Романенко Ксения Романовна
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Эксперт: Институт образования / Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 4 года.
Полномочия / обязанности
Исследовательская и аналитическая деятельность в сфере высшего образования.
Руководитель экспедиций
- "Высшее образование в моногородах" (Свердловская область) - апрель 2018
- "Мед, пед или театральный: как поступают в университеты" (Ярославль и Ярославская область) - июль/август 2019
- "Советская утопия: высшее образование и наука в Новосибирском Академгородке" - сентябрь 2019
- "Университеты за полярным кругом: высшее образование и наука в Мурманской области" - июль 2021
- "Факторы развития дальневосточных университетов" - май 2022
- "Роль образовательных организаций Республики Алтай и Алтайского края в формировании траекторий молодежи и студенческой успешности" - июнь 2023
- "Развитие университетского кампуса в г. Иваново: роль транспортной доступности и связи с производством" - май 2024
- "Остров Сахалин: развитие региона средствами образования и культуры" - октябрь 2024
Преподаватель экспедиции "Инновации в образовании на примере Республики Татарстан" - ноябрь 2018
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
НИУ ВШЭ, Повышение квалификации по программе "Современные подходы в преподавании и обучении" (39 ак.ч., 03.02.2023 - 06.03.2023). Удостоверение № 249522.
НИУ ВШЭ, Повышение квалификации по программе "Планируемые результаты обучения и технологии эффективного преподавания (ПРО-ТЭП)" (20 ак.ч., 03.08.2020 - 07.08.2020). Удостоверение № 167805.
Стажировка в Университете Ланкастера - июнь, июль 2019, Ланкастер, Великобритания
Участие с докладом в ежегодной Летней школе HERSS: "Science and Politics: Exploring Relations between Academic Research, Higher Education, and Science Policy" - сентябрь 2018, Бонн, Германия
Стажировка в Университете Ювяскюли - октябрь 2017, Ювяскюля, Финляндия
Участие с докладом в ежегодной Летней школе Ассоциации исследователей образования EERSS 2017 "Методы и методология в исследованиях образования" - июль 2017, Линц, Австрия
Стажировка в Университете Осло - март, апрель 2017, Осло, Норвегия
Участие с докладом в IV Международной Летней школе Института образования НИУ ВШЭ, Китайского института исследований финансирования образования и Факультета образования Пекинского университета, посвященной междисциплинарным исследованиям высшего образования «Высшее образование, общество и государство» - июнь 2016, Санкт-Петербург
Участие с докладом с VIII Международном молодежном форуме «Право на диалог» - октябрь 2015, Триест, Италия
Участие с докладом в III Международной Летней школе Института образования НИУ ВШЭ, Факультета образования и Китайского института исследований финансирования образования Пекинского университета, посвященной междисциплинарным исследованиям высшего образования «Высшее образование и государство» - июнь 2015, Санкт-Петербург
Участие в IV культур-антропологической экспедиции Школы культурологии НИУ ВШЭ "Культурные эффекты границы" - апрель-май 2015, респ. Калмыкия, Дагестан
Участие в IV Летней школе отделения культурологии НИУ ВШЭ «Социокультурное развитие муниципального района» - июль 2014, г. Сатка Челябинской области
Участие в III культур-антропологической экспедиции Школы культурологии НИУ ВШЭ "Культурные эффекты границы" - апрель-май 2014, Грузия, Армения
Участие в тренинге Новосибирского государственного университета и Гете-Института в Новосибирске «Научная журналистика: из лабораторий на экраны планшетов» - октябрь 2013, г. Новосибирск
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо ректора Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022–2023, 2021–2022)
Лучший преподаватель — 2022–2023
Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2022, 2021
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Qualitative research methods in education (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Анг
- Качественные методы сбора и анализа данных (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 37.04.01. Психология; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Качественные методы сбора и анализа данных (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Маго-лего; 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Исследования фанатских практик и культур соучастия" (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Современная массовая культура (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Исследования фанатских практик и культур соучастия (Дисциплина общефакультетского пула; 1-3 модуль)рус
- Qualitative research methods in education (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)Анг
- Качественные методы сбора и анализа данных (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Качественные методы сбора и анализа данных (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Маго-лего; 1-3 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Современная массовая культура (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Качественные методы анализа (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Качественные методы анализа (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Qualitative research methods in education (Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)Анг
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Маго-лего; 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Современная массовая культура (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Современные методы исследования культуры (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Современные методы исследования культуры (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология литературы (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Python as a Foreign Language (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Актуальные проблемы развития систем образования (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)рус
- Качественные методы анализа (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Power and Sample Size for Multilevel and Longitudinal Study Designs (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Assessment in Higher Education: Professional Development for Teachers (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2 модуль)Анг
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Современная массовая культура (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук
- 2020
Романенко К. Р. Роль студентов в слияниях и поглощениях университетов
Конференции
- 2024
XV Международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: «Твой уютный университет»: внутренняя культура небольших российских университетов
XXIX Conference of Comparative Education Society in Europe (CESE) (Салоники ). Доклад: “I am so homey”: the practices of control and students’ infantilization in Russian universities
XXIX Conference of Comparative Education Society in Europe (CESE) (Салоники ). Доклад: Field Research of Higher Education: Power and Hierarchy Issues
XIII международная конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва). Доклад: Полевые исследования как трансформирующий опыт
- 2023
XIV Международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: ЕГЭ против олимпиад: как проложить свой путь в вуз?
