О проекте
«Конструктор успеха»
Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.
Прошедший год заставил всех нас задуматься о цене здоровья и о том, как в одночасье можно стать таким незащищенным перед лицом мировой проблемы. О том, как обеспечить себе финансовое здоровье, все знает Наталья Белова, выпускница факультета менеджмента, а сейчас – директор по маркет-менеджменту компании «Росгосстрах Жизнь». В интервью «Конструктору успеха» она рассказала, почему в 90-х в Вышку поступали самые лучшие и смелые, в чем специфика работы с таким «продуктом» как человеческая жизнь и каково одновременно быть хорошей мамой и членом правления компании.
Менеджмент для большинства абитуриентов – размытое понятие, хотя всем понятно – дело нужное. Чем вы руководствовались, выбирая направление в вузе?
Люди в большинстве своем не очень понимают, чему учат на факультетах менеджмента и где потом работают выпускники. Могу сказать, что со мной в выборе направления произошла счастливая случайность. Во время моего поступления 25 лет назад было куда сложнее, чем сейчас, определяться с направлением и вузом. Например, у моего сына-подростка есть возможность пройти профориентацию, что поможет определиться с выбором профессии, учитывая его способности и интересы. Мы же делали выбор по совету знакомых или родителей, в отсутствие интернета собирали информацию по «сарафанному радио».
Я родом из небольшого научного городка на Урале, где живут и работают физики-ядерщики. Многие дети там, выбирая будущую профессию, шли проторенной дорожкой по стопам родителей. Несмотря на увлекательные рассказы папы про периоды полураспада урана, мне не хотелось быть физиком, нравились иностранные языки и все, что связано с коммуникациями. При этом с имеющейся сильной математической подготовкой я могла выбрать не чисто гуманитарное направление, а что-то посередине. Когда я уже была зачислена по олимпиаде в технический вуз в Петербурге, узнала от своего преподавателя по дополнительным занятиям о том, что в Москве открылся новый экономический вуз западного образца, очень современный. Я решила рискнуть и попытать счастья в неизведанном – мне очень хотелось поступить в Вышку, чего бы мне это ни стоило. Уровень моего волнения перед поступлением был примерно равен зашкаливающей мотивации учиться именно здесь.
Как родители отнеслись к такому риску? На тот момент о Вышке большая часть страны ничего не знала.
Это были 90-е, время стремительных перемен, все ждали и в принципе были готовы к чему-то новому. Я поступала в 1996 году, в то время в Вышке было четыре факультета – экономика, менеджмент, право и социология, наш факультет еще даже никого не выпустил, мы были вторым набором. Мнения о перспективах и качестве образования не у кого было спросить. И все равно мы рискнули, потому что Вышка на тот момент была чем-то очень крутым и дерзким. Мы даже не обращали внимания на то, что там не предоставляют общежития, мы сами решали бытовые вопросы, это казалось таким второстепенным по сравнению с драйвом, который ждали от обучения. Драйва хотелось не только мне. В моей группе учились сплошные медалисты, которые точно знали, зачем сюда пришли. Это была авантюра, о которой я ни капли не пожалела.
Как эта авантюра выглядела изнутри: кто преподавал, как и чему учили?
C первых занятий стало понятно, что это не чисто теоретическое образование. Вышка всегда мне нравилась преподавателями – они не просто академические светила, а люди из бизнеса, которые знают жизнь за пределами учебных лабораторий и понимают, что именно дать студентам, чтобы те нашли себе применение после выпуска. Теоретическая база всегда дополнялась практическими кейсами, было много интересного, понятного и прикладного, лекторы делились личным опытом, так что хотелось скорее попасть в бизнес и пощупать его руками.
Нас испытывали на прочность – давали большие и сложные задачи, приучали мыслить нешаблонно и справляться с дедлайнами
Это нас и закалило. В другой ситуации мы бы никогда не стали теми, кто есть сейчас, в Вышке мы прошли хорошую школу жизни, она научила думать вне шаблонов и преодолевать трудности.
