Вилкова Ксения Александровна
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Научный сотрудник: Институт образования
- Научный сотрудник: Институт образования / Центр социологии высшего образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 6 лет.
- Владение языками
- английский
- Контакты
- Телефон:
+7 (495) 772-95-90
22924 - Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 207
Время работы: 12.00 - 18.00
- SPIN РИНЦ: 7638-8713
- ORCID: 0000-0003-2161-0409
- ResearcherID: Y-5455-2018
- Scopus AuthorID: 57204427052
- Google Scholar
- Руководитель
- Груздев И. А.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
The European Educational Research Summer School (EERSS) "Beyond the Basics in Educational Research Methodology: Research ethics in educational research" (June 14 - 16, 2021, University of Jyväskylä, online)
The European Educational Research Summer School (EERSS) "Quantitative and Mixed Methods Research Designs: from Designing to Publishing" (July 8 - 12, 2019, Masaryk University, Brno, Czech Republic)
III International Summer School "Digital Environment and Inequality of Educational Opportunities" (June 30 - July 5, 2019, HSE University, Moscow, Russia)
VII Зимняя социологическая школа Фонда ВЦИОМ и Национального института социологии управления РАНХиГС при Президенте РФ "Клиентоориентированность социологического исследования: за и против" (7 - 11 февраля 2018, Москва)
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ (октябрь 2024)
- Благодарность Института образования НИУ ВШЭ (март 2023)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025, 2023–2024)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2020–2021)
Полномочия / обязанности
– Проведение исследований и разработок в области исследований высшего образования, онлайн-образования, цифровых технологий в образовании, гендерных различий в образовании.
– Участие в составлении программы работ, определении методов и средств их проведения, практических рекомендаций по использованию их результатов.
– Сбор, обработка, анализ и обобщение научной и экспертно-аналитической информации, передового отечественного и зарубежного опыта, результатов экспериментов и наблюдений.
– Координация лонгитюдного исследования «Модели образовательного поведения в их связи с показателями успешности».
– Координация исследовательских работ Центра социологии высшего образования.
– Поддержка участия Центра социологии высшего образования в обсуждениях стратегического проекта «Успех и самостоятельность в меняющемся мире».
– Участие в работе программного комитета конференции Исследователей высшего образования (конференция ИВО).
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.02 Менеджмент; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Маго-лего; 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.02. Менеджмент; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Маго-лего; 1-3 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Исследования образования" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Методология исследований в образовании (Маго-лего; 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар - 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Экономика общественного сектора (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Методология исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Методы исследований в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар - 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью; 4-й курс, 1-3 модуль)рус
Гранты
Грант Благотворительного фонда Владимира Потанина на разработку курса "Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании" (2022-2023)
Грант РНФ №22-28-00882 "Роль гендерных стереотипов в выборе будущей профессии и опыте обучения девушек на инженерно- технических направлениях подготовки в российских вузах" (2022-2023)
Именнная стипендия НИУ ВШЭ имени Э.Д. Днепрова (2020-2021)
Грант РФФИ №20-111-50310 "Гендерные стереотипы и женские стратегии в STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля" (2021)
Специальная стипендия НИУ ВШЭ для аспирантов (2020-2021)
Грант РФФИ №19-113-50419 "Учебная аналитика: понятие, задачи, применение" (2020)
Конференции
- 2024
XV Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: На пути к преодолению неравенства: портрет и опыт студентов первого поколения в России
XV Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) "Высшее образование: баланс эффективности и благополучия" (Москва). Доклад: What does it mean to be a doctoral supervisor?
CHER 36th Annual Conference "Higher Education and Science Future(s): Trends, Imaginaries, and Alternatives" (Люксембург). Доклад: The diversity of students’ behavior: opportunities for conceptualization
XV Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: What does it mean to be a doctoral supervisor?
