Уколова Елена Михайловна
- Доцент: Факультет социальных наук / Департамент психологии / Центр фундаментальной и консультативной персонологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
- Научно-педагогический стаж: 42 года.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Образовательная программа по экзистенциально-аналитической психотерапии Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии
(GLE-International, Вена, Австрия) 1999 - 2009 гг. - Образовательная программа по детской и подростковой психотерапии 1999 - 2005 гг. Сертификат австрийской Ассоциации индивидуальной и групповой психотерапии (ŐAGG, Вена).
- Психология личности и индивидуальности
- Методология преподавания психологии
- Экзистенциальная психология и психотерапия
- Детская и подростковая психология и психотерапия
Достижения и поощрения
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 3-й курс, 2 семестр)рус
- Postgraduate seminar (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Аспирантский семинар (Аспирантура; 2-й курс, 2 семестр)рус
- Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Психология аутентичности (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Психология аутентичности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология поиска смысла (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Психология поиска смысла (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Основы экзистенциального анализа и логотерапии (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Основы экзистенциального анализа и логотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология аутентичности (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Психология аутентичности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Аксиология личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Основы экзистенциального анализа и логотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология аутентичности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Психология поиска смысла (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Аксиология личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Онтология личности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Основы экзистенциального анализа и логотерапии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Психология аутентичности (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)рус
Конференции
- 2016
Internationaler Kongress "Grenze: Ende und Wende. Behandlung und Begleitung von Grenzerfahrungen im Dasein" (Фрайбург). Доклад: Predictors of existential fulfillment in romantic relationships
Internationaler Kongress "Grenze: Ende und Wende. Behandlung und Begleitung von Grenzerfahrungen im Dasein" (Фрайбург). Доклад: New Russian Version of the Test of Existential Motivations:development and testing
- 2015
First World Congress for Existential Therapy (London). Доклад: A Test Of Existential Motivations In Interpersonal Relationships
- 2014
Internationaler Kongress "Potentiale der Person. Ressoursenorientierung in Psychotherapie, Beratung, Coaching und Pädagogik" (Берлин). Доклад: The test of existential motivations in the interpersonal relations: development and approbation
- 2013
Дни философии в Санкт-Петербурге-2013 Философия познания и творчество жизни (Санкт-Петербург). Доклад: Макс Шелер и Виктор Франкл: от антропологии к онтологии духовной личности
Международная научно-практическая конференция "Экзистенциальное рождение: от пассивности к решимости жить" (Москва). Доклад: Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях
Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук
- 2016
Уколова Е. М. Идея личности в учении Виктора Франкла
- Уколова Е.М. (соавт. Шумский В.Б.) Макс Шелер и Виктор Франкл: от антропологии к онтологии духовной личности // Экзистенциальный анализ, 2013. № 5. C. 7—26.
- Уколова Е.М. (соавт. Суворова Е.В.) Разработка практики феноменологического подхода в процессе клинического стоматологического обследования и лечения в образовательном пространстве медицинского университета // Alma Mater. Вестник высшей школы, 2013, №9, С. 34-40.
- Уколова Е. М. Антропологические основания экзистенциальной педагогики // В кн.: Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: материалы: материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Москва, 2 – 3 октября 2012 г. М.: Спецкнига, 2012. С. 186-307.
- Уколова Е. М. Обращение к переживанию ценности: ноодинамический подход к укреплению воли // Вестник Государственного университета управления ВАК. 2012. № 15. С. 289-292.
- Шумский В.Б. (соавт. Уколова Е.М.) Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях: разработка и апробация // Экзистенциальный анализ, 2012. № 4. C. 187—202.
-
Кудрявая Н. В., Е.М.Уколова, Смирнова Н. Б., Волошина Е. А., Зорин К. В. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / 2-е изд., стер.. М. : Издательский центр «Академия», 2012.
- Уколова Е.М. (соавт. Старовойтенко Е. Б., Петровский В. А., Орлов А. Б. и др.) Кафедра психологии личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 81-101.
- Уколова Е.М. (соавт. Шумский В.Б.) Обращение к совести как момент отношения личности к себе // Мир психологии, 2011. № 4. C. 100—112.
- Ukolova E.M. Das Auffinden einer authentischen Stimme unter den Dialekten der ineren Polyphonie // EXISTENZANALYSE, 2011. № 2. C. 117—120.