И вы разобрались с тем, что такое менеджмент, поняли, где, как и кем работать?
Осознание того, чем я могу и хочу заниматься, побудило меня учиться дальше – я поступила в магистратуру на своем же факультете. Еще в бакалавриате я начала работать, не потому, что мне нужны были деньги. Скорее, ради профессионального интереса и опыта. Я попробовала себя в маркетинге – в реальном бизнесе и в госструктурах, у меня возникло желание развиваться дальше в крупной компании, где есть большие задачи и карьерные перспективы. Поэтому я выбрала именно направление «Стратегическое управление», как мне казалось, оно идеально резонировало с моими желаниями. Родители уговаривали меня учиться дальше, поступать в аспирантуру, но в тот момент я склонялась к карьере в бизнесе, рассудив, что к академической истории всегда могла бы вернуться, если такое желание возникнет позже.
Что предполагает тематика «Стратегическое управление» в плане карьерной реализации?
Должность топ-менеджера, конечно же. Но если смотреть глубже, в плане управленческих качеств, то специалист на этом уровне приобретает навык системного анализа, результатом которого будут являться решения на благо компании. Магистратура позволяла мне глубже прокачаться в освоенных ранее предметах и на этом базисе развивать новые исследовательские и аналитические навыки, специально заточенные на практическое применение в бизнесе. Стратегический фокус удачно объединил матчасть с проектной работой и данными, которые я получала и анализировала в индустрии. Я изучала конкурентов, делала выводы и работала над составлением стратегии компании – вещи, до этого понятные лишь в теории, стали реальным инструментом в моих руках.
Что больше ценится в менеджменте, в частности, в страховании – практика или образование?
Когда я провожу собеседование, то смотрю на человека целостно. Хорошее образование – необходимая матчасть, своего рода каркас для мышления, чтобы человек погрузился в бизнес, обладая логикой и оптикой. А продуктовая разработка, продакт-менеджмент, маркетинг – уже более специализированные вещи, требующие практики. Я также обращаю внимание на то, что у кандидата есть опыт работы в других сферах, хорошо, когда он умеет выходить за рамки привычного образа мышления, ищет более интересной реализации и в целом неравнодушен к тем задачам, которые придется решать. Думаю, надо позволять такому неравнодушному человеку проработать что-то на практике и дать цель, причем амбициозную.
Моя область деятельности в компании достаточно креативная, мы занимаемся постоянными изменениями внутри организации, драйвим всю бизнес-структуру, придумываем новые мотивации и цели, поэтому и люди в моем окружении должны быть гибкими, открытыми к экспериментам. Я рада, что университеты, и Вышка в авангарде этого движения, уделяют развитию личности много внимания, крупные работодатели в свою очередь также предлагают разные программы по прокачиванию софт-скиллов для сотрудников. Однако на практике знаю, что без адекватного мышления, без навыков коммуникации и умения работать в команде, а также умения доводить начатое дело до результата, выстроить эффективную работу крайне сложно. Будущим специалистам нужно уделять этому внимание наравне с основными предметами специализации.
Почему вы выбрали сферу страхования для того, чтобы обосноваться в ней и расти как специалист?
Мой приход в РОСНО в каком-то смысле – стечение обстоятельств, определившее мою жизнь. По рекомендации преподавателя Ефима Борисовича Галицкого я писала диплом по теме маркетинга и попала на практику в страховой бизнес в компанию РОСНО. Тогда она была одним из лидеров рынка и задавала тон трендам в страховой сфере. Через школу РОСНО прошли лучшие специалисты рынка страхования, это наложило отпечаток на качество корпоративной культуры компании – сотрудники болели за идею реформации и улучшения рынка, было много молодых менеджеров и маркетологов, готовых браться за самые сложные задачи. Мы верили, что можем сделать все, и нам давали этот карт-бланш. Конечно, работать и одновременно заниматься интересным делом — самое важное для развития специалиста.
