О проекте
«Конструктор успеха»
Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.
Выпускница Аспирантской школы ВШЭ по экономике, преподаватель Департамента теоретической экономики Анна Соколова получила приглашение от Университета Невады в Рино (США) на должность Assistant Professor, доказав востребованность выпускников аспирантуры ВШЭ на международном академическом рынке труда.
Когда вы поняли, что делаете академическую карьеру? В чем уникальность вашего случая с получение должности в зарубежном университете?
В принципе мне всегда хотелось заниматься независимой исследовательской работой, и это мое желание поощряли мои родители, мой отец профессор физики Валерий Соколов и моя мать Евгения Соколова с высшим инженерным образованием.
Мне стало понятно, что мне интересно заниматься именно макроэкономикой, в бакалавриате. Тогда, правда, я не очень хорошо себе представляла, как устроена академическая работа. Ясность начала появляться ближе к магистратуре, в основном благодаря общению с моим научным руководителем и коллегами-макроэкономистами. Тогда же я решила, что образование нужно продолжать. По ряду причин я решила продолжать его в России, в рамках академической аспирантуры Вышки. В 2015 году, опять-таки, благодаря целенаправленным усилиям (и ангельскому терпению!) моего научного руководителя профессора Сергея Пекарского я закончила аспирантуру и защитилась, и нужно было снова выбирать, что делать дальше. На этот раз я решила попробовать свои силы на международном рынке труда. Мой случай несколько отличается от стандартной практики, потому что, как правило, свежезащитившиеся выпускники Российских аспирантур на этот рынок не выходят.
В чем главная сложность трудоустройства для ученого на международном уровне?
Здесь нужно пояснить, что в данном случае речь идет о рынке для экономистов, закончивших аспирантуру и получивших степень, относящуюся к категории «doctorate degree». На западе эту степень называют PhD, у нас — степень кандидата наук, с формальной точки зрения обе они дают право претендовать на академическую должность «assistant professor». Главная сложность с трудоустройством не в том, что степень кандидата как-то формально отличается от PhD: по сути они обозначают одно и то же, а именно — успешный результат обучения в аспирантуре. Дополнительно подтверждать её не нужно.
Проблема в другом: когда степень присуждается вузом, выпускники которого до этого не трудоустраивались через международный рынок труда (или история их трудоустройства не очень успешна), то потенциальный работодатель сталкивается с неопределенностью, т.к. ему сложно судить о качестве программы. Это проблема не только российских университетов. Чтобы компенсировать этот недостаток, нужны хорошие рекомендательные письма. Как правило, требуется три письма, но в моем случае их было четыре: от моего научного руководителя профессора Сергея Пекарского и моих соавторов — профессора МИЭФ Удары Пейриса, профессора Оксфорда Димитриоса Цомокоса и советника при совете директоров Чешского Национального Банка, профессора Томаса Хавранека. Кроме того, нужна хорошая «job market paper» — статья, по которой потенциальный работодатель может судить об исследовательском потенциале кандидата, его специализации и навыках. В моем случае в роли такой статьи выступила моя совместная работа с профессорами Пейрисом и Цомокосом ("Capital Flows, Default, and Renegotiation in a Small Open Economy").
С каким опытом подошли к этому рубежу? Чего добились на родине и почему решили работать там?
Во время обучения в магистратуре я начала вести семинары на факультете экономики, и продолжала это делать, будучи аспирантом. Кроме того, я занимаюсь научной работой, и именно она, как мне кажется, сыграла решающую роль в моем трудоустройстве. Тут мне повезло: еще в магистратуре я попала в дружескую и стимулирующую среду Международной лаборатории макроэкономического анализа, где я и работаю до сих пор под чутким руководством заведующего Сергея Мерзлякова. В данный момент меня особенно интересуют две области исследований: потоки капитала между странами в условиях рисков дефолта (это тема моей диссертации и job market paper) и мета-анализ в теории потребления. Во время учебы в аспирантуре я также прошла стажировку в ENS Cachan во Франции под руководством профессора Юбера Кемпфа, а в конце прошлого года — в Калифорнийском университете в Беркли под руководством профессора Дмитрия Ливдана.
