Ефанов Александр Александрович
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 14 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2024
Доктор философских наук: тема диссертации: "Глубинная медиатизация в неоинформационном обществе: социокультурная концептуализация"
- 2021Ученое звание: Доцент
- 2016
Кандидат социологических наук: специальность "Социальная структура, социальные институты и процессы", тема диссертации: "Моральные паники как фактор социальных изменений"
- 2013
Специалитет: Оренбургский государственный университет, факультет: Факультет журналистики, специальность «Журналист», квалификация «Журналистика»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2021 - Московский государственный лингвистический университет: "Управление коммуникациями" (24 ч.)
2020 - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: "Политология" (260 ч.)
2020 - Московский государственный лингвистический университет: "Риторические традиции и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации" (36 ч.)
2019 - Российский государственный гуманитарный университет: "Теория и история культуры. Современные культурные практики" (260 ч.)
2019 - Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина: "Преподаватель образовательной организации высшего образования: требования ФГОС ВО, профессионального стандарта, цифровые компетенции и взаимодействие с работодателями" (16 ч.)
2019 - Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики": "Правила организации учебного процесса преподавателями НИУ ВШЭ" (24 ч.)
2019 - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: "Связи с общественностью и реклама" (520 ч.)
2018 - Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы: "Оказание первой помощи при жизнеопасных состояниях" (18 ч.)
2018 - Оренбургский государственный педагогический университет: "Основы проектирования электронной информационно-образовательной среды в системе Moodle" (72 ч.)
2016 - RT (АНО "ТВ-Новости"): "Modern Television Trends. Distributing Content through Social Media Outlets" (36 ч.)
2016 - Оренбургский государственный университет: "Разработка модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ" (36 ч.
Достижения и поощрения
- Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (март 2023)
- Лучший преподаватель – 2024
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2023-2024)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2019-2020)
Членство в советах, ассоциациях
Член Союза журналистов России
Член Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ)
Член Международной ассоциации исследователей языка медиакоммуникации (МАИЯМ): исследовательской группы "Философские проблемы медиакоммуникации и медиадискурса"
Научный руководитель диссертационных исследований
2021 - Фукс Д.А. "Речевая культура развлекательного российского телевидения: актуальное состояние и тенденции развития" (24.00.01 - Теория и история культуры)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Исследования аудиовизуальных коммуникаций (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)Рус
- Исследования медиавоздействия и повестки дня (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)Рус
- Исследовательские парадигмы аудиовизуальных коммуникаций (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Рус
- Медиапрактики, медиаэффекты и исследования аудитории (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методология и методы медиаисследований" (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Исследования аудиовизуальных коммуникаций (Дисциплина общефакультетского пула; 2-4 модуль)Рус
- Исследовательские парадигмы аудиовизуальных коммуникаций (Аспирантура; 1-й курс, 2 семестр)Рус
- Медиапрактики, медиаэффекты и исследования аудитории (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Медиапрактики, медиаэффекты и исследования аудитории (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Этика современных медиакоммуникаций (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Исследования аудиовизуальных коммуникаций (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)Рус
- Исследования информационной повестки дня (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-4 модуль)Рус
- Медиапрактики, медиаэффекты и исследования аудитории (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Правовое и этическое регулирование медиа (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 2 модуль)Рус
20235
- Глава книги Yefanov A., Tomin V. Realization of Digital Media Discourse in the Regional Disposition, in: 2023 Communication Strategies in Digital Society Seminar (ComSDS). IEEE, 2023. doi P. 86-89. doi
- Статья Ефанов А. А. Динамика медиаэффектов инфодемии коронавируса (COVID-19) // Человек. 2023. Т. 34. № 4. С. 58-75. doi
- Статья Ефанов А. А., Осокин А. А. Инфлюенсер как особая социокультурная категория в современных медиакоммуникациях // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 4. С. 12-20. doi
- Статья Ефанов А. А. Структура символического капитала в современной коммуникационной среде: цифросетевая прогрессия // Цифровая социология. 2023. Т. 6. № 2. С. 51-57. doi
- Статья Ефанов А. А. Фейковизация и постправдизация информационной повестки дня в контексте первой «волны» пандемии коронавируса (COVID-19) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023. Т. 22. № 6. С. 161-170. doi
20227
- Глава книги Yefanov A., Tomin V. The Sheremetyevo Airport Tragedy Framing in the Context of an Information Agenda and Differentiated Editorial Policy, in: Studies in Contemporary Journalism and Communication in Russia’s Provinces. Routledge, 2022. P. 122-132.
