Ландер Юрий Александрович
- Доцент: Факультет гуманитарных наук / Школа лингвистики
- Ведущий научный сотрудник: Международная лаборатория языковой конвергенции
- Академический руководитель образовательной программы: Фундаментальная и компьютерная лингвистика
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 25 лет.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
- Почетная грамота факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (ноябрь 2024)
- Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (октябрь 2024)
- Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
- Благодарность Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность Высшей школы экономики (август 2016)
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2016–2018)
Надбавка за публикации, вносящие особый вклад в международную научную репутацию НИУ ВШЭ (2024–2026)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2023–2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021–2022, 2020–2021, 2018–2019)
Лучший преподаватель — 2018, 2015–2016
Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023, 2021
Лучший академический руководитель в номинации «Цифровые навыки студентов» — 2023–2024
Лучший академический руководитель в номинации «Прием иностранных студентов» — 2024
Лучший академический руководитель в номинации «Лояльность студентов к продолжению образования в НИУ ВШЭ» — 2024
Лучший академический руководитель в номинации «Удовлетворенность студентов качеством образовательной программы» — 2023–2024
Лучший академический руководитель в номинации «Вовлеченность студентов программы в межкампусное и межфакультетское взаимодействие» — 2023
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Введение в лингвистику (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Введение в лингвистику (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Лингвистическая типология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Адыгейский язык" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 4 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Типология грамматических категорий (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Agile: гибкая методология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Археология фольклора: мифологические мотивы на карте мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Биологические основы психопатологий (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Introduction to Formal Concept Analysis (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Introduction to Formal Concept Analysis (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Зрительное восприятие и обман зрения (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Инструментальная фонетика: компьютерные методы сбора и анализа данных (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Towards Language Universals through Lexical Semantics: Introduction to Lexical and Semantic Typology (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Towards Language Universals through Lexical Semantics: Introduction to Lexical and Semantic Typology (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Как запустить свой Digital Humanities проект? От идеи до коммерциализации (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Лингвистическая типология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Математические методы в психологии. Основы применения (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Introduction to Multilingual and Multicultural Education (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Introduction to Multilingual and Multicultural Education (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар "Адыгейский язык" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 4 модуль)рус
- Neurolinguistics (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Neurolinguistics (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Нейронные сети и обработка текста (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Психология сознания (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Расстройства аутистического спектра (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Современные информационные технологии в бизнесе (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Data Structures (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Data Structures (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Theoretical Phonetics of the English Language (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Theoretical Phonetics of the English Language (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Language, Proof and Logic (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Language, Proof and Logic (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Лингвистическая типология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Адыгейский язык" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 4 модуль)рус
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Bayesian Statistics (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Bayesian Statistics (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Bayesian Statistics (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Bayesian Statistics: From Concept to Data Analysis (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Bayesian Statistics: From Concept to Data Analysis (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Bayesian Statistics: From Concept to Data Analysis (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- The Bilingual Brain (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- The Bilingual Brain (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- The Bilingual Brain (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Introduction to Catalan Sign Language: Speaking with Your Hands and Hearing with Your Eyes (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Introduction to Catalan Sign Language: Speaking with Your Hands and Hearing with Your Eyes (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Introduction to Catalan Sign Language: Speaking with Your Hands and Hearing with Your Eyes (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Towards language universals through lexical semantics: introduction to lexical and semantic typology (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Towards language universals through lexical semantics: introduction to lexical and semantic typology (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Towards language universals through lexical semantics: introduction to lexical and semantic typology (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- American Deaf Culture (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- American Deaf Culture (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- American Deaf Culture (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Лингвистическая типология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Regression Models (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Regression Models (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Regression Models (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар "Индонезийский язык" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Getting and Cleaning Data (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Getting and Cleaning Data (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Getting and Cleaning Data (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Dealing With Missing Data (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Dealing With Missing Data (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Dealing With Missing Data (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Questionnaire Design for Social Surveys (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Questionnaire Design for Social Surveys (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Questionnaire Design for Social Surveys (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Regression Modeling in Practice (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Regression Modeling in Practice (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Regression Modeling in Practice (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Statistics with R Specialization (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Statistics with R Specialization (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Statistics with R Specialization (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Statistical Inference (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Statistical Inference (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Statistical Inference (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Теория языка (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Sampling People, Networks and Records (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Sampling People, Networks and Records (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Sampling People, Networks and Records (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Inferential Statistics (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)Анг
- Inferential Statistics (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Inferential Statistics (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Языки среднеевропейского стандарта в перспективе языкового разнообразия (Бакалавриат; где читается: Школа иностранных языков; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Языковое разнообразие (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 3-й курс, 4 модуль)рус
Диссертация
Релятивизация в полисинтетическом языке: адыгейские относительные конструкции в типологической перспективе
Автореферат
Полный текст
Неопубликованные работы
Lander Yu. 2003. Nominal reduplication in Indonesian challenging the theory of grammatical change. (Revised version of a paper presented at the 7th International Symposium on Malay/Indonesian Linguistics, Nijmegen/Berg en Dal, 2003.)
