О проекте
«Конструктор успеха»
Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.
Максим Цатурян еще в раннем студенчестве увлекся темой инноваций, а в 2018 году окончил магистерскую программу кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ по теме управления инновациями. Сейчас Максим является руководителем проектного офиса в «Сколково» и читает лекции студентам Вышки. В интервью «Конструктору успеха» Максим рассказал, почему в инновациях нужно одновременно быть и финдиректором, и инженером, и пиарщиком, как Вышка помогает получить главное — социальный капитал — и за какими проектами охотятся инвесторы, лидером которых является государство.
— Вы окончили физтех-направление, которое выбирают для карьеры в IT. Чем вы руководствовались, поступая в университет?
— Когда я был абитуриентом, то не думал о капитализации образования как самоцели. Карьерные возможности и большие зарплаты — это было чем-то далеким и неинтересным. Кроме того, в конце нулевых IT-индустрия только набирала обороты, старшие школьники еще не были одержимы программированием, и сама популяризация карьеры IT среди абитуриентов только сейчас достигла государственных масштабов.
В старших классах я довольно смутно понимал, чем хочу заниматься в профессиональном плане. Но пришло время, когда нужно было принимать решение и выбирать институт. Единственным критерием для меня стал глубокий интерес к предмету, которым была физика.
В школе я буквально обожал физику, как и сейчас, поскольку она дает понимание реального мира и его закономерностей
Кстати, большинство выпускников физтеха не работают по специальности, но при этом находят себя в экономике, бизнесе, финансах, что говорит о том, что базовое естественно-научное образование открывает множество путей в плане карьеры. Необязательно ставить цель в самом начале, понимание придет во время учебы и взросления, и никогда не поздно будет пойти тем или иным путем.
Например, я в процессе учебы осознал, что хочу заниматься физикой в более прикладном ключе, это интересно и хорошо конвертируется в бизнес-идеи. Хотя даже успел поучиться в аспирантуре — академические знания как раз очень помогают в приземлении научных гипотез. Меня сильно увлекла идея создания некоего мостика между наукой и рынком, я начал интересоваться предпринимательством, новыми технологиями, привлечением инвестиций и всем тем, что сейчас называется инновационной деятельностью.
— Первый опыт работы с инновациями вы получили в университете. Что это был за проект и как вы научились там развивать технологические проекты?
— На старших курсах университета мы с коллегами по кафедре и моим научным руководителем активно пытались превратить лабораторные наработки в какой бы то ни было продукт, который имеет потенциал к реализации в бизнесе. Большая часть инвесторов и в целом предпринимательское сообщество, которое представляло другую сторону рынка инноваций, относились к науке скептически, всем хотелось сразу увидеть результат или убедительный план монетизации. Такого же мнения придерживались и представители госструктур, поскольку огромными темпами росла потребность в новых технологиях. В общем, все хотели быстро и масштабно.
Этот тренд моментально спустился в вузы, где работа в направлении технологических инноваций получила финансовую поддержку. Так студенты, молодые сотрудники лабораторий быстро перешли к разработке идей в рамках дедлайнов и с пониманием коммерческой отдачи.
Бум инноваций все воспринимали по-разному: государство ожидало быстрого возврата инвестиций, руководство вузов нервничало из-за отчетности, а студенты были счастливы: они почувствовали успех
А кто бы не хотел заработать, занимаясь любимым делом, генерировать идеи и при этом реализовывать свои предпринимательские навыки? Тогда при университете была создана инновационная компания, где студенты работали над наукоемкими проектами и добились видимого успеха: компания была признана лучшей на региональном уровне. Я получил базовое понимание того, как работать с бизнесом, как продать инновацию, и научился азам управления в деле приземления научных идей, когда представитель научной стороны переключает акценты на коммерческую пользу. Успех помог мне понять, чем я действительно хочу заниматься — обосновывать и реализовывать лабораторные идеи на уровне предпринимательства.
