О проекте
«Конструктор успеха»
Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.
Дмитрию Самусеву удалось взять лучшее от двух HSE – Вышки и Helsinki School of Economics – и стать настоящим экспертом по менеджменту. Сейчас он является директором по закупкам компании Procter&Gamble. В интервью «Конструктору успеха» он рассказал, почему смена климата полезна для российского студента, как уверенность в себе помогает пройти собеседование и в чем плюсы работы в международном гиганте.
— Что вас мотивировало получить образование в сфере менеджмента?
— Мне было интересно развиваться в окологуманитарной сфере, при этом получить какое-то прикладное образование. Родители на тот момент занимались бизнесом, это был 2005 год, предпринимательство было популярно. Вышка тогда уже являлась, пожалуй, самым нашумевшим и прогрессивным экономическим вузом. Оставалось выбрать факультет. Я точно не видел себя на экономфаке – финансы с эконометрикой и моделями как-то не привлекали, хотелось получить знания, непосредственно применимые «на земле». Стало очевидно, что подходящее для меня направление – это менеджмент.
Содержание программы на тот момент меня мало волновало, и я шел в этот вуз за брендом. Хотя международный уровень программы явно был большим преимуществом. Мои знакомые, которые учились на «Менеджменте» на старших курсах в Вышке, рекомендовали программу как прикладную и сильно облегчающую трудоустройство. Чтобы поступить наверняка, я пошел на ФДП и начал усиленно готовиться.
— Насколько Вышка показалась комфортной в плане обучения, среды, адаптации?
— Меня со всех сторон хорошо подготовил ФДП, многие из учащихся поступили и попали со мной в один поток, в том числе на факультет менеджмента. Получилось так, что даже социальная адаптация для меня прошла почти незамеченной. К учебе я, как человек дисциплинированный, сразу подошел конструктивно. Но был один минус: мне всегда плохо давалось то, что не нравилось. И вот микроэкономика, да и все, что имело академический контекст, для меня стала настоящим вызовом. Трудно усвоить информацию, которую непонятно, как применять. Дело спасали предметы с прикладным подтекстом и преподаватели, которые читали c душой и старались превратить фундаментальные и академические штуки во что-то более близкое к реальной жизни.
— Что для вас оказалось самой прикладной стороной этого образования?
— Тогда, к сожалению, еще мало практиков приходило читать студентам лекции. Было несколько преподавателей-семинаристов, которые работали в бизнесе, в индустрии, их опыт показался очень ценным. Из дисциплин мне потом в работе пригодились линейная алгебра и вездесущая математика, а когда я пришел работать в бизнес, то по-настоящему оценил стратегический менеджмент, на котором строятся все процессы управления по сей день.
Еще у нас были занятия по разработке управленческих решений, которые давали азы проектного анализа, что является очень важным инструментом для прогнозирования того, будет ли проект коммерчески успешным или нет, и для расчета рисков. Очень полезным оказался курс по финансовому менеджменту, поскольку он научил «приземлению» бизнес-идеи посредством точных расчетов.
— Когда вы задумались о карьере? Где хотелось работать?
— Почти все мои одногруппники совмещали учебу с работой. Я немного подрабатывал и даже открыл свой интернет-магазин, но понял, что не хочу получать предпринимательский опыт с нуля – разумнее пойти поработать в чужом и устойчивом бизнесе. С другой стороны, чтобы поднять свой рейтинг в глазах крупного работодателя, было необходимо усилить профессиональный статус за счет магистерского образования, наработать теоретическую и проектную базу. При этом цели попасть в FMCG-сектор у меня не было, скорее, хотелось в консалтинг. В итоге я начал готовиться к поступлению в магистратуру за рубеж, и могу сказать, что обучение в Вышке тут сильно помогло.
Фундаментальные основы менеджмента с точки зрения наполненности и широты в Вышке намного круче, чем в европейских университетах
Когда я поступил и начал учиться в Helsinki School of Economics, то чувствовал себя намного более уверенно, чем другие студенты, во многих аспектах. Некоторые ребята-экономисты, правда, обладали более глубинными знаниями по какому-то одному направлению, но моими сильными сторонами на программе по международному бизнесу явно было знание различных областей и инструментов стратегического и проектного менеджмента. На такой фундамент можно было надстраивать много полезных курсов, осваивать более глубоко новые направления, что удваивало полезный эффект магистерского диплома.
— Почему поступали именно за рубеж? Что интересного было в заграничной HSE?
— В тот момент в России шло встраивание специалитета в Болонскую систему, никто не воспринимал бакалавриат без магистратуры как полное образование. На 4-м курсе я готовился к поступлению в магистратуру и в Европу, и в Вышку, в итоге поступил на обе программы. Я выбрал путешествие и учебу в Хельсинкской школе экономики, поскольку это давало опыт чего-то совсем нового в иной окружающей среде, учебу на английском языке, другой климат и непривычный способ образования. Все это здорово встряхивало мозги и давало новое видение привычных вещей.
Программа по международному бизнесу мне была интересна своими курсами, которые во многом были посвящены анализу развития глобальных корпораций, изучению стратегической направленности, проектного управления, была также опция выбора майноров. Все это можно было объединить в рамках стратегического менеджмента, который меня как раз и интересовал.
— Чем особенно полезной оказалась программа?
— Интересно, что я оказался самым младшим студентом – мне был 21 год. В Европе бакалавриат считается полноценным образованием, после которого люди идут работать. В магистратуру, как правило, поступают, чтобы переквалифицироваться или подготовиться к PhD, это уже взрослый и осознанный выбор. Поэтому большинство студентов имеют опыт работы, волонтерства, путешествий, культурного обмена, знают несколько языков и понимают, чего хотят от жизни. Это очень полезная и питательная среда, где я поначалу чувствовал себя парнем из глубинки, но со временем невероятно расширил кругозор.