VI Международная научно-практическая конференция Герценовские чтения: психологические исследования в образовании (Санкт-Петербург). Доклад: Исследование представлений практиков сферы образования о науках, изучающих мозг: первый этап
- 2022
XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Университеты за полярным кругом: опыт экспедиции в Мурманск и Мурманскую область
Первый томский форум "Преобразование образования" (Томск). Доклад: Новое в повседневном: полевые исследования высшего образования
- 2020
XXI Апрельская конференция НИУ ВШЭ, онлайн-секция «Рынки труда и демография» 16+ (Москва). Доклад: Университет как фактор образовательной миграции: аттрактивная функция вуза и города (по результатам экспедиций в Казань, Свердловскую область, Ярославль)
XIX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования (Москва). Доклад: Исследовательская магистратура. Научно-исследовательская работа магистранта в траектории образовательной программы
Кадровая политика университетов (Москва). Доклад: Преподавание в студенческих экспедициях: необходимая междисциплинарность и новые роли
(Моно)города и мобильность: территории, дистанции, транспорт, технологии, профессиональные династии, линии жизни, виртуальная реальность (Екатеринбург). Доклад: Высшее образование в моногородах: организационные форматы, практики, вызовы
- 2019
Институциональные исследования знания и культуры. V Конференция памяти Романа Громова. Доклад: Университет в моногороде как проводник культурной политики предприятия
Форум «Дисциплинарный ландшафт: Обучение по ту сторону компетенций» (Тюмень). Доклад: Learning beyond competencies
32nd Annual Conference of the Consortium of Higher Education Researchers (CHER) (Kassel). Доклад: Higher education in single-industry towns: experience of an expedition as a research tool
X Международная конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Экспедиция в Свердловскую область «Высшее образование в моногородах»
Юбилейная международная конференция Центра молодежных исследований «Молодежь в XXI веке: множественность и различие» (Санкт-Петербург). Доклад: Реконструкторы Раннего Средневековья: обживание «правильного» прошлого
- 2018
The 31st conference of the Consortium of Higher Education Researchers (CHER) (Moscow). Доклад: “To become an alumnus of unknown something”: Students in University Mergers
Классик в современном медийном ландшафте: «Случай» В. Вулф (Москва). Доклад: Феминизм, филфак и Флаш: Вирджиния Вулф в интернет-пространстве
- 2017
Global Challenges - Nordic Experiences (Осло). Доклад: -
The 21st Century University: How to Build a Ladder to the Stars? (Осло). Доклад: -
VIII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) (Москва). Доклад: Что меняется при университетских объединениях для студентов
III Ежегодный симпозиум "Роль региональных систем высшего образования в развитии регионов (Екатеринбург). Доклад: Университеты в моногородах: проект экспедиции
- 2016
The 29th conference of the Consortium of Higher Education Researchers (CHER) (Cambridge). Доклад: Student Identity Transformation and University Mergers
VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) (Москва). Доклад: Студенческий опыт в объединяемых университетах
V конференция "Антропология. Фольклористика. Социолингвистика" (Санкт-Петербург ). Доклад: Конструирование идентичности города в рамках празднования 2000летия Дербента
- 2015
Антропология. Фольклористика. Социолингвистика (Санкт-Петербург). Доклад: «“Пейринг”, “слэш” и “альтернатива”: что современные фанаты видят в книгах и фильмах»
Вещь и контекст: художественное произведение и современные подходы к его анализу (Санкт-Петербург). Доклад: Роман Джейн Остен «Гордость и предубеждение» в современной культуре: от героев романа к героям масскульта
Опыт работы
Сотрудник (аналитик, затем эксперт) проектно-учебной лаборатории "Развитие университетов" - c 2015 года
Руководитель магистерской программы "Доказательное развитие образования" и со-руководитель магистерских программ "Доказательная образовательная политика" и "Экономика и управление образованием" - с 2020 по 2022 годы
Информация*
- Общий стаж: 8 лет
- Научно-педагогический стаж: 4 года
- Преподавательский стаж: 4 года
Преобразование образования: взгляд Лаборатории "Развитие университетов"
С 7 по 9 ноября состоялся III Томский международный форум "Преобразование образования", на котором организовывали площадку и выступали с докладами сотрудники лаборатории "Развитие университетов".