С академической стороны у меня была сильная база, но не хватало фундаментальных знаний в области менеджмента и в целом функционирования рынка. Я начал искать программы в московских вузах и в магистратуре кафедры менеджмента инноваций (сейчас — Школа инноватики и предпринимательства ВШЭ. — Ред.) Вышки нашел ответ на все свои запросы.
— Инновации — крайне динамичная сфера. Как ее изучение упаковывается в формат фундаментального образования? Насколько обучение повлияло на ваш прикладной опыт?
— С переездом у меня появилось много возможностей, я мог стать частью обширного сообщества специалистов в области инноваций, узнать индустрию изнутри и найти в ней свое место. Поначалу я уделял время только учебе, но как-то случайно увидел в соцсетях вакансию Фонда содействия инновациям и понял, что соответствую почти всем критериям. Главной целью работы в фонде была идея прохождения практики в дополнение к учебе. Однако меня так увлекла эта работа, что я остался в фонде на целых пять лет.
Определенно я поступал в Вышку не для того, чтобы получить диплом престижного вуза, поскольку в такой специфической сфере, как инновации, при отборе кандидатов играют роль опыт и конкретные навыки. Но в действительности диплом Вышки — допуск к лучшим позициям в крупных компаниях, поэтому для молодого и амбициозного специалиста это отличная стартовая площадка.
В Вышке я также получил обширную базу контактов, которые в дальнейшем сыграли важную роль в сближении с бизнес-сообществом и поиске инвестиций
Фундаментальные знания в сфере инноваций — это довольно условная вещь. Но любая цель, связанная с бизнесом и коммерциализацией, в своей основе имеет инструментарий, экономическую логику и менеджмент, которые ты получаешь в качестве необходимой теоретической базы в университете. В данном случае инновации — это такой же продукт, специфику которого нужно изучать в каждом конкретном случае, когда возникают различные особенности — правовые, культурные, экономические и т.д. Поэтому специалисту в сфере инноваций важно понимать рынок на уровне экономических закономерностей и уметь быстро перестраиваться от проекта к проекту.
— Чем вообще определяются компетенции специалиста по продаже инноваций?
— Инновационная сфера очень сложна, поскольку специалисту любого уровня нужно обладать целым спектром навыков. Безусловно, профильное образование обеспечивает высокий уровень профессионализма и постоянство качества, но, в отличие от других направлений, где учеба как бы сужает и углубляет твои компетенции, в инновациях нужно уметь их расширять и мыслить очень объемно.
Ценный сотрудник, например, венчурного фонда или стартапа должен в определенной мере проявлять качества финансиста, инженера, юриста и аналитика в зависимости от динамики развития проекта. Кроме того, он должен обладать навыками коммуникации и презентации в рамках GR-направления, поскольку зачастую инвестором является государство. В Вышке нас действительно учили многим вещам, поэтому мне легко рассматривать проект под разными углами и проявлять определенные качества на разных этапах его развития.
Вышка смогла сформировать фундаментальную программу в совершенно новом направлении, в неразрывной связи с рынком инноваций и интеграцией студентов в экспертную среду
Поэтому выпускников этой уникальной программы высоко ценят на рынке труда, ну и сам факт того, что ты прошел обучение в передовом вузе, уже повышает твой уровень востребованности и открывает возможность проявить себя в крупных и интересных проектах.
— Полагаю, что в основном главным инвестором в инновационных проектах является государство?
— В действительности на рынке инноваций много частных инвестиций, самыми заинтересованными клиентами являются динамичные, финансово устойчивые и обладающие кадровыми ресурсами компании, где идеально выстроен менеджмент и подход к принятию решений. В целом все заинтересованные во внедрении инноваций компании структурно схожи, обладают большой динамикой и хорошо выстроенной коммуникацией с государством, корпорациями, акционерами, специалистами.
Государство как инвестор в первую очередь заинтересовано в технологиях, которые ускорят развитие цифровой экономики. Поэтому IT-разработки быстро и бурно финансируются для скорейшего внедрения отечественного софта. Акцент на IT-разработках двигает весь рынок, поскольку цифровая экономика затронет и самые консервативные сферы. Благодаря вниманию и созданию профессиональных структур, которые стали основой грамотной и качественной работы в сфере инноваций, можно смело сказать, что мы уже добились большого успеха.
