Чернобай Елена Владимировна
- Профессор: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Ведущий эксперт: Институт образования / Центр поддержки цифрового обучения
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 19 лет.
Полномочия / обязанности
Участие в развитии и реализации образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ
Проведение исследований учительских практик в сравнительной международной перспективе
Проведение экспертно-аналитической деятельности по направлениям работы лаборатории
Oбразование, учёные степени и учёные звания
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2009 г. - курсы повышения квалификации "Разработка измерителей образовательных стандартов в системе общего образования» (170 ч.), Центр независимой оценки качества и образовательного аудита (г. Самара - г. Астрахань).
2011 г. - курсы повышения квалификации "Формирование общероссйского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования" (72 ч.), Международный институт менеджмента "Линк".
2012 г. - стажировка в Германии и Швейцарии по теме: "Менеджмент образовательных учреждений - европейские модели управления образовательными процессами в школе".
2011 - 2012 г.г. - профессиональная переподготовка в ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" по специальности «Менеджмент в сфере образования» в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров.
2016 г. - data management training for the OECD Teaching and Learning International Survey 2018 (TALIS) (Italy)
2017 г. - 3 rd meeting of the National Project Managers ( TALIS 2018) (Portugal)
2017 г. - Advanced Course Writing a PhD research proposal (Maastricht University, Netherlands)
2018 г. - программа повышения квалификации "Статегия формирующего оценивания: постановка целей, критериальное оценивание и обратная связь" (108 часов).
2019 г. - программа повышения квалификации "Как сделать программу курса "рабочей?" (34 ч.), НИУ ВШЭ.
2021 г. - программа повышения квалификации "Организация групповой и командной работы студентов в условиях онлайн-обучения" (24 ч.), НИУ ВШЭ.
2021 г. - дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации "Подготовка к сдаче международного экзамена IELTS online 6,5 (уровень B1-B2)", НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург.
2022 г. - программа повышения квалификации "Научная коммуникация в высшей школе" (72 ч.), Университет ИТМО, Санкт-Петербург.
2022 г. - программа повышения квалификации "Проблемно-ориентированное обучение: практика работы с 4/с id model" (36 ч.), School of Education.
2023 г. - программа повышения квалификации "Инструменты Smart LMS для сопровождения дисциплины" (36 ч.), НИУ ВШЭ.
2024 г. - тренинг "Эффективное использование ресурсов голоса и речи в преподавании", НИУ ВШЭ
2024 г. - программа повышения квалификации "Основы проектирования образовательного опыта" (46 ч.), School of Education.
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ (май 2024)
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2022)
Лучший преподаватель — 2023–2024, 2019–2020
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Пащенко Т. В. Использование проблемно-ориентированного обучения для развития критического мышления взрослых, 2024
- 2Давлатова М. А. Трансформации в профессиональной деятельности учителя в условиях смешанного обучения (на примере российских школ), 2023
- 3Чернышова Н. А. Обучение школьников стратегиям учения в современной образовательной среде, 2022
- 4Холманская М. В. Понимание обратной связи младшими подростками как фактор развития их агентности (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Дидактика (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Дидактика (Маго-лего; 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01 Психология, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн: практика (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн: практика (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Проектный семинар "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Проектный семинар "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01 Педагогическое образование; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Мотивационный дизайн (Маго-лего; 4 модуль)рус
- Мотивационный дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Основы педагогического дизайна (Маго-лего; 1-4 модуль)рус
- Педагогический дизайн (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн: практика (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн: практика (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Коммуникация, образование, технологии (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 46.04.01. История; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Коммуникация, образование, технологии (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Мотивационный дизайн (Маго-лего; 4 модуль)рус
- Мотивационный дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 46.03.01. История; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь) направление: 46.03.01. История; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет физики направление: 03.03.02. Физика; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий направление: 42.03.02. Журналистика; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн: практика (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн: практика (Маго-лего; 3, 4 модуль)рус
- Учебно-методический проект как форма ГИА (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки; 2-й курс, 2 семестр)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Коммуникация, образование, технологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 41.04.04. Политология; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Коммуникация, образование, технологии (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 46.04.01. История; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет физики направление: 03.03.02. Физика; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь) направление: 46.03.01. История; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 41.04.04. Политология; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Учебно-методический проект как форма ГИА (Аспирантура направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки; 2-й курс, 2 семестр)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Коммуникация, образование, технологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 41.04.04. Политология; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Коммуникация, образование, технологии (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 46.04.01. История, направление: 45.04.01. Филология; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Педагогический дизайн (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Педагогический дизайн для учителя (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 46.03.01. История; 4-й курс, 3 модуль)рус
Программы дополнительного образования
- Мастерская по преподаванию (Повышение квалификации; где читается: Управление образовательных инноваций и специальных международных программ)
- Педагогический дизайн образовательной программы: от идеи до набора абитуриентов (Повышение квалификации; где читается: Учебный центр подготовки руководителей (Кочубей-центр))
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 8.0034-2020 | Произведение | МООК "Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации" | Поливанова Катерина Николаевна, Брун Ирина Викторовна, Капчинский Анатолий Борисович, Кирюшина Маргарита Алексеевна, Янкевич Семён Васильевич, Чернобай Елена Владимировна, Бысик Надежда Викторовна | |
2 | 8.0104-2023 | Произведение | МООК «Основы педагогического дизайна» | Бирюкова Екатерина Анатольевна, Чернобай Елена Владимировна, Гамезардашвили Ражден Мурманович |
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2023 г. член редколлегии журнала "Мир психологии".