- Статья Yefanov A., Tomin V. The Significance of Protest Mood in Forming a Developed Civil Society in Russia // Russian Politics. 2022. Vol. 7. No. 1. P. 147-165. doi
- Статья Ефанов А. А., Осокин А. А. Дискурс социальных медиа: к проблеме интерпретации // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 3. С. 509-527. doi
- Статья Ефанов А. А. Инфлюенсер как особый тип лидера общественного мнения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2022. Т. 27. № 4. С. 767-774. doi
- Статья Ефанов А. А. Первая «волна» пандемии коронавируса как свидетельство «странного» аттрактора в российском сегменте медиапространства // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2022. № 6. С. 149-177. doi
- Статья Ефанов А. А. Реверсивность эстетики социалистического реализма (на примере современного российского кинематографа) // Наука телевидения. 2022. Т. 18. № 2. С. 41-57. doi
- Статья Ефанов А. А., Осокин А. А. Эффективность позиционирования по целевым установкам: дискурсивный аспект (на примере YouTube-канала "вДудь") // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4. С. 43-53. doi
20217
- Глава книги Yefanov A., Tomin V. Syncretism of Journalism and Public Relations as a Modern Media Communication Trend, in: Dynamics of Media Systems Vol. I. Chelyabinsk State University , 2021. P. 131-137. doi
- Статья Ефанов А. А. Деконструкция образа инфлюенсера в современном медиапространстве // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 5 (165). С. 32-46. doi
- Статья Ефанов А. А., Эфендиева Н. Э. Лингвокультурные особенности репрезентации годовщины Великой Победы агентством Sputnik (МИА «Россия сегодня») // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 4. С. 633-648. doi
- Статья Ефанов А. А., Юдина Е. Н. Медиаэффекты в современном неоинформационном обществе // Коммуникология. 2021. Т. 9. № 4. С. 136-147. doi
- Статья Ефанов А. А. Политизация спорта посредством медиа: синкретизм социальных институтов // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 130-140. doi
- Статья Ефанов А. А. Развитие института образования в России как ответ на вызовы пандемии коронавируса // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 1. С. 28-34. doi
20207
- Глава книги Yefanov A., Tomin V. Adaptation of Television Technologies in Blogging: Syntactic of Audiovisual Solutions, in: Art History in the Context of Other Sciences in Modern World: Parallels and Interaction / Пер. с рус.; сост.: G. Konson.; Ed. by G. Konson.; Ed. by G. Konson. M. : Information and Publishing House Filin, 2020. P. 898-906.
- Глава книги Yefanov A., Tomin V. Public Opinion Leaders Designing in Modern Neo-Information Society, in: Fourth International Scientific Conference Communication Trends in the Post-literacy Era: Multilingualism, Multimodality, Multiculturalism. Knowledge E Social Sciences, 2020. P. 299-311. doi
- Глава книги Yefanov A., Tomin V. Segmentation and Profiling of Media Communications: Industrial and Educational Determinants, in: Communication Trends in the Post-Literacy Era: Polylingualism, Multimodality and Multiculturalism as Preconditions for New Creativity. Ural University Press, 2020. doi P. 507-521. doi
- Статья Ефанов А. А. «Закон о фейковых новостях» с позиций методологической корректности // Информационное общество. 2020. № 1. С. 49-56.
- Статья Ефанов А. А., Эфендиева Н. Э. Становление иновещания в России и за рубежом: историко-генетический и компаративистский анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2020. Т. 24. № 4. С. 746-755. doi
- Статья Ефанов А. А., Буданова М. А., Юдина Е. Н. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 2. С. 382-393. doi
20194
- Статья Ефанов А. А. "И физики, и лирики": детерминанты современного медиаобразования // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). С. 40-44.
- Статья Ефанов А. А., Степанченко В. А. Влияние поколения Z на функционирование института медиа: прогностическая модель // Информационное общество. 2019. № 3. С. 69-72.
- Статья Ефанов А. А. Медиаобраз и политический имидж: закономерности корреляции двух конструктов // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8. № 5. С. 63-68.
201812
- Глава книги Yefanov A. Dynamics of Moral Panics Concerning Children and Youth: Historical-sociological Analysis, in: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Vol. XXXV. Nicosia : Future Academy, 2018. doi P. 1434-1440. doi
- Статья Ефанов А. А. «Волны» моральных паник в российском обществе 1990-2010-х годов: историко-социологический анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. № 1. С. 4-9. doi
- Статья Ефанов А. А. «Хайпы» в современном поле медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 1 (27). С. 63-69.
- Статья Ефанов А. А. Информационные телепрограммы в формате "breaking news": композиция, технология и особенности медиавосприятия // Информационное общество. 2018. № 3. С. 41-46.
- Статья Ефанов А. А. Инфофриллинг как технология репрезентации телевизионных новостей // Журналист. Социальные коммуникации. 2018. № 1 (29). С. 127-134.
- Статья Ефанов А. А. Медиамистификация посредством пранкинга и троллинга: социологический взгляд на медиаэкологическую проблему // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2018. № 2. С. 54-61.
- Статья Ефанов А. А. Модели дискредитации политического актора посредством медиа: социологическое измерение // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2018. № 3. С. 42-51.