Экспедиция на Остров Сахалин
В начале октября команда проектно-учебной лаборатории “Развитие университетов” в рамках программы "Открываем Россию заново" вместе со студентами различных образовательных программ НИУ ВШЭ отправилась на остров Сахалин для изучения перспектив развития региона средствами образования и культуры.
В ловушке долга перед родиной: молодежь в моногородах выбирает местные вузы скорее из чувства ответственности, чем из-за перспектив в родном краю
Молодые люди в небольших российских городах, которые зависят от одного крупного предприятия (моногородах), часто выбирают местные вузы и работу на градообразующем предприятии. Этот выбор они объясняют чувством долга перед родным городом и желанием стабильности. Однако многие испытывают внутренний конфликт между желанием уехать и необходимостью остаться.
Высшее образование в Ивановской области глазами студентов: состоялась экспедиция в рамках программы «Открываем Россию заново»
С 26 мая по 2 июня 2024 года команда исследователей из Вышки отправились в Ивановскую область в студенческую экспедицию, посвященную развитию межвузовского университетского кампуса в городе Иваново и высшему образованию в целом.
Состоялся пятый открытый семинар НУГ!
В понедельник, 29 мая состоялся пятый открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»!
Problems of Arctic Development
The Arctic is not only a strategic outpost in geopolitical affairs, but also a region with difficult living conditions. At the same time, global warming causes melting of glaciers and permafrost, changes in terrain, environmental pollution and negatively affects the living conditions of indigenous peoples. These and other topics were discussed at the session ‘Problems of Arctic Development’ at the XXIII Yasin (April) International Academic Conference on Economic and Social Development.
Депрессии, загрязнения и оползни: как влияет изменение климата на жизнь в Арктике
Исследователи рассматривают Арктику не только как стратегический форпост в геополитическом противостоянии, но и как регион со сложными условиями для жизни. При этом глобальное потепление приводит к таянию ледников и вечной мерзлоты, изменениям рельефа, загрязнению окружающей среды и негативно сказывается на условиях жизни коренных народов. Эти и другие темы были представлены на сессии «Проблемы развития Арктики» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
"Студенты в вузе не клиенты и не сотрудники. Студенты влияют на образовательный процесс, но и сами меняются в процессе обучения" (с)
Аналитик Ксения Романенко о том, каким образом складываются университетские рейтинги, как связаны высшее образование и рынок труда и в чем особая роль студентов в университете
Между Сциллой, Харибдой и крокодилом: «Как обеспечить качество качественного исследования?»
Исследователь в своей работе часто использует самые разные инструменты, комбинируя количественные и качественные методы. Используя вторые, необходимо всегда помнить, что в них прячутся серьезные ловушки, которые могут быть незаметны на первый взгляд. Как их разглядеть, а главное — избежать, в своей лекции рассказала академический руководитель программы «Доказательное развитие образования» Ксения Романенко.