Ландер Ю.А. 2005. Русский разговорный субъектный результатив
Lander Yu. 2009. Subject properties of the Adyghe absolutive: evidence from relatives. (Revised version of a paper presented at the international workshop on ergativity, Tbilisi, 2009.)
Ландер Ю.А., Выдрин А.П. 2010. Неканоническое маркирование субъекта ситуации в языках Северного Кавказа: модальные конструкции. (Revised version of a paper presented at the international workshop on ergativity, Tbilisi, 2009.)
Гранты
2005-2006. РФФИ, проект № 05-06-80400a: «База данных по лексической типологии глаголов движения в воде» (руководитель - Е.В. Рахилина), исполнитель
2005-2006. Российская академия лингвистических наук, проект «Документация удинского языка» (совм. с Д.С. Ганенковым и Т.А. Майсаком)
2006-2007. РГНФ, проект № 06-04-00194a: «Синтаксис полисинтетического языка» (руководитель - Я.Г. Тестелец), исполнитель
2009-2010. РГНФ, проект № 09-04-00168a: «Исследование модальной системы осетинского языка и его основных диалектов» (руководитель - А.П. Выдрин), исполнитель
2010-2011. РГНФ, проект № 10-04-00228а: «Ареальное распределение грамматических характеристик в даргинском и других языках Центрального Дагестана» (руководитель - Н.Р. Сумбатова), исполнитель
2011-2013. РФФИ, проект № 11-06-00481а: «Корпусное исследование морфосинтаксиса удинского языка», руководитель
2011-2012. Фонд фундаментальных лингвистических исследований, проект № A-46: «Грамматическое описание диалектов даргинского языка» (руководитель - Н.Р. Сумбатова), исполнитель
2014-2015. Исследовательский грант Научного фонда НИУ Высшая школа экономики «Функционирование морфологии в полисинтетическом языке»
2014-2016. РГНФ, проект № 14-04-00580 «Взаимодействие механизмов грамматики в языках мира» (руководитель - А.В. Циммерлинг), исполнитель
2015-2017. РФФИ, проект № 15-06-07434a «Электронная документация полисинтетического языка», руководитель
Опыт работы
1999 - 2019. Институт востоковедения РАН, научный сотрудник (с 2003).
2008 - 2012. Российский государственный гуманитарный университет, чтение курсов "Типология именных групп", "Адыгейский язык", "Типология полисинтетизма", "Малайский язык".
Информация*
- Общий стаж: 25 лет
- Научно-педагогический стаж: 25 лет
- Преподавательский стаж: 12 лет
Конференции
О типологически ориентированных исследованиях адыгских языков в начале XXI века. Актуальные проблемы современного кавказоведения. Институт востоковедения РАН, Москва, 8 февраля 2012 г.
(с П.М. Аркадьевым) Уляпская бесленеевская лингвистическая экспедиция 2011 года. Полевые исследования студентов РГГУ. РГГУ, Москва, 29 февраля 2012 г.
(с Д.С. Ганенковым и Т.А. Майсаком) Удинский язык без эндоклитик. Семинар по теоретической и прикладной лингвистике. МГГУ, 16 марта 2012 г.
Адыгейская релятивизация и типология относительных конструкций. Институт востоковедения РАН, Москва, 28 марта 2012 г.
