Михайлова Оксана Рудольфовна
- Старший преподаватель: Факультет социальных наук / Департамент социологии / Кафедра анализа социальных институтов
- Научный сотрудник: Институт образования / Центр исследований современного детства
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 10 лет.
Oбразование и учёные степени
Обучение в Аспирантской школе по социологическим наукам НИУ ВШЭ (2020-2022 гг.), академическая аспирантура.
Tема кандидатской диссертации: "Возможности применения эго-сетевого анализа для изучения распространения моральной паники (на примере ожирения)", научный рук. Быков А.В.
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Практическое применение генеративного искусственного интеллекта, Москва, НИУ ВШЭ, 16 часов, 2024 г. удостоверение (PDF, 8,27 Мб)
- Искусственный интеллект для преподавания различных дисциплин, Москва, НИУ ВШЭ, 32 часа, 2024 г. удостоверение (PDF, 8,27 Мб)
- Основные понятия искусственного интеллекта и применение его для решения задач в рамках специальности (продвинутый уровень), Москва, НИУ ВШЭ, 48 часов, 2024 г. удостоверение
- Правовые основы публичных коммуникаций работников НИУ ВШЭ: разбор кейсов и требования законодательства, Москва, НИУ ВШЭ, 16 часов, 2024 г. удостоверение
- Анализ данных психологических исследований и их подготовка к публикации, Москва, МГППУ, 32 часа, 2024 г.
- Social and Economic Networks: Models and Analysis, Coursera, 2021 г.
- 3-я Петербургская летняя школа по сетевому анализу, Санкт-Петербург, ЦИГЕ, 2019 г.
- Ninth`s International Summer School "Applied Data Analysis using Python" TMSA-2018, Москва, НИУ ВШЭ, 2018 г.
- ISA RC48 PhD Workshop on Social Movements, Collective Action and Social Change, Торонто, Канада, 2018 г.
- Восьмая международная летняя школа «ТЕОРИЯ и МЕТОДЫ СЕТЕВОГО АНАЛИЗА» TMSA-2017(II), Москва, НИУ ВШЭ, 2017 г.
- Летняя нейролингвистическая школа “Language and Brain Pathology”, Москва, НИУ ВШЭ, 2015 г.
Профессиональные интересы
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (июль 2020)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (январь 2020)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025, 2023–2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022–2023)
Лучший преподаватель — 2023
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2021–2022)
Научное руководство работой студентки, занявшей 1-е место среди студентов бакалавриата в номинации "Психология" конкурса НИРС НИУ ВШЭ 2024: студентка НИУ ВШЭ Жыргалбек кызы Ж.
Научное руководство работой студентки, ставшей лауреатом среди студентов магистратуры в номинации "Социология" конкурса НИРС НИУ ВШЭ 2024: студентка НИУ ВШЭ Бочанова Е.В.
Научное руководство работой студентов, ставших лауреатами среди студентов бакалавриата в номинации "Социология" конкурса НИРС НИУ ВШЭ 2024: студентов НИУ ВШЭ Привезенцевой М. К., Кируминой А. А., Еремеевой А. В.
Научное руководство работой студента, занявшего 2-е место на конкурсе выпускных квалификационных работ в области социологии 2024 "Дипломник года": студентки НИУ ВШЭ Коротенко А.В.
Научное руководство работой победителя конкурса выпускных квалификационных работ в области социологии 2023 "Дипломник года": студентки НИУ ВШЭ Дукельской К.В.
Научное руководство работой студентов, ставших лауреатами среди студентов бакалавриата в номинации "Социология" конкурса НИРС НИУ ВШЭ 2023: студентов НИУ ВШЭ Афанасьевой П.А., Дайнеко А.Ю., Ермолаевой А.А.
Научное руководство работой студентов, занявших 2-е место среди студентов бакалавриата в номинации "Образование" конкурса НИРС НИУ ВШЭ 2022: студентов НИУ ВШЭ Сорогиной Е.А., Суховой Е.С., Шаталовой А.А.
Полномочия / обязанности
По должности научного сотрудника:
Работа в коллективных проектах (анализ данных, подготовка обзоров литературы, написание статей), участие в регулярных научных семинарах, рабочих семинарах, и летних школах, организуемых центром, руководство курсовыми и выпускными работами, практиками студентов, а также выполнение административных обязанностей.
По должности старшего преподавателя:
Разработка образовательных материалов. Чтение лекций, ведение практических занятий и семинаров, коммуникация со студентами, руководство курсовыми и выпускными работами.