Когда меня спрашивают, что бы я посоветовал современным студентам, то я всегда говорю: пользуйтесь возможностями международного обмена
Потому что это другой контекст, где люди смотрят на все свежо, более позитивно, более открыто, и это сильно тебя меняет. Сама программа интересна в первую очередь тем, что почти все лекторы – это практики от бизнеса или исследователи из корпоративных лабораторий. Было очень много приглашенных спикеров из известных глобальных корпораций. Очень запомнилась лекция СЕО компании Wärtsilä, которая является лидером в мире по производству тяжелых двигателей для судоходства. Полезным оказался опыт работы с кейсами, особенно на тему вывода бизнеса на рынки развивающихся стран.
Кардинальное отличие, которое я отметил между двумя образованиями, заключается в том, что европейское – куда менее фундаментальное и узкоспециализированное, с минимальным набором специальных дисциплин. Также занятия почти всегда построены на общении, завязывании дружеских и профессиональных отношений, приходится постоянно выходить из зоны комфорта и учиться быть открытым. В европейских университетах, как правило, все обучение держится на ответственности самого студента, никто тебя не будет «пинать» и заставлять учиться, каждый делает то, что ему нужно, исходя из своей цели.
В европейскую магистратуру люди идут не потому, что надо, а потому, что хочется
Студенты спокойно относятся к победам и неудачам, никто не будет убиваться из-за того, что получил 9, а не 10 баллов, потому все четко отдают себе отчет в том, как это поможет в жизни. Для меня это был опыт переосмысления важных университетских ценностей, который мне помог вобрать и скомбинировать лучшее, отбросив лишнее. Очень полезный опыт для жизни вообще.
— Как европейская магистратура повлияла на ваши карьерные возможности?
— Обучение за рубежом в самом простом смысле придало мне уверенности, которая сработала на собеседованиях. Ты свободно демонстрируешь свой кругозор, знания, опыт работы с крутыми кейсами, быстроту мышления, рассказываешь, как общался с практиками из лучших глобальных компаний на лекциях, все это подкрепляется дипломами и вызывает безусловное доверие. Международный опыт позволял мне ориентироваться как в локальном, так и в глобальном контексте, когда ты можешь строить коммуникацию в различных бизнес-форматах. Думаю, это один из важнейших навыков, который дает обучение в разных географических точках и культурных средах. Ты больше и глубже понимаешь суть экономических процессов, поскольку все они завязаны на людях. Так, по возвращении из Хельсинки мне было существенно легче проходить интервью.
— Чем интересна работа в крупном бизнесе?
— Работа в международном гиганте – это крутая инвестиция в портфолио. Для меня важно, какая у компании философия, как она строит взаимоотношения в коллективе, как продвигает товары и как относится к потребителю. С самого начала мне предложили интересную и перспективную должность именно в том направлении, в котором хотелось, – нужно было управлять сложными проектами и командами.
Огромный плюс работы оказался в том, что перед тобой всегда ставится много задач, постоянно происходит что-то новое, ты постоянно двигаешься с позиции на позицию и с большим интересом развиваешься. Всегда говорю, что работаю по специальности, я – профессиональный менеджер, меня этому научили, и это работает на всех уровнях. Сначала ты применяешь менеджерские качества к себе самому, управляешь рисками, пробуешь себя в разных проектах, думаешь, как выйти из кризисной ситуации. Потом ты начинаешь управлять своим окружением, потом растешь и управляешь целыми организациями: у тебя появляется команда, за которую ты ответственен, и ты понимаешь, что теперь твой успех – их успех. Менеджмент – это в первую очередь люди, поэтому он максимально мне интересен.
В этом смысле работа в большой компании с большими задачами для меня стала полноценной самореализацией. Если ты умеешь построить долгосрочное видение какой-то идеи и повести за собой команду – вот это для человека, который учился на менеджменте в Вышке или где угодно, самая большая награда: ты понимаешь, что не просто так просидел в аудиториях столько лет.
— Насколько комфортно для специалиста постоянно менять позиции и задачи?
— Желание осваивать новое исходит от специалиста и поддерживается менеджментом. Никто не заставит тебя переходить с должности на должность без твоего согласия. Лично мне с самого начала было комфортно развиваться во всех возможных направлениях. В любой крупной компании есть свои принципы и правила развития сотрудников, которые работают при соблюдении некоторых факторов, таких как скорость обучения, потенциал в управленческих задачах, выгода для бизнеса от перемещения сотрудника и т.п. У каждого сотрудника происходит постоянный обмен данными с менеджментом. Ты озвучиваешь свои желания, и компания сопоставляет запросы с реальностью.
Я четыре года занимался закупками, а потом сказал: хочу управлять людьми. И меня отправили на производство в дистрибьюторский центр, выдали под управление огромный цех и более 100 человек подчиненных
Пришлось почти мгновенно освоить кучу всего нового: бюджетирование, правила безопасности и качества на производстве, методы управления, а также понять, как работает вверенная мне техника и системы. К этому нельзя быть готовым, просто нужно прийти и делать, обучаясь на каждом шагу. Я этого не боялся, мне, наоборот, нравился такой поворот. Я понял, как многогранна компания и сколько всего можно в ней сделать.
Сейчас я являюсь директором по закупкам, управляю несколькими командами. Если говорить упрощенно, наша задача – предоставлять сервис высокого качества при правильном соотношении цен и трудозатрат. Моя работа главным образом состоит в том, чтобы правильно выстраивать приоритеты команды. Я люблю работать с людьми, мотивировать их и объединять в общих задачах, я вижу вокруг талантливых сотрудников, которые дают результат и более глубокое понимание моей роли в бизнесе.