Ещё и опять о структуре адыгейской клаузы. Адыгейский лингвистический семинар. РГГУ, Москва, 9 апреля 2012 г.
(с Д.С. Ганенковым и Т.А. Майсаком) Удинский язык в трудах московских кавказоведов. Удины: вчера, сегодня и завтра. Нидж, Азербайджан, 27 апреля 2012 г. [Приглашённый доклад]
Towards the grammar of NPs in languages of West Indonesia: Regulating the apparent word order irregularities. 12th International Conference on Austronesian Linguistics, Udayana University, Bali, Indonesia, 5 July 2012.
Превосходная сравнительная степень в Уляпе. Бесленеевская лингвистическая экспедиция. Уляп, 18 июля 2012 г.
.Приименные посессивы и понятие прототипа конструкции. Типология морфосинтаксических параметров 2012. Институт языкознания РАН, Москва, 16 ноября 2012 г. [Приглашённый доклад.]
(with Michael Daniel) Relativization in two East Caucasian languages: syntax, semantics and corpus evidence. Typology, Theory: Caucasus, Boğaziçi University, Istanbul, 29 November 2012.
Nominal complexes in Adyghe: between morphology and syntax. Typology, Theory: Caucasus, IFEA, Istanbul, 1 December 2012.
(with Michael Daniel) Pronominal reference in Adyghe relative clauses: a North Caucasian perspective. Pronouns and perspective in language and literature, NIAS, Wassenaar, 17 January 2013. [Invited.]
(с М.А. Даниэлем) Местоимения в северокавказских относительных конструкциях: различия и параллели. Нахско-дагестанский лингвистический семинар. Москва, 12 февраля 2013 г.
(с П.М. Аркадьевым) Лингвистические полевые исследования в Уляпе (Республика Адыгея) в 2012 году. Полевые исследования студентов РГГУ. РГГУ, Москва, 20 февраля 2013 г.
(with Alexander Letuchiy) Decreasing valency-changing operations in an increasing language? Workshop on Verb Valency Change, Universidad de Sonora, Hermosillo, Mexico, 21 March 2013.
(с Т.А. Архангельским) Введение во введение актантов в адыгейском языке. Адыгейская лингвистическая экспедиция. Кабехабль, 17 июля 2013 г.
(with Michael Daniel) Attributive predication in East Caucasian: generalized noun modication or extended relativization? 10th Biennial Meeting of Association for Linguistic Typology (thematic session on generalized noun modification clause constructions), Leipzig, 17 August 2013.
Contact-induced features in the Udi noun phrase. 46th Annual Meeting of the Societas Linguistica Europaea (workshop “Grammars in Contact: Convergence and divergence in languages of the Caucasus”), Split, 19 September 2013.
О специфике адыгского слова. 2nd International Conference on the Adyghe Language, Ankara, 28 September 2013.
Другая морфология. Институт востоковедения РАН, Москва, 13 November 2013.
(with Lisa Bylinina) Than = More + Exhaustivity: Evidence from Circassian. 19th Amsterdam Colloquium, University of Amsterdam, 20 December 2013. [Read by Lisa Bylinina.]
(with Michael Daniel) On apparent specifics of Circassian relativization. La relativisation dans les langues d’Asie Occidentale (Iran, Caucase, Anatolie, Proche–Orient), Paris, INaLCO, 7 February 2014. [Invited. Read by Yury Lander.]
(с П.М. Аркадьевым) Адыгская экспедиция 2013 года: краткий обзор. Полевые исследования студентов РГГУ. РГГУ, Москва, 26 февраля 2014 г.
Сюжет из жизн даргинской именной группы: приключения атрибутивов.Нахско-дагестанский лингвистический семинар. РГГУ, Москва, 11 марта 2014 г.
Полураспад именного комплекса. Адыгейская лингвистичская экспедиция. А. Нешукай, 18 июля 2014 г.
Relative clause incorporation: evidence from North Caucasus. Syntax of the World’s Languages VI, Università di Pavia, 10 September 2014.
О параметре "локус маркирования". Институт востоковедения РАН, Москва, 8 октября 2014 г.