Future of Graduate Education in the Digital Intelligence Era (Пекин). Доклад: What does it mean to be a doctoral supervisor in the age of artificial intelligence? Insights from different national contexts
- 2023
35nd Annual Conference of the Consortium of Higher Education Researchers (CHER) (Вена). Доклад: How Russian engineering students perceive gender differences in learning behavior and academic outcomes
XIV Международная конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: Как российские студенты-инженеры воспринимают различия в образовательном поведении и академических результатах между юношами и девушками
- 2022
VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022 (Казань). Доклад: Как психологическое благополучие связано с трудностями в дистанционном обучении
The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: If I ignore it, maybe it will go away: how Russian engineering students perceive the gender inequality issue
- 2021
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Гендерные стереотипы в высшем STEM-образовании: систематический обзор
VII International Forum on Teacher Education “Teacher Education: New Challenges and Goals” (Казань). Доклад: Stereotypes hindering women’s advancement in STEM
St. Petersburg International Conference on Inequality and Diversity (IDC). Доклад: The Promises and Pitfalls of Self-Regulated Learning Interventions in MOOCs
- 2020
eLearning Stakeholders and Researchers Summit» (eSTARS 2020) (online). Доклад: Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей
International diversity in teacher and higher education research in the 21st century Conference: insights from doctoral students, supervisors, and doctoral school leaders (online). Доклад: Who benefits from social-psychological interventions in MOOCs?
- 2019
PME & Yandex Russian conference “Technology and Psychology for Mathematics Education” (Москва). Доклад: Measuring math self-concept among middle schoolers: questionnaire development and validation
XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Вклад интереса в измерение связи между самооценкой и образовательными результатами по математике
European MOOCs Stakeholders Summit (EMOOCs) (Неаполь). Доклад: Self–regulated learning and successful MOOC completion
II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» (Москва). Доклад: Measuring self-regulated learning among Russian students
X Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: Гендерные различия в STEM образовании: лонгитюдное исследование мотивации студентов
- 2018
XII Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология» (Москва). Доклад: «Эффект самоотбора в опросах слушателей МООК: роль академических достижений»
XVII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования (Москва). Доклад: «Участие в опросе как предиктор академических достижений слушателей массовых открытых онлайн-курсов»
Международная научная конференция "eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018" (eSTARS) (Москва). Доклад: Удовлетворенность обучением в массовых открытых онлайн-курсах
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 6.0072-2023 | База данных | База данных второй волны исследования «Практики использования инструментов усовершенствования личности» | Вилкова Ксения Александровна, Селезнева Елена Владимировна, Терентьев Евгений Андреевич, Аникин Василий Александрович, Груздев Иван Андреевич, Сорокин Павел Сергеевич, Синявская Оксана Вячеславовна, Костенко Василий Юрьевич, Бирюкова Светлана Сергеевна, Иванов Илья Александрович, Чумакова Мария Алексеевна, Корешникова Юлия Николаевна | |
2 | 6.0071-2023 | База данных | База данных второй волны лонгитюдного исследования «Образовательное поведение и успешность студентов университетов Российской Федерации» (когорта 2022) | Орел Екатерина Алексеевна, Пащенко Тарас Валерьевич, Вилкова Ксения Александровна, Шмелева Евгения Дмитриевна, Малошонок Наталья Геннадьевна, Антипкина Инна Вениаминовна, Груздев Иван Андреевич, Тарасова Ксения Вадимовна, Щеглова Ирина Александровна | |
3 | 6.0037-2022 | База данных | База данных интервью со студентами-первокурсниками | Дремова Оксана Викторовна, Вилкова Ксения Александровна, Груздев Иван Андреевич, Шмелева Евгения Дмитриевна | |