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Introduction to Collection and Analysis of "Big data" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 1-й курс, 1 модуль)Анг
- Введение в методы сбора и анализа больших данных (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Методология и методы исследований в социологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Методология и методы исследований в социологии (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Nonreactive and Big Data in the Social Sciences: Methods and Approaches (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1 модуль)Анг
- Социологический анализ идеологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социологический анализ идеологии (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Sociology of mental health and illness: theoretical and methodological approaches (Маго-лего; 4 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Introduction to Collection and Analysis of "Big data" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 1-й курс, 1 модуль)Анг
- Introduction to Collection and Analysis of "Big data" (Маго-лего; 1 модуль)Анг
- Методология и методы исследований в социологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Методология и методы исследований в социологии (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Nonreactive and Big Data in the Social Sciences: Methods and Approaches (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1 модуль)Анг
- Социологический анализ идеологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социологический анализ идеологии (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Sociology of mental health and illness: theoretical and methodological approaches (Маго-лего; 4 модуль)Анг
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Terra Incognita современного детства (Общеуниверситетский факультатив; 3, 4 модуль)рус
- Introduction to Collection and Analysis of "Big data" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 1-й курс, 1 модуль)Анг
- Introduction to Collection and Analysis of "Big data" (Маго-лего; 1 модуль)Анг
- Вверх по лестнице, ведущей вниз: школа в современном обществе (Маго-лего; 4 модуль)рус
- Nonreactive and Big Data in the Social Sciences: Methods and Approaches (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1 модуль)Анг
- Социологический анализ идеологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социологический анализ идеологии (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Социология для естественных наук (Дисциплина общего цикла; 3, 4 модуль)рус
Приоритетные темы КР и ВКР
1. Социология медицины и ментального здоровья (социальные представления, репрезентации в медиа, практики, источники информации о психологическом здоровье, профессия психотерапевта, психолога, коуча, сервисы и службы предоставления психологической и психотерапевтической информации и помощи, получение образования в области психологии и психотерапии).
2. Социология девиантного поведения (социальные представления, репрезентации в медиа, практики, источники информации о девиантных практиках).
3. Медиа и девиантное поведение (репрезентации, практики, стереотипы и др.).
4. Сети между нелюдьми и людьми (human and non-human networks) (животные, растения, камни, книги и прочие сущности).
5. Партисипаторные и соучаствующие исследования, социальное проектирование.
6. Сетевой анализ социального окружения.
7. Качественные и смешанные методы в исследованиях социальных сетей.
Курсовые работы студентов НИУ ВШЭ
Социологический взгляд на обсессивно-компульсивное расстройство: сравнение самоидентифицированных и клинически диагностированных индивидов, Шмидова Е. П., Факультет социальных наук (Магистратура), 1 курс, 2024.
Анализ сетей взаимодействий между людьми, организованных через растения, на примере зеленых сообществ, Ивашкина Е.С., Факультет социальных наук (Магистратура), 1 курс, 2024.
Разработка и валидизация шкалы по оценке грамотности в вопросах гемофилии, Алексеев-Погарский Е.А., Факультет социальных наук (Магистратура), 1 курс, 2024.
Влияние цифровизации на отношение людей к диким животным: Кейс сообщества натуралистов "Naturalist", Нагорянская А.С., Факультет социальных наук (Магистратура), 1 курс, 2024.
Роль визуальных объектов в формировании парасоциальных отношений, Куракин В. С., Факультет социальных наук (Магистратура), 1 курс, 2024.
Чтение self-help литературы: как читатели интерпретируют и применяют книги по самопомощи?, Халилулина К. Н., Факультет социальных наук (Магистратура), 1 курс, 2024.
Образовательные механизмы социальной интеграции детей военнослужащих в системах высшего образования разных стран: систематический обзор литературы, Щеткина В.В., Институт образования (Магистратура), 1 курс, 2024.
Практики и мотивы потребления товаров с аниме символикой среди молодежи: кейсы России и Кыргызстана, Бень Т. В. Жыргалбек кызы Ж., Коваль М. Д., Попова А. М., Фомичева Е. В., Факультет социальных наук (Бакалавриат), 3 курс, 2024.
Стратегии эзотерических специалистов по поддержанию лояльности потребителей на современном цифровизированном российском рынке эзотерических услуг, Блинова А. Д., Жарахович М. Д., Жукова А. В., Семенова А. Д., Факультет социальных наук (Бакалавриат), 3 курс, 2024.
Использование российскими музыкантами тематики, связанной с психологическим благополучием и неблагополучием: мотивы и практики, Корчевой И. -, Шандалов Д. Г., Факультет социальных наук (Бакалавриат), 3 курс, 2024.
Фикрайтинг в России: новая профессия или хобби?, Букин М. А., Валиахметова Д. Р., Щелканова Д. В. , Факультет социальных наук (Бакалавриат), 3 курс, 2024.
Мотивы использования таро-услуг среди московской молодежи, Афанасьева П. А., Дайнеко А. Ю., Ефремова Ю. А., Мальнева А. А., Сергеева П. Д., Факультет социальных наук (Бакалавриат), 3 курс, 2024.
Факторы толерантности к цифровизации памяти об умерших среди студентов московских вузов, Кирумина А. А., Привезенцева М. К., Еремеева А. В., Факультет социальных наук (Бакалавриат), 2 курс, 2024.