Philippine ergativity in a cross-linguistic perspective. 12th Philippine Linguistics Congress, University of the Philippines - Diliman, Quezon-City, 26 November 2014.
Диалектология на Западном Кавказе: экспедиции в Адыгею. Лингвистика в панораме исследований Кавказа, РГГУ, Москва, 27 марта 2015 г.
Актанты и сирконстанты в адыгейском морфосинтаксисе. Институт востоковедения РАН, Москва, 8 апреля 2015 г.
Дальнейший распад именного комплекса. Адыгейская лингвистичская экспедиция. А. Ходзь, 4 июля 2015 г.
(with Irina Bagirokova) Grammaticalization of the analytical additive in Circassian. 46th Annual Meeting of the Societas Linguistica Europaea (workshop “Additives across languages”), Leiden University, 4 September 2015.
Кабардинские универсальные концессивы. Адыгский лингвистический семинар, РГГУ, Москва, 20 октября 2015 г.
Даргинский вклад в типологию согласования? Аргументная структура, падеж и согласование в дагестанских языках, Институт языкознания РАН, Москва, 11 декабря 2015 г.
Об отсутствии именной классификации в тантынском даргинском. Институт востоковедения РАН, Москва, 27 января 2016 г.
(с П.М. Аркадьевым) Адыгская лингвистическая экспедиция 2015 года: вводные замечания. Полевые исследования студентов РГГУ, РГГУ, Москва, 24 февраля 2016 г.
Релятивы в адыгских языках: о континуальности относительных конструкций. Школа лингвистики, НИУ ВШЭ, 18 марта 2016 г.
On Ad hoc Morphology. Typological School, High Higher School of Economics, Moscow, 13 April 2016.
Looking for a hierarchical structure in Tanti Dargwa NPs. Workshop on Nakh-Daghestanian languages, Universität Bamberg, 16 April 2016.
(с И.Г. Багироковой) Адыгский корпус: теоретические проблемы. Uluslararası Adıge Filolojisi Sempozyumu “Adıge Filolojisi: Güncel Konular”, Düzce Üniversitesi, 13 May 2016.
(with Timofey Arkhangelskiy) Developing a Polysynthetic Language Corpus: Problems and Solutions. Dialogue’2001 (International Conference on Computational Linguistics & Intellectual Technologies), РГГУ, Москва, 4 июня 2016. [Постер.]
Relative clause subordination without overt category change: evidence from the Caucasus. Società di linguistica italiana: L Congresso Internazionale, Workshop on Subordination, Università di Milano-Bicocca, 22 September 2016.
(с Т.А. Архангельским и И.Г. Багироковой) Проблема анализа именного комплекса в корпусе полисинтетического языка (на адыгейском материале). ConCorT: Corpus Technologies, Digital Humanities, and modern research, НИУ ВШЭ, Нижний Новгород, 15 октября 2016.
(with Peter Arkadiev) Valency issues in Northwest Caucasian. Valency and Valency Change in the Caucasus (Uslar’s Conference), Higher School of Economics, Moscow, 28 November 2016.
(with Irina Bagirokova) Pronominal cross-reference in Circassian: description and theory. Debrecen Workshop on Pronouns, University of Debrecen, 25 February 2017.
В защиту ветвления (или Почему его нет). Институт востоковедения РАН, Москва, 29 марта 2017.
(with Irina Bagirokova) Demorphologization of the nominal complex in Circassian. Historical Linguistics in the Caucasus, École Pratique des Hautes Études, Paris, 14 April 2017. [Poster.]
(No less than) two sources of head effects. Köpfigkeit und/order grammatische Anarchie?, Frie Universität Berlin, 13 May 2017.
- 2018
8-я конференция «Типология морфосинтаксических параметров» (Москва). Доклад: Грамматический статус ДРУГОЙ: типологические наблюдения
Вверх по течению Большого Зеленчука: Абазинская экспедиция в Старо-Кувинске
С первого по десятое июля 2024 года в рамках проекта “Открываем Россию заново” прошла экспедиция Школы лингвистики и Международной лаборатории языковой конвергенции НИУ ВШЭ в аул Старо-Кувинск в Карачаево-Черкесской Республике.