4 | 6.0077-2023 | База данных | База данных первой волны исследования «Практики использования инструментов усовершенствования личности» | Корешникова Юлия Николаевна, Синявская Оксана Вячеславовна, Груздев Иван Андреевич, Чумакова Мария Алексеевна, Терентьев Евгений Андреевич, Вилкова Ксения Александровна, Селезнева Елена Владимировна, Аникин Василий Александрович, Бирюкова Светлана Сергеевна, Иванов Илья Александрович, Костенко Василий Юрьевич, Сорокин Павел Сергеевич | |
5 | 6.0040-2022 | База данных | База данных первой волны лонгитюдного исследования "Образовательное поведение и успешность студентов университетов Российской Федерации" | Груздев Иван Андреевич, Орел Екатерина Алексеевна, Вилкова Ксения Александровна, Дремова Оксана Викторовна, Пащенко Тарас Валерьевич, Шмелева Евгения Дмитриевна, Антипкина Инна Вениаминовна, Щеглова Ирина Александровна, Михайлова Александра Михайловна | |
6 | 6.0039-2022 | База данных | База данных первой волны лонгитюдного исследования “Образовательное поведение и успешность студентов университетов Российской Федерации” | Михайлова Александра Михайловна, Пащенко Тарас Валерьевич, Антипкина Инна Вениаминовна, Шмелева Евгения Дмитриевна, Щеглова Ирина Александровна, Орел Екатерина Алексеевна, Дремова Оксана Викторовна, Вилкова Ксения Александровна, Груздев Иван Андреевич | |
7 | 6.0069-2023 | База данных | База данных первой волны лонгитюдного исследования «Образовательное поведение и успешность студентов университетов Российской Федерации» (когорта 2023) | Тарасова Ксения Вадимовна, Орел Екатерина Алексеевна, Пащенко Тарас Валерьевич, Щеглова Ирина Александровна, Груздев Иван Андреевич, Малошонок Наталья Геннадьевна, Антипкина Инна Вениаминовна, Вилкова Ксения Александровна, Шмелева Евгения Дмитриевна | |
8 | 8.0190-2023 | Произведение | Инструментарий лонгитюдного обследования, позволяющий описать динамику типов образовательного поведения студентов вузов, распространенность различных стратегий/стилей обучения | Шмелева Евгения Дмитриевна, Антипкина Инна Вениаминовна, Орел Екатерина Алексеевна, Тарасова Ксения Вадимовна, Щеглова Ирина Александровна, Груздев Иван Андреевич, Пащенко Тарас Валерьевич, Вилкова Ксения Александровна, Малошонок Наталья Геннадьевна | |
9 | 8.0262-2022 | Произведение | Инструментарий первой волны лонгитюдного исследования “Образовательное поведение и успешность студентов университетов Российской Федерации” | Орел Екатерина Алексеевна, Антипкина Инна Вениаминовна, Дремова Оксана Викторовна, Шмелева Евгения Дмитриевна, Михайлова Александра Михайловна, Вилкова Ксения Александровна, Щеглова Ирина Александровна, Пащенко Тарас Валерьевич, Груздев Иван Андреевич |
Опыт работы
с 2016 года – стажер-исследователь, младший научный сотрудник, научный сотрудник, заместитель директора Центра социологии высшего образования
Информация*
- Общий стаж: 7 лет
- Научно-педагогический стаж: 6 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Пять ключевых характеристик образовательного поведения студентов
Умным быть хорошо, но одного высокого IQ для отличной учебы в вузе мало. Эксперты из Центра социологии высшего образования провели интервью с сотней студентов из лучших вузов страны и выяснили, как с максимальной пользой провести студенческие годы. Результаты этого исследования опубликовал журнал «Вопросы образования».
XV Юбилейная Конференция «Исследования высшего образования» – пространство для обсуждения баланса эффективности и благополучия
С 23 по 25 октября 2024 года состоялась XV юбилейная Конференция исследователей высшего образования (ИВО), объединившая экспертов, ученых и практиков для обсуждения насущных вопросов в сфере высшего образования. Тема конференции этого года – «Высшее образование: баланс эффективности и благополучия». Высшее образование сегодня стало пространством поиска тонкого баланса между достижением показателей эффективности и сохранением благополучия студентов, преподавателей и сотрудников университетов. Изменения образовательной среды, стремительное развитие технологий и новые требования рынка труда делают этот поиск все более сложным. На конференции поднимались вопросы о том, как можно совместить разные подходы к эффективности и благополучию, как стратегии повышения эффективности влияют на психологическое здоровье, и как университеты адаптируются к требованиям внешней среды и поддерживают физическое и психическое состояние студентов в процессе обучения.
