О проекте
«Конструктор успеха»
Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.
Нарэ Мелоян, выпускница МИЭФ, сейчас является исследователем в Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка. После МИЭФ она поступила в магистратуру Института когнитивных нейронаук Вышки и с успехом конвертировала финансовое образование в область исследований познания. В интервью «Конструктору успеха» Нарэ рассказала, почему навыки программирования помогают в ресерче, как изобрести оригинальный способ попасть на работу и что делают в Сбере, чтобы понять, как работает человеческий мозг.
Что привело вас к выбору финансового образования?
В школе меня интересовало много всего, начиная от математических специальностей и заканчивая языками и программированием. Поэтому для меня выбор был сложным, хотелось всего. В итоге, когда уже подходило время поступления, я узнала об экономике, начала ею интересоваться и вместе с родителями приняла решение в пользу Вышки. Появилось понимание того, что такая специальность позволит заниматься всем, чем захочется, в будущем. Именно программа МИЭФ привлекла внимание, потому что давала широкий спектр возможностей за счет обучения на английском, двух дипломов, отличных преподавателей. Родители поддерживали то, что мне понравилось, у них похожее образование, они и сейчас одобряют мой профессиональный выбор и проявляют к нему большой интерес.
Не было ли желания освоить программирование глубже? По всем параметрам – крайне востребованная специальность.
Да, было желание продолжить, сначала я планировала поступать именно на программиста, но потом осознала, что программирование может быть частью более широкой специализации экономиста. Собственно, сейчас без этого навыка я не обхожусь, во всех специальностях без программирования никак, даже в нейронауках это нужно, в любом аналитическом направлении. После бакалавриата мне очень пригодились мои знания в области программирования, чтобы успешно учиться в магистратуре.
Что интересного вы нашли в экономике уже в вузе?
Экономика мне открылась в своем главном контексте. Она объясняет мир вокруг нас. Все происходящие на наших глазах процессы действительно обеспечиваются экономической теорией.
С помощью своих моделей экономика объясняет почти все вокруг
На третьем курсе мне стала интересна поведенческая экономика. Я увлеклась ей потому, что классическая экономическая теория не давала ответов на все вопросы. Дело в том, что основной предпосылкой традиционной экономической теории является тот факт, что агенты – участники процессов – действуют рационально. Но в жизни все происходит по-другому. Как раз поведенческая экономика опускает эту предпосылку, утверждая, что агенты нерациональны, и пытается изучать мир с этой точки зрения.
Экономическая модель – это некоторое упрощение: чтобы описать происходящее в мире, необходимо прийти к компромиссу между допущениями и реальностью. Если же мы хотим более глубоко узнать, как именно человек принимает решения, то подключаем такие направления, как поведенческая экономика, когнитивные науки и психология.
В итоге выпускную работу по поведенческой экономике я писала с Алексеем Беляниным, он важная фигура в этой области и прекрасный научный руководитель.
Как вообще воспитать в себе академическое мышление?
В МИЭФ я больше ориентировалась на прикладные вещи и с академической работой столкнулась уже в магистратуре. Наверное, там произошло формирование исследовательского мышления в целом, поскольку программа «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию» была академической направленности. Большинство ее выпускников занимаются именно наукой, поступили на PhD или в аспирантуру. У нас проводились специальные курсы, где мы учились структурированно делать исследования, формулировать и тестировать гипотезы, писать научные статьи, проводить ресерч и аналитику.
Для меня научный метод – это в первую очередь объективность. Важно критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории. Нельзя с абсолютным доверием относиться к любым утверждениям, даже если они исходят от авторитетных ученых, так как любые данные можно подогнать под нужный тебе результат различными манипуляциями.
Почему вы подались в когнитивные науки?
После окончания МИЭФ мне захотелось продолжить изучать феномен принятия решений, я решила, что лучшим способом будет попробовать заглянуть в человеческий мозг. Я выбрала такое направление в магистратуре, которое позволило мне узнать больше про нейронауку, когнитивную науку, эмоции, генетику и другие направления, а также научиться работать с оборудованием.
Я перебрала много программ, заграничных и российских, «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию» показались мне оптимальным выбором. Во-первых, она была в родной Вышке, во-вторых – англоязычной. Профессора со всего мира работают в лабораториях в рамках этой программы, у меня появилась возможность продолжить мое исследование «Соблазны и самоконтроль», начатое в бакалавриате, стартовав с более нейронаучной точки зрения. Я поступила и училась с огромным удовольствием.
Нам преподавали огромное количество предметов – нейронаука, когнитивная наука, генетика, эмоции, использование специального оборудования для сбора данных и т.д. С экономической наукой это мало коррелировало, но каждый студент при этом выбирал себе направление и научного руководителя. Можно было самому корректировать учебный трек в зависимости от цели. Из той или иной смежной науки мы могли брать какое-то направление и имплементировать в свое исследование, это открывало возможности для экспериментов и новых гипотез.