Связь между степенью патриотизма и вовлеченностью в чтение русской классической литературы среди московской молодежи, Федотенкова Е. А., Валяева Д. С., Новичков П. О., Факультет социальных наук (Бакалавриат), 2 курс, 2024.
Связь степени аутентичности с социальным окружением в контексте территориального неравенства на примере жителей ЦАО и ТиНАО г. Москвы, Зубрилин М. С., Шейман И. И., Факультет социальных наук (Бакалавриат), 2 курс, 2024.
Связь проявленности критического и магического мышлений со степенью вовлеченности в российский фандом шоу “Битва Экстрасенсов” среди молодежи, Волкова А. И., Квашенникова Е.А., Малых А. В., Факультет социальных наук (Бакалавриат), 2 курс, 2024.
Репрезентации родительского контроля и детской самостоятельности в русскоязычной научно-популярной литературе для родителей, Коротенко А.В. Институт образования (Магистратура), 1-курс, 2023.
Гендер и аффордансы цифровых приложений по поддержке психологического здоровья: феминистский критический дискурс анализ, Кудинова В. Факультет социальных наук (Магистратура), 1 курс, 2023
Мотивы потребления медиа-контента, посвященного серийным убийцам, среди российской молодежи от 18 до 35 лет, Гулина Е.В., Любич Л.А., Осокина Д.А. Факультет социальных наук (Бакалавриат), 3-й курс, 2023.
Влияние проявленности черт темной триады на социальное окружение московской студенческой молодежи, Афанасьева П.А., Дайнеко А.Ю., Ермолаева А.А. Факультет социальных наук (Бакалавриат), 2-й курс, 2023.
Детерминанты доверия к цифровым сервисам предоставления психологической помощи среди московской студенческой молодежи, Жыргалбек кызы Ж., Фомичева Е.В., Факультет социальных наук (Бакалавриат), 2-й курс, 2023.
Мотивы чтения фанфикшн среди московской студенческой молодежи, Валиахметова Д.Р., Щелканова Д.В., Факультет социальных наук (Бакалавриат), 2-й курс, 2023.
Обыденные представления о секс-работе: реконструкция и анализ, Дукельская К.В. Факультет социальных наук (Магистратура), 1-й курс, 2022.
Влияние пережитого опыта психологического насилия в семье на академические результаты студентов (на примере студентов московских вузов), Сорогина Е.А., Сухова Е.С., Шаталова А.А. Факультет социальных наук (Бакалавриат), 2-й курс, 2022.
Взаимосвязь медиа-потребления и психологической грамотности относительно депрессии у студентов московских вузов, Лукашева Д.А., Кацнельсон П.Г. Факультет социальных наук (Бакалавриат), 2-й курс, 2022.
Комментарии/авторские колонки/ новости в новостных изданиях / публичные выступления
2024 г.
- «Почему японцы не просят о помощи: особенности терапевтической культуры»
- «От Аюрведы до танцев: религиозно-светская самопомощь в Индии»
- «Коучинг с общественным уклоном»
- «Куда запрос выведет»
- «Как новый чат-бот оказывает психологическую поддержку»
- «Социология депрессии и стресса»
- «Калькулятор» желания менять(ся)»
- «В погоне за самосовершенствованием»
- «Как «Оземпик» повлиял на идеалы красоты и обогнал ВВП Дании»
- «Самостоятельность детей и родительский контроль: какую роль играют СМИ»
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 6.0036-2022 | База данных | База данных о школьной неуспешности обучающихся начальных классов, 2022/2023 учебный год | Ахмеджанова Диана Рафаильевна, Мерцалова Татьяна Анатольевна, Байрамян Роксана Мамиконовна, Савельева Майя Борисовна, Королева Яна Павловна, Струкова Александра Сергеевна, Бочавер Александра Алексеевна, Нисская Анастасия Константиновна, Михайлова Оксана Рудольфовна, Косарецкий Сергей Геннадьевич, Керша Юлия Дмитриевна, Гошин Михаил Евгеньевич, Анчиков Константин Михайлович, Лещенко Юлия Константиновна, Поливанова Катерина Николаевна, Панина Ольга Анатольевна, Гавриленко Полина Алексеевна | |
2 | 6.0056-2024 | База данных | Практики психологической самопомощи и саморазвития для подростков и молодежи от 14 до 35 лет | Щелканова Диана Владимировна, Валиахметова Дарина Рустамовна, Кудинова Валерия Евгеньевна, Гулина Екатерина Викторовна, Жыргалбек кызы Жасмин -, Нагорянская Алина Сергеевна, Фомичева Елизавета Владимировна, Цыганова Екатерина Михайловна, Михайлова Оксана Рудольфовна, Ивашкина Елизавета Сергеевна | |
3 | 5.0059-2024 | Программа для ЭВМ | Чат-бот психологической самопомощи "Помоги себе сам" | Михайлова Оксана Рудольфовна |