Все счастливые и с мороженым: чем запомнился выпускной бакалавров ФГН 2024
28 июня на Старой Басманной состоялся выпускной факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Этот долгожданный день объединил более трёхсот выпускников бакалавриата и стал одним из ключевых событий в год десятилетия факультета.
«Майская кабардинская городская лингвистическая»
В мае 2024 года четыре студентки Школы лингвистики (трое из бакалавриата и одна из компьютерной магистратуры): Мария Беркович, Вероника Зыкова, Василиса Мустонина и Татьяна Шостак, — под руководством Александра Подобряева и примкнувшего к ним (от Международной лаборатории языковой конвергенции) Юрия Ландера съездили в Нальчик осваивать тонкости полисинтетического кабардинского языка (или — как иногда призывают говорить его носители — кабардинского диалекта адыгского/черкесского языка), ужасно интересного и неожиданного, как и все другие абхазо-адыгские языки. Публикуем рассказ участников Кабардинской лингвистической экспедиции (в рамках Западнокавказского проекта) 7-15 мая 2024 г.
Апсуа Revisited: Маленькая абазинская экспедиция
С пятого по девятое апреля 2024 года прошла вторая экспедиция Школы лингвистики и Международной лаборатории языковой конвергенции НИУ ВШЭ в аул Апсуа (Карачаево-Черкесская Республика). Рассказываем, как это было.
Рассказ об экспедиции в аул Апсуа
С 29 июня по 11 июля 2023 года Школа Лингвистики ВШЭ провела экспедицию в аул Апсуа (Карачаево-Черкесская Республика), задачей которой было изучение ашхарского диалекта абазинского языка.
Сотрудники лаборатории — победители Конкурса лучших рускоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ
6-го июня, в День русского языка, были подведены итоги Конкурса лучших рускоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. Победителями конкурса в научной и научно-популярной номинации по направлению “Лингвистика” стали сотрудники Лаборатории языковой конвергенции Мария Вадимовна Ермолова, Анастасия Владимировна Яковлева, Юрий Александрович Ландер и Борис Валерьевич Орехов.
Экспедиция в аул Большой Кичмай, где живут хакучи
Со второго по седьмое мая 2023 года под руководством Юрия Ландера трое студентов третьего курса бакалаврской программы “Фундаментальная и компьютерная лингвистика” — Полина Малахова, Максим Степанянц и Алина Хургес — проходили экспедиционную практику в ауле Большой Кичмай, находящемся недалеко от Черноморского побережья, в районе Сочи.
Сотрудники Лаборатории языковой конвергенции на канале UdiMedia в День родного языка
В Международный день родного языка 21 февраля журналисты удинского ютьюб-канала UdiMedia выпустили передачу, посвящённую истории изучения и современному состоянию удинского языка. В передаче приняли участие сотрудники Школы лингвистики и Международной лаборатории языковой конвергенции.
Результаты конкурса НИРС-2022
Подведены итоги конкурса научно-исследовательских студенческих работ 2022 года. В начале 2023 года состоится церемония награждения победителей. Поздравляем студентов и выпускников факультета гуманитарных наук и их научных руководителей!
Подведены итоги конкурса НИРС
Представляем 15 победителей и лауреатов конкурса научно-исследовательских работ студентов.
В Школе лингвистики прошла встреча с первокурсниками
31 августа в Школе лингвистики состоялась встреча с первокурсниками бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». Студентам рассказали о том, как устроена программа и какие предметы по выбору ждут их на первом году обучения.
Сотрудники и участники семинара Лаборатории языковой конвергенции на конференции в Ереване
Сотрудники Лаборатории приняли участие в конференции «Анатолия – Кавказ – Иран», прошедшей в Институте востоковедения Российско-Армянского университета.
Дневник одной экспедиции в Дагестан
Во второй половине мая 2022 года состоялась социолингвистическая экспедиция в Дагестан под руководством Ю. Ландера и К. Наккарато. Участники экспедиции делятся впечатлениями в формате дневника.
Вышла книга Number in the world's languages: A Comparative Handbook
Книга издательства DeGruyter подготовлена под редакцией и с участием сотрудников Школы лингвистики и Лаборатории языковой конвергенции.