- Статья Ефанов А. А. Моральные паники в контексте социогуманитарных исследований // Сибирский философский журнал. 2018. Т. 16. № 1. С. 138-149. doi
- Статья Ефанов А. А. Падение доверия к телевидению: социологический взгляд на проблему // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. Т. 18. № 2. С. 89-94. doi
- Статья Ефанов А. А. Формирование социологической культуры у будущих специалистов в сфере медиа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). С. 138-143.
- Статья Ефанов А. А. Функционирование псевдо-новости в полях телевидения и Интернета: типология, практики, социальные эффекты // Коммуникология. 2018. Т. 6. № 1. С. 155-165. doi
201714
- Статья Ефанов А. А. «Лед тронулся…», или О медиаобразовании как технологии декультивирования моральных паник // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 88-93.
- Статья Ефанов А. А. «Тверк оренбургских «пчелок», или О конструировании моральных паник в региональном и федеральном медиапространстве // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 176-181.
- Статья Ефанов А. А. Влияние цифровизации на деструкцию института регионального телевидения // Власть. 2017. Т. 25. № 8. С. 49-53.
- Статья Ефанов А. А. К вопросу об амбивалентности социальных изменений в результате влияния моральных паник на общество // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (48). С. 71-75.
- Статья Ефанов А. А. Медиа-репрезентация протестных настроений в зеркале социологии // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 2. С. 63-67.
- Статья Ефанов А. А. Освещение предвыборных кампаний в СМИ и электоральный интерес // Информационное общество. 2017. № 1. С. 36-40.
- Статья Ефанов А. А. Российско-украинский кризис: была ли моральная паника? // Logos et Praxis. 2017. Т. 16. № 2. С. 93-99. doi
- Статья Ефанов А. А. Социологическое обоснование процессуальности развития моральных паник // Известия Тульского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 2. С. 39-45.
- Статья Ефанов А. А. Тенденциозность освещения политических скандалов и проблема доверия к телевидению // Информационное общество. 2017. № 4-5. С. 107-113.
- Статья Ефанов А. А. Трансформация моральных паник в условиях модернизации информационного общества // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Т. 3. № 2. С. 66-75. doi
- Статья Ефанов А. А. Эволюция стратегий репрезентации политического образа Д. Трампа на российском телевидении // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 3. С. 40-44.
- Статья Ефанов А. А. Эмотивно-морализаторский дискурс как технология конструирования моральных паник // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 3 (47). С. 88-93.
- Статья Ефанов А. А. Эпидемия ВИЧ: социальная проблема или новая моральная паника? (Социологическое обоснование) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 130-138. doi
20161
20144
- Статья Ефанов А. А. Моральные паники в повестке дня региональных СМИ // Регионология. 2014. № 3 (88). С. 174-181.
- Статья Ефанов А. А. Моральные паники как дисфункция Интернет-коммуникации // Перспективы науки. 2014. № 2 (53). С. 89-92.
- Статья Ефанов А. А. Парадигмы развития современных моральных паник // В мире научных открытий. 2014. № 3-4 (51). С. 1803-1816.
- Статья Ефанов А. А. Структурная типологизация моральных паник как прецедентов социальной действительности // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 6-1. С. 65-69.
Конференции
- 2020Риторические традиции и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации (Москва). Доклад: Безальтернативная альтернативность: предвыборный дискурс в Оренбургской области в 2019 году
- 2019Медиариторика и современная культура общения: наука - практика - обучение (Москва). Доклад: Медиариторические стратегии дискредитации политических акторов
- 2018Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия (Москва). Доклад: "Кризис доверия" к телевидению
- 2017Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия (Москва). Доклад: СМИ и конструирование моральных паник
Опыт работы
2018-2022 - Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина: доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации
2018-2019 - Институт современного искусства: доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций
2018 - Российский государственный гуманитарный университет: доцент кафедры социокультурных практик и коммуникаций
2014-2018 - Оренбургский государственный университет: доцент кафедры связей с общественностью и журналистики
2014-2018 - Оренбургский государственный педагогический университет: доцент кафедры журналистики
2015-2018 - Телерадиокомпания "ТК-Регион": выпускающий редактор, ведущий новостей
2010-2015 - ГТРК "Оренбург": ведущий информационных программ
Информация*
- Общий стаж: 13 лет
- Научно-педагогический стаж: 14 лет
- Преподавательский стаж: 8 лет
Аспирантская школа по коммуникациям и медиа объявляет день открытых дверей
01 февраля 2024 в 15:00 состоится День открытых дверей Аспирантской школы по коммуникациям и медиа в режиме онлайн. Вы сможете узнать подробности поступления в рамках первой "волны" приемной кампании 2024 года и задать интересующие вопросы.
(Ссылка на подключение ниже)
В НИУ ВШЭ открылась Аспирантская школа по коммуникациям и медиа
Новая образовательная программа вписывается в международную научную парадигму Communication and Media Studies и дает студентам возможность не только сформировать понимание современной системы коммуникаций и медиа, но и усовершенствовать научно-педагогические практики для преподавания и консалтинговой деятельности.