Гранты
- "Русскоязычный чат-бот и канал о цифровых технологиях психологической самопомощи для подростков и молодежи" (часть флагманского проекта в рамках в рамках стратегического проекта "Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире", 2024, руководитель, команда (Е. В. Гулина, Ж.Д. Жарахович, Ю.В. Бурылина, У.А. Яшина, Р.Ф. Халиуллин, В.А. Синельникова, К. М. Молоканова, Е.В. Бочанова, К.Н. Халилулина, Е.П. Шмидова, В.В. Щеткина))
- "Жизненный выбор: факторы и механизмы принятия ключевых решений на разных стадиях жизненного пути" (проект программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2024, рук. С.С. Бирюкова)
- "Разработка концепции цифровой библиотеки практик самооптимизации в области психологического благополучия для российских подростков и молодежи" (инициативный проект в рамках стратегического проекта "Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире", 2023, руководитель, команда (Е. В. Гулина, Е.М. Цыганова, В.Е. Кудинова, А.С. Нагорянская, Е.С. Ивашкина, Ж. Жыргалбек, Е.В. Фомичева, Д.В. Щелканова, Д.Р. Валиахметова, А.С. Струкова, К.Н. Халилулина, Е.П. Шмидова)
- "Эффективность практик психологической самопомощи и саморазвития для подростков и молодежи: медиа-освещение экспертных интервью и семинаров", 2023 (консультант, рук. Е. В. Гулина, команда: Ю.В. Гупалова, Т.П. Меркулова, А. С. Мясоедова, П.А. Афанасьева) https://social.hse.ru/pg/selfhelp
- "Измерение детской самостоятельности в заботе о здоровье: разработка опросника и валидизация на русскоязычных выборках родителей и детей", 2023 (консультант, рук. А. И. Бочкор, команда: Е.Р. Рыбакова, Д.С. Попов, П.М. Осипова, М.Д. Чепелева, Е.И. Серебренная) https://social.hse.ru/pg/children_selfcare
- "Социологический опрос для определения индивидуальных потребностей (мотивации) всех категорий и групп населения в условиях для занятий физической культурой и спортом и препятствующих им факторов", 2023 (рук. С.А. Иванов, аналитик фокус групп с Е.Р. Рыбаковой, А. И. Бочкор, Ю.В. Гупаловой)
- "Развитие самостоятельности детей и подростков в образовании" (грант РНФ № 22-18-00416, 2022-2023, рук. К. Н. Поливанова)
- "Жизненный выбор: рациональность в условиях турбулентности_1" (проект программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2023, рук. С.С. Бирюкова) - поднаправление - выборы молодежи (18-25 лет) в контексте жизненных траекторий
- "Противодействие деструктивному контенту, направленному на детей, в сети "Интернет": международный опыт (проект научно-методического обеспечения НИУ ВШЭ, 2022, рук. А. А. Бочавер)
- "Роль школы в воспитании подрастающего поколения: ключевые цели и задачи, актуальные проблемы воспитательной работы в школе (проект научно-методического обеспечения НИУ ВШЭ, 2022, рук. К. Н. Поливанова)
- "Развитие автономии и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста (2-ой этап). Проект "Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ" - проведение методических мастер-классов по темам "Наблюдение", "Анализ качественных данных в социологии".
- "Жизненный выбор: рациональность в условиях турбулентности" (проект программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2022, рук. Ю. П. Лежнина) - поднаправление - выборы молодежи (18-25 лет) в контексте жизненных траекторий
- "Лонгитюдное исследование факторов, влияющих на школьную неуспешность" (участие в подготовке анкет)
- "Взаимосвязь социального окружения и индивидуального поведения учащихся" (грант РНФ № 21-78-00069, 2021-2022, рук. С. В. Докука)
- "Родительские практики и контроль как факторы образовательных результатов детей в начальной школе" (грант ЦФИ, 2021, рук. Е.Ю. Карданова, К. Н. Поливанова)
- "Моделирование средств создания и поддержки семантических механизмов повышения устойчивости Веб-ориентированных систем" (грант РФФИ № 17-07-00893, 2017-2019, рук. В. Э. Вольфенгаген )
- "Разработка средств политики управления доступом для семантических сетей" (грант РФФИ, 2016-2018, № 16–07–00909 А, рук. Исмаилова Л. Ю.)
- "Среда разработки и прототипная система управления объектами данных реляционного типа" (грант РФФИ, 2013-2016, № 14–07–00054 А, рук. Лаптев А. Д.)
