимания, уважения, партнерства.
Одно из ваших первых мест работы — ЮКОС. Было просто попасть в такую крупную компанию, будучи студентом?
Это история, связанная с Вышкой. Одно из вечерних занятий вела кандидат наук Татьяна Лобанова. Как-то после занятия она ко мне подошла, похвалила за дискуссию в группе и предложила пойти в ЮКОС на стажировку — там как раз набирали молодых ребят, чтобы обучать на кейсах внутри компании. «Я читаю там лекции и тебя порекомендую», — пообещала она. Ничего себе! Так я попала на обучение в HR-отдел на стажерскую программу, где быстро стала расти от преподавателя-консультанта до руководителя проектов.
Раньше рекрутер размещал объявление в газете, находил резюме, интервьюировал человека. Сейчас первое интервью проводит бот, который нашел тебя в соцсетях
Как новичок чувствует себя в большой корпорации?
Это зависит от личности. Конечно, хорошо бы попробовать все, чтобы точно понять, что твое. Кто-то хочет начать в стартапе, кто-то — в семейной компании, а я выбрала масштаб, чтобы сразу попасть в корпоративную махину и научиться многому и сразу. Считаю, что для начинающего карьеру специалиста это самое то, а в стартап и семейную компанию ты всегда успеешь. Неважно, новичок ты или опытный специалист — если ты по натуре не подходишь компании, работа там долго не продлится. В любом случае, это будет полезный опыт для того, чтобы понять свое направление. Мне было хорошо. Mail.ru Group для меня — самая маленькая компания из тех, где я работала. «Юкос», «Северсталь», «Mars» и т. д. — гиганты в 140 тысяч «голов» персонала.
Каковы обязанности HR-специалиста и иерархия отдела?
В HR есть несколько ролей, одна из которых — HR менеджер, который помогает сотрудникам и менеджерам отделов результативно работать в команде, получать удовольствие от работы и реализовываться профессионально. Еще — кадровое делопроизводство, HR-сотрудник как администратор, который поддерживает процессы в компании. Есть роль экспертного центра оплаты труда, подбора, обучения, развития, где следят за внутренними практиками внутри разных отделов и изменениями на рынке и внедряют все передовое внутри компании.
В вузах учитывают столь сложный набор компетенций для будущих HR-специалистов?
На кафедре управления человеческими ресурсами в Вышке, например, дают все основы теории и практики, после чего хорошо попрактиковаться в большой компании, чтобы охватить весь спектр обязанностей HR, попробовать себя в разных ролях. Или еще лучше, пойти в компанию, где HR — зарабатывающая деньги функция. В силу специфики бизнесов в Мail.ru Group мы чаще берем ребят с техническим образованием, но у нас работают и выпускники Вышки с факультета менеджмента. Сейчас в сфере HR происходят активные изменения с точки зрения технологий, за которыми образовательные программы не всегда поспевают. Раньше рекрутер размещал объявление в газете, находил резюме, интервьюировал человека. Сейчас первое интервью проводит бот, который нашел тебя в соцсетях. После этого высылается тестовое задание на решение кейса. И только потом кандидатов собеседует живой человек.
Посоветуйте, как соискателю заинтересовать HR-специалиста?
Есть такой технический секрет: на разных сайтах и в соцсетях делать обновление своего профиля или резюме, и когда рекрутер просматривает людей, подавших заявки, то часто система показывает ему тех, чья информация ранжируется в интернете как свежая. Важно делать доступной информацию о вас, выкладывать свои проекты, высказывать свое мнение по разным актуальным поводам. Рекрутеры Mail.ru Group хорошо подкованы в IT-тематике: читают технические статьи, участвуют в дискуссиях на технических форумах и в чатах. Поэтому — быть активным, проявлять свою инициативу в постах, показывать свой профессионализм. Все это сыграет на ваш успех.
На каких сайтах вы ищете сотрудников?