Фильмы об университетах: почему образы вузов у нас и на Западе разнятся (с)
О чем на самом деле фильмы об университетах и почему мы хотим получить письмо из «Хогвартса» — РБК Трендс обсудили с Ксенией Романенко, аналитиком ПУЛ "Развитие университетов"
«Суровый, молодежный, вдохновенный»: экспедиция Инобра увидела Мурманск глазами мурманских студентов
Поехать по обмену в Норвегию из Мурманска не сложно, сложно заставить себя учиться без постоянного контроля. Конкурс «Студент года» позволяет адаптироваться в университете студентам, приехавшим на учебу в Мурманск из моногородов. Научные сотрудники Кольского научного центра РАН не только занимаются фундаментальной наукой, но и готовят гидов для экологического туризма в Хибинах. Это только малая часть данных, которые привезли участники экспедиции «Университеты за полярным кругом: высшее образование и наука в Мурманской области».
«В медиа об образовании не хватает доказательных статей, и этот пробел нужно восполнить»
Одним из победителей Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ сотрудников ВШЭ в научно-популярной номинации (направление «Образование») стала Ксения Романенко — аналитик проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов», академический руководитель магистерской программы «Доказательное развитие образования». На конкурс она представила несколько статей, опубликованных на портале «Теории и практики». Чему они посвящены и чем интересны широкой публике, Ксения рассказала новостной службе портала.
Учеба за границей, жизнь в общаге и саморазвитие: 7 студенческих видеоблогов (с)
Аналитики ПУЛ "Развитие университетов" Анастасия Макарьева и Ксения Романенко о стадитьюбе - жанре видеоблогов, которые снимают студенты, чтобы рассказать о своей жизни и учебе, а также популяризировать разные научные направления.
Вузы слили – студентов не спросили
Несколько лет назад в России началась масштабная кампания по слиянию университетов. В 2015 – 2018 годах эти процессы затронули треть учебных заведений, подконтрольных Минобрнауки. Экономические и прочие эффекты посчитаны, но вопрос, как к этому относились студенты и как это сказалось на их самочувствии, остался за кадром. Проблему исследовала Ксения Романенко, аналитик ПУЛ «Развитие университетов» Инобра. Только что она защитила диссертацию об этом и получила степень PHD in Education.
Образование без берегов
Учиться можно всегда: с этой идеей – обучения в течении всей жизни – все, вроде бы, уже согласились. Учиться можно везде: а этот принцип еще только приживается. Да, образовательные программы начали появляться при музеях, НКО и в других неожиданных прежде местах, но, как правило, они еще не популярны массово и имеют спорный юридический статус. Новая магистратура Инобра «Доказательное развитие образования» стала площадкой, где «ищут образование» повсюду. Ведь не факт, что выпускники будут продвигать образовательные проекты именно в школах, а исследовать данные именно в институтах.
В магистратуре ВШЭ будут готовить аналитиков и исследователей для сферы образования
До 31 июля продолжается набор на новую магистерскую программу ВШЭ «Доказательное развитие образования». Студенты смогут выбрать разные варианты карьеры в системе образования – в этом им поможет большая вариативная часть учебного плана и возможность построения индивидуальной учебной траектории.
Discovering Russia from the Inside and Out
At the end of February, the HSE IGITI Research Centre for Contemporary Culture hosted a roundtable entitled ‘Field Studies in Russia: A Country Familiar and Foreign’. Roundtable participants talked about field work methods and standards, research challenges, and ways to solve them. The participants also discussed the extent to which it is possible to apply international experiences and approaches to field work in Russia as well as ways to study Russia from within and without.
Образование контраста
Как университеты поддерживают
слабых и сильных учащихся
HERB 3(21): Teaching and Learning: in Search for Balance
Вышел новый выпуск англоязычного журнала о пост-советском высшем образовании "Higher Education in Russia and Beyond"
Экспедиция в Новосибирский Академгородок: как исследовать исследователей
С 8 по 18 сентября в Новосибирском Академгородке прошла экспедиция "Советская утопия: высшее образование и наука в Новосибирском Академгородке", организованная Лабораторией "Развитие университетов".
Академическое расслоение в российских вузах
Университеты на перепутье: поддерживать сильных студентов или «тянуть» слабых?
"И все такие разные". Академическая неоднородность студентов: анализ, восприятие, практика (c)
Вышла публикация из серии "Современная аналитика образования", посвященная анализу академической неоднородности среди студенческого контингента российских вузов.
Экспедиция в Ярославль: что можно узнать об университетах летом
С 28 июля по 4 августа в Ярославле и Ярославскй области прошла экспедиция «Мед, пед или театральный: как поступают в университеты», организованная Лабораторией «Развитие университетов».