В Школе лингвистики состоялась онлайн-встреча с первокурсниками бакалавриата
Первокурсникам рассказали о том, что ждёт их в наступающем учебном году и презентовали курсы по выбору. Кроме того, студенты могли задать вопросы преподавателям и руководителям программы. А кураторы провели для перокурсников викторину об их ОП.
Объявлены лауреаты Конкурса русскоязычных научных и научно-популярных работ
7 июня 2021 г. в 18:00 состоялась церемония объявления победителей Конкурса на лучшую научную и научно-популярную работу на русском языке. Конкурс проводится по двум номинациям: лучшая научная публикация на русском языке (по гуманитарным, социальным и естественным наукам) и лучший научно-популярный проект на русском языке (книги, лекции, видео-каналы, подкасты, онлайн-проекты и др.).
Сотрудники Лаборатории языковой конвергенции написали главы для новой Оксфордской энциклопедии по языкам Кавказа
В январе 2021 года стала доступной онлайн новая Оксфордская энциклопедия, посвященная языкам Кавказа (Oxford Handbook of Languages of the Caucasus). Сотрудники Международной лаборатории языковой конвергенции активно участвовали в этом издании.
Молодые исследователи в Лаборатории по формальным моделям в лингвистике
Возникнув на базе Школы лингвистики, Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике за несколько лет стала одним из самых интересных подразделений факультета гуманитарных наук. О своей работе в лаборатории рассказали стажеры-исследователи, студенты 3 курса бакалавриата направления «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» Максим Бажуков и Анна Постникова.
Результаты конкурса НИРС-2020
Подведены итоги конкурса научно-исследовательских студенческих работ 2020 года. Поздравляем студентов и выпускников факультета гуманитарных наук и их научных руководителей!
Победители и лауреаты конкурса НИРС
Объявлены итоги ежегодного конкурса научно-исследовательских студенческих работ. В числе победителей и лауреатов - шесть работ стажеров-исследователей Лаборатории по формальным моделям в лингвистике. Четыре работы написаны под руководством научных сотрудников лаборатории.
Юрий Ландер и его коллеги рассказали о типологической «экзотичности» адыгейского языка для Проекта о языках
В материале портала ПостНаука лингвисты Петр Аркадьев, Юрий Ландер и Яков Тестелец и филолог Марзият Биданок рассуждают о полисинтетизме и других особенностях адыгейской грамматики, которые делают этот язык «крепким орешком» для существующих лингвистический теорий.
Сотрудники Лаборатории языковой конвергенции приняли участие в первой конференции Европейского лингвистического общества, проведённой онлайн
53-я конференция SLE впервые в истории прошла в нетрадиционном формате. Лаборатория языковой конвергенции была представлена целым рядом докладов.
Результаты конкурса НИРС-2019
Подведены итоги конкурса научно-исследовательских студенческих работ 2019 года. Поздравляем студентов и выпускников факультета гуманитарных наук и их научных руководителей!
Опубликована книга о мегебском языке
В издательстве Language Science Press опубликована книга о мегебском языке, вышедшая под редакцией сотрудников лаборатории языковой конвергенции М.А. Даниэля и Н.Р. Добрушиной и сотрудника лаборатории языков Кавказа Д.С. Ганенкова.
Батакская экспедиция НИУ ВШЭ – 2019
В августе четверо студентов и сотрудников Школы лингвистики отправились в первую в истории экспедицию Вышки в Индонезию, где живут носители батакских языков. Экспедиция, хоть и малочисленная, прошла очень успешно — об опыте и достижениях рассказывают её участники.
Абазинская экспедиция – 2019
2–8 апреля 2019 года участники абазинского проекта приняли участие в очередной экспедиции в аул Инжич-Чукун (центр Абазинского района Карачаево-Черкесии).
Экспедиции Школы лингвистики по программе «Открываем Россию заново»: начинаем новый сезон!
Бюро Совета Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ рассмотрело заявки подразделений университета на организацию студенческих экспедиций «Открываем Россию заново». Среди поддержанных заявок — десять экспедиций Школы лингвистики!
Новая публикация
В «Вестнике Карачаево-Черкесского государственного университета» опубликована программная статья абазинского проекта.