Часто это Хабрахабр и другие профильные интернет-сообщества. На многих есть запрет на размещение вакансий, так что приходится просто участвовать в дискуссиях, смотреть на людей и коммуницировать лично. Да и на вакансии откликнутся только кандидаты, активно ищущие работу, а часто надо заинтересовать эксперта, ее не ищущего, и тогда объявление не сработает, даже персонально обращенное при помощи таргетированной рекламы именно к тебе.
Существует множество софта для HR. Например, вы охотитесь за крутым дизайнером интерфейсов, но он сейчас не ищет работу, а когда что-то меняет в своем публичном статусе, тебе приходит уведомление — быть может, в это самое время ему стоит позвонить.
В США 33 года — возраст начинающего специалиста, который в лучшем случае будет заниматься маленьким проектиком
Рекрутеры изучают личные профили соискателей в соцсетях?
Это сейчас наболевшая тема. С одной стороны, в Европе продвигают законодательство, согласно которому работодатели не могут без информирования потенциального кандидата просматривать публичную информацию в соцсетях. И тем более не могут отказывать на основании информации из соцсетей. На стадии, когда кандидат уже прошел разные этапы, рекрутер может посмотреть открытую информацию о человеке, чтобы подготовиться к личной встрече. Но то, что человек постит в соцсетях, вряд ли может однозначно характеризовать его как сотрудника. Он может постить котиков и быть техническим директором. И что, я его из-за котиков не возьму? Только если мы компания, ненавидящая кошек. А может, он их постит, потому что ненавидит. Но, в любом случае, интересные и экспертные посты в соцсетях по теме — всегда плюс в пользу нестандартности и креатива.
Вы сами всегда с первого раза проходили собеседование и устраивались куда вам хотелось?
В России — да, так получилось, что я работу почти не искала. Все происходило само собой. В ЮКОС меня порекомендовали, «Северсталь» мне предложили, вот только «Марс» я нашла сама. Когда в американском филиале «Северстали» открылась вакансия, я поехала, решила увеличить свою степень свободы. В Штатах было непросто, но классно, и когда Алексей Мордашов продал все американские активы, я все равно решила остаться там, найти интересную вакансию. Конечно, я была избалована: в свои 33 я была вице-президентом по персоналу трех огромных заводов, совместных предприятий с профсоюзами, члены которых часто потом продвигались в администрацию Обамы. Была избалована сложными задачами, динамикой, сложнейшими переговорами и хотела себе похожую должность. А в США 33 года — возраст начинающего специалиста, который в лучшем случае будет заниматься маленьким проектиком. На собеседованиях там были приветливы, я им нравилась, они говорили «классно», но не верили, что в этом возрасте человек честным путем смог достичь такого успеха.
В чем отличия в HR-практик в США и в России?
Во время работы в Штатах я столкнулась с судебной практикой. В Америке засудить работодателя за все, что угодно — практика, популярная как чистка зубов с утра. Первый тренинг, который я прошла по приезде в США, проводил адвокат по трудовому праву, который на кейсах объяснил мне, как там все серьезно. Нельзя кого-то похлопать по плечу, или открыть женщине двери — и это не миф, или если три раза сказать комплимент и тебе не ответили взаимностью, то надо срочно остановиться, иначе это приравнивается к домогательству. Трудно переконвертировать мозг после России — здесь если женщина не получила на работе комплимента, считается, что день прошел зря.
Глубоко ли HR-специалист вникает в сферу, в которой работает? У вас была «Северсталь», а потом вдруг IT.
У меня был хороший мостик. В том, что в Mail.ru Group меня рассмотрели как кандидата на эту позицию, сыграл международный опыт. После того, как я вернулась в Россию, полтора года работала директором по инвестициям в HR и EDUTech-бизнесы, так что имела понятие об индустрии, сотрудниках, сложностях и т.д. Очень сложно просто так перейти из производственной компании в IT — это действительно два разных космоса.
Человек может постить котиков и быть техническим директором. И что, я его из-за котиков не возьму?