Рынком инноваций в России, особенно IT-направлением, можно и нужно гордиться, мне как профессионалу вдвойне приятно делать вклад в его развитие. Существует потребность в том, чтобы быстро поднять экономическую отрасль на уровень соответствия инновациям всех индустрий, и наиболее приоритетным направлением является разработка российских технологий и внедрение их в бизнес-процессы. При поддержке государства и крупнейших инвесторов IT-направление действительно лидирует на рынке инноваций, при этом оно влияет на развитие проектов в самых разных областях — от образования и медицины до сельского хозяйства.
— Основываясь на собственном опыте, какие напутствия дадите нынешнему студенту программы по управлению инновациями?
— Главное — получить практический опыт и в целом работать в комфортной среде, тем более что сфера очень разнообразна и нуждается в квалифицированных кадрах. Отличительная черта работы в инновациях — скорость. Все нужно делать очень быстро и стараться не терять в качестве. Дело в том, что инновационные продукты нужно встраивать в постоянно меняющиеся условия рынка и тренды, в определенном смысле это стресс, но нужно научиться переключаться и приоритизировать.
Также нужно тщательно изучать продукт, тестировать гипотезы, строить финансовую модель, структурировать сделки и т.д. Это не значит, что в каждый шаг нужно погружаться глубоко. Как правило, над проектом работает команда, и тебе важно принимать правильные решения с общим пониманием задач. Все эти особенности нужно учитывать, выбирая отрасль, и, насколько возможно, пытаться получить практический опыт и понять, в каких ролях ты сможешь быть наиболее эффективным. Со всем этим багажом выпускник программы будет очень востребован, тем более что спрос на специалистов в этой области очень высок.
— Что в вашей карьере изменил переход в фонд «Сколково»? Какими проектами вы там занимаетесь?
— Для меня «Сколково» в каком-то смысле стал платформой для масштабирования опыта и управленческих компетенций. В данный момент я являюсь руководителем команды в проектном офисе, где мы разрабатываем меры государственной поддержки особо значимых проектов, в частности по импортозамещению критически важного ПО в ключевых отраслях экономики, а также поддерживаем проекты первого пилотного внедрения российских решений в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект».
Задача нашей команды — помогать пилотным внедрениям российских решений, стимулировать спрос на отечественные IT-разработки, а также проводить качественную экспертизу для наших партнеров.
Наш проектный офис играет одну из важнейших ролей в индустрии, поскольку поддерживает новый продукт на самом сложном этапе — доработки и первого внедрения
По сути, мы проводим экспертизу и упаковку проекта в рабочий формат вместе с его первым клиентом-заказчиком и помогаем прорабатывать все нюансы соглашения.
— Вы участвуете в учебном процессе Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ в качестве эксперта. О чем рассказываете студентам?
— Действительно, я как приглашенный практик из индустрии в каком-то смысле приземляю знания студентов на реалии рынка инноваций. Мы разбираем примеры кейсов, рассматриваем различные стратегии и направления, формулируем решения и в целом изучаем сферу изнутри. В своих выступлениях я стараюсь делиться личным опытом, не боюсь рассказывать об ошибках, сложностях профессии — их необходимо преодолевать, чтобы происходило обогащение опыта. Надеюсь, будущим специалистам по инновациям мои советы как в сфере коммуникации, так и в технических вопросах помогут и уберегут их от неверных решений.
Могу отметить, что многие студенты программы — зрелые специалисты. Таким образом, у нас получается взаимообогащающий обмен опытом. В каком-то смысле я тоже учусь. Всегда интересно взглянуть на задачу под другим углом, ведь каждый увлеченный специалист делает из профессии творчество. Общение со студентами вдохновляет и помогает мне найти новую оптику для рассмотрения и решения проблем. Я искренне рад, что у меня есть возможность вести диалог с такими разносторонними и мотивированными людьми — в целом Вышке удается аккумулировать именно таких студентов.