Работа занимает большую часть жизни, и единственный способ быть счастливым в этих обстоятельствах – делать то, что тебе нравится, и делать хорошо
Благодаря тому, что я попала в такую компанию и команду, меня очень вдохновила работа, дело пошло хорошо. Я узнала страховой бизнес сначала как стажер-маркетолог, делая различные исследования, через три года стала руководителем своего отдела и перешла на проекты регионального уровня. После я переключилась вообще на новое для себя направление – страхование жизни и занялась поддержкой продаж, а после – продуктовой разработкой.
Что за направление «страхование жизни»? Подозреваю, у него в России особая специфика ввиду уровня отечественной медицины.
Страхование жизни в России не новая тема, но хорошо знакомая в советское время и связанная с Госстрахом. Почти у всех граждан СССР были накопительные полисы, например, на детей, по сути это и было страхованием жизни – когда ребенок вырастал и получал денежный подарок от родителей или бабушки с дедушкой. В 90-е работа отрасли была нарушена, и только в 2000-е регуляторы обратили внимание на состояние рынка, было решено дать страхованию жизни зеленый свет как отдельному направлению бизнеса. Это стало своего рода ренессансом направления.
На западе практика страхования жизни очень развита, а у нас она является на данный момент самой бурно развивающейся отраслью в страховом бизнесе. Я искренне люблю работать с таким «продуктом», как человеческая жизнь, еще и потому, что двигаю социально ориентированный бизнес. Мы создаем условия, чтобы люди получали поддержку в самые ответственные моменты их жизни, будь то болезнь, потеря близких, свадьба или выбор детьми вуза, у человека есть финансовая защита.
Вопрос личного финансового планирования вообще сейчас становится очень актуальным, поскольку это история про верное целеполагание и определенные константы в жизни, чтобы человек жил не бесцельно, а знал, к чему двигаться. «Пенсия? Да мы не доживем!», – вот так говорят все реже, уже не нужно доказывать, что качество жизни растет и ее длительность увеличивается, люди становятся более осознанными, ответственными за себя и своих близких.
Если говорить о человеческой жизни как о предмете менеджмента, то каждый человек является стратегом, в том числе в отношении финансового планирования. Ему нужно сформировать траекторию развития жизненного баланса и учиться эффективно управлять собственным бюджетом, поскольку для нас, россиян, это тоже в каком-то смысле культура новая. Проблема в России не с медициной, а с привычками в отношении к здоровью и личным финансам. Большая часть населения, к сожалению, не задумывается о финансовой подушке, хотя формула довольно проста: вы должны тратить меньше, чем зарабатываете, а остаток регулярно инвестировать, к примеру, в свои будущие пенсионные накопления. Страхование жизни помогает разобраться с личными финансами и грамотно ими управлять, чтобы достичь целей на определенном жизненном этапе.
Как говорил Столыпин, мы живем в такой стране, где за 10 лет меняется все, за 200 – ничего, поэтому объяснимо, что люди не увлекаются долгосрочным планированием.
Мир и страна сильно изменились, но многие думают: какие накопления, если инфляция, кризис, снова все схлопнется и т.п.? Тогда давайте сядем и будем ждать кризисов – но так ведь никто не живет, согласитесь? Все хотят быть здоровыми и счастливыми, а время уходит, целей мы не достигаем. Поэтому хорошие продавцы страхования жизни и финансовые консультанты – очень профессиональные люди, которые глубоко понимают социально-экономические явления и видят их в перспективе, разбираются в вариантах инвестирования, знают про режимы налогообложения.
Подобрать человеку решение непросто, оно для каждого клиента свое. Страховая программа зависит от ценностей и целеполагания человека, от его текущей ситуации с семьей, родителями, от того, много ли у него кредитов, есть ли регулярный доход и т.п.