Прочие проекты
- 2020-2022, «Возможности применения эго-сетевого анализа для изучения распространения моральной паники (на примере ожирения)» (кандидатская диссертация, рук. Быков А. В.), НИУ ВШЭ;
- 2020, «Comparative Semantic Network Analysis of the Satanic Discourses in the Russian Social Network “VK”» (рук. Быков А. В.), в рамках магистерской ВКР, НИУ ВШЭ;
- 2020, «Субъект психиатрии в российском суде», в рамках «Республики ученых», НИУ ВШЭ, (науч. консультант - Быков А. В.);
- 2019, «Мозг и электричество в научном дискурсе: наукометрический анализ публикаций по электростимуляции мозга», (рук. Сидорина Т. Ю.), НИУ ВШЭ;
- 2019, «Теоретическая и методологическая концептуализация сатанизма в российском социальном контексте» (рук. Быков А. В.), в рамках курсовой работы 1 курса магистратуры, НИУ ВШЭ;
- 2018, «Персональные и ситуативные факторы отключения моральной ответственности свидетеля кибербуллинга. Когда оскорбление воспринимается как шутка?» (рук. Быков А. В.), инициативное проектное исследование, НИУ ВШЭ;
- 2016, «Social Mechanisms of the Subject Area Formation. The Case of “Digital Economy”» (рук. Градосельская Г. В.), НИУ ВШЭ;
- 2016, «Конструирование качества на рынке домашнего аутсорсинга в современной России» (рук. Ибрагимова Д. Х.), в рамках курсовой работы, в соавторстве с Новиковым Г., Павловым И., НИУ ВШЭ;
- 2016, «Конструирование идентичности сторонниц Бодипозитив. Что означает быть бодипозитивной?, в соавторстве с Шелепиной В., Еремеевой К., НИУ ВШЭ;
- 2016, «Информационное и PR сопровождение реформ в Москве», прикладной проект, поднаправление «Здравоохранение», НИУ ВШЭ;
- 2015, «Формирование образа политической партии «Единая Россия» у студентов-бакалавров города Москва» (рук. Даудрих Н. В.), в рамках курсовой работы 2 курс бакалавриата, в соавторстве с К. И. Мифтахутдиновой, НИУ ВШЭ
Конференции
- 2024
XVII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПОДРОСТОК В МЕГАПОЛИСЕ. Доклад: Практики психологической самопомощи и источники информации о них в нарративах подростков, молодежи и родителей детей предподросткового возраста
Всероссийская научно-практическая конференция «ДЕТСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОЛИТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ» (Санкт-Петербург). Доклад: Разработка опросника для подростков 14-18 лет для измерения заботы о здоровье
INSNA Sunbelt 2024 (Эдинбург). Доклад: Social Support and Depression Symptoms Intensity across Age Groups: A Meta-Analysis
- 2023
Форум имени А.А. Высоковского (Москва). Доклад: Развитие подростковой самостоятельности через призму городских перемещений
ПОДРОСТОК В МЕГАПОЛИСЕ: ПОИСК ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ (Москва). Доклад: Разработка опросника для измерения детской самостоятельности в заботе о здоровье
ПОДРОСТОК В МЕГАПОЛИСЕ: ПОИСК ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ (Москва). Доклад: Лестница учебной самостоятельности: оценка уровня самостоятельности российских школьников через анализ представлений родителей
XX ISA WORLD Congress of Sociology (Мельбурн). Доклад: Parenting Practices Representation in Russian-language Podcasts: Scientifically Informed Motherhood and Marginalized Fatherhood
Thirteenth International Conference on Health, Wellness & Society (Ванкувер). Доклад: Children's Self-сare Scale: Questionnaire Development and Its Psychometric Properties
XIV Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) "Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника" (Москва). Доклад: Субъективная оценка здоровья, практики заботы о здоровье и терапевтические сети российской студенческой молодежи
XIV Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) "Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника" (Москва). Доклад: Практики поддержки молодёжи при совершении образовательных выборов
- 2022
International School and Conference on Network Science (NetSciX 2022) (Порту). Доклад: Harmful peers: Core Discussion Network and University Students’ Physical and Mental Health
Second International Eurasian Conference on Educational Studies (IECES2022). Доклад: Emerging adulthood in Russia: class and educational disparities
Молодежь между прошлым и будущим: транзиции, поколения, вовлеченности (Санкт-Петербург). Доклад: Psychological violence victimization in childhood: Impact on university academic achievements
- 2021
Skills Lab (Москва). Доклад: Библиометрический анализ данных
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Доклад: Measuring moral panic propagation on the interpersonal level: the case of obesity
Networks 2021: A Joint Sunbelt and NetSci Conference (online). Доклад: Qualitative Ego-network Analysis of the Women with Anorexia Personal Social Networks
- 2020
XXI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Critical concept analysis of sociological discourse on satanism
Networks in the Global World - 2020. Structures in contexts: understanding relations in european societies and beyond (Санкт-Петербург). Доклад: Semantic Network Analysis of the Moral Panic Concept Usage in the Academic Discourse
- 2019
Судьбы российской интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее. Доклад: Семантический сетевой анализ репрезентаций игрупп и аутгрупы в дискурсе радикального социального движения
XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Social network analysis of marginal discourse reсeption. The case of dissemination of lesbian feminism in Russia
7th Annual Conference COMPARATIVE MEDIA STUDIES IN TODAY'S WORLD (CMSTW'2019) (Санкт-Петербург). Доклад: Social network analysis of the mechanisms of lesbian feminist discourse construction in the Russian social context
The 9th International Conference on Network Analysis (Москва). Доклад: Network approach for the analysis of the satanic milleu in the Russian social network "Vkontakte"
XXXIX Sunbelt Social Networks Conference of the International Network for Social Network Analysis (INSNA) (Монреаль). Доклад: Semantic Network Analysis of the Satanic Milieu in the Russian Social Network “Vkontakte”
14th Conference European Sociological Association "Europe and Beyond: Boundaries, Barriers and Belonging" (Манчестер). Доклад: Social Network Analysis Of The Satanic Milieu In The Russian Social Network “Vkontakte”
European Conference on Social Networks 2019 - EUSN 2019 (Цюрих). Доклад: “Discourse Network Analysis of the Satanism Representations in the Russian Legal Practice
- 2018
XII Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Москва). Доклад: Восприятие сообществом фриганов образа мусора: опыт применения методики глубинных метафор Зальтмана
The 8th International Conference on Network Analysis (Москва). Доклад: Social Mechanisms of the Subject Area Formation. The Case of “Digital Economy”
XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Конструирование и легитимация трудовых отношений на рынке домашнего аутсорсинга в современной России
XIX ISA World Congress of Sociology (Торонто). Доклад: Social Network Approach to the Marginal Social Movements` Discourse Reproduction: The Case of Russian Lesbian Feminist Discourse
Одиннадцатая международная конференция "Управление развитием крупномасштабных систем" MLSD'18 (Москва). Доклад: Сетевой анализ функционального значения концепта "Цифровая экономика"
Смыслы жизни российской интеллигенции (Москва). Доклад: Смыслы деятельности вузовской интеллигенции в эпоху перемен
Международная научно-практическая конференция "Новая культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: право, медиа и национальная идентичность" (Москва). Доклад: Незаметность и моральная паника
- 2017
XVI Международная научная конференция студентов и аспирантов "Спектр Социального 2017" (Москва). Доклад: «Что значит быть бодипозитивной? Конструирование идентичности участниц движения body positive»
«Новые подходы и методы в социологии: современные исследовательские практики» (Москва). Доклад: Что означает быть бодипозитивной? Конструирование идентичности сторонниц Бодипозитив
XI Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Моква). Доклад: Особенности сбора данных при изучении российского сообщества “Бодипозитив”
13th Conference of the European Sociological Association (Un)Making Europe: Capitalism, Solidarities, Subjectivities Athens, Greece, 29 Aug. - 01 Sept. 2017 (Афины). Доклад: How it is to be bodypositive woman? The identity construction of the members of the “Bodypositive” Russian social movement
Вторая ежегодная конференция «Альянс Социальных Наук» (Москва). Доклад: «Конструирование и легитимация трудовых отношений на рынке домашнего аутсорсинга в современной России»
Городские молодежные культуры: солидарности, креативность, активизм (Санкт-Петербург). Доклад: Российское социальное движение «Бодипозитив». Социальная идентичность и будущее
- 2016
VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Доклад: «Формирование образа политической партии «Единая Россия» у студентов-бакалавров города Москва»
Первая международная научная конференция молодых учёных «К альянсу социальных наук: теория и практика междисциплинарного взаимодействия» (Москва). Доклад: «Формирование образа политической партии «Единая Россия» у студентов-бакалавров города Москва»
Руководство проектами "Ярмарки проектов"
2024 - Подготовка коротких научно-популярных материалов для Телеграм канала "Космос самопомощи" (участники: Чёрная А.С., Евсеева М. И., Михайлова Э. А., Шилибольская Д. Д., Горбунова А.А., Халус В.В., Исмакова А.Л., Мезенцева М.М., Лепихина В. Ю., Галка П.Р., Чуваева Д.Н., Пугаева К.О., Клещунова М.К., Бобровникова А.А.)
2024 - Транскрибация интервью в рамках проекта "Забота детей о собственном здоровье: разработка опросника и валидизация на русскоязычных выборках родителей и детей" (участники: Горелик П., Марикян Р., Рухлова М., Гершман В., Енаке А., Гриненко Д., Овчаренко Н., Павлова П., Морозова М.)
2023 - Транскрибация интервью в рамках проекта «Эффективность практик психологической самопомощи и саморазвития для подростков и молодежи: медиа-освещение экспертных интервью и семинаров» (участники: Ли А., Мироненко Г., Тихонова Е., Билиходзе М., Подкопаева М., Лопоха П., Мухараева Д., Сахарова Д., Филатова Е., Анисимова Т., Иванова А., Баврина О.)
2023 - Транскрибация интервью в рамках проекта «Разработка концепции цифровой библиотеки практик психологической самопомощи и саморазвития для российских подростков и молодежи» (участники: Овчаренко Н., Нестерова Д., Дрозденко М., Галась А., Авдейкин Г., Рыжикова Д., Кудинова В., Мельник М.)