Каковы особенности структуры Mail.ru, отличаются ли сотрудники компании от коллег по отрасли?
Mail.ru Group — это 40 разных команд и созвездие брендов. В структуре очень важна синергия между командами. У нас очень много тематических субкультур, то есть, культура Вконтакте, Одноклассников, игровых студий, почты, Delivery Club, но всех объединяет практичность: все умные, свободные, быстрые, пробующие, смелые.
В Mail.ru Group есть такое явление: синдром новичка, когда он теряется в офисе и не доходит до своего рабочего места. С утра попил свежевыжатого сока, потом постриг бороду, позанимался спортом и посидел в массажном кресле, потом поучаствовал в квесте, сходил на день рождения какого-нибудь проекта, поиграл в приставку, потом в настолку, потом поспал, выпил кофе, зашел пообщаться с коллегами, а там уже обед из фуд-трака, а на десерт мороженое. Это иногда происходит с начинающими специалистами, у которых еще не развит навык самоорганизации. Мы всех об этом предупреждаем на ориентационном тренинге, ибо велик соблазн пользоваться всеми либеральными достоинствами офиса и потерять фокус на результат в работе. Вы видели наш офис?
О, да.
Все очень неформальные, свободные, и не потому, что молодые, а потому что самовыражаться здесь не запрещено. Во многих больших компаниях принято работать по инструкции, с дресс-кодом, с указания и согласования кучи служб и руководителей, а у нас каждый руководитель проекта самостоятелен и лично ответственен.
У нас проходит около 150 мероприятий в год, включая встречи профессиональных сообществ, дней рождений проектов, Летний корпоратив, Новый год, огромное количество спортивных мероприятий, праздников для семей сотрудников, день рождения компании и многое другое (это помимо 250 тренинговых мероприятий). Это тоже важно и улучшает коммуникацию среди сотрудников.
Многие ли стажеры из тех, что вы набираете из технических вузов, остаются здесь работать?
Мы специально обучаем больше студентов, чем нам нужно, это наша миссия, — развивать ИТ-образование в России, передать ребятам инновации из первых рук. Порядка 100 стажеров из потока мы берем в команду. На образовательных программах в 5 лучших технических вузах России преподают более 200 наших сотрудников, они же часто потом и берут самых хороших ребят в свой отдел. IT-сфера очень подвижная, все время появляются новые практики, поэтому фундаментальных знаний из вуза недостаточно.
Немного о будущем: какие компетенции прокачивать студентам сейчас, чтобы быть востребованным специалистом в дальнейшем?
Мне запомнился пример исследования от Superjob, где были опрошены специалисты из разных профессий: «Как вы думаете, когда вас заменят роботы?». Лидерами опроса были пекари, которые предположили, что булки скоро будут печь на 3D принтере. А водители считали, что их никто не заменит, несмотря на внедрение беспилотных машин. Сферы, где много интеллектуального труда и принятия решений, останутся — только инструменты будут меняться. Каждая индустрия диджитализируется, поэтому самой популярной профессией станет программист. Ну и специалист по Big Data.
Как судьба занесла вас в Вышку?
Вышка появилась у меня в жизни, потому что на факультете экономики училась моя сестра, и она мне порекомендавала поступать именно сюда. Тогда экономику так глубоко нигде не преподавали, я очень оценила этот подход и вуз в целом. Прекрасное было время. Несмотря на то что училась на вечернем, я успевала на студенческие активности: играла в театре, выступала на фестивалях, ходила в танцевальную студию, а потом стала работать в Вышке. Мой день представлял собой 24 часа из жизни Вышки. Сейчас я прихожу на кафедру управления человеческими ресурсами и рассказываю про профессию HR, потом вожу ребят из Вышки на экскурсию в Mail.ru Group. Еще я член попечительского совета и попечитель в эндаумент-фонде выдающихся выпускников Вышки, так что будем поощрять исследования, стажировки для одаренных вышкинцев. Я многое получила в Вышке, и теперь с удовольствием отдаю.