Хороший финансовый консультант должен быть немного психологом
Он умеет задать правильные вопросы, выслушать клиента, чтобы решить его конкретную задачу, составить пошаговый план действий и подобрать подходящие финансовые инструменты. Консультация с таким специалистом помогает взглянуть на свою жизнь со стороны и разобраться с ценностями, если они не так очевидны. Это интересная и благодарная работа, у которой есть социальная миссия – сделать максимальное количество людей финансово грамотными и научить планировать будущее, ничего не опасаясь.
Как ситуация с пандемией повлияла на страховой бизнес?
Мы заметили невероятный всплеск внимания к ценности человеческой жизни. Увы, весь прошлый год большинство людей провели в постоянном чувстве страха. Боялись заболеть, не выжить, потерять близких. Логично, что частым запросом стало страхование жизни и здоровья. И нашему бизнесу важно было на него ответить.
Свыше половины россиян в 2020 году в той или иной степени увеличили расходы на поддержание своего здоровья, об этом говорят результаты исследования СК «Росгосстрах жизнь» совместно с медицинской компанией «Инвитро». Каждый четвертый, например, покупал лекарства, проходил платные медицинские осмотры, диагностику и сдавал анализы. В условиях пандемии люди стали тщательнее следить за самочувствием, и траты на терапевтические и оздоровительные процедуры во многих семьях прочно вошли в бюджет.
Одна из наших последних разработок в «Росгосстрах Жизнь» – это программа страхования на случай потребности в реабилитации после серьезных заболеваний. В их числе и COVID-19, ведь перенесенная болезнь часто требует длительного и непростого периода восстановления, а в широком доступе в медучреждениях таких реабилитационных программ нет. Мы своевременно реализовали этот проект совместно с нашими медицинскими партнерами, получился очень актуальный и качественный продукт. Уже за два месяца продаж такие страховые полисы для себя и своих близких купили больше 20 тысяч людей по всей России, включая, конечно, сотрудников нашего офиса.
Мешали ли вам когда-нибудь в карьерном продвижении гендерные стереотипы?
Мне кажется, если женщина выбирает для себя карьеру и не посвящает себя материнству, для нее вообще нет никаких ограничений. На своем примере могу сказать, что даже учитывая то, что я жена и мама троих детей, с ущемлением женских прав на работе я не сталкивалась. Хотя в составе правления нашей компании я единственная женщина. По крайней мере, российские крупные компании, в отличие от западных, не поддерживают гендерный баланс искусственным путем.
В России в последние лет десять доля женщин в топах компаний стала очень высокой, я регулярно с этим сталкиваюсь на конференциях и переговорах. Очень много женщин сейчас руководит малым бизнесом, большие корпорации чаще все же находятся в подчинении у мужчин.
Признаюсь, это нелегко – выполнять роль мамы и руководителя одновременно, да еще и быть на уровне в том и в другом случае. В жизни должен быть баланс, я никогда не рвалась быстро взлететь по карьерной лестнице, мое переключение ролей происходило органично. Кроме того, мне пришлось отказаться от идеи перфекционизма. Иногда осознанно приходится чем-то пожертвовать, чтобы сконцентрироваться на важном и успеть сделать приоритетные для тебя вещи хорошо.
За годы работы вы накопили уникальную экспертизу и опыт. Вы реализуетесь в качестве преподавателя?
Я пробовала читать лекции в бизнес-среде, внутри компании. С прошлого года стала вовлекаться в разные проекты, связанные с жизнью родного университета, а в этом году вошла в академический совет программы «Маркетинг и рыночная аналитика». Мы уже провели несколько заседаний, и я чувствую, что мне действительно интересно этим заниматься. Пока я не участвую в жизни Вышки как ментор, но для меня это может стать вызовом в ближайшее время. Вернувшись в университет, я почувствовала большое вдохновение к тому, чтобы передавать знания и опыт, и самой еще многому учиться у разных людей. Вспоминая себя студенткой, я понимаю, как в момент учебы для студента важны преподаватели, особенно с их живым опытом.