-
Уколова Е.М. (соавт. Шумский В.Б.) Виктор Франкл: творческое наследие на фоне культуры // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, 2011. № 1 (18). C. 114—136
-
Уколова Е.М. Вслушиваясь в звучание внутреннего голоса: подход к операционализации представлений В.Франкла о совести // Вестник Государственного университета управления, 2011, №16, С. 117-119
-
Уколова Е.М. Обнаружение аутентичного голоса среди диалектов внутренней полифонии // Экзистенциальный анализ, 2011, №3, с. 63-77
-
Уколова Е.М. Идеи В. Франкла в контексте классических психоаналитических теорий личности // Современные гуманитарные исследования, 2010, №6, с. 228-236
-
Уколова Е.М. (соавт. Шумский В.Б.) Методологические основы разработки концепции и развитие персоналистических идей в работах В. Франкла // Мир психологи, 2010. № 4, с. 178-189
-
Уколова Е.М. (соавт. Шумский В.Б.) Виктор Франкл: творческое наследие на фоне культуры // Экзистенциальный анализ. Бюллетень №2, 2010, с. 9-40
-
Уколова Е.М. (соавт. Шумский В.Б.) Философско-психологическая концепция Виктора Франкла - вклад в культуру / Проблемы духовных ценностей в философии и культуре // Коллективная монография под общей ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство "СИБПРИНТ", 2010, с. 79-100
-
Уколова Е.М. (соавт. Шумский В.Б.) Эмоции и экзистенция: преодоление постмодернизма в психологи и психотерапии // Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. М.: Смысл, 2010, с. 10-13
-
Уколова Е.М. Обретение себя и преодоление бессмысленности бытия в учении В. Франкла // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. №2(14), 2009, с. 132-140
-
Уколова Е.М. Педагогический потенциал учения В. Франкла о смысле человеческого бытия // Вестник Университета МВД, №4, 2008, с.88-89
-
Уколова Е.М. Нахождение смысла как путь к индивидуальности в концепции В.Франкла // Психология индивидуальности. Материалы II Всероссийской научной конференции, Москва 12-14 ноября 2008г. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2008. с. 64-66
-
Уколова Е.М. (соавт. Кудрявая Н.В.) Компетентностная модель в подготовке врача–педагога: особенности внедрения в образовательную практику медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова №2(9), 2008, с.107-112
-
Уколова Е.М. (соавт. Кудрявая Н.В.) Образ человека в сознании врача // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании. Выпуск 3, М.: МГМСУ, 2007, с.21-36
-
Уколова Е.М. Педагогика как область гуманитарной практики и проблемы трансляции профессионального мастерства в медицинском образовании // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании. Выпуск 3, М.: МГМСУ, 2007, с. 52-59
-
Уколова Е.М. (соавт. Шумский В.Б.) Феноменологический метод в экзистенциально-аналитической психотерапии // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 3-5 мая 2007 г.), Материалы сообщений М.: Смысл, 2007, с. 117-119
-
Уколова Е.М. Проблемы образования будущих врачей: актуализация ноэтического измерения как пространства смыслов. Материалы ХI симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» 19-20 апреля 2006
-
Уколова Е.М. (соавт. Кудрявая Н.В., Смирнова Н.Б.) Опыт реализации личностно-ориентированного подхода в подготовке врачей-педагогов // Качество образования, компетентность: профессионализм преподавателя, научная организация учебного процесса. Сборник научных работ, посвященный 30-летию факультета повышения квалификации преподавателей Ярославской государственной медицинской академии. Ярославль 2006, с. 61-67
Учебники
-
Кудрявая Н. В., Е.М.Уколова, Смирнова Н. Б., Волошина Е. А., Зорин К. В. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / 2-е изд., стер.. М. : Издательский центр «Академия», 2012.
- Уколова Е.М. Психология для стоматологов. М.: «Гэотар-Медиа», 2007 (соавт. Кудрявая Н.В., Анашкина Е.В., Зорин К.В., Макарова И.В., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б.)
- Уколова Е.М. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений // под ред. Н.В.Кудрявой. М.: Академия, 2006 (соавт. Кудрявая Н.В., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А.)
- Уколова Е.М. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации // под ред. Н.Д. Ющука, М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005 (соавт. Кудрявая Н.В., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В.)
Публикации, размещенные в базе данных НИУ ВШЭ
Опыт работы
2009 – 2024 старший преподаватель кафедры психологии личности факультета
психологии НИУ ВШЭ
1989 – 2010 преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры педагогики и
психологии Московского Государственного
Медико-Стоматологического Университета
2007 – 2009 ведущий специалист Института практической психологии НИУ ВШЭ
2004 – н/вр Обучающий психотерапевт – ведущий образовательных программ
Международного общества экзистенциального анализа и
логотерапии (GLE-International, Вена)
1987 – 1989 Ассистент кафедры дошкольной педагогики и психологии
Рязанского Государственного Педагогического Института
1980 – 1986 Лаборант, младший научный сотрудник факультета психологии
Московского Государственного Университета им. Ломоносова
Информация*
- Общий стаж: 43 года
- Научно-педагогический стаж: 42 года
- Преподавательский стаж: 39 лет
2024 -доцент Центр фундаментальной и консультативной персонологии департамент психологии факультет социалных наук
В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии
В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.
«Персонология – это наука о личности, для личности, во имя личности»
Магистерская программа «Консультативная психология. Персонология» реализуется в Вышке на базе Центра фундаментальной и консультативной персонологии факультета социальных наук. Чем сейчас занимается центр, с какими кейсами столкнулись его сотрудники во время пандемии коронавируса и в чем разница между персонологией и психологией личности – рассказывают представители центра.
Recent Lecture Highlights Significant Research on Values Undertaken at School of Psychology
Values have a great influence in our life. They play a constant role in economics, politics and societies or in disciplines like philosophy, psychology, religion, and sociology. They are fundamental in the construction of a good life for every individual, for achieving quality of life, and for finding meaning.
Юбилей Елены Михайловны Уколовой
28 сентября юбилей Елены Уколовой, старшего преподавателя кафедры психологии личности.
Магистрантам ВШЭ предложен «конструктор» индивидуальных учебных планов
В магистратуре ВШЭ стартовал образовательный проект «МАГОЛЕГО». С его помощью магистранты первого года обучения могут составлять индивидуальный учебный план, включая в него курсы не только своей магистерской программы, но и дисциплин общеуниверситетского пула.
Интервью с авторами курса "Психология внутреннего согласия" - доцентом факультета психологии Шумским В. Б. и старшим преподавателем факультета Уколовой Е. М.
На курс по выбору "Психология внутреннего согласия" записалось 57 магистрантов с разных магистерских программ. Об особенностях курса рассказывают его авторы Шумский В. Б. и Уколова Е. М.
«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»
С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.