Благодаря этим знаниям у меня появилась возможность в своей магистерской диссертации под руководством Ксении Паниди сделать исследование о связи импульсивности человека во времени и его склонности к риску. Говорят, кто не рискует, тот не пьет шампанского. А еще есть утверждение: все приходит вовремя для того, кто умеет ждать. По итогам моего исследования я смогла сказать, что, скорее всего, любители шампанского не слишком любят ждать. То есть гипотеза о связи импульсивности во времени и склонности к риску подтвердилась.
Когнитивные науки являются частью нейронаук?
Когнитивная наука изучает то, как работает, функционирует и ведет себя разум, тогда как нейронаука изучает структуру и функции мозга и нервной системы. Можно сказать, нейронаука наряду с методами психологии, лингвистики, философии, антропологии и искусственного интеллекта помогает изучать когнитивные процессы. Меня как экономиста больше привлекает именно это. Глубже в физиологии уже начинается медицина.
Как исследовательские навыки пригождаются в бизнесе?
Очень здорово, что крупные корпорации, такие как Сбер или тот же Google, заинтересованы в академизации: у них есть средства, которые они готовы инвестировать в решения глобальных вопросов, бросивших вызов человечеству.
Исследовательские направления в индустрии отличаются тем, что от тебя ждут инновационных подходов к задачам, на которые нет ответов
Ученым в корпорациях дается большой кредит доверия в выборе методов решения задач и экспертизе. Это очень креативная и разнообразная деятельность, которая к тому же обещает реальный и вполне прикладной результат. Мне кажется, что выпускники финансово-экономических программ могут заниматься вообще всем чем угодно. Главное – найти для себя интересную сферу.
Вы сознательно искали работу в Сбере?
Я начала со стажировок и на основе полученного опыта поняла, что исследовательское направление интереснее. В Сбере как раз много подразделений, отведенных для аналитики и ресерча. Сейчас эта компания намного больше, чем просто банк, она активно развивается во всех направлениях. Там есть ряд лабораторий, в которых научное направление превалирует, вместе с тем в классических банковских подразделениях люди с академическим опытом очень востребованы.
Большое количество выпускников Вышки работают в Сбере на стыке технологий, психологии и финансов, занимаются и маркетингом, и эйчар-аналитикой, и продуктами. Выпускник с бэкграундом, подобным моему, может найти себя в целом ряде направлений. Главное – понять, что тебе интересно, попробовать разное, путем проб и ошибок прийти к выбору своего направления.
В Сбере также функционируют лаборатория робототехники, лаборатория искусственного интеллекта, лаборатория кибербезопасности, лаборатория VR/AR, лаборатория блокчейн и масса других исследовательских центров.
Вы начали в департаменте риск-менеджмента. Какую роль в этой области играет когнитивная наука?
Я целенаправленно пришла именно в департамент риск-менеджмента. Еще в МИЭФ я познакомилась с его представителями, которые приходили к нам с лекциями. Был нужен стажер, который разбирался бы в поведенческой экономике и помог обосновать методологию.
Помимо основных рисков, которые образуются в процессе деятельности банка, существуют поведенческие риски. Поведенческий риск на рабочем месте связан с потенциальными угрозами от действий сотрудника или его ненадлежащим поведением. Цель моей стажировки заключалась в том, чтобы попытаться выявить когнитивные искажения, которым могли быть подвержены сотрудники, чтобы исключить ошибки в работе.
Когнитивные искажения – это допускаемые нами систематические ошибки, так называемые ловушки мышления, основной источник которых кроется в самих принципах функционирования познания. Для работы с когнитивными искажениями создавались определенные инструменты, с помощью которых можно предотвратить в том числе возможность допущения ошибок.
Что собой представляет Лаборатория нейронаук и поведения человека в Сбере? Как вы туда попали и что там делаете?
Лаборатория нейронаук и поведения человека Сбербанка – подразделение, целью которого является решение задач огромного спектра: удовлетворенность клиентов, улучшение эффективности рабочих процессов, построение внешней и внутренней коммуникации с использованием научных исследований в области нейрофизиологии, социальной психологии и когнитивистики, а также внедрение результатов научных разработок в повседневную практику компаний группы Сбербанка. Таким образом, мы даем рекомендации на основе как своих исследований, так и международного опыта.
Я начала работать в лаборатории в 2019 году, когда мой первый год магистратуры подходил к концу. Появилась новость о том, что в Сбере открывается лаборатория нейронаук, которую возглавил известный психотерапевт Андрей Курпатов. Когда я узнала о создании такой лаборатории, конечно же, появилась мысль о том, как бы туда попасть. Но информации об открытых вакансиях не было, поэтому я решила пойти на презентацию книги Андрея Владимировича и узнать более подробно о возможности попасть на работу.