Лекции об университетах: от музея до бара
Аналитик Лаборатории "Развитие университетов" Ксения Романенко прочитала в мае две открытые лекции, посвященные полевым исследованиям высшего образования.
Статья в журнале "Tertiary Education and Management"
Журнал Tertiary Education and Management опубликовал статью Ксении Романенко и Исака Фрумина "University mergers in Russia from the students’ perspective: uncertainty and loss of identity". Статья посвящена тому, как студенты в объединяющихся университетах оценивают процесс реорганизации вузов, соответствующие организационные изменения и свое положение в меняющихся вузах. В работе описаны шесть кейсов объединений университетов в отечественном контексте. Статья рекомендована всем, кто заинтересован в качественных исследованиях высшего образования, исследованиях студенчества и меняющихся университетов.
Финал Школы "Развитие университетов"
Завершилась Школа "Развитие университетов" 2018-2019 учебного года.
Университеты прошлого и тренды высшего образования будущего
Завершился блок, посвященный высшему образованию, в рамках курса "Актуальные исследования и разработки в образовании" для студентов магистерской программы "Доказательная образовательная политика".
Статья о моногородах по результатам экспедиции
У сотрудников лаборатории «Развитие университетов» Ксении Романенко, Екатерины Шибановой, Екатерины Абалмасовой и Алексея Егорова вышла новая статья – о высшем образовании в моногородах. Это одна из первых работ, в которой исследователи лаборатории затронули тему развития моногородов, одну из самых острых в экспертном сообществе, в том числе в контексте миграции наиболее перспективной части молодежи. В статье были использовали результаты как качественного, так и количественного анализа. Принципиально, что статья написана на основе результатов экспедиции «Высшее образование в моногородах», прошедшей в апреле 2018 года, поскольку в соответствии с идеей экспедиции как исследовательской стратегии, существенная часть информации была получена только и благодаря непосредственной работе в поле.
Экспедиция в Казань: в поисках инноваций в образовании
Сотрудники Лаборатории "Развитие университетов" Ксения Романенко, Анастасия Пичугина и Нина Никофорова приняли участие в экспедиции «Инновации в образовании на примере Республики Татарстан».
В университет как на другую планету: полевые исследования высшего образования. Фестиваль науки "Луноход-1"
27 ноября в первый раз состоялся фестиваль науки ВШЭ "Луноход-1". На фестивале приняли участие представители разных факультетов и университетских научных лабораторий. Ксения Романенко, аналитик лаборатории, выступила с лекцией "В университет как на другую планету: полевые исследования высшего образования", на которой рассказала о том, что изучать высшее образование можно по-разному, почему ездить в экспедиции и проводить полевые исследования увлекательно и интересно, а также поделилась опытом экспедиции лаборатории в моногорода Свердловской области.
Как изучать образовательную и научную политику: летняя школа в Германии
Управление в высшем образовании и дискурсы научной политики, дифференциация научных и образовательных организаций, ответственнность науки и образования перед обществом – такие темы обсудили аспиранты и молодые исследователи на Летней школе Summer School in Higher Education Research and Science Studies "Scienceand Politics: Exploring Relations between Academic Research, Higher Education, and Science Policy" в Бонне, Германия.
2018 CHER International Higher Education Conference: Firsthand Impressions from IOE Experts
As the 2018 CHER International Higher Education Conference was underway at HSE Moscow during August 30 – September 1, we approached several IOE experts in between the forum sessions to ask about the most interesting topics and areas on the Conference agenda.
На конференцию CHER приехали исследователи высшего образования со всего мира
В Высшей школе экономики началась 31 конференция Консорциума исследователей высшего образования CHER-2018. В этом году она впервые проходит в России. Сотрудники и студенты Института образования НИУ ВШЭ делятся впечатлениями от первых дней конференции.
Ксения Романенко прочитала курс о современной культуре на Летней школе
В рамках образовательного проекта «Летняя школа» под Дубной, на Отделении социальных наук (СоцО) Ксения Романенко прочитала миникурс об исследованиях современной культуры. Занятия проходили с 25 по 29 июля. Слушателями стали старшеклассники из Москвы, Санкт-Петербурга, Йошкар-Олы, Липецка, Тольятти и других городов России. См. подробнее.