Гранты
РФФИ 19-313-90074 Аспиранты. Обучение школьников стратегиям учения в современной образовательной среде (руководитель проекта) (2018-2022).
Грант фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры (2022).
Опыт работы
1993-2000 г.г. - учитель истории и обществознания, средняя школа, г. Чита-47
2000-2009 г.г. - учитель истории и обществознания, школа одаренных детей, г. Астрахань
2004 - 2009 г.г. - заместитель директора регионального центра дистанционного обучения (2004-2007), старший преподаватель кафедры социально-политических дисциплин; ученый секретарь Института (2007-2008); доцент кафедры социально-политических дисциплин (2009), Институт повышения квалификации и переподготовки, г. Астрахань
2009-2012 г.г. - проректор по научной работе, Педагогическая академия последипломного образования, г. Москва, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий
2012 г. - начальник управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования, Департамент образования, г. Москва
2012-2014 г.г. - директор, научно-исследовательский институт столичного образования ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва; профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО (по совместительству)
2015-2016 г.г. - советник при ректорате, Московский институт открытого образования, г. Москва; профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО (по совместительству)
2016 г. - по наст. время - профессор Департамента образовательных программ, ведущий эксперт лаборатории проектирования содержания образования, Институт образования НИУ ВШЭ, г. Москва
Информация*
- Общий стаж: 31 год
- Научно-педагогический стаж: 19 лет
- Преподавательский стаж: 30 лет
В НИУ ВШЭ завершилась вторая программа ПК по преподавательскому мастерству
Ее слушателями стали вузовские и школьные преподаватели из Майкопа, Москвы и Владивостока. Первую неделю они обучались очно — посещали занятия экспертов по преподавательскому мастерству в Высшей школе экономики, а вторую неделю — дистанционно в своих регионах. На итоговой аттестации они представили обновленные версии своих учебных курсов.
5 секретов увлекательного учебника: опыт Европы
Школьникам сегодня трудно оторваться от телефонов и взяться за учебники. Им скучно учиться, и они не понимают, зачем это нужно. А ведь интерес к учебе очень важен для успеха.
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
На онлайн для взрослых посмотрели критически
Специализированные онлайн-курсы могут значительно улучшить навыки критического мышления у взрослых, следует из диссертационной работы Тараса Пащенко. Это может повлиять на подходы к непрерывному образованию и профессиональному развитию в современных условиях, полагают эксперты.
В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России
В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.
Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы
В 2022 году, в 33 российских педагогических вуза было зачислено 42 тысячи абитуриентов из 370 тысяч подавших заявление. Если к этому добавить, что определенная часть педагогических вузов преобразовано в классические университеты, то можно говорить об их популярности. Своим рождением их модель обязана еще аж ликбезу — да-да, той самой «ликвидации безграмотности», массовизации школы, в результате которой за парты должно было сесть 100% детей. Для этого нужно было многотысячное учительское сообщество. Но изменились и эпоха, и научное знание рассматривается как универсальная характеристика, присущая любому виду деятельности. Как следствие, меняется роль педагога. «На смену подготовке учителя-ремесленника, владеющего предметным содержанием и спектром способов его трансляции, приходит подготовка учителя-творца», — пишут во вступительном слове авторы новой монографии, выпущенной Инобром: «Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете». В работе описан опыт создания новой модели подготовки педагогов, даются рекомендации по их применению на практике.
Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина
В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.
Запись вебинара «Язык современного образования: компетенции педагога, контакт с учеником и междисциплинарный подход»
Публикуем материалы вебинара для школьных руководителей, методистов и учителей.
Учи.ру и Инобр начинают исследования, которые помогут разгрузить учителя
Аспиранты Инобра начали работать над исследованиями, результаты которых могут способствовать созданию новых автоматизированных сервисов для школьных учителей, в том числе и на базе Учи.ру. Подобные инструменты помогут педагогам индивидуализировать обучение: наблюдать прогресс каждого ученика в классе, измерять эффективность обучения с помощью онлайн-платформ, лучше понимать личные цели и трудности ученика, давать более полную и персонализированную обратную связь.
Учителя под бумажным завалом
Педагоги в России и в Казахстане перегружены работой, которая не имеет прямого отношения к их обязанностям. Это одно из главных препятствий на пути к профессиональному развитию. Такой вывод делают профессор Инобра Елена Чернобай и исследователь организации «Назарбаев – интеллектуальные школы» Диляра Ташибаева в статье, опубликованной в «Вопросах образования». Статья написана по результатам международного исследования TALIS, в котором приняли участие более 4 тысяч российских и 6 тысяч казахстанских учителей.