У моего решения принять предложение работы в американском университете есть несколько причин, одна из которых — приобретение нового опыта, который, надеюсь, выступит катализатором моего дальнейшего академического развития. В западных университетах выход на международный рынок труда после защиты считается нормой, а ситуация, когда выпускник остается работать в alma mater — скорее исключение, чем правило. У нас это не так, но тут есть объективные причины: наши университеты не так активно обмениваются выпускниками и, следовательно, опций у выпускников Вышки, желающих остаться в России, меньше.
Как Вышка способствует интеграции своих ученых в международное сообщество? Как было у вас?
Вышка, безусловно, заинтересована в том, чтобы выпускники аспирантуры выходили на международный рынок. Об этом свидетельствует мой собственный опыт: мое успешное прохождение рынка труда стало возможным благодаря активному участию со стороны профессоров Вышки. Решающую роль сыграли помощь и поддержка моего научного руководителя профессора Сергея Пекарского и профессоров МИЭФ Удары Пейриса и Алексея Булатова. Без них ничего бы не получилось. Благодаря им я смогла определиться с научной программой, сориентироваться на рынке труда, понять, чего хотят потенциальные работодатели, значительно улучшить качество моей исследовательской работы, получить ценный опыт стажировки в Калифорнии.
Вдохновителем идеи моего выхода на международный рынок труда был декан факультета экономических наук Олег Замулин, который помогал мне на всех этапах процесса вместе с руководителем академической аспирантуры Антоном Суворовым и профессором Константином Сониным. Для профессионального макроэкономиста чрезвычайно важно уметь достойно презентовать собственные исследования. Над своим навыком презентации я работала в формате семинаров академической аспирантуры и семинаров НУЛ макроэкономического анализа (под руководством Сергея Мерзлякова), и комментарии Антона Суворова, Сергея Попова, а также коллег-макроэкономистов из департамента теоретической экономики мне помогли его развить.
В общей сложности у меня было 11 интервью, с университетами, центральными банками и одним исследовательским центром, часть из них прислали мне приглашения посетить их кампусы
Во время моего обучения в аспирантуре мне удалось поучаствовать в большом количестве международных научных мероприятий, конференций и летних школ, и факультет экономических наук неизменно оказывал мне финансовую поддержку. Этот опыт оказался незаменимым: на одной из таких конференций я познакомилась с моим чешским соавтором Томасом Хавранеком, с которым мы работаем над совместными проектами. Однако без поддержки факультета экономики наша встреча бы просто не состоялась. Мне также очень помогли профессора Димитриос Цомокос и Дмитрий Ливдан, которые часто приезжают в МИЭФ.
Прибавлю к этому, что когда будущие выпускники нашей аспирантуры захотят выйти на этот рынок, я с радостью поделюсь своим опытом и постараюсь помочь.
Какие существуют интернет-ресурсы для поиска работы в академическом сообществе?
Основные ресурсы — это Job Openings for Economists, Economics Job Market, INOMICS, SSRN. Также есть ресурсы для поиска работы в отдельных странах — например Jobs.ac для Великобритании.
Сколько университетов откликнулось на ваше резюме, что предлагали, почему вы выбрали Неваду?
В общей сложности у меня было 11 интервью, с университетами, центральными банками и одним исследовательским центром, часть из них прислали мне приглашения посетить их кампусы. В итоге помимо предложения из Невады мне также поступило несколько предложений из Европы. Все предложения мне понравились, однако работа в Неваде мне показалось наиболее удачным выбором именно для меня: мне очень нравится исследовательская работа, и именно ее больше всего ценят мои будущие коллеги.
Если говорить о педагогической деятельности, просто ли ученым преподавать?
Мне кажется, это целиком определяется индивидуальной предрасположенностью. Мне, например, преподавание дается не очень тяжело, но в моем департаменте есть коллеги, которые, как мне кажется, значительно более талантливы в этой области.
Как вы продолжите исследовательскую работу, какие у вас там возможности?
В данный момент я работаю над несколькими проектами, и, теперь, когда процесс поиска работы наконец завершен, я планирую сосредоточить все усилия на этой работе. Мои основные два проекта это совместная работа с профессорами Ударой Пейрисом и Димитриосом Цомокосом (про потоки капитала и дефолты) и работа с профессором Томасом Хавранеком (про мета-анализ в теории потребления, рациональных и нерациональных экономических агентов). Работа с моими соавторами мне безумно нравится, и поскольку их опыт академической работы значительно превышает мой, я стараюсь у них учиться.