Ксения Романенко приняла участие в проекте Высшей школы экономики и Фонда общественное мнение
Ксения Романенко приняла участие в проекте Высшей школы экономики и Фонда общественное мнение «Великий Новгород. Места, сообщества, герои» (28 июня – 10 июля 2018 г.). См. подробнее.
Сотрудничество с Чжэцзянским университетом
Завершилась уникальная летняя школа для студентов Колледжа образования Чжэцзянского университета, организованная Институтом образования Высшей школы экономики.
Дискуссии на Басманной и семинар ИНИИ
В этот четверг сотрудники лаборатории "Развитие университетов" выступили сразу на двух научных мероприятиях Вышки. Алексей Егоров и Дарья Зинченко представили доклад о роли высшего образования в экономическом развитии регионов на семинаре Института институциональных исследований, а Ксения Романенко приняла участие в качестве спикера в еженедельной дискуссии проекта "Новая русская карта", где рассказала о том, что происходит в университетах моногородов и порассуждала о новой роли высшего образования вместе с культурологом Яном Левченко.
Exploring Student Perceptions of University Mergers
A recent study by IOE expert Ksenia Romanenko looks at how students perceive changes that take place across the academic and organizational domains as a result of university mergers. The paper has been published in the latest issue of Higher Education in Russia and Beyond, a joint project between HSE and Boston College Center of International Higher Education.
Экспедиция ВШЭ отправилась на Урал, чтобы изучить работу вузов в моногородах
Студенты, аспиранты и преподаватели Института образования НИУ ВШЭ побывали в Свердловской области, чтобы изучить, как институты высшего образования способны повлиять на экономику и социальную жизнь индустриальных моногородов. Экспедиция была организована в рамках работы проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» и охватила, кроме Екатеринбурга, пять моногородов: Нижний Тагил, Верхнюю Салду, Верхнюю Пышму, Каменск-Уральский и Первоуральск.
Ксения Романенко выступила на круглом столе в МГУ
Ксения Романенко приняла участие в круглом столе «Классик в современном медийном ландшафте: "Случай" В. Вулф», организованном 27 апреля кафедрой общей теории словесности МГУ им. Ломоносова. Ксения прочитала доклад «Феминизм, филфак и Флаш: Вирджиния Вулф в интернет-пространстве». См. подробнее.
Экспедиция "Высшее образование в моногородах"
С 16 по 25 апреля состоялась студенческая экспедиция в Свердловскую область, целью которой стало изучение роли высшего образования в городах, образованных вокруг предприятий. Команда экспедиции в составе 18 человек посетили пять городов Свердловской области, встретилась со студентами и администрацией вузов, преставителями индустрии, а также пообщалась с жителями моногородов и посетила местные театры и музеи.
Статья Ксении Романенко опубликована в журнале «Логос»
В журнале «Логос» (№ 6, 2017) опубликована статья Ксении Романенко «Ностальгия и самоирония: литературный культ Джейн Остен через фигуру ее фаната». В статье рассматривается роман британской писательницы Джейн Остен «Гордость и предубеждение» в отражениях его адаптаций, литературных и кинопродолжений и фанатских практик, связанных с ним и другими произведениями. См. текст статьи.
Защита проектов на факультативе "Развитие университетов"
15 марта состоялась защита выпускных проектов в рамках факультатива "Развитие университетов". В своих проектах студенты задавались вопросом, как можно реформировать высшее образование в Дагестане и на Сахалине, в Воронежской и в Тамбовской области.
Дебаты о высшем образовании: КЦП, Дюркгейм и свобода выбора
Предновогоднее занятие общеуниверситетского факультатива "Развитие университетов" прошло в форме дебатов об известных проблемах и задачах высшего образования. Его провели сотрудники лаборатории Ксения Романенко, Екатерина Шибанова и Бэла Таловская.
Завершилась вторая конференция EDgeneration
Второй год подряд студенты второго курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика» проводят в Институте образования конференцию молодых исследователей образования EDgeneration. В этом году ее участниками стали более 150 человек.
Университеты в уральских моногородах: как их исследовать?
С 16 по 18 ноября в Уральском федеральном университете в Екатеринбурге состоялась XII международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен». В рамках конференции прошел традиционный симпозиум «Роль региональных систем высшего образования в развитии регионов», на котором выступила с докладом аналитик лаборатории "Развитие университетов" Ксения Романенко.