Подняться ввысь и превратиться в горизонт: вторая абазинская экспедиция школы лингвистики НИУ ВШЭ
Репортаж об очередной поездке лингвистов из Вышки в Абазинский район Карачаево-Черкесии. Кроме исследования абазинского языка, участники экспедиции успели посмотреть на самый большой в Евразии телескоп и подняться в горы.
ЕВРика: сборник и база данных «поисков» и «находок»
Глаголы поиска и находки в типологической перспективе – к 60-летию руководителя школы лингвистики Е. В. Рахилиной.
«Это фантастический язык»
Рассказ об абазинской экспедиции школы лингвистики НИУ ВШЭ.
Документация адыгейского диалекта в Израиле
Больше недели – с 25 октября по 1 ноября 2017 года – Юрий Ландер и Ирина Багирокова провели в Израиле, занимаясь документацией одного из адыгейских диалектов.
Лингвисты, чукчи и танцы: международная школа TyLex — 2017 в Вороново
В учебном центре Вороново прошла недельная школа по типологии и лексике TyLex — 2017. Её участниками стали студенты и аспиранты со всего мира, а преподавателями — выдающиеся отечественные и зарубежные лингвисты. Организатором мероприятия стала школа лингвистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
Как исследователи и студенты Вышки заново открывают Россию
Студенческие экспедиции «Открываем Россию заново», проводимые при поддержке Фонда образовательных инноваций ВШЭ, стартовали весной 2017 года. За это время состоялось уже 26 экспедиций в 14 регионов, в которых приняли участие около 500 человек — студентов под руководством их преподавателей.
«И тут я поняла, что есть безумно интересные вещи, о которых я не слышала»
Выпускница бакалавриата «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» Мария Шеянова — о синхронном переводе польских мультиков, радостях программирования и поисках себя в лингвистике.
«Я поняла, что хочу учиться здесь и нигде больше»
Выпускница бакалавриата Александра Мартынова — о своих четырех годах изучения лингвистики, профессорском борще и важности глупых вопросов.
'HSE Students Are not Content with Knowing Things — They Immediately Want to Solve Linguistic Problems'
Guglielmo Cinque is a professor of linguistics at the University of Venice and one of the most well-known European generativists. Recently he paid a week-long visit the HSE School of linguistics, and now shares his impressions of our students and staff, as well as of this year's weather in Moscow.
«Студентам Вышки недостаточно просто знать — они хотят решать научные проблемы»
Известный итальянский лингвист Гильельмо Чинкве поделился впечатлениями от визита в школу лингвистики.
Можно ли узнать «божественную истину» о языке?
Недавно в гостях у школы лингвистики побывал профессор Университета Венеции Гильельмо Чинкве — один из крупнейших лингвистов Европы и мировой авторитет в области генеративной грамматики. Он встречался со студентами и преподавателями школы, проводил индивидуальные консультации, а также прочёл курс лекций под названием «Между формальным синтаксисом и универсальной грамматикой».
Проект школы лингвистики победил в конкурсе на создание международной лаборатории
В стенах НИУ ВШЭ будет создана международная лаборатория «Конвергентные процессы в истории языка» во главе с профессором Калифорнийского университета в Беркли Джоханной Николс. Сотрудниками лаборатории станут преподаватели школы лингвистики.
"Наконец-то конференция по языкам Кавказа прошла в Москве"
Недавно в школе лингвистики состоялась большая международная конференция, посвященная языкам Кавказа. Мы собрали впечатления её участников и организаторов.
В школе лингвистики прошла международная конференция по языкам Кавказа
28-30 ноября в школе лингвистике проходила международная конференция "Валентность и ее изменения в языках Кавказа". Конференция была посвящена 200-летию пионера кавказоведения, выдающегося этнографа и лингвиста Петра Услара (1816-1875), в ней приняли участие исследователи из США, Франции и других стран.
Проверка знаний: лингвисты готовят плакаты, а дизайнеры проводят модный показ
Уже не первый год в Вышке экзамены и защита курсовых на некоторых программах проходят в разных необычных форматах. Расскажем о нескольких таких примерах.
Типологическая школа: обзор
С 11 по 13 апреля в Школе лингвистики прошла Типологическая школа. Мы подготовили для вас краткий обзор.