Послушав презентацию, мы с однокурсницей взяли по книжке и встали в очередь за автографом.
Андрей Владимирович спросил, кому подписывать книжку. Мы ответили: «Будущим сотрудникам нейролаборатории!»
Посмеявшись, он сказал, к кому обратиться, и, пройдя собеседование, я оказалась в рядах сотрудников.
В лаборатории я работаю в составе научного блока, который занимается именно исследовательскими задачами, экспериментальным подтверждением гипотез на основе нейрофизиологических данных. Также есть блок «Данные», блок «Социальные исследования», которые решают задачи на основе других методик.
Какую роль сейчас нейронауки играют в бизнесе, в частности в банковском секторе?
Индустрия проявляет большой интерес к области нейронаук и изучению человеческого мозга вообще. Это связано с необходимостью объяснить поведение потребителей и клиентов в контексте бизнеса. Вообще, опыт взаимодействия клиентов с бизнесом во многих сферах очень травмирующий, так как эти системы создавались для получения прибыли, а если и пытались угадать ожидания клиента, то разве что по наитию. Но теперь на смену устаревшим представлениям о клиентском опыте приходит научно обоснованный подход. Банковская и финансовая индустрия очень вовлечены в разнообразные исследования и заинтересованы в молодых ученых.
Они пытаются понять, как найти подход к своему клиенту, как предсказать его выбор и предложить нужный продукт, какие механизмы вступают в действие, когда мы принимаем решения, и как мы оцениваем риски. Такие исследования проводятся, чтобы применить это в дальнейшем с практической точки зрения, поэтому все больше компаний обзаводятся исследовательскими отделами и сотрудниками с академическим бэкграундом.
Какие технологии вы используете в работе?
В настоящее время компании проявляют большой интерес к исследованиям в области человеческого мозга, которые помогают объяснить поведение потребителей и клиентов в контексте бизнеса. Банковская и финансовая индустрия не отстают, пытаясь ответить на самые разные вопросы. Как найти подход к своему клиенту? Как предсказать его выбор и предложить нужный продукт? Какие механизмы вступают в действие, когда мы принимаем решение? Как мы оцениваем риски? Как человек принимает финансовые решения? Как инвестирует?
Чтобы найти ответы, проводятся исследования с использованием специального оборудования. В академической среде эти исследования проводятся с целью научных открытий, изучения возможностей человеческого мозга. В компаниях же преследуется цель применения с практической стороны.
Мы используем много инструментов, в том числе ЭЭГ (электроэнцефалография), которая измеряет активность мозга, используем КГР (кожно-гальваническая реакция) – это биоэлектрическая реакция, которая регистрируется с поверхности кожи как результат реакции на те или иные события. Также используем Eye Tracker: с его помощью мы изучаем точки фиксации внимания и следим за взглядом человека. У нас также есть транскраниальный стимулятор, который, например, может нам помочь в изучении тревожности или контроля эмоций.
В качестве участников экспериментов выступают, как правило, сотрудники Сбера, особенно когда наша задача – повлиять на рабочие процессы положительно. В других случаях мы прибегаем к своим базам данных испытуемых, приглашая желающих поучаствовать в наших исследованиях.
Какими вы видите ваши перспективы?
В Сбере много внимания уделяется развитию науки в рамках банковского бизнеса, на это выделяются бюджеты, нанимаются специалисты, чтобы такая крупная и влиятельная компания могла глобально развивать общество.
Сфера когнитивных и нейронаук в бизнесе только начинает развиваться, в особенности на российском рынке. Многие компании подхватили тренд и открывают похожие подразделения, где ждут выпускников зарекомендовавших себя программ, особенно в связке «финансы – социология – технологии». Мне кажется, что нейронауки в этом смысле очень перспективны, в бизнесе и в банкинге в том числе.
Нейроэкономика, нейромаркетинг, нейроменеджмент, нейроэтика и многие другие нейронаправления, которые находятся на стыке наук, могут достичь успеха в поиске ответов на вопросы, на которые классическая теория не дает ответы. Я считаю, что для такого специалиста, как я, есть большой карьерный задел. Все же в будущем я рассматриваю поступление на PhD, чтобы с пониманием индустрии улучшить и углубить свои навыки.
Вы уже применяли когнитивные науки для изучения и «оптимизации» себя самой?
Наверное, да: понимание того, как функционирует твой мозг и какие процессы в нем происходят, помогает более спокойно реагировать на те или иные вещи. Ты понимаешь, что это всего лишь природа человека, что некоторые процессы происходят из-за химии мозга и ты их не можешь контролировать. Мое магистерское исследование как раз было направлено на то, чтобы понять, насколько человек импульсивен, рискован и можно ли это как-то контролировать. Один из выводов, который я сделала: если ты заранее знаешь, что у тебя может случиться импульс и приступ шопоголизма, ты успеешь перенастроить себя и остаться трезвым в ситуации соблазна.