Завершилась VIII конференция Российской ассоциации высшего образования "Университеты, меняющие себя и мир"
Подводим итоги VIII конференции РАИВО
Преподавательская стажировка в Финляндии
В начале октября аналитик Лаборатории "Развитие университетов" Ксения Романенко прошла преподавательскую стажировку в Университете Ювяскюли, Финляндия (University of Jyväskylä), по программе Erasmus +.
Исследования - это еще и про финансирование и проектный менеджмент
20-21 июля в работе открытого образовательного проекта "Летняя школа" приняли участие сотрудники Лаборатории "Развитие университетов" Дарья Платонова и Ксения Романенко.
Grounded theory, анализ социальных сетей и проведение фокус-групп: Летняя школа EERA в Австрии
Ксения Романенко, аналитик лаборатории "Развитие университетов" и аспирант Института образования, приняла участие в ежегодной школе EERA по методам и методологиям в исследованиях образования.
День открытых дверей в Лаборатории "Развитие университетов"
28 июня лаборатория провела день открытых дверей "Университет: от юзера к эксперту" для студентов Вышки и не только. Сотрудники лаборатории рассказали о том, с чего начиналась лаборатория, какие исследовательские темы стоят на повестке дня, поделились опытом консультирования университетов, а также провели небольшой мастер-класс по визуализации данных. Кроме того, студенты узнали о предстоящей экспедиции в моногорода и о возможности пройти стажировку в лаборатории.
Статья Ксении Романенко о фанфикшн по русской классической литературе
На портале «Горький-медиа» опубликована статья Ксении Романенко о фанфикшн по русской классической литературе. Фандомы собираются не только вокруг вселенных Гарри Поттера и «Властелина колец», но и литературного канона — любители фанфиков сочиняют альтернативные биографии Онегину и Наташе Ростовой, подчас помещая знаменитых персонажей в совершенно фантастический контекст. Ксения Романенко написала о том, как русская классика стала жертвой изощренной фанатской фантазии, а также составила топ лучших фанфиков по отечественной классике. См. подробнее.
Cемь важных дел и снежные фьорды
Опыт жизни и образования в другой стране полезен для любого мыслящего человека – а тем более для исследователя высшего образования. О своей стажировке в Норвегии рассказывает аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Ксения Романенко.
О чем говорят университеты
В пятницу заведующий Лабораторией «Развитие университетов» Дмитрий Семенов и аналитик Лаборатории Ксения Романенко провели открытый семинар "Гербы, гимны, проморолики: что университет рассказывает о себе", посвященный саморепрезентации вузов. Экспертами семинара выступили культуролог Наталья Самутина и философ образования Петр Сафронов.
Семинар НУГ о фанфикшн по русской классике
В сентябре–декабре 2016 года группа «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики» провела несколько семинаров. На докладе Ксении Романенко, прошедшем 7 октября 2016 года, предметом обсуждения стала фанатская литература/фанфикшн, посвященная не популярной, а «высокой» культуре. См. небольшой репортаж с семинара.
В Москве завершилась VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования
20-22 октября 2016 года для решения глобальных вызовов, с которыми сталкиваются современные университеты, встретились в Москве участники Российской ассоциации исследователей высшего образования и представители ведущих вузов мира.
В Кембридже, Великобритания, состоялась 29 Международная конференция консорциума исследователей высшего образования (CHER - 2016)
В конференции, которая является одним из ключевых мероприятий в области исследований высшего образования в Европе, приняла участие группа сотрудников Института образования НИУ ВШЭ в составе И. Фрумина, И. Чирикова, М. Лисюткина, Д. Семенова, Д. Платоновой, К. Романенко, Т. Семеновой. Коллеги выступили с докладами и представили зарубежному научному сообществу ряд исследований Института образования.
29th Consortium of Higher Education Researchers: The University as a Critical Institution?
Сотрудники Лаборатории "Развитие университетов" стали участниками 29-ой Конференции консорциума исследователей высшего образования (CHER2016), которая прошла с 5 по 7 сентября в Великобритании, г. Кембридж.
Проверки данных мало не бывает...
Сотрудники Лаборатории, Константин Житков и Ксения Романенко, посетили свободный образовательный проект "Летняя школа" в качестве лекторов и рассказали студентам и исследователям образования о том, почему не стоит пренебрегать проверкой данных и какие типичные ошибки может допускать исследователь во время проведения интервью и этнографических наблюдений.