Пять ключей для эффективной школы
Чтобы стать учителем, нужно специальное образование. Госстандарты точно определяют, что должен знать и уметь педагог. С директором школы сложнее. Официальные требования (например, на аттестации) конкретны в хозяйственных и административных вопросах. А вот задачи по качеству образования четко не сформулированы. Поставить их и узнать способы, как улучшить образовательный результат своей школы, позволит курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации». За год его прошли на Coursera почти полторы тысячи управленцев. Какие проблемы директора и как он решает – рассказывает куратор курса Дмитрий Михайловский.
Вошли двенадцать человек
Высшая школа экономики подвела итоги выборов «Лучших преподавателей» 2020 года. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках традиционного мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. В этом году выборы прошли в десятый раз, в честь «юбилея» ВШЭ повысила надбавки победителям: теперь они составляют от 40 до 90 тысяч для тех, кто работает на полной ставке.
Школа не готова к вирусу
COVID-19 стал неприятным сюрпризом для всего человечества — и поводом взглянуть критически на учебную программу. Могла ли школа сделать так, чтобы ее выпускники встретили эпидемию более подготовленными? И может ли подготовить к будущим событиями такого плана? Не обязательно к пандемии такого масштаба: из-за плотности населения в мегаполисах «гуляет» масса вирусов, начиная с обычного гриппа, и прочих возбудителей заболеваний. Эксперты Инобра изучили с этой точки зрения учебные программы и учебники по биологии и ОБЖ, сопоставили с иностранными аналогами. Выяснилось, что в российской школе критически мало сообщают о вирусах, о том, как они живут в экосистемах, и уж тем более — как уберечься от инфекционных болезней, вызванных вирусами.
Новому поколению — новые образовательные технологии
Мы продолжаем представление курсов педагогического цикла. О базовом педагогическом курсе «Коммуникации. Образование. Технологии» рассказывает доктор педагогических наук, профессор, ведущий эксперт лаборатории проектирования содержания образования Института образования Елена Владимировна Чернобай.
На образовательной платформе Coursera доступен онлайн-курс «Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации»
Курс подготовлен ведущими экспертами Института образования НИУ ВШЭ по инициативе и при активном участии блестящей команды магистерской программы «Управление образованием».
Учебникам обществознания не хватает «творчества»
Учебники обществознания для средней школы устарели. 45% учителей, которые приняли участие в исследовании Инобра ВШЭ, считают, что существующие задания не могут формировать у школьников «навыки 21 века».
Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке
На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.
Открытие I Международной летней школы для учителей
2 июля 2018 года, состоялось торжественное открытие I Международной летней школы «Новые инструменты и технологии в образовании». В первый день выступали два ключевых спикера: Добрякова Мария Сергеевна и Чернобай Елена Владимировна.
В Вышке защитили еще две диссертации по новой процедуре
Евгения Чернина успешно защитила диссертацию по экономике, Диана Королева — по образованию. Оба соискателя получат степени кандидатов наук Высшей школы экономики.
«Стань профессором»: вторая волна
Открыта вторая волна записи на майнор Института образования НИУ ВШЭ «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху». Майнор – это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления. Благодаря майнору будущий бакалавр получает дополнительную специализацию.
Workshop "Проектирование межпредметных занятий"
26 февраля 2018 г. в инженерном корпусе школы № 548, расположенной в Совхозе им. Ленина, прошел workshop по теме «Проектирование межпредметных занятий». Учителям была представлена четырёх-этапная модель проектирования образовательной программы (four components instructional design model).
Семинар для региональных координаторов международного исследования TALIS-2018
24 ноября Центр изучения учительских практик проводит семинар для региональных координаторов по теме: «Организация и проведение международного исследования TALIS-2018».
Обсуждение пилотной версии международного исследования учителей
С 10 по 13 июля 2017 г. в Лиссабоне состоялась третья встреча национальных проектных менеджеров по международному исследованию TALIS-2018 (исследование по вопросам преподавания и обучения – Teaching and Learning International Survey). В совещании приняли участие 46 стран. Россию представляли сотрудники Центра изучения учительских практик Института образования НИУ ВШЭ.
Обсуждение педагогических вопросов на базе своего предмета
С 2017 года три магистерские программы Института образования НИУ ВШЭ для учителей гуманитарных предметов переименованы. Изменение названий подчеркивает не только адресность целевой аудитории, но и изменение содержания: важным в этих программах становится методический аспект. О педагогическом блоке магистерских программ рассказывает профессор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Елена Владимировна Чернобай.
Выпускной учителей гуманитарных предметов
21 апреля в Институте образования НИУ ВШЭ студенты программ «Политические вызовы современности», «Филологическая герменевтика школьной словесности» и «Информационные ресурсы исторической науки» получили магистерские дипломы.
Встреча с делегацией из Китая
12 апреля состоялась встреча сотрудников Института образования НИУ ВШЭ с представителями пекинского Национального института педагогических исследований. На мероприятии был достигнут ряд соглашений.