Вышел в свет сборник "Полевые исследования студентов РГГУ: Этнология, фольклористика, лингвистика. Вып. X".
В сборник вошли в том числе статьи преподавателей и студентов НИУ ВШЭ, работавших в Адыгее в 2013 году. Их список можно найти в тексте новости.
Преподаватели и сотрудники Школы лингвистики приняли участие в конференции по дагестановедению
Конференция Workshop on Nakh-Daghestanian languages проходила в Университете Бамберга (Германия); на ней выступили Д.С. Ганенков (он был также одним из организаторов воркшопа), М.А. Даниэль, Ю.А. Ландер, Н.Р. Добрушина.
Стали известны предварительные темы выступлений приглашенных преподавателей на Типологической школе 11-13 апреля
С ними можно ознакомиться, кликнув на заголовок новости.
Студенты программы приняли участие в полевой конференции РГГУ
На состоявшейся 24 февраля конференции "Полевые исследования студентов РГГУ" выступили студенты 3 курса бакалавриата ВШЭ Алина Баранова, Нина Мустафина, Василиса Андриянец и студенты 4 курса Полина Касьянова, Юлия Козиорова, Анна Новоселова и Иван Саркисов. В конференции также приняли участие руководитель бакалаврской образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» Ю.А. Ландер и преподаватель Школы лингвистики Ю.Е. Галямина*.
Рабочее совещание «Аргументная структура, падеж и согласование в дагестанских языках» прошло 11 декабря в Институте Языкознания РАН
Семинар был организован сотрудником Лаборатории языков Кавказа, руководителем гранта РНФ "Корпусные исследования предикатно-аргументной структуры предложения в нахско-дагестанских языках" Д.С.Ганенковым. В совещании приняли участие три студента Школы Лингвистики и участника того же гранта (Илья Чечуро, Дарья Барыльникова и Александра Кожухарь) и два преподавателя (Ю.А.Ландер и М.А.Даниэль).
23 сентября в Школе лингвистики состоялся экспедиционный вечер
Студенты и преподаватели Школы лингвистики рассказывали о своих летних полевых поездках.
«Важная особенность многих олимпиад — они оценивают способность мыслить, а не специальные знания»
В этом году в московском кампусе НИУ ВШЭ на бюджетные места зачислено 684 победителя и призера олимпиад. На некоторых программах олимпиадников оказалось так много, что они заняли почти все изначально запланированные бюджетные места. На таких программах Вышка увеличила количество бюджетных мест, чтобы дать шанс на поступление и ребятам с хорошими результатами ЕГЭ. Новостная служба ВШЭ спросила у руководителей нескольких программ, вызвавших особенный интерес у победителей и призеров олимпиад, чем они объясняют такой успех у абитуриентов.
Встреча с первокурсниками-2015
31 августа 2015 года состоялась встреча вновь набранного первого курса бакалавриата с преподавателями Школы лингвистики. Предлагаем Вашему вниманию фоторепортаж.
Linguists away at Summer School
HSE lecturers and students took part in the 2015 Summer School near the town of Dubna from July 11 through August 10. The representatives of the HSE School of Linguistics organised two different workshops at this year’s School, one on Language and the Brain, aimed at research in the field of neurolinguistics, and one on Linguistics Research, the main areas of which included field linguistics and anthropology.
Лингвисты на Летней школе
Преподаватели и студенты Школы лингвистики приняли участие в образовательном проекте "Летняя школа" - это мероприятие проходит на базе отдыха под Дубной; студенты и школьники живут в палатках и слушают лекции самых и не самых именитых учёных в самых разных научных областях
Необщественный транспорт
Преподаватели Школы лингвистики делятся опытом использования необщественных средств передвижения
Вышла книга «Даргинский говор селения Танты. Грамматический очерк. Вопросы синтаксиса»
Вышла из печати монография «Даргинский говор селения Танты. Грамматический очерк. Вопросы синтаксиса». Авторы монографии – доцент Школы лингвистики ВШЭ Юрий Александрович Ландер и доцент Учебно-научного центра лингвистической типологи РГГУ Нина Романовна Сумбатова.