Научные и научно-популярные публикации студентов
2023
- Фандомные боли (Дарина Валиахметова и Диана Щелканова)
- Предварительные результаты качественного исследования мотивов потребления медиаконтента, посвященного серийным убийцам, среди российской молодежи (Екатерина Гулина, Лев Любич, Дарья Осокина)
Опыт работы
Годы |
Научные позиции |
Преподавательские позиции |
Прочее |
2023-наст. вр. |
|
|
|
2022 |
|
|
|
2020–2021 |
|
|
|
2017–2020 |
|
|
|
2013–2016 |
|
|
Информация*
- Общий стаж: 10 лет
- Научно-педагогический стаж: 10 лет
Пощекотать нервы: почему популярен криминальный контент
Исследования современного медиарынка показывают, что во всем мире популярен контент о маньяках: фильмы, сериалы в стиле true crime, короткие ролики и текстовые материалы, рассказывающие о преступлениях, ходе расследований, биографиях участников событий.
Пощекотать нервы: почему популярен криминальный контент
Потребители контента о маньяках, смотрят и читают его, чтобы испытать сильные эмоции, которых не хватает в обычной жизни, и разобраться в причинах, побуждающих людей к совершению преступлений. При этом, росту уровня агрессии такой контент не способствует. К таким выводам пришли социологи из НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале “Crime, Media, Culture: An International Journal”.
Наука побеждать: фестиваль «Республика ученых» состоялся в Вышке
8 ноября уже в седьмой раз прошел фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Его цель — напомнить студентам университета, что наука многогранна и универсальна, показать области знания, с которыми они не сталкиваются в рамках своей образовательной программы, познакомить молодых ученых друг с другом. Гостей ждали интерактивы, научно-популярные лекции преподавателей и выпускников НИУ ВШЭ и финал VII сезона «Научных боев».
«Вышка — это окно возможностей»
Из выпускников — в преподаватели: социологи
Учеба — их компас земной: образование определяет жизненный путь молодежи, исследование ВШЭ
Самые важные решения для молодых людей от 16 до 30 лет связаны с образованием, выяснили ученые из Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ. Образование становится своеобразным магнитом, который направляет все остальные жизненные выборы среди «становящихся взрослых».
В погоне за самосовершенствованием
Что это — активность и личностный рост или «радикальный индивидуализм» и отрыв от общества?
Состоялся второй семинар проектной группы «Отношения врач - медицинская сестра - пациент: между профессиональной властью и полномочиями потребителей медицинских услуг»
14 декабря 2023 г. прошел семинар на тему «Доверительная коммуникация врача и пациента: пример молодых врачей».
Студентки с сильными социальными связями оказались успешнее в учебе
Социальная интеграция по-разному влияет на академические успехи женщин и мужчин. Исследователи проследили связи между академической успеваемостью и социальной интеграцией у 4,5 тысяч молодых россиян. Оказалось, что такая связь гораздо сильнее, чем может казаться на первый взгляд, и для женщин она важнее.
Сильные социальные связи помогают слабому полу добиваться академических успехов
Благодаря им студентки успешнее в учебе
Что исследуют преподаватели Вышки: специальный выпуск «Научных боев»
В Высшей школе экономики в рамках фестиваля «Наука³» прошел специальный выпуск «Научных боев». Защищать свои проекты на сцену вышли преподаватели Вышки, а студенты — полуфиналисты и финалисты прошлых сезонов — заняли места в жюри. Исследователи посвятили зрителей в мир современной дендрохронологии, психологических видео на YouTube, фэнтезийных вселенных и монетизации исследований паттернов потребления.
Как становятся взрослыми: в НИУ ВШЭ изучили опыт россиян
Детство, отрочество, становящаяся взрослость
В гармонии тела и души: ученые разработали шкалу оценки самостоятельности детей в уходе за своим физическим и психологическим здоровьем
На пути взросления дети учатся заботиться о себе и своем здоровье. Открывая мир самостоятельности, они начинают ценить физическую и душевную гармонию. Специальные образовательные программы могут помогать этому процессу, считают ученые. Команда исследователей: Оксана Михайлова, Анастасия Бочкор, Полина Осипова, Денис Попов, Мария Чепелева и Евгения Рыбакова создали специальную шкалу, которая помогает оценить, насколько дети и подростки ответственно относятся к своему здоровью и следуют здоровому образу жизни.
Истощение, цинизм, чувство несоответствия: теперь школьное выгорание можно измерять и предлагать ученикам адресную психологическую поддержку
Еще недавно считалось, что выгорание — проблема только взрослых, да и то не всех, а только тех, кто работает в социальной сфере и много общается с людьми: врачей, учителей... Только лет 15 назад ученые заговорили о том, что выгоранию подвержены и школьники, а теперь можно измерять его степень для российских детей и подростков. Александра Бочавер и Оксана Михайлова из Центра исследований современного детства адаптировали для России финский опросник, проверили его на выборке из более чем 3 тысяч школьников и убедились, что степень выгорания зависит от пола, но не от возраста.