Участливые предки
Как родители вовлечены в учёбу детей в вузах
Мотивации студентов нужны тонкие настройки
В высшем образовании не все гладко: ученые пишут о «существенных сдвигах в образовательном поведении студентов». Речь идет о снижении мотивации и образовательного прогресса за время учебы и о высоком уровне отсева. Группа исследователей Центра социологии высшего образования предлагает решить эту проблему, выявив модели образовательного поведения студентов и предложив «рецепты» для каждого из типов. Исследование выполнено в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Инобр выпустил азбуку работы с данными
«Управлять надо на основе данных» — этот тезис все уже знают, как «отче наш», но он странно воплощается в жизнь. Одни управленцы продолжают опираться скорее на убеждения и мнения, по-старинке. Другие готовы работать по-новому и сами идут осваивать сложные методы анализа или же заказывают дорогостоящий сбор «с нуля». При том, что в том же образовании множество данных уже есть — они буквально под ногами, но используют их в лучшем случае как цифры для отчетов. На программе «Управление образованием» предлагают золотую середину — здесь разработали методику грамотного и пошагового знакомства с данными. Она позволит и принимать решения на основе доказательного подхода, но не делать сложные исследования самому, если нет компетенций, и не заказывать лишнего. Эта разработка воплотилась в курс «Методы социальных исследований» для прикладных магистратур. Подробное описание курса издано в методической серии Инобра.
Онлайн идет по плану: Ксения Вилкова выяснила, что в первую очередь нужно при удаленном обучении
С массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) связывали много надежд, особенно когда они только появились. Считалось, что новый формат преобразит как высшее образование, так и обучение взрослых. Отчасти это и происходит, но у МООК обнаружилась системная проблема, которая до сих пор не решена — подавляющее большинство слушателей не доходит до конца курсов и не добивается поставленных целей. Решению этой проблемы могут помочь данные, полученные Ксенией Вилковой, младшим научным сотрудником Центра социологии высшего образования. Она установила, какой инструмент лучше всего подходит для измерения саморегулируемого обучения, а с его помощью сделала выводы, какие навыки наиболее важны при прохождении онлайн-курсов, кто справляется с этим успешнее и как могут помочь интервенции. Исследование легло в основу диссертации на соискание степени кандидата наук об образовании (PhD HSE) — поздравляем Ксению с защитой.
Врачи и художники не увидели будущего в онлайне
Еще когда началась пандемия, западные эксперты предложили с осторожностью использовать термин «дистанционное обучение». В некоторых случаях корректнее называть то, что происходило, термином Emergency Remote Teaching – экстренное удаленное преподавание. Это вполне применимо к опыту студентов прикладных специальностей, которые оказались в самой тяжелой ситуации в условиях пандемии. Об этом пишут сотрудники Центра социологии высшего образования Ульяна Захарова, Ксения Вилкова и директор Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Геннадий Егоров. Их статья «Этому невозможно обучить онлайн» опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».
How Agency Acumen Is Related to Students’ Success Learning Remotely
In December 2020, IOE expert Ulyana Zakharova took part in the eSTARS international conference of e-learning stakeholders, a joint initiative between HSE and Coursera, where she presented at a special session on sociology of higher education. In an interview with the HSE News Desk, Ulyana shared about how students’ prowess in key components of personal agency, such as self-efficacy, initiative, and self-direction, are related to their ability to adapt to and perform in distance education.
Адаптивные системы не адаптировались в вузах
Учиться в вузе станет легче, если подгонять программу под каждого студента — выявлять «белые пятна» в его знаниях и правильно компоновать материал. Справляется ли с этим искусственный интеллект? Такие инструменты есть, но их эффективность пока вызывает вопросы. Исследователи из Вышки — научный сотрудник Центра социологии высшего образования Ксения Вилкова и стажер - исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции Даниил Лебедев — изучили адаптивные технологии, которые применяются в университетах мира, их плюсы и минусы и ответили на вопрос, что мешает широко использовать их в высшем образовании.