Становящаяся взрослость и ее выборы: самым важным решением молодежь считает учебу
Ребенок проходит подростковый период и становится взрослым — так мы привыкли описывать жизненный путь человека. Однако в последнее время возраст взросления сдвинулся. Многие на третьем десятке, перестав быть детьми, все еще не чувствуют себя «выросшими». Поэтому психологи вслед за Джеффри Арнеттом заговорили о появлении новой фазы жизни, которую назвали становящейся (или появляющейся, или начинающейся) взрослостью. Именно в этот период человек делает ряд определяющих выборов. Ученые ВШЭ взялись исследовать, как протекает этот важный процесс в разных сферах жизни.
Статьи Романа Абрамова в соавторстве с Оксаной Михайловой опубликованы в зарубежном и российском рецензируемых журналах
Поздравляем коллег с выходом новых статей!
Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания
Пожалуй, главная тема номера — измерения в школе и за ее пределами. Светлана Авдеева и Ксения Тарасова рассказывают об инструменте измерения цифровой грамотности , созданном лабораторией Инобра. Александра Бочавер и Оксана Михайлова адаптировали для России опросник, который позволит оценить степень выгорания школьников . Еще один в чем-то неожиданный предмет измерений — городская грамотность : как ее оценивать, рассказывают Алина Иванова и Виктория Пичугина.
Секреты успешной карьеры ученого: в Вышке прошел адаптационный семинар «Научная среда»
В Высшей школе экономики прошло посвящение в стажеры-исследователи научных лабораторий. Будущие ученые собрались, чтобы познакомиться друг с другом и послушать рассказ старших коллег об открывающихся возможностях. Адаптационный семинар «Научная среда» был организован Центром научной интеграции совместно с Центром академического развития студентов.
«Появляющийся взрослый» — кто это такой и как им стать?
Исследователи Вышки изучили «появляющуюся взрослость» и особенности её формирования в России.
Тают на глазах: школа и семья значимо влияют на развитие анорексии у девочек-подростков
Об инклюзии в школе много говорят, но часто сводят это к каким-нибудь простым решениям вроде безбарьерной среды. А если у ученика расстройство пищевого поведения? Если он или она не может есть публично в школьной столовой, или вообще эта еда не годится, или часто нужно в туалет? В школьном арсенале обычно мало решений для этой проблемы (поэтому она предпочитает ее «не видеть»). Для исследователей это тоже слепая зона: подобные вопросы исследованы только на западе. Оксана Михайлова из Центра исследований современного детства обращается к вопросу о том, а как выглядит эта проблема для жителей России и постсоветского пространства: ее статья опубликована в новом номере «Вопросов образования».
Поздравляем Михайлову Оксану Рудольфовну с защитой кандидатской диссертации
21 декабря 2022 года состоялась защита кандидатской диссертации Михайловой Оксаны Рудольфовны на тему "Возможности применения эго-сетевого анализа для изучения распространения моральной паники (на примере ожирения)"
6 аспирантов Аспирантской школы по социологическим наукам удостоены стипендии Oxford Russia Fund
Решением Попечительского Совета ОРФ утверждены победители стипендиального конкурса на 2020-2021 учебный год
«Ковид-эпоха» в парадоксах и фактах
Дистант помог родителям наладить диалог со старшими детьми, а многие опытные педагоги оценивают «цифру» вовсе не по качеству и удобству. Эти и другие выводы, иногда ожидаемые, а иногда и парадоксальные, собраны в экспресс-бюллетенях Мониторинга экономики образования, который проводит Вышка. Мониторинг еще продолжается, а экспресс-бюллетени – возможность рассказать о разных аспектах того, что происходило в образовании в «ковидном» 2020-м. Неудивительно, что пандемия и реакция на нее стала одной из главных тем бюллетеней. Выводы экспертов можно использовать и сегодня, и завтра – если ковид или другое ЧП продолжит отправлять на удалёнку школы или отдельные классы.
От заявки на конкурс до гранта: как в Вышке готовят будущих исследователей
В начале года шесть студенческих научных проектов получили финансирование Центра академического развития студентов (ЦАРС) ВШЭ. Проекты выбрали на конкурсе, где участники представляли план исследования и ожидаемые результаты. На июльском отчетном онлайн-семинаре руководители групп подвели итоги работы за полгода, а также рассказали, как на их деятельность повлияла пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения.
Школа «Теория и методы сетевого анализа»
22-26 апреля 2019 года состоялась Первая международная междисциплинарная школа для студентов и выпускников при сотрудничестве НИУ ВШЭ и Almaty Management University, в городе Алматы, Казахстан.
ANR-Lab на XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ
В рамках XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Международная лаборатория прикладного сетевого анализа выступила организатором секции «Сетевой анализ»